на 2017 – 2018 учебный год автор: Березкина Т.Д., воспитатель старшей группы
2017
Пояснительная записка Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников. Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Цель кружка: - Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. - Развивать математические представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. - Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления Задачи: - Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; - Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.; - Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.; - Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти; - Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; - Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей). Формирование представлений о числе и количестве: - развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. - совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Развитие представлений о величине: - делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. - развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. Развитие представлений о форме: - уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. - учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. - учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Развитие ориентировки во времени: - дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. - учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Ожидаемый результат. - Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия. - учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =) - Учить успешно решает логические задачи; - Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами; - Развивать быстроту мышления; - Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства; - Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы. Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью: В старшей группе – 25 минут; В подготовительной - 30 минут.
Содержание занятий Сентябрь Тема | Программное содержание | «Считай не ошибись!» | Усвоить порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете | «Найди предмет такой же формы». | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. | «Четвертый лишний» | Закрепление пространственные отношения: справа, слева. | «Подбери обувь» | Сравнение предметов по всем показаниям величины |
Октябрь Тема | Программное содержание | 1. «Что общего и чем отличаются» | Учить сравнивать свойства предметов. | 2. «Подбери по форме» | Закрепить свойства предметов. | 3. «Найди, кто лишний» | Закрепить сравнивать свойства предметов. | 4. «Какой фигуры не хватает?» | Закрепить свойства предметов. | Ноябрь Тема | Программное содержание | 1. «Что изменилось» | Учить находить свойства предметов. | 2. «Третий лишний» | Учить детей умению сравнивать группы предметов. | 3. «Четвертый лишний» | Закрепить умение сравнивать группы предметов | 4. «Лабиринты: кто кому звонит?» | Закрепить умение сравнивать группы предметов. | Декабрь Тема | Программное содержание | 1. «Дорисуй и раскрась» | Учить соотношении: часть - целое. | 2. «Продолжи закономерность» | Закрепить пространственные отношения: на, под, над. | 3. «Найди одинаковые игрушки» | Учить пространственные отношения: справа, слева. | 4. «Четвертый лишний» | Закрепить пространственные отношения: справа, слева. | Январь Тема | Программное содержание | 1. «Дорисуй» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. | 2. «Чем отличаются клоуны» | Закрепить число и цифру 1. | 3. «Поменяй признак» | Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. | 4. «Лабиринты» | развивать глазомер и образное мышление | Февраль Тема | Программное содержание | 1. «Продолжи закономерность» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление | 2. «Что общего» | Учить детей умению составлять равенства. | 3. «Самый внимательный . Выложи по образцу» . | Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление | 4. «Дорисуй» | Закрепить числа и цифры 1-3. | Март Тема | Программное содержание | 1. «Догадайся, как надо раскрасить» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. | 2. «Разбей фигуры по признаку» | Закрепить число и цифру 4. | 3. «Какой домик лишний и почему» | Закрепить представление о многоугольниках. | 4. «Логические цепочки» | Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. | Апрель Тема | Программное содержание | 1. «Перехват» | Закрепить число и цифру 5. | 2. «Обведи дорожки» | Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. | 3. «Раскрась» | Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. | 4. «Раскрась так же» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству. | Май Тема | Программное содержание | 1. «Что сначала, что потом» | Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. | 2. «Раскрась так же» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству. | 3. «Праздник математики» | Закрепить пройденный материал. | |