kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. В данном планировании представлены заниятия по развитию речи, ознакомление с художественной литературой, художественно эстетическое развитие, народные подвижные игры, приобщение к искусству, работа с родителями. В приложении представлены конспекты занятий, консультации для родителей, художественное слово.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством »

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение средняя образовательная школа №70 г. Липецка (дошкольные группы)















«Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством»





Подготовила воспитатель:

Паршина Анна Владимировна





















Липецк 2015

Сентябрь


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

Пересказ сказки «Лиса и рак»

-Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

-Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением;

-ЗКР: развивать голосовой аппарат (произношение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

Картина «Лиса с лисятами», картинка с изображением лисы, сказка «Лиса и рак»

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие

(рисование)

«Мой любимый сказочный герой»

Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя. Развивать образное представление. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закреплять технические умения и навыки работы кистью. Формировать умение аккуратно закрашивать пространство и наносить узор концом тонкой кисти.


Русские народные сказки, проиллюстрированные художниками: Т. Мавриной, И. Билибиным, Конашевичем, Е. Рачевым, В. Васнецовым, Н. Белая бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра.


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Приобщение к искусству. «Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Е.М. Рачева.


Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художников к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.

Портрет Евгения Михайловича Рачева. Выставка книг, оформленных

E. М. Рачевым «Заяц-хваста», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк».

О.А.Соломенникова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


4.

СД

Д/и «Нарисуй сказку»,

«Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;





5.

СД

Изготовление альбома «В гостях у сказки»

Обобщать знания детей о сказках; воспитывать умение работать коллективно.

Иллюстрации сказок, клей, ножницы, салфетки.


6.

СД

Прослушивание в грамзаписи РНС

Развивать воображение, формировать абстрактное мышление.

Аудио записи сказок.


7.

СД

  • Подвижные игры —  «У медведя во бору», «У бабушки Маланьи», «Шатер»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний.




8.

Работа с семьей

  • Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, би-ба-бо;

  • Пошив костюмов для театрализованной деятельности; Консультация : «Роль сказки в развитии речи детей»


Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития детей 5-7 лет. Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.





Октябрь


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

«Составление рассказа на темы скороговорок»

-Связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок;

Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначимости слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных;

ЗКР: учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с разной силой голоса (громко, тихо)

Игрушки или картинки: заяц, коза, зубр, жираф, медвежонок, журавль.

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»


Продолжать знакомить детей с устным творчеством русского народа. Воспитывать желание слушать и запоминать скороговорки, учить быстро произносить их. Развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций. Формировать умение передавать в рисунке сюжет скороговорки. Закреплять желание украшать рисунок декоративными элементами.

Иллюстрирован-ные книги поговорок. Белая бумага формата A4, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитра, карандаши, кисти разных размеров, салфетки.


О.А.Соломенникова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Работа в центре «Речевое развитие»:

Заучивание скороговорки: Белые бараны били в барабаны.

Совершенствование звуковой стороны речи.

Улучшение дикции у дошкольников.

Формирование интонационной выразительности речи.

Развитие слухового внимания и памяти.


Текст скороговорки


4.

СД

Развлечение.

«Конкурс скороговорок для детей старшего дошкольного возраста»


Развитие интереса к правильной речи.

Улучшение дикции у дошкольников.

Формирование интонационной выразительности речи.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие творческих способностей.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.


Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).


Лаптева Е.В. «1000 русских скороговорок для развития речи»,

КосиноваЕ.М. « Говорим правильно и красиво»,

Радынова О.П. 

«Музыкальные шедевры».


5.

СД

Изготовление альбома «Скороговорки»

Расширить знания детей о скороговорках; воспитывать умение работать в коллективе

Картинки с изображением скороговорок


6.

СД

Подвижные игры- «Огородник», «Катай каравай»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний.




7.

Работа с семьей

Изготовление папки-передвижки «Роль фольклора в развитии детей»; Оформление выставки рисунков к скороговоркам.














Ноябрь


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

«Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц ; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

Карандаши, бумага, тексты пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова , Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Пословицы и поговорки русского народа»


Продолжать знакомить детей с устным творчеством русского народа. Воспитывать желание запоминать пословицы. Учить понимать переносный смысл пословиц. Развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций к пословицам. Формировать умение передавать в рисунке воображаемый сюжет пословицы. Учить украшать рисунок декоративными элементами.


Иллюстрированные книги пословиц и поговорок русского народа. Бумага – ½ листа ватмана, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитра, карандаши, кисти разных размеров, салфетки.


О.А.Соломенникова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Работа в центре «Художественно-эстетическое развитие»

Раскрашивание иллюстраций на темы пословиц и поговорок.

Развитие мелкой моторики рук, воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой, формировать композиционные навыки.


Раскраски ,цветные карандаши


4.

СД

Работа в центре «Речевое развитие»

Д/и «Поговорки –цветочки, пословицы – ягодки»;

«Как выразить любовь к родным людям»; «Закончи пословицу», «Доскажи словечко»

Развитие образного, живого мышления через восприятие различных форм языкового творчества.

Настольно-печатная игра

«Поговорки –цветочки, пословицы – ягодки»


5.

СД

Беседа «Уважай отца и мать- будет в жизни благодать»

Обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга, заботящихся о друг друге.

Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.


Демонстрационный материал

Л.Б.Фесюкова «В мире мудрых пословиц»

6.

СД

Подвижные игры – «Аисты и лягушки», «Селезень»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний.




7.

Работа с семьей

Сообщение на родительском собрании «Как использовать пословицы и поговорки дома»;

Семейная газета «Счастье не ищут, а делают».















Декабрь


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

«Малые фольклорные формы»

Знакомить детей с малыми фольклорными формами; пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок (по выбору воспитателя)

О.С.Ушакова , Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Отгадай загадку»


Расширять знания детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обращать внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.


Иллюстрированные детские книги с загадками. Гуашь, мелки, цветные карандаши. Бумага, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды.


О.А.Соломенникова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Работа в центре «Речевое развитие»

Д/и «Отгадай – ка»

Цель игры:  обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет, развивать связную речь.



Сушилина О.В.

4.

СД

Работа в центре «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование отгадок к загадкам.

Учить разгадывать загадки. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. Закреплять умение рисовать карандашами.


Цветные карандаши, бумага.


5.

СД

Развлечение «В гостях у бабушки Загадушки»

вызвать у детей яркие впечатления, доставить радость, способность к самостоятельности и творческой активности; продолжать знакомить с русским народным фольклором;



6.

СД

Подвижные игры – «Гори ясно», «Ворон»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний.




7.

Работа с семьей

Придумывание загадок родителями совместно с детьми; оформление сборника загадок.








Январь


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

«Малые фольклорные формы»

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переностное значение слов и словосочетаний.

Книга потешек и песенок, игрушки детей, кукла.

О.С.Ушакова , Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие

«Водичка, водичка, умой мое личико»


 Продолжать знакомить детей с произведениями малого устного фольклора. Учить внимательно рассматривать иллюстрации в детских книгах, находить особенности иллюстраций. Познакомить детей с понятием «рушник». Формировать желание работать в паре, учить договариваться о выполнении работ. Закреплять умение выполнять узор. Развивать творчество и инициативу.


 Иллюстрация к потешке «Водичка, водичка, умой мое личико» (художник Ю.А. Васнецов). Бумажный силуэт рушника, простой карандаш, гуашь, салфетки, кисти, палитра, баночки для воды.


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Приобщение к искусству

«Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова»

 Познакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить







Выставка дымковских игрушек. Портрет Ю.А. Васнецова. Книги, оформленные Ю.А. Васнецовым: «Заинька, войди в сад», Русские народные песенки, потешки», «Шутки-прибаутки», «Русские сказки».  «Сорока-белобока. Русские народные песенки, потешки, сказки». 


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


4.

СД

Работы в центре «Театр»

«Инсценировка песенок: «Заинька, где ты был-побывал», «Как на тоненький ледок»

Поддерживать у детей интерес образным выражениям, развивать их понимание; углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Атрибуты к инсценировке песен.

О.С.Ушакова , Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

5.

СД

Работа в центре «Речевое развитие» . разучивание потешек и пестушек «Идет петушок красный гребешок», «Ты мороз, мороз»

Развитие интереса к правильной речи.

Улучшение дикции у дошкольников.

Формирование интонационной выразительности речи.


Текст пестушек и потешек.


6.

СД

Подвижные игры – «Краски», «Родничок»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике



7.

Работа с семьей

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»; изготовление родителей совместно с детьми атрибутов в центр «Театр»

приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;






Февраль




Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Познавательное развитие

(ФКЦМ)

«История русского народного костюма»

Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества.


Выставка «Русский народный костюм», на которой представлены образцы и иллюстрации с изображением народных костюмов.

О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


2.

СД

Приобщение к искусству:

«Путешествие с матрешкой»

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства. 



Русский народный костюм для педагога. Большие силуэты матрешек. Выставка-музей деревянных игрушек (матрешек). Иллюстрации и детские книги с изображениями матрешек.

О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Работа в центре «Речевое развитие»

«Разучивание закличек о Масленице».

Уточнять знания детей об особенностях закличек; учить детей рассказывать заклички выразительно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Текст закличек.


