ФКЦМ Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны. Задачи: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе. Оборудование: предметные и сюжетные картинки с первоцветами. 1. Организационный момент. Чтение стихотворения «Весенняя песенка» (С. Я. Маршак.) Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи. Облака бегут быстрей, небо стало выше, Зачирикал воробей веселей на крыше. Все чернее с каждым днем стежки и дорожки, И на вербах серебром светятся сережки - А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? 2. Беседа о подснежнике. - Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, появятся первые проталины). - Как вы понимаете слово «первоцвет»? Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. Какие первые цветы мы увидим в лесу? Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. О каком цветке говорится в загадке? У занесённых снегом кочек Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек Полузамёрзший, чуть живой. Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник) - Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам. В разгар цветения подснежников любая ночь может кончиться заморозком, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода. 3. Физкультминутка «Подснежник». Под запись «Подснежник» дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне. Выглянул подснежник в полутьме лесной – Маленький разведчик, посланный весной; Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга; Пусть на спящей речке неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, и весна придет. (Е. Серова) - Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали? 4. Дидактическая игра «Весенние цветы». Дети выбирают картинки, называют цветы, и рассказывают о знакомых им первоцветах. С остальными их знакомит педагог. - Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Это растение маленькое, хрупкое, нежное, с небольшими хохолками. Листья у него тонкие и мягкие. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные цветки. - Природа-волшебница украсила лес цветочным ковром. Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов. Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? - Мать-и-мачеха самая первая зацветает по весне. На проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках. В семейке мать-и-мачехи по 4 - 6 стебельков. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается. А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья. Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – мать, а другая – гладкая, холодная – мачеха. - От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.) - На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.) В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река, Солнце расплескало капли на речные берега. Стали капельки цветами, озарили все вокруг! В новом желтом сарафане одуванчиковый луг. - Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков) - Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. (Я Зуев) - А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом. - Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара. Ветреница. Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров. Сон-трава. Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной, На суку сидит сова. Там растет усни-трава. Говорят, усни-трава знает сонные слова: Как шепнет свои слова, сразу никнет голова. «Усни-трава» (И. Токмакова) Первоцвет (Примула) Это растение называют «золотыми ключиками весны». Ландыш. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: Пусть дорожку до зари освещают фонари. На больших столбах подряд лампы белые висят. - Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень,т. д.) 5. Подвижная игра «Найди себе пару». Дети берут по одной картинке первоцветов и по сигналу ищут «дом» для первоцветов : лес или сад. 6. Беседа «Береги первоцветы!» К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. «Букет фиалок» Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет. Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет. Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне. И стало мне их жалко, и грустно стало мне. Цветы уже увяли, поникли лепестки. Зачем же их сорвали, сломали стебельки? Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон, Он делался все тише, но сердце ранил он. - Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать? Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны и не будет красоты. - В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». Физкультура по плану физработника |