Период | Тема | Цель и задачи | Виды деятельности |
Эмоции и чувства | НОД |
Октябрь | | «Знакомство с эмоциями». | Цель: знакомство ребенка с базовыми эмоциями и примерами их проявления в жизни. Задачи: Научить детей: - распознавать по выражению лица базовые эмоции; - определять причины эмоций; - определять пользу каждой эмоции; - пополнять запас слов, описывающих эмоции; - выражать свои эмоции и говорить о них. | - Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния. - Подбор карточек с отражением данных эмоций. - Этюды на выражение эмоциональных состояний. Дидактические игры: «Зеркальное отражение», «Угадай эмоцию», «Скажи с заданным настроением». |
«Ознакомление с портретной живописью». | Цель: уточнить и углубить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства. Задачи: -познакомить с разнообразием портретов; -дать знания о профессии художника-портретиста; -учить детей поэтапному рассматриванию портрета; -учить определять эмоциональное состояние изображённых людей; -познакомить со средствами художественной выразительности. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах. - Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изобразительной деятельности. - Дидактические игры: «Волшебники»; «Что забыл художник?» «Найди портрет»; «Зеркало». |
Ноябрь | Радость | «Какого цвета радость». Беседа по репродукции картины Б. Кустодиева «Ирина Кустодиева с собакой Шумкой». | Цель: знакомство детей с эмоцией «Радость» и причинами возникновения этой эмоции, развитие способностей идентификации эмоций. Задачи: Научить детей: - определять характерные признаки эмоции радости по выражению лица и действиям; - называть причины радости; - изображать эмоцию радости и события, вызывающие радость; - вызывать у сверстников радость. - Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство радости. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Этюд «Котёнок который хотел порадовать свою маму». - Импровизация «Новая игрушка». - Рисование «Какого цвета радость». - Дидактические игры: «Нарисуй радость на лице», «Клубочек радости», « Я радуюсь когда . . .». |
Грусть, печаль | Обсуждение темы «Почему так грустно быть одиноким?» по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | Цель: знакомство детей с эмоцией «Печаль» и причинами ее возникновения. Задачи: Научить детей: - определять характерные признаки эмоции печали по выражению лица и действиям; - называть причины печали; - изображать на рисунке эмоцию печали и события, вызывающие печаль; - научиться справляться со своей печалью. - Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сострадания и утешения. - Воспитывать чувство прекрасного. | - «Оживление» картины. Рисование Снегурочки, повстречавшей людей. - «Золушка» (этюд на выражение печали) - Дидактические игры «Найди портрет», «Зеркало», «Пиктограммы», «Рассмеши принцессу Несмеяну». |
Декабрь | Страх | «Что нам страшно». Беседа по репродукции картины В.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | Цель: знакомство детей с эмоцией «Страх» и причинами ее возникновения. Задачи: Научить детей: - определять характерные признаки эмоции страха по выражению лица и действиям; - называть причины страха; - изображать на рисунке эмоцию страха и события, вызывающие страх; - справляться со своей эмоцией страха; - соотносить ощущение страха с возникшей опасностью, отличать реальную опасность от мнимой; - следовать образцу безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях; - уважительно относиться к чужим страхам. - развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сострадания и утешения. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение. - «Один дома» (этюд на выражение страха) - Дидактические игры: «Зеркальное отражение», «Угадай эмоцию», «Скажи с заданным настроением», «Пчелка в темноте». |
Стыд | Обсуждение проблемной ситуации по репродукции картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка». | Цель: знакомство детей с эмоцией «стыд» и причинами ее возникновения. Задачи: Научить детей: - описывать эмоцию стыд; - распознавать эмоцию стыда по выражению лица, позе и интонации; - называть причины возникновения эмоции. - Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину. - Воспитывать чувство прекрасного. | Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение. Дидактические игры игры: «Зеркальное отражение», «Угадай эмоцию», «Скажи с заданным настроением» |
Январь | Злость | Беседа на тему «Хорошо ли злиться?» по репродукции картины Жака де л Анж «Пустая кружка». | Цель: знакомство детей с эмоцией «Злость» и причинами ее возникновения. Задачи: Научить детей: - определять характерные признаки эмоции злости по выражению лица и действиям; - называть причины злости; - изображать эмоцию злости и события, вызывающие злость; - справляться со своей эмоцией злости; - разделять проявление эмоции злость и агрессивное поведение; - регулировать свое агрессивное поведение. - Развивать связную и диалогическую речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Беседа: «История о победе и проигрыше». - Пескотерапия игра «Победитель зла». - Дидактические игры: «Собери пиктограмму», «Скажи с заданным настроением» - Упражнение «Изобрази героя», «Полный шар эмоций», «Как избавиться от злости». - Баба-Яга (этюд на выражение гнева). - Игры, направленные на снижение агрессивности детей: «Злая кошка», «Каратист», «Капризный ребенок», «Маленькое привидение», «Волшебные шарики». |
Любовь | «Мы с мамой улыбаемся». Рассматривание репродукции портрета А.А. Дейнека «Мать», | Цель: знакомство детей с чувством «любовь», вызывая эмоциональный отклик на образ любимого человека, изображенного в картине. Задачи: Научить детей: - определять характерные признаки чувства любви по выражению лица и действиям; - создавать выразительные образы в парном портрете. -закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. - Развивать связную речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину; -Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери, чувство прекрасного. | - Беседы на темы: «Легко ли быть мамой?»; «Мамы всякие нужны». - Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям. - Дидактические игры «Составь портрет»; «Подбери картинки»; «Волшебники»; «Профессии». - Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера). |
Февраль | Сострадание | «Хорошо ли пожалеть человека?». Беседа по репродукции картины В.Г. Перова «Тройка». | Цель: знакомство детей с чувством сострадания на основе рассматривания картины В.Г. Перова «Тройка». Задачи: - учить детей воспринимать трагический сюжет в искусстве, задумываясь о пережитых событиях героев, проявлять к ним сострадание; - развивать связную речь, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство сострадания и утешения. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Чтение фрагмента стихотворения Н. Некрасова «Плач детей»; - Игра «Остановись мгновение»; - Мысленное создание собственной картины с названием «Детство». |
Обида | «Я обиделся!». Беседа по репродукции картины Крамской «Оскорблённый еврейский мальчик» | Цель: знакомство дошкольников с эмоцией обиды. Задачи: - познакомить детей с эмоцией обида; - осознать, почему мы переживаем; - научить преодолевать негативное настроение. - научить понимать чувства свои и других людей; - дать возможность пережить понятие «прощение»; - обучение способам выхода из ситуации обиды. - Развивать навыки мышечного расслабления, обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды, эмоциональный интеллект. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Ритуал приветствия “Поделись теплом”. - Психогимнастика «Улыбнись». - Чтение и обсуждение сказки «Про львёнка», «Про Обидку и Грустинку». - «Способы повышения настроения». (Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать, как можно больше таких способов улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку). |
Март | Интерес | «Внимание к тому, что интересно». Беседа по картинам И. Прянишникова «Дети на рыбалке», Ю. Кротова «Мои куклы». | Цель: знакомство детей с эмоцией «Интерес» и причинами ее возникновения. Задачи: Научить детей: - описывать эмоцию интерес; - определять характерные признаки интереса по выражению лица, позе, голосу; - называть причины интереса; - изображать на рисунке эмоцию интереса и события, вызывающие интерес. - Развивать связную речь, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство интереса к совместным видам деятельности с партнёрами. - Воспитывать чувство прекрасного. | - Игры, направленные на развитие интереса к партнёру по общению «Доброе слово», «Пожелание», «Комплименты», «Музыкальные объятия». - Рисование на тему «Что мне интересно», «Что интересно моему другу». |
Вежливость | «Вежливым быть модно». Обсуждение репродукции картины Н. Богданова «У больного учителя». | Цель: развитие социальной компетентности, развитие способностей идентификации эмоций. Задачи: Научить детей: - применять вежливые слова в повседневной жизни; - правилам вежливого поведения и выражения уважительного отношения к окружающим. - Развивать связную речь, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство вежливости у уважения. - Воспитывать чувство прекрасного. | -Сюжетные игры или Игра в «Игровые ситуации» Используется то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). -Ролевые игры. Разыгрываются определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». (На протяжении игр использовать вежливые слова - здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста, помогайте друг другу). - Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали». |
Апрель | Доверие | «Что такое доверие».Обсуждение репродукции картины А. Комаров «Пёстрый дог», Ю. Кугуч «В семье». | Цель: развить у детей способность выстраивать доверительные отношения с взрослыми и сверстниками. Задачи. Научить детей: - проявлять заботу о других детях, следовать образцу дружественного поведения, доверять сверстникам и взрослым; - понимать, что доверие другого человека это ценность; - чувствовать себя спокойно и расслабленно в коллективе детей и близких взрослых; - определять, как распоряжаться доверием с незнакомыми людьми. - Развивать связную речь, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство доверия. - Воспитывать чувство прекрасного. | Игры доверия для дошкольников. Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе. - «Прогулка с завязанными глазами», «Надежное падение», «Лабиринт», «Слушаем сердце», «Кораблик». |
Дружба | «Правила дружбы». Обсуждение репродукции картины Ф. Сычёва «С горки», Н. Богданова-Бельского «Деревенские друзья». | Цель: развитие социальной компетентности и формирование понятия «дружба» у детей. Задачи: Научить детей: - моделям дружеского общения; - способам утешения друга; - социальному взаимодействию в группе и оказания помощи. - Развивать связную речь, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки; - вызвать эмоциональный отклик на картину, чувство дружбы и интереса к совместным видам деятельности с партнёрами. - Воспитывать чувство прекрасного. | -Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе; -составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»; - разучивание пословиц поговорок о дружбе, составление рассказов по ним. - Беседы по картинкам с использованием пособия «Что такое дружба?»; - Игры: «Угадай по описанию», «Зеркало». - Изготовление из бросового материала поделок на тему: «Сюрприз для друга» |
| Повторим все эмоции | «Калейдоскоп эмоций». | Цель: закрепление всех изученных эмоций. Задачи: - тренироваться определять и различать различные эмоции; - использовать полученные знания для анализа своих эмоциональных ситуаций; - тренироваться предлагать варианты решений для эмоциональных ситуаций своих сверстников, - развивать коммуникативные навыки, связную и диалогическую речь; - воспитывать чувство прекрасного. | Итоговое занятие «Ах вернисаж». Речевая деятельность. Составление рассказов по собственным работам. Выставка репродукций картин с которыми дети познакомились в процессе работы. Выставка работ детей. |