Сентябрь. Овощи и фрукты на нашем столе. Грибы. Осень. В хороводе деревьев. Октябрь. " Зелёная аптека." Мир растений. "Домашние животные." Ноябрь. " Волшебница вода." "Как дикие звери готовятся к зиме." Песок, глина, камень, почва. Воздух. Декабрь. Лесные жители. В гостях у птиц. "Как помочь зимующим птицам." Январь. Зимушка -зима. Белый снег пушистый. Путешествие в зимний лес. Февраль. "Комнатные растения." Стекло и металл. Жизнь птиц зимой. Март. Весна - красна. Путешествие по Красной книге. Бумага, древесина, ткань. Апрель. Человек - живой организм. Земля - мой дом. Насекомые - наши помощники. Май. Природа и люди. Одуванчик. Хлеб - всему голова. Чудо - ягода. | Закрепить представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). чувства, речь, внимание. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Продолжать знакомить со со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Обобщить представления детей о жизни диких зверей .в зимний период года .Прививать добрые чувства к диким животным. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" Обобщить представления детей о птицах как живых существах . Учить проявлять заботу Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен бытьвлажным Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, показать взаимосвязь с живой и неживой природой, развивать мышление; воспитывать доброе отношение к природе. Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. .Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Расширять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Познакомить с лекарственным растением - одуванчик. .Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Наблюдения. Д/игра" Чего не стало." "Угадай на ощупь." "Узнай по описанию. Беседа " Что нам осень принесла." Чтение Ю. Тувим " Овощи." Пальчиковая гимнастика " Засолка капусты." Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении -Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-Рассматривание иллюстраций, муляжей. Наблюдения за состоянием погоды на участке -Наблюдения за трудом взрослых -Чтение стих-я Ерихеева "Осень" -Рассматривание картины "Времена года" -Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт" "Так бывает или нет" "Детки на ветке" -Игра "Какая сегодня погода" -Развлечение "Осень разноцветная" Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев -Отгадывание загадок -Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами" -Дидактическое лото "С какого дерева листочек" -Рисование "Разноцветные листочки" -Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой" -И. Токмакова "Сосны" -Беседа о лекарственных травах -Загадки -Рассматривание иллюстраций с растениями -Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя" Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений -Чтение рассказа "Зелёные страницы" -Беседа "Мой любимый цветок" -Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение" -Рисование "Поляна цветов" -Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение" Отгадывание загадок о домашних животных Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных Создание альбома о кошках Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг» Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные Дидактические игры: "Назови детёнышей" "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт" Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка Чтение сказки "Как собака друга искала" Драматизация сказки "Три поросёнка" -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" -Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыт с водой - Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" Настольный театр: "Маша и медведь" -Опыт с песком, глиной - Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение) -Рассмотреть песок, глину (сравнить) Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Надувание мыльных пузырей -Пузырьки-спасатели -Надувание шаров -Поиск воздуха -Загадочные пузырьки -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" -Игра- имитация "Звериная зарядка" -Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт" -Театр на фланелеграфе "Маша и медведь" -Настольный театр "Снегурушка и лиса" -Рисование "животные в лесу" (трафарет) -Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" -Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Заюшкина избушка" --Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?" -Рассказ Н, Носов "Лисята" -Беседа о зимующих и перелётных птицах. -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. -Дидактические игры: "Кто, где живёт". "Нарисуй птицам дорожку в сказку. -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) -Чтение стихотворения:"Покормим птиц зимой". Изготовление с детьми кормушек для птиц. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья" Наблюдения за птицами на участке -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" -Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу -Диафильм "Зима в лесу" -Рассматривание картины К. Коровин "Зима" -Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) -Рисование "Зимушка- зима" -Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) Опыт со снегом -"Нужен ли зимой растениям снег?" -Цветные льдинки -Рисование "Снежинки" -Постройка горки с помощью взрослых Беседа о зиме Рассматривание картины "Зимние забавы" Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу Рассматривание картины К. Коровин "Зима" Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) -Рисование "Зимушка- зима" Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) Чтение сказки "Зимовье" С. Козлов "Зимняя сказка" А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"И. Суриков "Зима" Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы" -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями -Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" -Рассматривание картины "Цветущий кактус" -Лепка "Кактус" -Опыт со стеклом, металлом -Сравнение предметов -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов -Беседа о зимующих птицах. - Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы." - Игра с мячом "кого чем угостим?" -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники" -Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "- Где будут первые проталинки?-Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна? -Рисование "Волшебница весна" -Театр "Заюшкина избушка" -В. Берестов "Песенка весенних минут" -М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята" -Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" -Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" -Рассматривание Красной книги, беседа -Оригами из бумаги -Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов -Беседа -Опыт с бумагой, древесиной Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. -Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай" -Беседа о потребностях человека. -Рассказ о вредных привычках. -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз Беседа "Где я живу" -Сравнение речки, болота, моря -Рассматривание картины "Семья дома" -Рассматривание семейных фотографий -Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" -Беседа о звёздах -Рисование" Звёздное небо." - Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций -Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина: "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") -Рисование "Божья коровка" -Лепка "Зелёная гусеница" -Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев. - Чтение рассказов, заучивание стихотворений. - Беседы о лесе, деревьях. -Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща." -Загадки об одуванчике. - Чтение стихов. -Беседа. -Изучение строения. - Составление рассказа "Путешествие семечка." -Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному. -Д/игра "Угадай на вкус." -Пословицы о хлебе. -Рассматривание иллюстраций: "Вспашка." "Посев", "Уборка," "Появление всходов," "Хлеборобы." -Отгадывание загадок -Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды" |