| № | Опыты | Цель | Оборудование |
| 1 | Сентябрь « Вода нужна всем» | Дать детям представление о роли воды в жизни растений. | Блюдца с сухой ватой, блюдце с мокрой ватой, фасоль. |
| 2 | « Нужен ли корешкам воздух». | Выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать что растение дышит всеми частями. | Емкость с водой, почва рыхлая и уплотненная, 2 прозрачные емкости с проростками фасоли, растительное масло, два растения в горшках. |
| 3 | « Здравствуй ветер». | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. | |
| 4 | « Ходит капелька по кругу». | Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. | |
| 5 | « Вода прозрачная». | Показать одно из свойств воды. | 1 стакан с молоком, 1 стакан с водой, ложечки. |
| 6 | « Растения пьют воду». | Показать детям, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. | Ваза с цветами, подкрашенная вода. |
| 7 | « Сыпучий песок». | Дать понять детям, что песок состоит из песчинок разной формы, показать одно из свойств – сыпучесть. | Чистый песок, лоток, лупа. |
| 8 | Октябрь « У воды нет вкуса». | Убедить детей, что у воды нет вкуса. | Соломинка для коктейлей, молоко, сок, вода. |
| 9 | « Почему цветы осенью вянут». | Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. | Горшок с растением, трубочка, вставленная в резиновую трубку, прозрачная емкость. |
| 10 | « Пузыри воздуха». | Обнаружить с детьми пузырьки воздуха. | Стакан с водой, банка. |
| 11 | « Песок может двигаться». | Продолжать знакомство со свойствами песка. | Песок. |
| 12 | « Как кошка языком чистит себе шерстку». | Показать детям, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. | Простой карандаш, пилка для ногтей, ватный тампон. |
| 13 | « Где лучше расти». | Продолжать устанавливать, как растение ищет свет. | Комнатное растение ( фикус, сансевьера), лейкопластырь. |
| 14 | « Из каких цветов состоит солнечный луч». | Показать, как вода изменяет направление света, из-за чего цвета изменяются( радуга). | Противень, зеркало, лист белой бумаги, вода. |
| 15 | Ноябрь « Для чего корешки». | Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения функций растения. | Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой закрытая крышкой с прорезью для черенка. |
| 16 | « Почему солнце можно видеть до того, как оно появится». | Показать детям, что свет проходящий через банку преломляется. | Чистая литровая банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин. |
| 17 | « Волшебная монета». | Познакомить детей со свойствами металла(проводить тепло). | Монета. |
| 18 | « У кого какие клювы». | Установить зависимость между характером питания и особенностям внешнего вида животных. | Плотный ком земли, муляжи клювов, емкость с водой, камешки, кора дерева, зернышки. |
| 19 | « Плавает - тонет». | Подвести к выводу, что полые предметы плавают. Если вода проникает в предмет, он утонет. | Газ с водой, две бутылки с пробками. |
| 20 | « Ветер – это движение воздуха». | Дать понять детям, почему появляются волны? | Веера, таз с водой. |
| 21 | « Как маскируются животные». | Показать как краска отражает свет – это принципы сливания красок – что помагает животным. | Желтый мел, красный пластилин, бумага. |
| | Декабрь | | |
| 22 | « Как образуются облака». | Показать детям механизм образования облака. | Пульверизатор, комнатное растение. |
| 23 | « Гром и молния». | Познакомить детей с природным явлением(молнией); (вернее с ее родственницей) | 2 надувных шарика, шерстяной носок. |
| 24 | « Где растение получает воду?». | Выявить способность разных почв пропускать воду. | Воронки, стеклянные палочки, прозрачные емкости, вода, вата, почва с огорода. |
| 25 | « Вода двигает камень». | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | Соломинки для коктейля, пластилин. |
| 26 | « Лед – твердая вода». | Показать как постепенно уменьшаются сосульки в теплом помещении; установить зависимость от размеров сосулек. | Сосульки, банки или кубики льда. |
| 27 | « Как змея меняет кожу». | Показать механизм смены кожи змеями. | Резиновая перчатка( или кожаная). |
| 28 | « В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются». | Свойства веществ растворяться. | 3 стакана с водой, песок, сахар, ложечки, акварельные краски. |
| 29 | « Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха». | Показать влияние расстояния на температуру. | 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка. |
| | Январь | | |
| 30 | « Образование инея». | Показать механизм образования инея. | Термос с горячей водой, тарелка, чайник. |
| 31 | « Вода не имеет формы». | Дать понять детям о еще одном свойстве воды. | Кусочек льда, стакан, миска, кувшин. |
| 32 | « Выращивание растений из морковных верхушек». | Показать детям, что не только семенам выращивают растения. | Песок, мелкая емкость, верхушки морковки. |
| 33 | « Летающие семена». | Определить с детьми летающие семена; определить зависимость скорости падения от высоты. | Семена фасоли, семечко клена. |
| 34 | « Защитные свойства снега». | Выявить защитные свойства снега. | Два кустарника, лопатки. |
| 35 | « Почему говорят – как с гуся вода». | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Перья куриные, гусиные, емкость с водой, жир, пипетка, растительное масло, рыхлая бумага, кисточка. |
| 36 | « Как разрушаются горы». | Показать, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются; связь нарушается. | Кусочек гранита, спиртовка, стакан воды(холодной). |
| 37 | «Чем ближе, тем быстрее». | Показать детям на примере, как двигаются планеты, которые непрерывно «падают» вокруг солнца. | Пластилин, линейка, рейка метровой длины. |
| | Февраль | | |
| 38 | « Замерзание жидкостей». | Познакомить детей с различными жидкостями; выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством соленой воды, молоком, растительным маслом. |
| 39 | « Мир пластмасс». | Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс( полиэтилен, пенопласт, оргстекло). | Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички. |
| 40 | « Магнит и его свойства». | Познакомить детей с магнитом и его свойствами притягивать металлические предметы. | Металл, дерево, пластмасс, магнит. |
| 41 | « Кто чистит аквариум»? | Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы. | Аквариум со старой водой, мальки, лупа. |
| 42 | « Изменение объема жидкости». | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | Бутылки с пробками стеклянные 2 штуки. |
| 43 | « Фильтрование воды». | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | Бумажная салфетка, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
| 44 | « Вертушка». | Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха. | Вертушки. |
| 45 | « Живая вода». | Показать одно из свойств воды; давать жизнь всему живому. | Веточки быстро распускающихся деревьев. |
| | Март | | |
| 46 | « Реактивный шарик». | Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха. | Воздушные шары. |
| 47 | « Передача солнечного зайчика». | Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть, там его, где не должно. | Зеркала. |
| 48 | « Спичечный телефон». | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. | две спичечных коробки, тонкая нить, иголка, 2 спички. |
| 49 | « Зеленые монетки». | Показать, что при вступлении кислоты с медью – образуется уксусная медь – зеленого цвета. | Бумажная салфетка, блюдце, уксус, медные монетки. |
| 50 | « Воздух при нагревании». | Показать свойства воздуха расширяться и сжиматься. | Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой. |
| 51 | « Посев семечка». | Показать детям принцип выращивания растения из семечки. | Лоток: почва из песка, глины, земли, семечко овоща или цветка. |
| 52 | « Мир ткани». | Называть ткани ( ситец, сатин, шерсть, капрон, драп). | Образцы тканей, емкость с водой, ножницы. |
| 53 | « Дыхание листа». | Помочь узнавать с какой стороны листа в растение проникает воздух. | Цветок в горшке, вазелин. |
| | Апрель | | |
| 54 | « Свечка в банке». | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха( кислорода становится меньше), что нужен для горения кислород. | Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном. |
| 55 | « Радуга на стене». | Познакомить с механизмом образования цветов – разложение. | Граненное стеклышко. |
| 56 | « Звучащая монета». | Доказать детям, что вещества при охлаждении сжимаются; расширяющийся воздух приподнимает монету. | Двухлитровая бутылка, монета размером с диаметр горлышка, стакан воды. |
| 57 | « Как не обжечься». | Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. | Алюминиевая ложка, емкость с горячей водой. |
| 58 | « Почему комар пищит». | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев. |
| 59 | « Пламя загрязняет воздух». | Показать, что при горении загрязняется воздух. | Свеча, спички, фарфоровая чашка. |
| 60 | Фокус « Сухим из воды». | Продемонстрировать детям существование атмосферного давления, что воздух при остывании занимает меньший объем. | Тарелка с водой покрывающей дно, монетка, стакан. |
| 61 | « Прозрачность». | Познакомить со свойством пропускать или задерживать свет(предметами). | Кусочек стекла, фольга, калька, стеклянный кувшин, картон, фонарик. |
| | Май | | |
| 62 | « Поющая струна». | Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Проволока без покрытия, деревянная рамка. |
| 63 | « Волшебница почва». | Закрепить знания о том, что в почве есть вода и воздух. | Стекло, стакан с водой, ком земли. |
| 64 | « Прыгающая монета». | Закреплять знания детей о свойствах воздуха; показать, что объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. | Бутылка, монета, емкость с горячей водой. |
| 65 | « Песок путешествует по пустыне». | Показать детям, как в пустыне создаются песчаные барханы. | Стеклянная банка с сухим песком и резиновым шлангом. |
| 66. | « Определение возраста рыбы». | Вместе с детьми определить возраст рыбы; рассмотреть форму и цвет. | Рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло. |
| 67 | « Могут ли жить растения без корней». | Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре(много воды). | Кусочки мха разного вида, вата, лупа. |
| 68 | « Почему легче». | Выявить случаи проявления невесомости( частичной потери веса) на земле. | Две тяжелые консервные банки, полоска тонкой бумаги. |
| 69 | « Летающие семена». | Показать детям, что скорость чем больше высота, тем нагляднее разница в скорости падения семян. | Семена фасоли, семечко клена. |