4.

СД

Развлечение.

«Широкая Масленица»

Приобщать детей к русской культуре, традициям и праздникам; развивать двигательную активность детей; воспитывать дружеские отношения.

Атрибуты к инсценировке.



5.

СД

Беседа «Грамоте учиться всегда пригодится»

 формировать у детей знания об азбуке, буквах и их происхождении. Вызвать у детей желание освоить грамоту и развивать интерес к чтению. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Демонстрационный материал

Л.Б.Фесюкова «В мире мудрых пословиц»

6.

СД

Подвижные игры – «Грачи летят», «Колечко»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике



7.

Работа с родите

лями

Изготовление «Азбуки» своими руками (совместная работа родителей и детей.

содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

развитие творческих способностей родителей.






Март


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Материал

1.

ОД

Речевое развитие

«Рассказывание русской народной сказки Сивка-бурка»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмыслить характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Книжки-сказки «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина; «Иван-царевич и серый волк»; «Сивка-бурка»; «Конек-горбунок» П.Ершова; иллюстрации к сказке «Сивка-бурка»

О.С.Ушакова , Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие

(рисование)

«Мой любимый сказочный герой»

Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя. Развивать образное представление. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закреплять технические умения и навыки работы кистью. Формировать умение аккуратно закрашивать пространство и наносить узор концом тонкой кисти.


Русские народные сказки, проиллюстрированные художниками: Т. Мавриной, И. Билибиным, Конашевичем, Е. Рачевым, В. Васнецовым, Н. Белая бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра.


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Работа в центре «Речевое развитие»

Проговаривание скороговорки: У маленького Сани сани едут сами.


Совершенствование звуковой стороны речи.

Улучшение дикции у дошкольников.

Формирование интонационной выразительности речи.

Развитие слухового внимания и памяти.


Текст скороговорки


4.

СД

Приобщение к искусству:

«Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Т.А.Мавриной»

Познакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора – Т. А. Мавриной. Учить видеть характерные особенности ее творчества. Расширять представления детей о многообразии сказочного мира. Показать взаимосвязь профессионального и народного искусства.


Портрет Т. А. Мавриной. Выставка книг, оформленных Т. А. Мавриной: Пушкин А.» Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»

Маврина Т. «Птицы на море», « По русским народным песням», «Стеклянный пруд», «В некотором царстве. Русские народные сказки». 


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


5.

СД

Изготовление альбома «Любимые песенки»

Продолжать расширять знания детей о фольклоре; воспитывать умение работать коллективно.

Иллюстрации к песенкам


6.

СД

Прослушивание в грамзаписи РНС

Развивать воображение, формировать абстрактное мышление.

Аудиозапись сказок


7.

СД

Подвижные игры – «Ворон», «Капуста»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике



8.

Работа с семьей

Совместная работа родителей с детьми по изготовлению «Книжек-малышек»

содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

развитие творческих способностей родителей.








Апрель




Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

«Пересказ сказки «У страха глаза велики»

-Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

-Словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

Текст сказки

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие

(рисование)

«Пошла Маня на базар…»

Закреплять знания о произведениях малого устного фольклора. Учить детей с выражением рассказывать потешку. Развивать умение рассматривать иллюстрации к произведениям фольклора. Учить находить характерные особенности народного произведения. Формировать умение передавать в рисунке народный характер потешки. Учить детей работать коллективно.


Бумажный силуэт куклы Мани и силуэты платка, сапог, рукавиц и другой одежды и обуви. Нарисованная панорама, куда дети будут помещать свои работы. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды.


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Приобщение к искусству:

«Ознакомление с городецким промыслом»

Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Развивать эстетическое восприятие. Формировать эмоциональную отзывчивость. Учить выделять характерные особенности городецкой, дымковской и филимоновской росписи.


Изделия городецких мастеров. Иллюстрации с изображением городецких изделий народного декоративно-прикладного искусства.

О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


4.

СД

Работа в центре «Речевое развитие»

Д\и «Поиграем в сказку»

развитие фонетико-фонематической стороны речи, слухового внимания.


Отрывки из народных сказок

Сушилина О.В.

5.

СД

Изготовление альбома «Потешки»

Продолжать расширять знания детей об устном народном творчестве; воспитывать желание работать в коллективе»



6.

СД

Подвижные игры – «Волк и овцы», «Баба Яга»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний



7.

Работа с роди

телями

Составление коллажа «Устное народное творчество» (совместная работа родителей и детей»

содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

развитие творческих способностей родителей.










Май


Виды деятельности

Задачи

Пособия

Литература

1.

ОД

Речевое развитие

«Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

-Связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

-Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;

-ЗКР: учить правильно произносить звуки «ш», «ж», и «р», изменяя силу голоса и темп речи.

Текст сказки

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»

2.

ОД

Художественно-эстетическое развитие

«Коллективное оформление книги «Загадки».

Закреплять знания детей о произведениях малого устного фольклора – загадках. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать интерес к коллективной работе.



Оформленная педагогом обложка для книги «Загадки» и белые листы бумаги – страницы книги «Загадки». Акварельные краски, палитра, салфетки, кисти, баночки для воды.

О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


3.

СД

Приобщение к искусству:

«Ознакомление с гжельской керамикой»

Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус.


Выставка изделий гжельских мастеров «Эта звонкая сказка – Гжель». Магнитофон, аудиокассета с записью народных мелодий.


О.А.Соломен-никова

Радость творчества. «Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством»


4.

СД

Развлечение.

«Игра-викторина по русским народным сказкам»

Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Тексты народных сказок, игрушки герои сказок, картинки по сказкам

Журнал «Дошкольная педагогика» , январь 2008г.

5.

СД

Работа в центре «Речевое развитие» Д\и «Составь пословицу», «Угадай и назови»




6.

СД

Подвижные игры – «Пчелы», «Золотые ворота»

возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний



7.

Работа с семьей

Круглый стол «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.





Консультация для родителей РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ


        «Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. 
       «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», - писал К.Д. Ушинский. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
        В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запо¬минать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с выпеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так, в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки, у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами.
        Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень важно для развития речи и логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному.



Вечер-развлечения

«Бабушка-загадушка».

   

Цель: учить детей отгадывать загадки; закреплять навыки речи-доказательства; развивать навыки речи-описание; память, мышление, воображение.

Ход развлечения.

Входит бабушка-загадушка с корзиной в руках.

Бабушка: Здравствуйте, дети! Давайте с вами познакомимся. Я-бабушка-загадушка.

Попрошу я вас, ребятки,

Отгадать мои загадки.

«Когда-это бывает?»

1.Кто поляны белит белым.

И на стенах пишет мелом ,

Шьёт пуховые перины.

Разукрасил все витрины? (Зима)

2.Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой-улей-пчела.

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Весной).

3.Солнце печёт, Липа цветёт.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает?(Летом).

4.Несу я урожаю.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и ёлочек Я-...(Осень).

5.Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает...(Дерево).

Загадки о деревьях, отгадайте-ка.

1. Зимой и летом одним цветом. (Ёлка).

2. Весной зазеленела,

Летом загорела.

Осенью надела.

Красные кораллы. (Рябина).

3. Ствол белеет.

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки. (Берёза).

4. Весной одевается,

Осенью раздевается. (Лес).

Бабушка. А что же ещё растёт в лесу, кроме деревьев.

Загадки о грибах: (показ грибов).

1. Возле леса на опушке;

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый (мухомор).

2. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я  (подосиновик).

3. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это ...

(Сыроежки)

4.Растут на опушке

   Рыжие подружки,

Их зовут ...(волнушки)

5. Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке

(белый гриб).

Загадки о животных и птицах.

1.Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой.

Спит в избушке снеговой (медведь).

2.Сердитый недотрога

В глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной (ёж).

3.Рыжая плутовка.

В лесу живёт в деревне кур крадёт (лиса).

4.Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызёт морковку (заяц).

5.Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая (сорока).

6.Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт «ку-ку-ку-ку»

(кукушка).

7.Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел).

Бабушка: Молодцы ребятки! Вот получился настоящий лес. Полон загадок и чудес.

Отгадайте ещё одну загадку:

 

Падают с ветки

Золотые монетки.

(осенние листья).

Игра: «Осенние листочки».

А сейчас ребятки загадаю вам ещё загадки.

Скажите по порядку,

 Что растёт на грядке

Загадки.

1.Под кустом копнёшь немножко.

   Выглянет на свет (картошка).

2.Разве в огороде пусто,

Если там растёт (капуста).

3.За ботву, как за верёвку

Можно вытащить (морковку).

4.Не пугайтесь, если вдруг

 Слёзы лить заставит (лук).

5.На грядке растут молодцы

Зелёные (огурцы).

Бабушка. Молодцы ребятки

Отгадали все загадки.

А вот лукошко

Осень сюда сложила

Овощей немножко.

Ну-ко, кто смелей

Овощи соберёт в огороде скорей?

Игра: «Кто быстрее соберёт овощи».

Загадки о ягодах (показ ягод).

1.Синий мундир

Жёлтая подкладка

А в середине сладко (слива).

2.Одета-ежом,

А ползёт-ужом (ежевика).

3.Бусы красные висят,

 Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети,

Птицы и медведи (малина).

4.Как на стежке, на дорожке

Вижу алые серёжки

Вот серёжку я нашла.

За одною наклонилась

А на десять набрела (земляника).

5.Из него варенье-

Словно изумруд

Виноградом северным

Ягоды зовут (крыжовник).

6.Она бывает разной

Чёрной, белой, красной

Из неё для ребят.

Готовят мусс и мармелад (смородина).

Игра: «Гонка мячей».

Дети встают в две команды передают мяч друг другу над головой в одну сторону, обратно возвращают мяч передавая его через широко расставленные ноги.

Бабушка. А знаете ли вы, что петрушка носит на макушке?

(Дети отвечают)

Правильно колпаки.

Игра: «Повяжи платок на колпак».

2 участника — выдают по одному бумажному колпаку и по косынке. По команде каждый из играющих должен надеть колпак на голову и на него повязать косынку.

Бабушка. Кто задира, забияка

Чаще всех он лезет в драку.

Утром раньше всех встаёт,

Спать ребятам не даёт (петух).

Игра: «Бой петухов».

Бабушка. Что такое, что такое

Принесла ещё с собою?

Под его весёлый звон

На зарядку мы идём (бубен).

Игра: «Игра с бубном».

(музыка).

А на последние загадки

Подарю я вам отгадки.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а шита

Не человек, а рассказывает (книга).

Вкусные и сладкие

Любят все ребятки (конфеты).

Бабушка дарит детям книги и конфеты с загадками.

Дети благодарят бабушку-загадушку.




Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

  



Цели:

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей родителей.

Задачи:

-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

-способствовать формированию эстетического вкуса;

-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;

-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал  театр   великий русский поэт       А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

 Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли, 
А теперь в кружок мы встали. 
Ты загадку отгадай. 
Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : 
-вратарь ловит мяч; 
-зоолог ловит бабочку; 
-рыбак ловит большую рыбу; 
-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: 
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:

  •      формирование правильного эстетического вкуса;

  •      развитие коммуникативных способностей;

  •      влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;

  •      помогает решить конфликт в процессе игры;

  •      создание положительного эмоционального настроя;

  •      помогает  нравственному воспитанию.

Важно так же  участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Итоги данной консультации.

 Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.



















Сценарий Масленицы в детском саду






Звучит веселая русская народная музыка. Дети собираются на спортивной площадке,
( у девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены).
Стоит чучело Масленицы с косичками от всех групп.
Вед: Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех
Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем!
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
Ой, как много здесь гостей
Ждет вас множество затей
Будем петь да играть
Старину вспоминать
А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.


1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!


2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!


3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
Вед: Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело и дружно!


Частушки


1. Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья. Марья и Катюша
Песни петь пришли сюда


2. У меня всего три шали
Все они пуховые
Мы девицы молодые
Девушки бедовые


3. Сшила платье из капусты
Огурцом отделала
Рассердилась, платье съела
Что же я наделала?


4. Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один ишь дать


5.Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда


Вед: Подходи, чесной народ
Становись в хоровод
Чтобы было веселей
Торопи своих друзей!


Хороводная игра « Ровным кругом»


Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так


( Звучит веселая музыка, выбегает Скоморох).


Ванька: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
Смешливые девчонки, короткие юбчонки
Я – скоморох Ванька
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один —
Круглый и вкусный, а зовут его?..


Дети: Блин!


Ванька: Чтоб поднять вам настроенье
Я устрою представленье
Тили – тили, трам – тарам
Роль блина сыграю сам!


( Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).


Ванька: Позвольте представиться: я – блин
На весь свет один
Всех моих братьев съели
А меня не успели
Только на меня раскрыли роток
А я — шмыг и наутек!
Будем петь и развлекаться
Танцевать и кувыркаться!


Общий танец « Топа – топ»


Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т.д.


( Звучит музыка, появляется скоморошина Маруся, одета в русский сарафан,
на голове шапочка в форме оладьи).


Маруся: Я от бабушки ушла
Я от душки ушла
По снежочку я пошла…
Ой. ребятишек я нашла!
Эх, сейчас поозорую
И игру вам подарю я!


Игра « Масленица»


Слова к игре: А я — масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?
Ванька: Ты кто такая, мне ответь?
Маруся: Да я сестрица твоя, Оладушка!
Меня, как и тебя. испекла бабушка
В: А почему ты такая маленькая?
М: А на м еня муки не хватило
В: А почему на тебя муки не хватило?
М: Вся мука на тебя ушла
В: Ну, что ж, теперь мы – братец и сестрица
Вместе будем веселиться!
М: Итак, песенка о нас, споем все вместе о том, как бабушка пекла блины – оладушки.


