Неделя (кол-во часов) | Тема коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
ОКТЯБРЬ |
1 2-4 (4ак.ч.) | Диагностический этап: Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту. Подготовительный этап: Знакомство с органами артикуляции. |
НОЯБРЬ |
1 (1ак.ч.) | Закрепление знаний об органах артикуляции | Продолжать выполнять подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Вызывание звука по подражанию. Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие мимики. |
2 (1ак.ч.) | Основной коррекционный этап: «Свистящие звуки» 1. Артикуляционные упражнения
2. Дыхательная гимнастика.
3. Использование Су-Джок терапии
3. Игра «Тишина» | Подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.
Выработать подвижность и активность губ и языка; вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка; вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Выполнение упражнений: «Заборчик», «Слоник», «Улыбочка», «Кто дальше загонит мяч?», «Месим тесто» и др. Выработать, развить физиологическое и речевое дыхание Знакомство детей с массажером, правила его использования. Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга; - Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать
тонус; - Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
3-4 (2ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика 2. Постановка звука «С, СЬ». Автоматизация звука в слогах. 3. Использование Су-Джок терапии Игра "Я мячом круги катаю"
4. Игра «Угадай на чём играют» | Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание
Автоматизация звука «С» в прямых и обратных слогах.
Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга; - Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус; - Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
ДЕКАБРЬ |
1 (1ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
2. Автоматизация звука «С, СЬ» в словах, словосочетаниях.
3. Использование Су-Джок терапии Игра "Я мячом круги катаю" | Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; продолжать вырабатывать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание
Автоматизация звука «С» в словах и в словосочетаниях (в начале слова, в середине, в конце). Формирование понятия «место звука в слове». Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с» в начале и конце слова, обогащение словарного запаса словами со звуком «с» проводится на каждом занятии. - Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. |
2-3 (2ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
2. Автоматизация звука «С, СЬ» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте. 3. Использование Су-Джок терапии Логосказка "Ёжик" | Цель: закрепить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; продолжать вырабатывать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание. Автоматизация звука «С» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Формирование и закрепление в речи простых и сложных предлогов.
Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. |
4 (1ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 2. Постановка звука «З, ЗЬ». Автоматизация звука в слогах, словах.
3. «Чей шарик подымиться выше?» 4. Игра «Где позвонили?» | Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание Обогащение словарного запаса словами со звуком «З» проводится на каждом занятии. Автоматизация звука «З» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
ЯНВАРЬ |
2-3 (2ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Капитаны»
2. Автоматизация звука «З, ЗЬ» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте. 3. Массаж пальцев кистей рук эластичным кальцом. Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыри-пять" 4. Дифференциация артикуляции звуков «с – з» | Цель: закрепить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; продолжать вырабатывать подвижность и активность губ; Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Автоматизация звука «З» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Формирование и закрепление в речи простых и сложных предлогов.
Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
(при необходимости) |
4 (1ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика«Кораблик».
2. Постановка звука «Ц». Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях.
3."Выложи из палочек"
| Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха. Обогащение словарного запаса словами со звуком «Ц» проводится на каждом занятии. Автоматизация звука «Ц» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «ц» среди других звуков, в слогах, в словах. Определять место его в словах. Цель: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры. |
ФЕВРАЛЬ |
1 (1ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Кораблик». 2. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте. 3. Игра «Слушай и выбирай» | Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха. Автоматизация звука «Ц» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Формирование и закрепление в речи простых и сложных предлогов.
Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
2-3 (2ак.ч.) | «Шипящие звуки» 1. Вызывание звука «Ш, Ж» по подражанию. Постановка звука «Ш, Ж». «Лопата копает», «Фокус».
2. Автоматизация звука «Ш, Ж» в слогах, словах
3. Сухой бассейн «Следопыт» |
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа. Обогащение словарного запаса словами со звуком «Ш, Ж» проводится на каждом занятии. Автоматизация звука «Ш, Ж» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Ш, Ж» среди других звуков, в слогах, в словах. Определять место его в словах. Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. |
4 (1ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Кораблик»
2. Автоматизация звука «Ш, Ж» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте. 3. Дифференциация звуков Ш-Ж.
4. Игра «Тихо-громко» | Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха. Автоматизация звука «Ш, Ж» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
МАРТ |
1-2 (2ак.ч.) | 1. Вызывание звука «Ч, Щ» по подражанию. Постановка звука «Ч, Щ». «Лопата копает», «Фокус».
2. Автоматизация звука «Ч, Щ» в слогах, словах, словосочетаниях.
3. «Вертушка»
4. Игра «правильно-неправильно» | Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа. Обогащение словарного запаса словами со звуком «Ч, Щ» проводится на каждом занятии. Автоматизация звука «Ч, Щ» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Ч, Щ» среди других звуков, в слогах, в словах. Определять место его в словах. Цель: празвитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
3-4 (2ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Кораблик»
2. Автоматизация звука «Ч,Щ» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.
3. Дифференциация звуков Ш-Щ; Щ-С; Ч-Ц.
4. Игра «Слушай и выбирай» | Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков, активизация губ; выработать подвижность и активность губ; развить физиологическое и речевое дыхание, учить чередованию сильного и длительного плавного выдоха. Автоматизация звука «Ч, Щ» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи
Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
АПРЕЛЬ |
1-2 (2ак.ч.) | «Сонорные звуки» 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
2. Вызывание звука «Р, Рь» по подражанию. Постановка звука «Р» с механической помощью.
3. Автоматизация звука «Р, Рь» в слогах, словах.
4. Игра «Какое слово отличается?» 5."Игры с прищепками" Игра "построй заборчик" | Упражнения: «Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба; «Горка» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». «Снег идёт» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
«Барабанщик», «Заведи моторчик». Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. «Дятел» Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Обогащение словарного запаса словами со звуком «Р, Рь» проводится на каждом занятии. Автоматизация звука «Р, Рь» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Р, Рь» среди других звуков, в слогах, в словах. Определять место его в словах. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. Задачи: развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны |
3-4 (2ак.ч.) | 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
2. Автоматизация звука «Р, Рь» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.
3. «Песня ветра» 4. Игра «Что лишнее?» | Упражнения: «Маляр» Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба; «Парус поднимается» Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ]. «Горка» Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». «Снег идёт» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Автоматизация звука «Р, Рь» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. |
МАЙ |
1-2 (2ак.ч.) | 1. Артикуляционная гимнастика «Пароход» «Пароход гудит», «Приклей конфетку» 2. Вызывание звука «Л, Ль» по подражанию. Постановка звука «Л, Ль» с механической помощью. 3. Автоматизация звука «Л, Ль» в слогах, словах, словосочетаниях.
4. Игра «Доскажи словечко», «Звук заблудился» | Цель: подготовка артикуляции для звука [ л ].
Цель: вызвать звук [ л ] смешанным способом.
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Обогащение словарного запаса словами со звуком «Л, Ль» проводится на каждом занятии. Автоматизация звука «Л, Ль» в прямых и обратных слогах, в словах (в начале слова, в середине, в конце). Учить слышать звук «Л, Ль» среди других звуков, в слогах, в словах. Определять место его в словах. Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.
|
3 (1ак.ч.) | 1. Автоматизация звука «Л,Ль» в чистоговорках, предложениях, потешках, стихотворениях, в связном тексте.
2. Игра «Найди звук» 3. Дифференциация артикуляции звуков «Л – Р» | Автоматизация звука «Р, Рь» с использованием картинок на заданный звук, использование серии сюжетных картинок. Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, середине, в конце. Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание. Дифференцировать эти звуки на слух, определять их место в слове. |
4 (1ак.ч.) | «Оценочный этап»: Оценка результативности коррекционной работы. | Проведение мониторинга. Оценка динамики работы с логопедом. |
Итого: 31 ч. |