Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по самообразованию «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»»
Перспективный план работы по самообразованию
«Народное творчество в воспитании
детей дошкольного возраста»
Цель: объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества.
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.
Задачи:
1.Выявить значение устного народного творчества в воспитании детей.
2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
3.Обогащать словарь, чувства, воображение и речь детей.
4. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
5.Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Актуальность выбранной темы:
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развитияребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.
Произведения устного народного творчества играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
Приемы работы:
Игра: наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит душу и тело. Именно игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.
Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса.
Использование руки в формировании навыков звучания речи: Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками - прекрасные упражнения, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.
Использование загадок, считалок, потешек: Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.
Использование сказок: Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть в сказку. Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.
План работы с детьми
Месяц
Самореализация
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Постановка целей и задач по данной теме
Октябрь
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»
Ноябрь
-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»
-Создание картотеки потешек для работы с детьми.
-Разучивание и проговаривание потешек.
-Применение потешек в режимных моментах.
-Консультация для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Декабрь
-Создание картотеки загадок:» Сундучок загадок»
-Консультация для воспитателей: «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
-Игра-имитация отдельных движений человека, животных, птиц: «Дед Мазай»
-Анкетирование родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Январь
-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по мотивам русских народных сказок»
-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?». Настольно -печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, пазлы, кубики). Настольный театр
по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
- Сделаем сами
книжку- малышку: «Моя любимая…
потешка, загадка».
Февраль
- Цикл занятий в рамках проекта «Широкая Масленица»
-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.
-Знакомство с пословицами и поговорками.
- Разучивание песен и стихов про Масленицу.
-Консультация для родителей: «Широкая
Масленица!»
-Блины для угощения на Масленицу!
Март
Создание картотеки «Русские народные игры»
Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».
-Хороводы, народные подвижные игры.
Инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Папка -передвижка для родителей:
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
Апрель
Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»
-Создание картотеки «Пальчиковые игры»
-Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
Консультация для родителей: «Пальчиковые игры — одно из средств развития речи детей»
Май
Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования»
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».
Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Досуг «Вот и лето к нам пришло, это очень хорошо!» .
Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей:
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Литература:
1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника»
2. В.Аникин «Русский фольклор»
3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»
4.О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры»
5. Н.А. Уликова «Словом душа растет» (практический материал для работы с детьми по развитию речи)