Песня « Ладушки»


М: ( всматривается в Ваньку)
Вот вопрос меня тревожит
На кого наш блин похожий?
Очень знакомое личико!
В: Мое личико похоже на блинчик!
М: А еще на кого?
В: Я на дедушку похожий?
Дети: Нет!
В: Я на бабушку похожий?
Дети: Нет!
В: Я – красивый и пригожий?
Дети: Да!
М: Да, красив ты и пригож
Ты на солнышко похож!
В: Я на солнышко похожий
Пойду в гости к солнцу я
Вас с собой возьму, друзья!
М: Надо к солнышку сходить
Надо солнце разбудить
Чтоб скорей пришла весна
Пробудилась ото сна


Логоритмическая игра « Радуга – дуга»


Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге ( идут по кругу)
Мы ногами топ – топ – 2 раза
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками
Шлеп, шлеп…. ( шлепки по коленям)
Мы, как птицы полетели
Хлоп…...( машут руками)
И на облако присели, стоп! ( приседают)
( Маруся показывает детям солнышко обратной стороной)
В: Ребята, посмотрите, солнышко спит
Надо нам его разбудить
( Дети читают заклички)


1. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить


2. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный
В: Молчит, Солнышко, не улыбается, совсем загордилось!
М: Тут что-то не так! Что-то с Солнышком случилось?!


( Звучит музыка, выбегает Баба Яга)
Б.Я: Здравствуйте, ребятушки!
Здравствуйте, Оладушки!
Что, не получается Солнышко разбудить да Весну-красну встретить? Это я постаралась. Мне и самой в моем дремучем лесу с солнышком хорошо живется!
В: Ах, ты, Баба Яга, костяная нога, верни радость нашему солнышку.
Б.Я: Это я-то костяная нога? Ты что, совсем от жизни отстал?! Вспомнил, когда это было-то!
Я – Баба, современная Яга
Мне жизнь такая дорога
Никого не нужно есть
Пенсия большая есть
Телевизор, телефон
Видеомагнитофон
Есть машина у меня
Так что ступа не нужна
В триста лет я молодая
Не худая, не больная
И нога не костяная
Посмотрите на меня
Как мила и как умна!
В: Ты прости меня, Ягуся, это я не подумав сказал. Ты очень даже симпатичная.
Б.Я: Вот то-то же. Ну, ладно, поиграете со мной, тогда и Солнышко ваше расколдуется.


Игры: 
1. « Береги ноги» ( перепрыгивание через метлу)
2. « На метле, как на коне» — эстафета
3. « Гори ясно»
4. « Кто быстрее» — эстафета на санках
5. « Всем нам весело живется»
Слова к игре: Всем нам весело живется
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп – 4 раза
Я беру себя за лоб ( колено, любые части тела)
( Б.Я поворачивает Солнце лицевой стороной)
В: Вот и стало светлее
Вот и стало теплее
Скоро птицы прилетят
И комары запмщат
Уж ты, ласточка,
Ты, касаточка,
Ты возьми ключи
Запри Зиму, отопри Лето!
М: Пора уходить Зиме холодной
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.


Сжигают Масленицу
( Во время сжигания Масленицы детям раздают солнышки)
Б.Я: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют « прощенным воскресеньем».
Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит онем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.
1р: Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинками наедаемся
2р: Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
( Ванька и Маруся выносят самовар и поднос с блинами).
В: Тинка – тинка
Подай блинка
Оладушка – прибавушка
Масляный кусок
М: С пылу, с жару разбирайте
Похвалить не забывайте
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи


Угощение блинами с чаем


В: Эй, мальчишки и девчонки
Молодежь и детвора
Покатаемся на горке
Нынче самая пора!
Подвижные игры на участках.





Конкурс скороговорок для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Совершенствование звуковой стороны речи.

Задачи:

  • Развитие интереса к правильной речи.

  • Улучшение дикции у дошкольников.

  • Формирование интонационной выразительности речи.

  • Развитие слухового внимания и памяти.

  • Развитие творческих способностей.

  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).

Подготовительный этап.

В процессе подготовки к конкурсу скороговорок родителям совместно с детьми предлагается выполнить домашнее задание – выучить наизусть по одной скороговорке, выбранной самостоятельно по желанию, сделать иллюстрацию или поделку к данной скороговорке.

Организационный момент.

Логопед. Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Сегодня мы проводим конкурс скороговорок. Участвовать в конкурсе будут две команды “Болтунишки” и “Говорунишки”. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.) Всего в конкурсе пять заданий. За каждое правильно выполненное задание участники или команда получают фишки, в зависимости от оценки жюри. Для каждой команды приготовлено две корзины, в которые жюри будет складывать фишки. В конце конкурса подсчитывается количество фишек, заработанных каждой командой, и выявляется победитель.

Разминка для язычка. Артикуляционное упражнение “Лошадка”. Цокать 3 раза улыбаясь, 3 раза – с вытянутыми слегка губами. Сначала одна команда, затем другая.

1. Задание. “Игра с мячом”.

Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.

Жюри оценивает команды. Лучшая команда получает фишку.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Сухой сук нес барсук.

Белые бараны били в барабаны.

Течет речка, печет печка.

 2. Задание. “Домашнее задание”

Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.

На экране последовательно появляются иллюстрации к скороговоркам, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. 

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

3. Задание “Отгадай скороговорку по картине”.

Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.

Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает фишку.

На экране иллюстрации к скороговоркам. 

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. На дворе – трава, на траве – дрова

3. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. 

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.) 
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

4. Задание “Отгадай звук”.

Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доскуЖюри оценивает каждую команду.

1. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Катя лопаткой копала канавку. (К)

2. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

3. В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

4. Тут и там топает гиппопотам. (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

5. Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет.(Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

Дети выставляют буквы на магнитную доску, на которой уже имеются гласные буквы.

Логопед. Внимательно посмотрите на эти буквы и составьте из них слова.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. 

У зайки Бубы (руки над головой)
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
У зайки Бубы (руки над головой, прыжки на месте)

5. “Выразительные скороговорки”.

Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грустьвеселье)..

Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.

На экране иллюстрация скороговорки. 

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. Слайд 18.

Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.

Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.





КРУГЛЫЙ СТОЛ С РОДИТЕЛЯМИ

 «Воздействие малых форм фольклора

на развитие ребенка»

Форма: «Посиделки в «Веселой горнице».

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.

 

Ход:

(звучит русская народная мелодия «Полянка»)

Хозяюшка:

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(Гости проходят в горницу).

Хозяюшка:

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Проходите, будьте как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Редкий гость никогда не в тягость!

5. Красному гостю — красное место!

6. Гостю – почет, хозяйке – честь!

7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

8. удобно ли вам. Гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).

Хозяюшка:

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение). Какие жанры устного народного творчества Вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

- Применяете ли Вы народный фольклор в работе с детьми дома?

- Если да, то, какие жанры? Когда и как?

- Что черпает ребенок в разные периоды детства из народного фольклора?

- Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?

- В чем ценность фольклорных произведений для детей?

Дискуссия.

Входит бабушка – забавушка:

Домом жить – не лукошко шить!

Домом жить – не развеся уши ходить!

Домом жить – обо всем тужить!

Дом вести – не лапти плести!

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она приберет, она позовет,

Одним одна за всех отвечает!

- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)

В гости к вам пришла я бабушка – забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пяток подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых, сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, все возможно. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается».

Бабушка – забавушка:

Во поле во долинушке

Выросла калинушка

Взрослые в поле пришли

Хороводы завели.

Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод «Ходит Ваня»

Бабушка – забавушка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

Упражнение «Как помочь?»

Хозяюшка показывает родителям картинки с изображенными на них жизненными ситуациями и предлагает подобрать к ним малые фольклорные формы, и обосновать свой выбор.

Литературный конкурс:

     · «Узнай и назови» — на выставочном стенде выставлены иллюстрации потешек, небылиц, закличек. У каждой иллюстрации свой номер. Зачитываю отрывки, а родители поднимают карточку с номером, под которым находится данная потешка.

       · «Закончи пословицу»

     · Пантомима «Герой потешки» — есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. Вот и мы с вами покажем такого героя без слов – пантомимой.

    · «Туесок скороговорок» — туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.

     · «Темная лошадка» — описать героя. Персонажа потешки, сказки не называя его.

Работа с игрушкой

Предъявление игрушки, выразительное рассказывание потешки «Котя, котенька, коток», обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами.

Хозяюшка:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших мам. (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза» в исполнении оркестра народных инструментов)

Рисуем книжку – малышку «Козушка – белоногушка».

Бабушка – забавушка:

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Чайки в балалайки.

Играют, играют

Всех потешают.

И взрослые. И дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки. А как начинается игра? Сначала выбирают водящего игры, т.е. считаются. Давайте выучим считалку:

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Игра «Карусель» (с ленточками).

Хозяюшка :

- Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:

И Ольга Юрьевна приди,

И Ольга Николаевна приди,

И Инна Евгеньевна приди,

И Маргарита Сергеевна приди,

А Наталья Николаевна – ну, пожалуйста,

Стала Хозяюшка гостей угощать:

Надежде Александровне блин,

И Наталье Владимировне блин,

И Елене Владимировне блин,

И Любовь Николаевне блин,

А Елене Юрьевне – мятный пряничек.

- Сегодня блины у нас за столом – горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!

«С чая лихо не бывает!» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Чаепитие у самовара.

- Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.

 

 






Список используемой литературы:


1.К݇у݇п݇р݇и݇н݇а݇ Л݇.С݇., Б݇у݇д݇а݇р݇и݇н݇а݇ Т݇.А݇. З݇н݇а݇к݇о݇м݇с݇т݇в݇о݇ д݇е݇т݇е݇й݇ с݇ р݇у݇с݇с݇к݇и݇м݇ н݇а݇р݇о݇д݇н݇ы݇м݇ т݇в݇о݇р݇ч݇е݇с݇т݇в݇о݇м݇. – М݇.: Д݇е݇т݇с݇т݇в݇о݇ – П݇р݇е݇с݇с݇, 2008 – 384 с݇.

2. М݇а݇й݇д݇а݇н݇и݇к݇, Н݇.С݇. Р݇а݇с݇с݇к݇а݇ж݇у݇ в݇а݇м݇ и݇н݇т݇е݇р݇е݇с݇!.: д݇е݇т݇с݇к݇и݇й݇ ф݇о݇л݇ь݇к݇л݇о݇р݇: С݇ч݇и݇т݇а݇л݇к݇и݇, д݇р݇а݇з݇н݇и݇л݇к݇и݇, м݇и݇р݇и݇л݇к݇и݇, с݇т݇р݇а݇ш݇и݇л݇к݇и݇ - Н݇о݇в݇о݇с݇и݇б݇и݇р݇с݇к݇: С݇и݇б݇и݇р݇с݇к݇о݇е݇ У݇н݇и݇в݇е݇р݇с݇и݇т݇е݇т݇с݇к݇о݇е݇ и݇з݇д݇а݇т݇е݇л݇ь݇с݇т݇в݇о݇ (Н݇о݇в݇о݇с݇и݇б݇и݇р݇с݇к݇), 2008. - 160 с݇.: и݇л݇л݇.

3. М݇а݇ц݇к݇е݇в݇и݇ч݇ А݇.Я݇. М݇а݇л݇ы݇е݇ ф݇о݇р݇м݇ы݇ ф݇о݇л݇ь݇к݇л݇о݇р݇а݇ – д݇о݇ш݇к݇о݇л݇ь݇н݇и݇к݇а݇м݇ //Р݇а݇б݇о݇т݇а݇ с݇ к݇н݇и݇г݇о݇й݇ в݇ д݇е݇т݇с݇к݇о݇м݇ с݇а݇д݇у݇ /С݇о݇с݇т݇.: В݇.А݇. Б݇о݇г݇у݇с݇л݇а݇в݇с݇к݇а݇я݇, В݇.Д݇. Р݇а݇з݇о݇в݇а݇. –М݇.: П݇р݇о݇с݇в݇е݇щ݇е݇н݇и݇е݇, 1987. –С݇.46-60.

4.М݇и݇х݇е݇е݇в݇а݇ Л݇.Н݇. Р݇у݇с݇с݇к݇и݇е݇ н݇а݇р݇о݇д݇н݇ы݇е݇ п݇р݇а݇з݇д݇н݇и݇к݇и݇. – М݇.: Д݇р݇о݇ф݇а݇-п݇л݇ю݇с݇, 2007 - 80 с݇.

5. С݇о݇л݇о݇м݇е݇н݇н݇и݇к݇о݇в݇а݇ О݇.А݇.: Р݇а݇д݇о݇с݇т݇ь݇ т݇в݇о݇р݇ч݇е݇с݇т݇в݇а݇. О݇з݇н݇а݇к݇о݇м݇л݇е݇н݇и݇е݇ д݇е݇т݇е݇й݇ 5-7л݇е݇т݇ с݇ н݇а݇р݇о݇д݇н݇ы݇м݇ и݇с݇к݇у݇с݇с݇т݇в݇о݇м݇. М݇.: М݇о݇з݇а݇и݇к݇а݇-с݇и݇н݇т݇е݇з݇, 2008, - 168 с݇.

6. У݇ш݇а݇к݇о݇в݇а݇ О݇.С݇., Г݇а݇в݇р݇и݇ш݇ Н݇.В݇. З݇н݇а݇к݇о݇м݇и݇м݇ с݇ л݇и݇т݇е݇р݇а݇т݇у݇р݇о݇й݇ д݇е݇т݇е݇й݇ 5-7 л݇е݇т݇. К݇о݇н݇с݇п݇е݇к݇т݇ы݇ з݇а݇н݇я݇т݇и݇й݇. – М݇.: Т݇Ц݇ С݇ф݇е݇р݇а݇, 2010. – 224с݇.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Паршина Анна Владимировна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства