Норильск, 2016 г.
1 | Актуальность проекта | «Как прекрасен этот мир, посмотри!» - пелось в одной из песен. Мы, взрослые, погруженные в бытовые хлопоты, часто про это забываем. И, в связи с этим, взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, тем самым не поддерживают детскую любознательность. А, как известно, именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Сейчас на дворе осень. Есть прекрасная возможность не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, полюбоваться красками осени, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Данный проект посвящен теме осени в первой младшей группе, знакомству с признаками осени. |
2 | Цель проекта | Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания. |
3 | Образовательная область | Задачи | Формы, методы, приемы реализации проекта |
Занимательная деятельность с детьми | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах |
Речевое развитие |
| Обогащение активного словаря | Побуждать называть реальные предметы, объекты, явления, окружающие ребёнка; их изображения на иллюстрациях | Рассматривание и беседа по картинке «Что растёт на грядке?», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Работа людей осенью (сбор урожая)» Свободное общение: «Где растут овощи и фрукты?», «Какие овощи и фрукты я знаю». | 1.Рассматривание картины «Катя на прогулке» Цель: Уточнить и обогатить представления детей. Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи. 2. Театрализованный показ сказки «Маша и медведь» Цель: Помочь детям запомнить сказку. Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь. 3.Чтение : Русские народные сказки: «Репка», «Мужик и медведь»; стихотворения: Тувим Ю. «Овощи», Барто A. «Морковный сок», Коркин B. «Что растет на нашей грядке?», Сутеев В. «Мешок яблок», загадки про фрукты, овощи и др. Физическая культура 4.Пальчиковые игры: «Капуста», «Лимон», «Мы капусту рубим, рубим…», «Компот». Цель:учить соотносить слова с движением рук, способствовать запоминанию кратких стихотворных текстов 5.Д/и «Назови ласково» (по теме «Осень» Цель: поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований по теме | Картинки по теме «Осень» Сюжетные картинки для рассматривания» Что растёт на грядке?», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Работа людей осенью» |
Развитие грамматического строя речи | Упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (на, под) и наречий (вперед, назад, рядом); поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований по теме (листик, веточка и т.п.) |
Развитие произносительной стороны речи | Способствовать развитию речевого слуха, развивать фонематический слух |
Обеспечение коммуникативного развития, совершенствуя диалогическую речь как средство общения | Создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения к взрослому или сверстнику |
Ознакомление с книжной культурой, детской литературой, введение в мир художественного слова | Рассказывать народные и авторские сказки; вводить в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи; вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослым; |
Социально коммуникативное развитие |
| Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). | Беседа: «Почему нельзя употреблять в еду немытые овощи, фрукты?» | 1.Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи как правильно». Цель: Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами, животными и растениями 2.Коммуникативная игра «Улыбнись другу!» Цель: Продолжать работу над сплочением детского коллектива 3.Игровая ситуация «Друзья поссорились» Цель: Способствовать формированию у ребенка представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.); | Сюжетные картинки для рассматривания «Осторожно, злая собака», «Грязные овощи – больной живот», «Не все что красиво съедобно» |
Нравственное воспитание | Способствовать формированию у ребенка представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.); | Игровая ситуация «Поломанная веточка» | Игры с куклами Видеопросмотр: м/ф «Мойдодыр» (о том, как нехорошо быть грязнулей), «Муха – Цокотуха» (о том, как нужно помогать друг другу и выручать из беды) |
Трудовое воспитание | Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке | Игровая ситуация «Цветочки хотят пить» | Работа в уголке природы (посильная помощь взрослому, выполнение элементарных трудовых поручений) |
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | Обращать внимание детей на различные растения нашей Северной природы, на их разнообразие и красоту | Рассматривание альбома «Природа Северной земли» | Альбом «Природа Северной земли» |
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей | Создавать условия для игры путем предоставления детям разнообразных образных и других игрушек; «подталкивать» ребенка к дальнейшему развитию игрового сюжета, способствовать возникновению цепочки игровых действий | Различные виды игр | Организация сюжетно – ролевой игры: «Семья». Сюжет «Оденем Катю на прогулку» - развивать диалогическую речь, уточнять названия игрушек, способствовать игровой деятельности, развитию игрового сюжета |
Познавательное развитие |
| Формирование элементарных математических представлений | Способствовать формированию на уровне практического действия операции сериации (упорядочивания по размеру), предоставляя детям необходимое количество игрушек (пирамидки на конусной основе, матрёшки, формочки-вкладыши) | Познавательное: ФЭМП «Поставь грибочки в ряд и сосчитай их» Цель: Способствовать формированию на уровне практического действия операции сериации (упорядочивания по размеру от большего к меньшему), упражнять в счете до 3 | 1.Дидактические игры: «Собери листочки – красного цвета», «Кто в гости пришёл?», «Дует, дует ветер», «Что нам осень подарила?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?» Цель: Развитие умения собирать листочки только по – одному признаку (по цвету) Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений. 2.Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) «Собери листочек», «Птичка». Цель: Учить детей выкладывать из частей целый рисунок. Продолжать учить различать «большая, маленькая» | Игры – эксперементы: «Теплый – холодный», «Вертушка» Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный». Д/ игры и упражнения: «Собери картинку», «Угадай на вкус», «Съедобное - несъедобное», «Чудесный мешочек», вкладыши «Овощи- фрукты», лото «Парочки», «Что где растёт?», «Чего не стало?», «Назови ласково» и другие. Рассматривание: Фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов). |
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность) | Обогащать представления детей через манипулирование и экспериментирование (с предметами рукотворного мира и неживой природы), наблюдение за объектами и явлениями природы обогащать представления детей | Исследовательская, деятельность: Рассматривание и сравнение овощей (фруктов) по форме, размеру, вкусу. Познавательное: знакомство с окружающим миром. Образовательная ситуация «Путешествие осенний лес» Цель: Расширять и обогащать представления детей об осенних изменениях в природе. Формировать представления о цвете, форме, размере предметов. Воспитывать заботливое, бережное отношение к игприроде |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | Путём формирования познавательного отношения к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира: |
Сенсорное развитие (для младшего возраста) | Формировать представления о цвете, форме, размере предметов, используя специальные дидактические игрушки, которые могут дать детям эталонные представления; |
Прогулка (планировать каждый день по теме) | Наблюдение благоприятная погода// не благоприятная | Художественное слово | Подвижные игры (название) | Труд благоприятная погода// не благоприятная |
Понедельник | 1.Наблюдение за елками на газоне 2.Рассматривание листьев комнатных растений в группе | Осинка Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки – Надо согреться Бедной осинке. И. Токмакова | Индивидуальная работа по физической культуре «Поиграем с мячом» Подвижная игра «Листопад», «Солнышко и дождик» | Самостоятельная д-ть: -Игры с песком -Игры с куклами Труд: -Собрать в корзину выносной материал -Расставить кукол по местам после игр |
Вторник | 1.Наблюдение за голубями 2.Рассматривание иллюстрации «Маша гуляет по лужам» | Воробей Заглянула осень в сад — Птицы улетели. За окно с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть — Стесняется. В. Степанов | Индивидуальная работа по «Физической культуре» Игровое задание «Подбрось и поймай» (с мячом) Подвижная игра «Встречные перебежки», «Воробушки и автомобиль» | Самостоятельная д-ть: -Игры с выносным материалом -Катание на велосипедах Труд: -Собрать в корзину выносной материал -Расставить велосипеды по местам |
Среда | 1.Наблюдение за ветром 2.Рассматривание иллюстрации «С мамой мы пойдем за грибочками в лес» | Разноцветный ветер Следом за летом осень идёт, Жёлтые песни ей ветер поёт. Красную пóд ноги стелет листву, Белой снежинкой летит в синеву. В. Степанов | Индивидуальная работа по «Физической культуре» -«Пробеги и не сбей» Подвижная игра «Поезд с», «У медведя во бору» | Самостоятельная д-ть: -Игры с вертушками -Игры с мячами Труд: -Собрать в корзину выносной материал -Сложить мячики в корзину |
Четверг | 1.Наблюдение за лужами 2.Рассматривание иллюстрации «Радуга-дуга» | "Дождь по улице идёт..." Дождь по улице идёт, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного. Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень. В. Семернин | Индивидуальная работа по «Физической культуре» -«Перекатывание мяча ногами в паре» Подвижная игра «Сбей кеглю», «Зайка серенький» | Самостоятельная д-ть: «Самолет построим сами» (конструктор «Лего»). Труд: -Собрать конструктор в сумку |
Пятница | 1.Наблюдение за прохожими 2.Рассматривание иллюстрации «Осенняя одежда» | Загадки про осень | Индивидуальная работа по «Физической культуре» - «Кто дальше за три прыжка?» Подвижная игра «Волк во рву», «Ловишки» | Самостоятельная д-ть: -Игры в песочнице -Игры с игрушками Труд: -Собрать в корзину выносной материал -Расставить игрушки по местам после игр |
Художественно-эстетическое развитие |
| Развитие продуктивной деятельности рисование, лепка аппликация конструирование, ручной труд. | Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы. Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы. Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка. | Продуктивная деятельность: Рисование «Дождик – кап. Кап, кап…». Цель: Развивать умение рисовать кистью и красками, знание основных цветов красного, зеленого, желтого Лепка «Грибочки». Цель: Закреплять умение раскатывать пластичную массу круговыми движениями. | 1.«Овощной магазин», «Что нам осень подарила». Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где, что растет. Учить рассматривать предметы. 2. Рассматривание картины «Осень» Цель: Уточнить и обогатить представления детей об осени. 3. Рассматривание дерева: Цель :Учить рассматривать части дерева и отвечать на вопросы. 4.Д/и «Дорисуй листочек» Цель: учить дорисовывать предметы, развивать воображение | Рассматривание картин с осенними пейзажами Разукраски по теме недели (крупные) |
| Развитие музыкально- художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству | Развивать музыкально-художественную деятельность, приобщать к музыкальному искусству | Музыкальное (по плану муз. руководителя) | -Игра – хоровод «Колпачок», «Ходит Ваня» , «Хороводная – огородная», «Как у бабы Груши…» -Театрализованная деятельность: показ кукольного театра по сказке «Теремок» Цель: создать положительно-эмоциональный настроений, развить интерес к театрализованной деятельности, сказочным героям. -Игра на детских музыкальных инструментах «Шумелки» Цель: развивать чувство ритма, музыкальный слух -Музыкально-дидактическая игра «Ходит Ваня…» Музыкально – художественная деятельность -Пение: «Птичка» муз. М. Раухвергера. «Вышла курочка гулять»; муз. М. Раухвергера сл. Н. Комиссаровой «Вот как мы кмеем»; муз. Е. Тиличеевой. Песенки: «Урожай», «Антошка», «Песенка огуречика» (из мультфильма «Приключения огуречика») | Самостоятельная музыкальная деятельность в муз. центре Игры с погремушками, шумелками Слушание: муз. П. Чайковского «Осенью». «Дождик» РНП; «Птичка» муз. М. Раухвергера. |
Физическое развитие |
| Физическое развитие | Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног | Физкультурное (по плану физ. инструктора) | -КГН: чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» -И.р. с детьми по ФИЗО: И/У «С кочки на кочку», «Через ручеек» - упражнять в прыжках -Физминутка «За грибами» Снова мы идем по лесу. А вокруг так интересно. На поляне средь пеньков Много выросло грибов. (Ходьба.) На холме стоит рябинка. Держит прямо, ровно спинку. (Руки вверх.) Ей не просто жить на свете, Ветер крутит, вертит ветер. (Вращения руками.) Но рябинка только гнется, Не печалится – смеется. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Вдох – выдох.) А под ней растут лисички, Притаились, как сестрички. Чтоб грибочки те сорвать, Надо ниже приседать. (Приседания) -Гимнастика-побудка после сна «Проснись и улыбнись!» и утренняя гимнастика с палочками -Оздоровительная Дыхательная гимнастика «Сдуй листочек», «Сдуй капельку» - способствовать развитию правильного физиологического дыхания -Подвижные игры «Апельсин», «Горячая картошка», «Огуречик-огуречик». -Подвижная игра малой подвижности « Огород у нас в порядке» | Подвижные игры «Колпачок», «Карусели», «Ходит Ваня», «Зайка серенький», «Курочка и цыплята», «Топни ножка» Малоподвижная игра «Листопад» Самостоятельная двигательная активность в физ. центре |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека |
5 | Работа с родителями | Консультация для родителей на темы «Как привить малышу любознательность?», «Как рассказать малышу о природе?» Поход в магазин – «Овощной отдел» - рассказать детям о дарах осени. Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. «Почитайте детям»: стихотворения и загадки об осени для детей младшего дошкольного возраста (подборка для чтения родителями дома) |
6 | Совместная деятельность педагогов группы и специалистов в рамках реализации творческого проекта |
| | ВОСПИТАТЕЛЬ |
Учитель-логопед | Консультативная помощь, подбор игр со словами, адекватных возрасту детей |
Педагог-психолог | Консультативная помощь в вопросах психологических особенностей детей 2-3 года, подбор упражнений для снятия тревожности в период адаптации |
Инструктор по физической культуре | НОД, консультативная помощь, подбор подвижных игр в соответствии с возрастом детей |
Инструктор по физической культуре (бассейн) | НОД, консультативная помощь |
Музыкальный работник | НОД, консультативная помощь, подбор музыкального репертуара |
7 | Ожидаемый результат по данному проекту | 1. Дети пополнят представления о природе, о признаках осени, возникнет желание отображать свои впечатления об осени в продуктивной деятельности; 2.Дети научатся бережно относиться к природе; 3.Наладиться взаимодействие «родитель-педагог». |
8 | Итог проекта (в конце недели) | 1.Подведение итогов проекта, оценка усвоенных детьми знаний 2.Фотоколлаж «Как мы гуляли по осенней тундре!» (фото детей и родителей на природе) 3.Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии» 4. Развлечение «Что нам осень принесла» 5.Поощрение наиболее активных семей – участников проекта |