| сроки | тема | Интеграция образовательных областей | Программные задачи | Методы и приемы | Виды совместной и самостоятельной деятельности | Взаимодействие с семьей |
Ок Т ябрь | 1 неделя | В осеннем саду созрели яблоки, груши, сливы | Познание Художественное Творчество Социализация Чтение художественной литературы Музыка Познавательно-исследовательская. | Учить детей рисовать развесистые плодовые деревья с ветвистыми кронами. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед очередным набором краски, сушить ее о салфетку, не рисовать по сырой краске). Учить рисовать по всему листу; познакомить детей с законами перспективы, передним, средним и дальним планами. Учить детей красиво располагать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие. | Дид \игра загадки, показ способов рисования Наглядный, Беседа с элементами объяснения и демонстрацией способов рисования - примакивание, проба краски на палитре, получение светлого тона , показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Беседа; «Фрукты. Труд людей в садах» Дидактические игры: «Чудесный мешочек» (с овощами и фруктами); «Найди свой любимый цвет» (с предметами ближайшего окружения различных цветов), «Где растет?». Упражнение на классификация овощей и фруктов (на основе отгадок к загадкам).Ю. Тувима. 4. Музыкально-художественная. Исполнение песни «Осень, милая, шурши» муз. М.Еремеевой, Рассматривание акварельных красок. | Знакомство с программой кружка Презентация «Пейзаж» |
Ок Т ябрь | 2 неделя | Осеннее дерево | Познание Художественное Творчество Социализация Чтение художественной литературы музыка | Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передать красоту осенней природы. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки. Закреплять технические умения: рисовать пятном, мазком, линиями. Воспитывать самостоятельность, творческую активность. | Беседа д\и, прослушивание музыкального произведения, наблюдения | Беседа: «Природа глазами художника» «Прогулка в лес» Д/и «Узнай дерево по стволу» аудиозапись цикла «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь») П.И. Чайковскогоразучивание песен об осени | |
Ок Т ябрь | 3 неделя | Дерево под дождем и ветром (рисование по мокрой бумаге) | Познание (формирование целостной картины мира) Художественное Творчество Социализация Чтение художественной литературы Музыка | Учить изображать Дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой, передавать разную толщину ветвей и ствола, развивать Умение вносить в рисунок свои дополнения, обогащая его содержание | Показ приемов изображения, загадки ,стихи | Рассматривание репродукции картины И. И. Поленов «Осенний день. Сокольники» Д/и «Найди ошибку» Чтение «Сказка о добром художнике. Поленов» П. И. Чайковский « октябрь» из цикла «Времена года» | |
Ок Т ябрь | 4 неделя | Осенний лес | Познание (формирование целостной картины мира) Коммуникативная Познавательно- исследовательская Художественное Творчество Социализация Чтение художественной литературы | Учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья, (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные) закреплять приемы работы кистью и красками | Наблюдение беседа . Стихи об осени. Показ, | Познание ;занятие «Путешествие в смешанный лес Составление по картине И. Левитана «Золотая осень» Познавательно- исследовательская; Рассматривание веток деревьев Д\и « от какого дерева ветка»
| |
Н О я Б Р Ь | 1 неделя | Деревья и кусты | Познание (формирование целостной картины мира) Коммуникативная Познавательно- исследовательская Художественное Творчество Социализация Чтение художественной литературы | Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; учить предавать в рисунке различия в строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток). | Наблюдение беседа . Стихи о деревьях. Показ, Рассматривание картин, внесение игрушки Незнайки | Беседа« Деревья и кустарники нашего двора» Рассматривание иллюстраций различных деревьев (сравнительный анализ).Наблюдение за осенними деревьями «Узнай дерево» Д\и: «От какого дерева лист», Толстой «Дуб и орешник , заучивание Е. Серова | |
ноябрь | 2 неделя | «Ветка рябины» | познание, коммуникация музыка Художественное Творчество Социализация Чтение художественной литературы
| Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство; Учить анализировать натуру, рисования, развивать мелкую моторику рук.выделять ее признаки и особенности; Закрепить прием вливания одного цвета в другой; Учить технике пальчикового | Предварительная работа: наблюдение за рябиной во время прогулок. Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение. Физминутка «Рябина», Рисование пальчиками «Ветка рябины», отработка приема выполнения листочков. Итог занятия | Беседа «Рябина и рябинка»Прогулка по улице к рябине» Коммуникативная Беседы с детьми: « ягоды – дары леса», «Польза и особенности ягод». д\и «угадай ягоду» .Ручной труд: лепка ветки с ягодами, кусты загадка, Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке». П.И. Чайковского «Времена года» | Создание папки-передвижки: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах». |
ноябрь | 3 неделя | Пейзаж у озера | Познание (формирование целостной картины мира) Познавательно- исследовательская Художественное Творчество Чтение художественной литературы | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства; Познакомить с техникой изображения пейзажа-монотипия, показать ее изобразительные особенности; Развивать умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Предварительная работа Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце», наблюдения за отражением предметов в лужице, Организационная часть прослушивание аудиозаписи Практическая часть Итог занятия | Познавательно- исследовательская наблюдения за отражением предметов в лужице, Чтение художественной литературы чтение сказки Лилиана Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», В, Берестов «Картинки в лужах». И. Бунин «На пруде». прослушивание аудиозаписи песни «Улыбка» на музыку В. Шаинского, | |
ноябрь | 4 неделя | Шишки на ветке | Познавательно- исследовательская социализация, художественное творчество, художественная литература, | Учить рисовать заснеженную ,ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком | Наблюдение за зимней природой во время прогулок, Дид./ Игры. физ-минутка .показ способов рисования | Художественная литература, «Ель» И. Соколова-МикитоваРасматривание ветки сосны и шишки: Д\и «С какой ветки шишка»
| Принести родителям веточки хвойных деревьев,и шишек |
Д Е К А Б Р Ь | 1 неделя | Белая береза под моим окном | Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, художественная литература, музыка, | Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии концом). Развивать чувства цвета, (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона). Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение Чтение стихотворения ,проблемный вопрос ;чем изобразить березу , показ способ изображения ,итог занятия | Зимние пейзажи (репродукции И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.Э. Грабаря; иллюстрации, фотографии, календари Просмотр презентации «Деревья Беседа о березе. Чтение. Прочтение стихотворения С. Есенина«Береза».Д /и «Времена года»Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза» Аудио запись «Зимнее утро» (муз. П. И. Чайковского). | Выучить стихотворение С.Есенина «Береза». Любоваться зимней природой вместе с детьми |
Д Е К А Б Р Ь | 2 неделя | Зимний лес | Познание. Коммуник - ация, социализация, художественная литература, физкультура, здоровье, безопасность, музыка | Развивать у детей эстетическое восприятие, самостоятельно придумывать тему для рисования зимнего леса, цвет снега (зимний день, вечер), изображать разные деревья (старые, молодые, прямые, изогнутые и т.п.). | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Тема: «Идет волшебница зима…» Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Зима»Беседа: «И. И. Шишкин великий русский художник (развитие речи) Тема: «Зима» . Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Д/и «Что лишнее?»Чтение рассказа В. В. Фомичевой «В ельнике»П. И. Чайковский, А. Плещеев «Зима» | Рекомендовать родителям: наблюдать вместе с детьми по дороге в детский сад и из детского сада за зимним пейзажем. |
Д Е К А Б Р Ь | 3 неделя | Деревья в инее | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, физкультура | Развивать эстетическое восприятие; закреплять умение передавать в рисунке красоту природы; упражнять в рисовании сангиной, в рисовании гуашью (всей кистью и ее концом); вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными изображениями. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Рассматривание иллюстраций, репродукций картин чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Снежная королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами. Отрывок рассказа Л. Чарской, стихотворение П. Вяземского «Здравствуй, в белом сарафане…», С. Островой «Зима», физкультминутка «В гостях у Зимушки – Зимы». А. Прокофьев «По дороге, по прямой…» | Рекомендовать родителям: наблюдать вместе с детьми по дороге в детский сад и из детского сада за зимним пейзажем, за деревьями зимой |
Д Е К А Б Р Ь | 4 неделя | «Большие и маленькие ели». | Познание коммуникативная Художественная литература Музыка | учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу); учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее); развивать эстетические чувства, образные представления. | Чтение стихотворения Рассматривание иллюстраций Показ способов рисования, итог | Познание. Наблюдения на прогулке Разучивание стихотворении; И. Токмаковой «Ели на опушке… рассматривание иллюстраций Слушание песни: «Елочка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен | Учить стижи к празднику подготовка к Новогоднему утреннику |
Январь | 3 неделя | Наша нарядная елка | Познание Коммуникация социализация физкультура Художественная литература | учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника создавать образ нарядной елки; развивать образное восприятие, эстетические чувства. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | (Е.Михайлова) . «В гости к елочке» – прогулка в лес. Раскраски на новогоднюю тему. Дидактические игры «Собери елку» (пазлы), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку». Чтение и заучивание стихов о елке. «Что такое Новый год?». (Е.Михайлова) Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту),- К.Чуковский «Елка». | Анкетирование для родителей «А у вас какая елка?» |
Ф Е В Р А Л ь | 4 неделя | Зимние напевы | Познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». | Наблюдение за зимней природой во время прогулок, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, чтение и разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?». Подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии. | Познание, : наблюдение за зимней природой во время прогулок, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме чтения стихотворения А.С. Пушкина «Волшебница-зима».Читаю отрывок из рассказа Г. Скребицкого о волшебстве зимы: «Четыре художника». Музыка: П. Чайковского (1-я симфония, 2-я часть) Физкультминутка«Зимний лес» | |
Ф Е В Р А Л ь | 1 неделя | сосна | Познание, коммуникация, художественная литература, музыка, | Учить детей передавать в рисунке характерные особенности сосны (высокий ровный ствол, особенности кроны, цвет хвои); продолжать учить правильным способам работы полусухой щетинной кистью при рисовании горизонтальных мазков (хвоя). Закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий, через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ одинокой сосны. | Иллюстрация к стихотворению М. Лермонтова, схематическое изображение сосны, гуашь, акварель, кисти, палитра. Игра; «В лесу три полочки» | занятие «Наш край. Природа нашего края.».* через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ одинокой сосны. Экологическая сказка «О чем шепчутся деревья зимой» (Книга « О чем шепчутся деревья») Рассказ М.Пришвина «Деревья зимой» Цикл наблюдений за елью на прогулке.Игра; «В лесу три полочки» | Консультаця для родителей «Нужно ли ребенку рисование?» |
Ф Е В Р А Л ь |
2 неделя |
Красивое развесистое дерево зимой | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье |
Учить детей передавать в рисунке характерные признаки ивы и дуба, соблюдая колорит, характерный для окраски ствола. Закреплять умение работать в смешанной технике (восковые мелки и акварель «посырому»). Продолжать учить изображать деревья разных пород и возраста, передавать в рисунках перспективу. Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке | Сюрпризный момент, чтение сказок, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Просмотр презентации «Деревья» Беседа: «Природа глазами художника» Чтение «Сказка о добром художнике. Поленов Д/и «Времена года» П. И. Чайковский «Времена года» | Создание альбома «Деревья» |
Ф Е В Р А Л ь |
3 неделя | Дедушка дерево (отпечаток ладошкой) | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей. Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости и изложении собственных замыслов. | Работа в книжном уголке –рассматривание иллюстраций различных деревьев | Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Дубы» Беседа: «Сколько живет дерево»Д/и «Составь пейзаж» Чтение Э.Машковская* Дедушка дерево * Экологические сказки Игра «Станем мы деревьями» | Творческие работы с родителями |
Ф Е В Р А Л ь | 4 неделя | Солнечная поляна зимой | Познание, коммуникация, социализация | Закреплять умение рисовать зимние деревья, большие и маленькие елочки; обратить внимание детей на тень от деревьев на снегу в солнечный день. | Репродукции зимних солнечных пейзажей; игрушка Зайчик, альбомные листы, цветные мелки, гуашь, кисти, уголь. | Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Зима» Рассматривание картины К.Юон «Зимнее солнце» Д/и «Составь пейзаж» Д/и «Что лишнее?» | Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования» |
март | 1 неделя | Волшебное дерево | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Развивать у детей воображение творчество, развивать замысел. Использовать навыки и умения в рисовании концом кисти .
- | Сюрпризный момент, чтение сказок, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.П/и « Лесная фигура замри» Панно «Волшебное дерево». Музыкальное сопровождение. Д/и «Собери цветок» для индивидуальной работы. К.И. Чуковского «Чудо-дерево». | Рекомендации что читать детям |
март | 2 неделя | «Пришла весна» (кляксография | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Формировать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения деревьев разных пород и смены времен года, передавая строение деревьев, соотношение их частей, расположение на листе по законам перспективы. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение. | Рассматривание репродукций картин И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.Э. Грабаря. Просмотр презентации «Весна» Д/и «Собери картинку»Отгадывание загадок про деревья.П. И. Чайковский « март» из цикла «Времена года»
| Помощь в подборе познавательного материала; |
март | 3 неделя | Распустились вербы | Познание, | Учить детей рисовать веточки с натуры, передавать их характерные особенности: строение, расположение почек,их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение. | Беседа «Вербное воскресение» | Консультация для родителей «Нужно ли ребенку рисование?» |
март | 4 неделя | «В гости к весне» | Познание, коммуникация, социализация художественная литература, музыка, | Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету, а также использовать в работе обрывную аппликацию. Закрепить умение работать ножницами. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы. | Игровая ситуация ;Путешествие в лес» чтение стихов ,рассматривание картины, физ-минутка, работа разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Беседа о весне Рассматривание картины И. Левитан « Март» Игра «Веснянка» Музыка: Звуки весеннего леса | Помощь в подборе познавательного материала |
| | “Сонные деревья”Кол-лективная | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Развивать у детей эстетическое восприятие, самостоятельно придумывать тему для рисования зимнего леса, цвет снега(вечер,утро,ночь), изображать разные деревья (старые, молодые, прямые, изогнутые и т.п.). | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Беседа: «Природа глазами художника» Беседа: «Прогулка в лес» Д/и «Узнай дерево по стволу» П. И. Чайковский, А. Плещеев «Зима» | Помощь в подборе познавательного материала;
|
апрель | 1 неделя | «Поможем лесу" | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | - Обобщить первичные представления о наиболее ярких явлениях, происходящих в природе весной. - Расширить представления детей о живой и неживой природе, передавая это в рисунке. - Уметь располагать изображение на всем листе, рисовать предметы округлых форм, закрашивать, проводя штрихи, мазки по контуру предмета, самостоятельно подбирать цвета. - Применять элементы ТРИЗА. - Воспитывать желание защитить лес от негативных воздействий, выводя его из кризисного состояния, учить доводить до конца начатое. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение. | Наблюдение за деревьями во время прогулки, рассматривание их строения, беседы о весне, рассматривание картины “Лес весной”, чтение произведений: С.Капуткяна “Май”, Ф. Мигура “Жучок с золотыми крылышками” и др.Игры: “Солнышко и дождик”, хоровод “Во поле березка стояла”, “пальчи«Найди дерево по семенам», ковая гимнастика”. | Помощь в подборе познавательного материала;
|
апрель | 2неделя | Весенняя палитра природы | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Развивать у детей эстетическое восприятие, желание передавать красоту весенней природы. Формировать умение создавать сюжетные композиции. Закреплять умение передавать строение деревьев: ствол, тонкие и толстые ветки. Закреплять умение делать мазки всем ворсом кисти, безотрывным движением. Развивать цветовое восприятие. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Репродукции картин с изображениями весны, молодой зелени; аудиозапись цикла «Времена года» «Апрель», П.И. Чайковского. | |
апрель | 3 неделя | «Золотая хохлома и золотой лес» | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. Учить замечать художественные элементы росписи. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью. Воспитывать эстетическое восприятие. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Занятие «Хохлома»Презентация «Хохломские узоры» художественное творчество «Хохломские узоры» | Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования» |
апрель | 4 неделя | Люблю березу русскую | Познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве; учить детей пользоваться шаблоном; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе; расширять словарный запас детей | Художественное слово.Творчество художников-пейзажистов. Музыка. Динамические паузы, физминутки.Пальчиковые гимнастики | Рассматривание березы, заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», приметы о березе, пение песен, русский хоровод «Во поле березка стояла» Упражнения по ФЭМП с листьями «Порядковый счет» | Пословицы и поговорки о природе заучить с детьми |
май | 1 неделя | Цветущий сад | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | картины природы, передавая характерные Закреплять умение изображать особенности времени года; рисовать раскидистое дерево в цвету (ствол, сучки, ветки) методом тычка. Учить располагать изображения по всему листу (ближе – крупнее, дальше - меньше); рисовать разными материалами. Развивать творческую активность. | Наглядный, словесный, игровой, показ с объяснением, художественное слово, беседа, указание, вопросы, поощрение | Репродукция картины с изображением цветущего сада. Наблюдения на прогулках, экскурсиях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций , «Изучаем листья, кору, ствол» | Помощь в подборе познавательного материала |
| 2неделя | Рисование методом тычка «Белая черемуха» | Познание, коммуникация, социализация художественное творчество, художественная литература, музыка, здоровье | Развивать эстетическое восприятие, желание передавать её красоту, учить изображать цветущее дерево, располагая его на листе Рисование ватными палочками. | Художественное слово. Чтение стихотворения о весне.Творчество художников-пейзажистов. Музыка. Фи-зминутки. Пальчиковые гимнастики | Познание; наблюдение за цветущей черемухой художественное творчество»Продуктивная деятельность(аппликация) Художественная литература: .Стихотворение З. Александрова «Черемуха», В. Жуковский и вся благоуханная…», Е. Русаков «Черемуха», чтение рассказа «Черемуха» Э. Шима, «Черемуха» С. Есенин В. Жуковский «Черемуха цветет». Здоровье; физкультминутка | Родительское собрание Выставка детских рисунков |