kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План по самообразованию. Тема: «Сказкотерапия - средство развития детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение компетентности  по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию. Тема: «Сказкотерапия - средство развития детей дошкольного возраста.»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»









План самообразования на 2025-2026 учебный год

воспитателя высшей категории

Лешуковой И. А


Тема: «Сказкотерапия – средство развития детей дошкольного возраста»















Тема

«Сказкотерапия – средство развития детей дошкольного возраста»


Срок работы над темой:

2025-2026 учебный год

Актуальность 

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми через сказку.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов. Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты.

Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, т.е способствует формированию гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни.

Сказкотерапию эффективно используют специалисты, работающие с детьми – логопеды, психологи и педагоги. В зависимости от того, в какой сфере применяется метод, специалисты могут преследовать свои цели.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

  1. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.

  2. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

  3. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

  4. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

  5. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

  6. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.


Цели

1.Повышение уровня собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми.

2.Создание условий для активизации в ребёнке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода «Сказкотерапия».

3.Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников. 

Задачи

Педагог

1.Изучить влияния сказкотерапии на развитие детей дошкольного возраста и внедрить в практику.

2.Обобщить опыт работы по организации и проведению игр и упражнений с использованием сказкотерапии для детей дошкольного возраста.

Дети

1.Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость…

2..Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, творческого воображения и оригинальности мышления .

3.Формировать умение управлять

4.Развивать у детей самоконтроль и умение управлять своими эмоциями

Родители

Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка.

Формы, методы работы.


1. Самообразование.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

4.Методический инструментарий

План работы.

Этапы работы

  1. Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

  • Выбор темы. Постановка целей и задач.

  • Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования.

  • Составление плана работы по теме самообразования.

  1. Практический

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

  • Оформление картотеки.

  • Введение сказкотерапии в образовательный процесс.

  • Демонстрация опыта работы по применению сказкотерапии в образовательном процессе.

  • Консультации, буклеты для родителей.

  1. Отчётный

Цель: подведение итогов работы.

Выступление в рамках заседания МО.


Ожидаемые результаты.


1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.

2. Введена сказкотерапия в образовательный процесс с детьми от 5 до7 лет.У детей увеличивается словарный запас, репертуар образов, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Переживая во время сказки, ребенок дает выход собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни, так как понимает, что это понарошку. Налаживается нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу.

3. Проведены мастер-классы для педагогических работников.

4. Проведены консультации с родителями.

5. Имеются публикации на сайтах.

Источники самообразования.


Интернет-ресурсы.

Психолого-педагогическая, научно-методическая литература.

  1. Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми».

  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии».

  3. Стишенок И.В. «Сказкотерапия для решения личных проблем».



















Реализация темы

Этапы работы

Содержание работы

Сроки реализации

1.

Ознакомительный



Выбор темы. Постановка целей и задач по данной проблеме.

Октябрь 2025 года



Изучение литературы

  • Изучение теоретических основ сказкотерапии (пособие А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик «Планета чудес» развивающая сказкотерапия для детей):

  • Изучение вопросов организации и проведение игр и упражнений с использованием сказкотерапии в деском саду (пособие О.Н. Капшук «Игротерапия и сказкотерапия : развиваемся играя»):

  • -Изучение теоретических основ влияния сказкотерапии на формирования нравственной сферы дошкольников ( пособие А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик «Подарки фей» развивающая сказкотеропия для детей):

Сбор данных через интернет ресурсы по данной теме.

Составление перспективного плана работы по самообразованию.

2.

Практический


2.1

Работа с детьми

  • Введение сказкотерапии в образовательный процесс.

Организация и проведение занятий с использованием методов и приёмов сказкотерапии.

Ноябрь2025-апрель 2026года

2.2

Работа с педагогами

  • Выступление на методическом совете по теме самообразования.

  • Практикум

  • Консультация «Воспитание личностной культуры дошкольника через сказку»

«Сказкотерапия – как воспитательная система, органичная внутренней среде человека»

По плану

2.3

Работа с родителями

  • Оформление информационного материала в уголке для родителей.

  • Разработка памяток и буклетов для родителей.

  1. «Наглядная информация «Сказкотерапия как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка».

  2. Наглядная информация «Сказкотерапия в работе с детьми».

  3. Наглядная информация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

  4. Папка-передвижка «Как с помощью сказки развивать речь ребенка».



1 раз в квартал

3.

Отчётный

  • Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

  • Публикация опыта работы на персональном сайте педагога, на сайте «Копилка уроков».

2026

май





Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лешукова Ирина Анатольевна

Дата: 23.10.2025

Номер свидетельства: 675984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства