Направление работы | Программное содержание | Примерные игры и упражнения |
Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) | учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовое и игровое действие (умываться) учить ребенка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребенка. Подводить ребенка к пониманию вопроса «Что делает?» учить ребенка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия | Игра «Где ляля (собачка, корова, лошадка)?» Игра «Поручение» Игра «Найди другую» Игра «Делай, как я» Игра «Кто что ест» Игра «Куда что положить» Рассматривание парных картинок; картинок, изображающих простые знакомые действия; простых сюжетных картинок |
Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете (развитие сенсорики) ( учитель-дефектолог) | формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом учить ребенка строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой; выполнять речевые инструкции учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры учить различать количество предметов (один-много) учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению слов и звукоподражаний: большой –У-У-У, маленький - А-А-А учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи; добиваться понимания инструкции развивать у ребенка навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину. Учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении развивать умение различать размеры предметов – большой, поменьше, маленький фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же» учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему фону | Игра «Ух, какие шарики!» Игра «Большой-маленький» Игра «Башенка» Игра «Занимательная коробка» Игры с вкладышами |
Развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) | учить ребенка вставлять в панель втулки и грибочки (елочки, винтики, шарики, конусы и пр.). Развивать умение действовать кончиками пальцев. Стимулировать активное подражание действиям взрослого, умение переносить знакомые способы действия в новую ситуацию учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие: чувствовать возможность нанизывания: брать втулку кончиками большого, указательного и среднего пальцев; нанизывать втулки, имеющие округлую, цилиндрическую, кубическую форму, на вертикальный стержень учить выполнять действие нанизывания на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сбоку. Приучать ребенка не стучать колечками о стол при снимании колец и надевании на стержень учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по слову взрослого учить ребенка ставить кубик на кирпичик, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики учить ребенка действовать с предметами-орудиями: вылавливать игрушки сачком из таза с водой (рыбки, уточки, шарики), мелкие предметы из банки с водой, пользуясь черпачком с вертикально прикрепленной ручкой учить ребенка выталкивать палочкой из небьющейся, прозрачной или непрозрачной трубки мелкие предметы учить ставить вертикально в ряд кирпичики вначале на длинное ребро (забор), затем на короткое (высокий забор); обыграть постройку | Игра «Открой-закрой. Выложи-вложи» Игра «Дорожка» Игра «Сними колпачок» Игра «Возьми тарелочку» Игра «Вставь, воткни грибочки» Игра «Дорожка» Игра «Что в трубочке лежит?» Игры с ленточками, шнурками, шариками, разнообразными подвесками |
Формирование социально-бытовых навыков (педагог-психолог, учитель-дефектолог) | формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем учить с помощью взрослого приводить себя в порядок формировать умение во время еды правильно держать ложку учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой) учить ребенка одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду | Игра «Давай умоемся» Игра «Одень куклу» Игра «Сделай прическу клоуну» Игра «Хорошие ушки-красивые глазки» Речевые игры в режимных моментах |
Речевое развитие (учитель-логопед) | работа над гласными звуками уточнение произношения гласных звуков уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях развитие дыхательной функции развитие артикуляционного аппарата развитие связного речевого высказывания | Игра «Кто как говорит?» Упражнение «Веселая вертушка» Упражнение «Звонкая дудочка» Сказки для язычка (артикуляционная гимнастика) Логоритмические игры с элементами самомассажа Речедвигательная гимнастика Картинный материал |
Музыкальное развитие | дыхательная гимнастика прослушивание музыка различного характера(быстро-медленно, грустно-весело) танцетерапия театральная импровизация (раскрепощение, создание и решение спорных ситуаций) музыкотерапия | Игра «Инструментальная музыка» Игра «Тише, громче», «Угадай, кто?» Дыхательная гимнастика «Колобок», «Зверята»,«Свечка», «Ветерок», «Улыбка», «Часики», «Шарик» Коммуникативная игра «Здравствуй, добрый жук» |