| Актуальность | "Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми через сказку. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Основное назначение сказкотерапии – развитие многогранной, разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, избавление от привычек, страхов и комплексов. Сказки могут стать прекрасным подспорьем при воспитании ребёнка. Они сближают родителей и детей, дают прекрасные темы для рассуждений, открывают новые интересные факты. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, т.е способствует формированию гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказкотерапию эффективно используют специалисты, работающие с детьми – логопеды, психологи и педагоги. В зависимости от того, в какой сфере применяется метод, специалисты могут преследовать свои цели. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера. |
| Задачи | Педагог 1.Изучить влияния сказкотерапии на развитие детей дошкольного возраста и внедрить в практику. 2.Обобщить опыт работы по организации и проведению игр и упражнений с использованием сказкотерапии для детей дошкольного возраста. Дети 1.Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость… 2..Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, творческого воображения и оригинальности мышления . 3.Формировать умение управлять 4.Развивать у детей самоконтроль и умение управлять своими эмоциями Родители Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. |
| Ожидаемые результаты. | 1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования. 2. Введена сказкотерапия в образовательный процесс с детьми от 5 до7 лет.У детей увеличивается словарный запас, репертуар образов, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Переживая во время сказки, ребенок дает выход собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни, так как понимает, что это понарошку. Налаживается нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу. 3. Проведены мастер-классы для педагогических работников. 4. Проведены консультации с родителями. 5. Имеются публикации на сайтах. |