Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации
Уткина Ж.В.
г. Нижний Новгород, 2023г
Период | Занятие | Название занятия | Программные задачи | Используемый материал. Мероприятия |
Сентябрь | | Тема: «Вот и осень пришла». Знакомство детей с нетрадиционной аппликацией с материалами и техниками, правилами безопасности. | Задачи: - познакомить детей с различными техниками выполнения работ по аппликации; - сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - при помощи нетрадиционных видов аппликаций вызывать эмоциональный отклик; - дать детям представление о правилах безопасной работы в процессе аппликации. | Материалы: осенние листья, образец готовой работы, выполненной из листьев, клей. Мероприятия: дидактическая игра «С какого дерева листок?», разминка «Мы – осенние листочки», пальчиковая игра «Листья». |
Октябрь | | Тема: «В осеннем лесу». Знакомство с техникой нетрадиционной аппликации ладошками. | Задачи: - дать детям представление о технике выполнения аппликации ладошками; - развивать мелкую моторику; - развивать навыки составления лаконичной композиции на листе бумаги; - научить детей находить похожие на ладонь по форме предметы в окружающем мире; - закрепить навык аккуратного приклеивания элементов аппликации к основе; - развивать творческие способности детей; - развивать познавательный интерес к творчеству. | Материалы: шаблоны ладошек, цветная бумага, клей, ножницы, образец готовой работы: «Грибы - опята». Мероприятия: беседа «Съедобные и несъедобные грибы», чтение сказки «Грибы» (А.Н. Толстой), пальчиковая гимнастика «Опята». |
Ноябрь | | Тема: «Дары осени». Ознакомление детей с нетрадиционной аппликацией из круп и семян. | Задачи: - научить детей качественно заполнять клеем формы, для последующего приклеивания круп; - отработать навык аккуратной работы с клеем; - начать отрабатывать с детьми навык вырезания по прямой и округлой линии; - развивать композиционные навыки; - развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук. | Материал: бумажные тарелочки, цветная бумага, клей, ножницы, рис, семена подсолнечника, образец готовой работы: «Корзинка с грибами» (ножка из риса, шляпка из семян подсолнечника). Мероприятия: дидактическая игра – разрезные картинки «Грибы», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», разучивание считалки про грибы. |
Декабрь | | Тема: «В гости к нам пришла зима». Создание у детей представлений о нетрадиционной технике аппликации из мятых комочков бумаги. | Задачи: - дать детям представление о свойствах бумаги; - научить детей сминать бумагу в комочки разной величины; - закрепить навык аккуратного промазывания клеем формы; - потренировать навык создания формы при помощи заполнения трафарета бумажными комочками; - развивать мелкую моторику; - развивать чувство цвета; - учить разбивать цвета по контрасту. | Материалы: цветной картон, цветная бумага, белая бумага, бумажные салфетки, клей, ножницы, образец готовой работы: «Снеговик». Беседы: чтение Глухих В. «Сказка о снеговиках», подвижная игра «Заморожу, берегись!», пальчиковая игра «Снеговик». |
Январь | | Тема: «Зима в городе». Знакомство детей с техникой выполнения аппликации ватными дисками. | Задачи: - научить детей создавать необходимую форму для изображения предметов и объектов из ватных дисков, половин ватных дисков; - закрепить навык аккуратного приклеивания деталей аппликации к основе; - тренировать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы при создании аппликации; - развивать мелкую моторику рук. | Материалы: ватные диски, клей, ножницы, цветная бумага, картон голубого цвета, кисти, гуашь, образец готовой работы: «Снегири на деревьях». Мероприятия: беседа с показом презентации о снегирях «Живые фонарики», дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы», рассматривание сюжетных иллюстраций «Снегири на кормушке». |
Февраль | | Тема: «Белоснежная красавица зима». Знакомство детей с нетрадиционной техникой аппликации ажурными салфетками. | Задачи: - научить детей сравнивать детей резную салфетку с природными объектами, красочно описывать данное сравнение; - научить детей использовать целую салфетку или её часть для изображения объектов и предметов; - закрепить навык аккуратного приклеивания деталей аппликации к основе; - отработать навыки вырезания прямой и округлой формы. | Материалы: ажурные салфетки, клей, картон синего цвета, ножницы, образец готовой работы: «Деревья в серебре». Мероприятия: беседа – рассуждение «Если б не было зимы…», игра на развитие речевого дыхания «Вьюга», «Снежинки и ветер». |
Март | | Тема: «Здравствуй, милая весна». Знакомство детей с нетрадиционной техникой создания аппликаций из бросового материала. | Задачи: - научить детей использованию бросового материала в создании поделок, предметов искусства; - развивать умение неординарно мыслить; - развивать мелкую моторику; - развивать умение составлять предмет из нескольких частей; - научить располагать в узоре несколько форм; - воспитывать чувство бережного отношения к природе. | Материалы: стружка от цветных карандашей, глянцевые журналы, фантики от конфет, клей, ножницы, шаблон «Лицо девушки – Весны», образцы готовых работ: «Платья Весны» (из стружки от карандашей, из обрезков глянцевых журналов, из фантиков от конфет). Мероприятия: просмотр познавательного видео «Как просыпается природа», беседа «Что меняется с приходом весны?», дидактическая игра на липучках «Признаки весны». |
Апрель | | Тема: «Весенние деньки». Создание у детей представления об обрывной технике аппликации. | Задачи: - научить детей подбирать контрастные цвета для аппликаций; - отработать навык создания композиции и кусочков цветной бумаги; - закрепить навык аккуратной работы с клеем; - развить мелкую моторику; - развить познавательный интерес к природе. | Материалы: цветной картон, цветная бумага, клей, образцы готовых работ: «Бабочка», «Улитка», «Божья коровка». Мероприятия: пальчиковая игра «Насекомые над лугом», беседа «Опасные насекомые», подвижная игра: «Бабочка». |
Май | | Тема: «Тёплые денёчки». Знакомство детей с нетрадиционной техникой аппликации из ниток. | Задачи: - научить детей обрезать нитки нужной длины для использования в различных частях аппликации; - закрепить навыки вырезания и приклеивания элементов аппликации к основе; - тренировать координацию рук при работе с ножницами; - закрепить навыки создания композиций на листе бумаги. | Материалы: шерстяные нитки разных цветов, клей, цветной картон, цветная бумага, ножницы, образцы работ: «Одуванчики», «Ромашки», «Астры». Мероприятия: загадки про цветы, дидактическая игра – мемори «полевые цветы», беседа «Почему нельзя рвать цветы?», пальчиковая игра «Цветок». |