kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективный план работы по развитию эмоционального интеллекта средствами портретной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с эмоциями и чувствами средствами портретной живописи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по развитию эмоционального интеллекта средствами портретной живописи у детей старшего дошкольного возраста.»

Перспективный план работы по развитию эмоционального интеллекта средствами портретной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель – Понадцова Наталья Александровна.

Период

Тема

Цель и задачи

Виды деятельности

Эмоции и чувства

НОД

Октябрь


«Знакомство с эмоциями».

Цель: знакомство ребенка с базовыми эмоциями и примерами их проявления в жизни.

Задачи:

Научить детей:

- распознавать по выражению лица базовые эмоции;

- определять причины эмоций;

- определять пользу каждой эмоции;

- пополнять запас слов, описывающих эмоции;

- выражать свои эмоции и говорить о них.

- Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния.

- Подбор карточек с отражением данных эмоций.

- Этюды на выражение эмоциональных состояний.

Дидактические игры:

«Зеркальное отражение»,

«Угадай эмоцию»,

«Скажи с заданным настроением».

«Ознакомление с портретной живописью».

Цель: уточнить и углубить знания детей о портрете, как  жанре изобразительного искусства.

Задачи:

-познакомить с разнообразием портретов;

-дать знания о профессии художника-портретиста;

-учить детей поэтапному рассматриванию портрета;

-учить определять эмоциональное состояние изображённых людей;

-познакомить со средствами художественной выразительности.

- Воспитывать чувство прекрасного.


- Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах.

- Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изобразительной деятельности.

- Дидактические игры:

«Волшебники»;

«Что забыл художник?» «Найди портрет»; «Зеркало».

Ноябрь

Радость

«Какого цвета радость».

Беседа по репродукции картины Б. Кустодиева «Ирина Кустодиева с собакой Шумкой».

Цель: знакомство детей с эмоцией «Радость» и причинами возникновения этой эмоции, развитие способностей идентификации эмоций.

Задачи:

Научить детей:

- определять характерные признаки эмоции радости по выражению лица и действиям;

- называть причины радости;

- изображать эмоцию радости и события, вызывающие радость;

- вызывать у сверстников радость.

- Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство радости.

- Воспитывать чувство прекрасного.

- Этюд «Котёнок который хотел порадовать свою маму».

- Импровизация «Новая игрушка».

- Рисование «Какого цвета радость».

- Дидактические игры:

«Нарисуй радость на лице», «Клубочек радости», « Я радуюсь когда . . .».

Грусть, печаль

Обсуждение темы «Почему так грустно быть одиноким?» по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Цель: знакомство детей с эмоцией «Печаль» и причинами ее возникновения.

Задачи:

Научить детей:

- определять характерные признаки эмоции печали по выражению лица и действиям;

- называть причины печали;

- изображать на рисунке эмоцию печали и события, вызывающие печаль;

- научиться справляться со своей печалью.

- Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сострадания и утешения.

- Воспитывать чувство прекрасного.

- «Оживление» картины. Рисование Снегурочки, повстречавшей людей.

- «Золушка» (этюд на выражение печали)

- Дидактические игры «Найди портрет»,

 «Зеркало», «Пиктограммы», «Рассмеши принцессу Несмеяну».

Декабрь

Страх

«Что нам страшно».

Беседа по репродукции картины В.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».


Цель: знакомство детей с эмоцией «Страх» и причинами ее возникновения.

Задачи:

Научить детей:

- определять характерные признаки эмоции страха по выражению лица и действиям;

- называть причины страха;

- изображать на рисунке эмоцию страха и события, вызывающие страх;

- справляться со своей эмоцией страха;

- соотносить ощущение страха с возникшей опасностью, отличать реальную опасность от мнимой;

- следовать образцу безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях;

- уважительно относиться к чужим страхам.

- развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сострадания и утешения.

- Воспитывать чувство прекрасного.

- Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

- «Один дома» (этюд на выражение страха)

- Дидактические игры:

«Зеркальное отражение»,

«Угадай эмоцию»,

«Скажи с заданным настроением», «Пчелка в темноте».


Стыд

Обсуждение проблемной ситуации по репродукции картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка».


Цель: знакомство детей с эмоцией «стыд» и причинами ее возникновения.

Задачи:

Научить детей:

- описывать эмоцию стыд;

- распознавать эмоцию стыда по выражению лица, позе и интонации;

- называть причины возникновения эмоции.

- Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину.

- Воспитывать чувство прекрасного.


Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Дидактические игры игры:

«Зеркальное отражение»,

«Угадай эмоцию»,

«Скажи с заданным настроением»

Январь

Злость

Беседа на тему «Хорошо ли злиться?» по

репродукции картины Жака де л Анж «Пустая кружка».

Цель: знакомство детей с эмоцией «Злость» и причинами ее возникновения.

Задачи:

Научить детей:

- определять характерные признаки эмоции злости по выражению лица и действиям;

- называть причины злости;

- изображать эмоцию злости и события, вызывающие злость;

- справляться со своей эмоцией злости;

- разделять проявление эмоции злость и агрессивное поведение;

- регулировать свое агрессивное поведение.

- Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину.

- Воспитывать чувство прекрасного.


- Беседа: «История о победе и проигрыше».

- Пескотерапия игра «Победитель зла».

- Дидактические игры: «Собери пиктограмму», «Скажи с заданным настроением»

- Упражнение «Изобрази героя», «Полный шар эмоций», «Как избавиться от злости».

- Баба-Яга (этюд на выражение гнева).

- Игры, направленные на снижение агрессивности детей: «Злая кошка», «Каратист», «Капризный ребенок», «Маленькое привидение», «Волшебные шарики».

Любовь

«Мы с мамой улыбаемся».

Рассматривание репродукции портрета А.А. Дейнека «Мать»,

Цель: знакомство детей с чувством «любовь», вызывая эмоциональный отклик на образ любимого человека, изображенного в картине.

Задачи:

Научить детей:

- определять характерные признаки чувства любви по выражению лица и действиям;

- создавать  выразительные образы в парном портрете.

-закреплять умение работать с различными изобразительными материалами.

- Развивать связную речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину;

-Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери, чувство прекрасного.


- Беседы на темы:

«Легко ли быть мамой?»;

«Мамы всякие нужны».

- Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям.

- Дидактические игры

«Составь портрет»;

«Подбери картинки»;

«Волшебники»;

«Профессии».

- Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера).

Февраль

Сострадание

«Хорошо ли пожалеть человека?».

Беседа по репродукции картины В.Г. Перова «Тройка».

Цель: знакомство детей с чувством сострадания на основе рассматривания картины В.Г. Перова «Тройка».

Задачи:

- учить детей воспринимать трагический сюжет в искусстве, задумываясь о пережитых событиях героев, проявлять к ним сострадание;

- развивать связную речь, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сострадания и утешения.

- Воспитывать чувство прекрасного.

- Чтение фрагмента стихотворения Н. Некрасова «Плач детей»;

- Игра «Остановись мгновение»;

- Мысленное создание собственной картины с названием «Детство».

Обида

«Я обиделся!».

Беседа по репродукции картины

Крамской «Оскорблённый еврейский мальчик»

Цель: знакомство дошкольников с эмоцией обиды.

Задачи:

- познакомить детей с эмоцией обида;

- осознать, почему мы переживаем;

- научить преодолевать негативное настроение.

- научить понимать чувства свои и других людей;

- дать возможность пережить понятие «прощение»;

- обучение способам выхода из ситуации обиды.

- Развивать навыки мышечного расслабления, обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды, эмоциональный интеллект.

- Воспитывать чувство прекрасного.


- Ритуал приветствия “Поделись теплом”.

- Психогимнастика «Улыбнись».

- Чтение и обсуждение сказки «Про львёнка»,

«Про Обидку и Грустинку».

- «Способы повышения настроения».

(Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому

настроение, постараться придумать, как можно больше таких способов улыбнуться

себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать

доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Март

Интерес

«Внимание к тому, что интересно». Беседа по картинам

И. Прянишникова «Дети на рыбалке», Ю. Кротова «Мои куклы».

Цель: знакомство детей с эмоцией «Интерес» и причинами ее возникновения.

Задачи: Научить детей:

- описывать эмоцию интерес;

- определять характерные признаки интереса по выражению лица, позе, голосу;

- называть причины интереса;

- изображать на рисунке эмоцию интереса и события, вызывающие интерес.

- Развивать связную речь, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство интереса к совместным видам деятельности с партнёрами.

- Воспитывать чувство прекрасного.

- Игры, направленные на развитие интереса к партнёру по общению «Доброе слово», «Пожелание», «Комплименты», «Музыкальные объятия».

- Рисование на тему «Что мне интересно», «Что интересно моему другу».

Вежливость

«Вежливым быть модно».

Обсуждение репродукции картины Н. Богданова «У больного учителя».

Цель: развитие социальной компетентности, развитие способностей идентификации эмоций.

Задачи:

Научить детей:

- применять вежливые слова в повседневной жизни;

- правилам вежливого поведения и

выражения уважительного отношения к окружающим.

- Развивать связную речь, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство вежливости у уважения.

- Воспитывать чувство прекрасного.


-Сюжетные игры или Игра в «Игровые ситуации»

Используется то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок).

-Ролевые игры. Разыгрываются определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». (На протяжении игр использовать вежливые слова - здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста, помогайте друг другу).

- Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали».

Апрель

Доверие

«Что такое доверие».Обсуждение репродукции картины

А. Комаров «Пёстрый дог», Ю. Кугуч «В семье».

Цель: развить у детей способность выстраивать доверительные отношения с взрослыми и сверстниками.

Задачи.

Научить детей:

- проявлять заботу о других детях, следовать образцу дружественного поведения, доверять сверстникам и взрослым;

- понимать, что доверие другого человека это ценность;

- чувствовать себя спокойно и расслабленно в коллективе детей и близких взрослых;

- определять, как распоряжаться доверием с незнакомыми людьми.

- Развивать связную речь, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство доверия.

- Воспитывать чувство прекрасного.

Игры доверия для дошкольников.

Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе.

- «Прогулка с завязанными глазами»,

«Надежное падение», «Лабиринт», «Слушаем сердце», «Кораблик».

Дружба

«Правила дружбы». Обсуждение репродукции картины Ф. Сычёва «С горки», Н. Богданова-Бельского «Деревенские друзья».

Цель: развитие социальной компетентности и формирование понятия «дружба» у детей.

Задачи:

Научить детей:

- моделям дружеского общения;

- способам утешения друга;

- социальному взаимодействию в группе и оказания помощи.

- Развивать связную речь, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки;

- вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство дружбы и интереса к совместным видам деятельности с партнёрами.

- Воспитывать чувство прекрасного.





-Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе;

-составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»;

- разучивание пословиц поговорок о дружбе, составление рассказов по ним.

- Беседы  по картинкам с использованием пособия  «Что такое дружба?»;

- Игры: «Угадай по описанию»,

«Зеркало».

- Изготовление из бросового материала поделок на тему:

«Сюрприз для друга»


Повторим все эмоции

«Калейдоскоп эмоций».

Цель: закрепление всех изученных эмоций.

Задачи:

- тренироваться определять и различать различные эмоции;

- использовать полученные знания для анализа своих эмоциональных ситуаций;

- тренироваться предлагать варианты решений для эмоциональных ситуаций своих сверстников,

- развивать коммуникативные навыки, связную и диалогическую речь;

- воспитывать чувство прекрасного.

Итоговое занятие «Ах вернисаж».

Речевая деятельность. Составление рассказов по собственным работам.

Выставка репродукций картин с которыми дети познакомились в процессе работы.

Выставка работ детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Понадцова Наталья Александровна

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651311


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства