Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани)
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №40» по адресу: 446010, г. Сызрань, ул. Студенческая, дом 6
Храмова Е.В.
2018 г. Сызрань
Актуальность - чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Развивать представления об основных физических явлениях.
3. Развивать представления о некоторых факторах среды.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
5. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы.
Неделя месяца | Тема экспериментальной деятельности | Цель экспериментальной деятельности | Содержание | Вывод |
1 неделя | «Какое значение имеет размер семян» | Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть. | Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые большие и толстые и самые маленькие и тонкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые , усохшие семена). Кладут их в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами. Спустя неделю, дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке. | Всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких – маленькие и слабенькие. Крупные прорастают в первые один-два дня, а прорастание мелких растянется на несколько дней. |
«Вертушка» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Взоспитатель показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится. Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. | Ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки. |
«Потребность растений в воде» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. | Воспитатель из букета выбирает один цветок, оставляет его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло? | Вода необходима растениям, без нее они погибают. |
«Почему на тропинках не растут растения» | Развивать интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности. | Воспитатель обращает внимание детей на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. | Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут. |
2 неделя | «Передача солнечного зайчика» | Показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. | В солнечный день рассмотреть «солнечный зайчик». Как он получается? Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? | Свет отражается от зеркала. Он отразится еще раз. |
«Что будет, если огород не пропалывать?» | Экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая. | Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве. | Сорняки мешают нормальному росту посаженных растений. |
«Буря» | Доказать, что ветер это движение воздуха. | Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру. Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? | Ветер – это движение воздуха. |
«Свойства песка» | Познакомить детей со свойствами песка. | Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и узоры на земле. | Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается. |