План по самообразованию педагога-психолога на тему « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
План по самообразованию педагога-психолога на тему « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
Создание благоприятного прохождения периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию педагога-психолога на тему « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»»
Тема: « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
п. Цимлянский,2020г.
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи:
-изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ;
-составить перспективный план самообразования по проблеме адаптации ребенка к ДОУ;
-систематизировать полученные знания по проблеме исследования;
-изучить имеющиеся в научно-методической литературе психолого – педагогические методы исследования адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
-составить диагностический комплекс исследования особенностей адаптации к условиям ДОУ детей младшего дошкольного возраста.
- обеспечение взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Предполагаемый результат:
Благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
План работы на год
Сроки
Содержание работы
Практический выход
Сентябрь-
октябрь
Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Индивидуальные беседы, сбор информации о семейном воспитании.
Консультация для родителей «Особенности адаптации в детском саду»
4.Составление плана работы и подбор методик работы с детьми.
1.Ознакомиться с новыми достижениями педагогики, детской психологии.
Изучить новые программы и педагогические технологии (при помощи интернет-источников).
2. Анализ полученной информации
3. Подготовить консультацию для родителей об особенностях адаптации детей к ДОУ.
4.Разработать план работы с детьми раннего возраста на период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Ноябрь
1.Приучение детей в игровой форме к режимным моментам («Собираемся на прогулку», «День рождение куклы»)
2.Памятки: « Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду».
4.Сообщение на педсовете «Роль игры в период адаптации».
1.Разработать и оформить картотеку сюжетно-ролевых игр.
2.Подготовить памятки, письменные консультации на тему адаптации детей раннего возраста.
3.Оформить открытки к празднику.
4.Подготовить сообщение.
Декабрь
1.Создание предметно-развивающей среды в группе.
2.Разработка адаптационных игр на знакомство с группой, детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада. («Давайте познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!»)
3.Консультация для воспитателей «Адаптация детей в детском саду»
1.Обновление РППС в группе
2. Картотека игр на знакомство.
3.Подготовить консультацию для воспитателей.
Январь
1.Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок «Теремок» настольный театр).
2.Мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду».
1.Картотека пальчиковых игр.
2.Инсценировка сказки.
3.Подготовка мастер-класса для родителей
Февраль
1. Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок»
2.Подвижные игры«Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».
3.Консультация для родителей «Общение родителей и детей. Игры и развлечения»
1.Картотека игр-ситуаций.
2.Картотека подвижных игр.
3.Подготовить консультацию для родителей об общении детей с родителями.
Март
1.Театрализованная игра «Репка» (настольный театр).
2. Консультация для родителей «Гигиенические требования к одежде ребенка». (Стенд психолога)
1. Показать сказку.
2.Подготовить консультацию.
Апрель
1. Театрализованная игра «Курочка ряба» (настольный театр)
- выяснение условий жизни ребенка дома, получение сведений о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи;
- рассказ о задачах работы группы, знакомство с программой воспитания и обучения, по которой работает дошкольное отделение;
- знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми;
- рассказ о режиме дня и расписании образовательной деятельности в группе;
- разъяснение значения режима дня, ритмов сна, активного бодровствования , прогулок;
- уточнение пожеланий родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (сентябрь)
2. Заполнение родителями анкет (октябрь)
3. Выступление на родительском собрании (в течение года)
4. Организация мастер-класса для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» (январь)
5 Оформление консультативного материала в уголке родителей для самостоятельного изучения:
- «Ваш ребенок поступает в детский сад» (сентябрь);
- «Общение родителей и детей. Игры и развлечения» (февраль);
- «Гигиенические требования к одежде ребенка» (март);
- Консультация «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ» (декабрь)
- Составление в помощь воспитателям памятки для родителей – «Мой ребенок идет в детский сад» (сентябрь)
- Презентация-отчет о результатах проделанной работы на педсовете (май)
Выводы:
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Список литературы:
Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.