Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая её культура.
В норме становление правильного произношения свистящих звуков происходит к четырём годам (М.Ф. Фомичева). Именно в средней группе детского сада (4-5 лет) исчезает замена шипящих и свистящих звуками Т и Д, произношение свистящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения свистящих звуков.
- С - губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель, по середине языка идёт сильная,
холодная воздушная струя, голосовые связки не вибрируют. Звук « С» - согласный, твёрдый, глухой, свистящий.
- СЬ - губу растягиваются больше, чем при произношении С, передняя часть спинки языка выше поднимается к верхним
бугорочкам и чуть - чуть перемещается ближе к бугорочкам. Звук «СЬ» - согласный, мягкий, глухой, свистящий.
- 3 - как С, голосовые связки вибрируют Звук «3»- согласный, твёрдый, звонкий, свистящий.
- ЗЬ - как СЬ, голосовые связки вибрируют. Звук «ЗЬ» - согласный, мягкий, звонкий, свистящий.
- Ц - сложный звук ( от ТС), губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с бугорками (альвеолами) . Под давлением воздушной струи смычка разрывается, голосок спит, выдыхаемая
струя воздуха сильная, отрывистая, холодная. Звук «Ц» - согласный, твёрдый, глухой, свистящий.
Основные виды сигматизма: межзубный ( язык находится между зубов), губно - зубной ( участие в образовании звука нижней губы, поэтому акустический эффект при искажении С близок к звуку Ф), боковой (боковые края языка не прилегают к коренным зубам, поэтому выдыхаемая струя воздуха проходи не по средней линии, а через боковую щель), призубный (язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышатся звуки Т или Д),шипящий ( язык принимает артикуляцию, характерную для Ш).
В зависимости от вида речевого нарушения ( дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия,) и вида сигматизма в перспективный план могут вносится изменения, типа: увеличение срока работы над звуком, применения механических приёмов постановки звука, массаж органов артикуляции. При работе со сложными речевыми дефектами предусматриваются работы по развитию общей, мелкой моторики, мимических мышц.
Этапы работы | Содержание работы по преодолению дефектов речи | Кол-во занятий | Используемые на занятии методические приёмы | Наглядность и литература | Цели и содержание коррекционно-воспитательной работы. |
1. | Знакомство с артикуляционным аппаратом | 2 | Вводная беседа. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Уточнение движений органов артикуляции. Отработать удержание языка за нижними зубами (губы в улыбке, как на звуках И, Э) Отработать длительную целенаправленную воздушную струю на звуках X, Ф, В. | Зеркала, профиль. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Из- во «Просвещение», М. 1990 год А.С. Гарасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника» С-П.: «Издательский Дом «Нева»», 2004 | Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата и их движениями. Отработка длительного целенаправленного выдоха. Воспитание навыков организационно - учебной работы |
2. | Постановка звука С. | 1-3 | Описание правильной артикуляции. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики по широкой программе. Уточнение произношения, имеющегося звука С или вызывание его по подражанию. | Зеркала, профиль, демонстрационный материал. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Из- во «Просвещение», М. 1990 год | Упражнять детей в правильном произношении звука С и умении слитно произносить С с последующим согласным звуком развитие фонематических процессов за счёт вычленения звука С из слогов, слов. Воспитание вербального внимания: запоминание инструкций, даваемых логопедом при выполнении упражнений. |
3. | Произношение звука С в прямых слогах. | 2-3 | Произношение слогов. Повторение слов, словесные игры и упражнения для введения и автоматизации звука в слогах: А) изолированный слог; Б) слог в составе слова: - с ударением на слоге; - без ударения на слоге; - со стечением согласных. Работа с картинками, предложениями и текстами. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский « Учись правильно говорить» М.: Из -во «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995 год | Упражнять детей в правильном произношении звука С и умении слитно произносить С с последующим согласным звуком. Развитие фонематических процессов за счёт выделения звука С из слов. Воспитание целенаправленного внимания. |
4. | Произношение звука С в обратных слогах | 2-3 | Произношение слогов. Повторение слов, словесные игры и упражнения для введения и автоматизации звука в слогах: А) изолированный слог; Б) слог в составе слова: - с ударением на слоге; - без ударения на слоге; - со стечением согласных. Работа с картинками, предложениями и текстами. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. А.С. Гарасимова, О.С. Жукова, В. Г. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника» С-П.: «Издательский Дом «Нева»», 2004 | Упражнять детей в правильном произношении звука С и умении слитно произносить С с последующим согласным звуком. Развитие фонетико - фонематических процессов. Воспитание желания добиваться положительного результата работы. |
5. | Закрепление произношения звука С. | 2-4 | Автоматизация звука в предложениях, текстах: дидактические и развивающие игры и упражнения; театрализованная деятельность, ролевые игры. Заучивание стихотворений, чистоговорок, различные виды составления рассказа и пересказ. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Н.Н. Гусева «Беседы по картине» Санкт - Петербург. Из -во «Детство - Пресс», 2006 год. А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-Пб.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»М.: из -во «Просвещение», 1985 год | Автоматизация звука С в связной речи. Развитие фонетико-фонематических процессов. Работа над дикцией, лексико-грамматической стороной речи. Продолжить формирование диалогической и монологической форм речи. Воспитание чёткой артикуляции, свободной и эмоционально окрашенной речи. |
6. | Произношение мягкого звука СЬ | 2-6 | 1. Показ правильной артикуляции звука. 2. Уточнение произношения имеющегося звука СЬ или вызывание его по подражанию. 3. Упражнения на воспитание чёткого произношения звука Сь в: - в слогах; - в словах с ударением и без ударения в слоге, со стечением согласных. Работа с дидактическим и развивающим материалом. 4. Работа с текстом. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский « Учись правильно говорить» М.: Из-во «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995 год | Коррекция устной речи. Формирование (развитие) фонетико-фонематических процессов. Добиваться правильного произношения звука Сь. Воспитание самоконтроля и самокоррекции на элементарном уровне. |
7. | Дифференциация твёрдого С и мягкого звука СЬ | 2-6 | Упражнения и различные виды игр на автоматизацию и дифференциацию звуков С, СЬ. Комментирование своих действий при выполнении письменных работ, свободная и театрализованная деятельность. Монологическая речь. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. О.А. Новикова « Стихи для развития речи» ООО «Астрель- СПб», М., 2008 год. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. | Коррекция устной речи, упражнять в произношении звуков С, СЬ в связной речи. Развитие фонетико-фонематических процессов. Продолжить формирование связного высказывания. Воспитание желания говорить правильно. |
8. | Постановка звука 3. Работа над введением звука в разные речевые единицы. | 2-3 | 1. Описание правильной артикуляции. 2. Упражнения для уточнения произношения имеющегося звука 3 или вызывание его по подражанию. 3. Введение в слоги. 4. Введение в слова: - с ударением на слоге; - без ударения на слоге; - со стечением согласных. 4. В словосочетания и предложения. 5. В текст. Словесные упражнения, монологическая речь. Словесные и дидактические игры. | Зеркала, профиль, демонстрационный материал. Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Из- во «Просвещение», М. 1990 год. А.С. Гарасимова, О.С. Жукова, В. Г. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника» С-П.: «Издательский Дом «Нева»», 2004 | Коррекция фонетической стороны речи. Сформировать у ребёнка первоначальное умение правильно го произношения звука на специально подобранном материале. Формировать умение правильного отбора глухих (С) и звонких (3) звуков. Расширение активного словарного запаса. Воспитание работоспособности. |
9. | Автоматизация и дифференциация звука 3. | 2-6 | 1 Тренировочные упражнения со специально подобранными словами. 2. Задания на поиски слов, содержащих данный звук (придумывание слов). 3. Упражнения по звуковому анализу и синтезу слов. 4. Выполнение творческих упражнений, игр. 5.Дифференциация звука 3: - словесные игры (« Найди словечко», « Похожие слова», « День рождения» и т.д.); - выделение и различение звука в предложении, тексте. 6. Введение звука в связную речь. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Т.В. Большова «Учимся по сказке» Из -во «Детство - пресс», М., 2005 год. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. | Формирование коммуникативных умений и навыков. Учить употреблять поставленный звук в естественной речи, дифференцируя его со схожими по артикуляции и звучанию звуками. Развитие диалогической и монологической формы речи. Воспитание чёткой артикуляции, свободной и эмоционально окрашенной речи |
10. | Произношение мягкого ЗЬ. | 2-4 | 1. Описание правильной артикуляции. 2. Упражнения для уточнения произношения имеющегося звука 3 или вызывание его по подражанию. 3. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, текст. Дидактические и развивающие игры и упражнения; театрализованная деятельность, ролевые игры. Заучивание стихотворений, чистоговорок, различные виды составления рассказа и пересказ. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Т.В. Большова «Учимся по сказке» Из -во «Детство - пресс», М., 2005 год. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. А.С. Гарасимова, О.С. Жукова, В. Г. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника» С-Пб.: «Издательский Дом «Нева»», 2004 | Автоматизация звука Зь. Развитие артикуляционной моторики. Развитие фонематического слуха и восприятия. Создание у детей положительного эмоционального настроя в ходе индивидуального (группового) занятия. |
11. | Дифференциация звуков 3, ЗЬ | 2-3 | Упражнения и различные виды игр на автоматизацию и дифференциацию звуков 3, ЗЬ. Комментирование своих действий при выполнении письменных работ, свободная и театрализованная деятельность. Монологическая речь: рассказ, пересказ. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Т.В. Большова «Учимся по сказке» Из -во «Детство - пресс», М., 2005 год. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»М.: из -во «Просвещение», 1985 год | Сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Развитие анализа и синтеза слов. Воспитание навыков учебной деятельности. |
12. | Дифференциация звуков С - 3. Дифференциация звуков СЬ - ЗЬ. | 2-2 | Дифференциация звуков в: - слогах, - словах, - во фразовой речи. 1 Тренировочные упражнения со специально подобранными словами. 2. Задания на поиски слов, содержащих данный звук (придумывание слов). 3. Упражнения по звуковому анализу и синтезу слов. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Т.В. Большова «Учимся по сказке» Из -во «Детство - пресс», М., 2005 год. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. Г.А. Каше | Совершенствование устной речи, за счёт развития у детей фонетико-фонематических процессов. Упражнять детей в правильном произношении звуков в естественной речи. Воспитание речевого внимания и самоконтроля. |
| | | 4. Выполнение творческих упражнений, игр. 5.Дифференциация звука 3: - словесные игры («Найди словечко», « Похожие слова», «День рождения» и т.д.); - выделение и различение звука в предложении, тексте. | «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М.: из -во «Просвещение», 1985 год | |
13. | Дифференциация звуков С -Ш | 2-8 | Упражнения. Словесные, дидактические, развивающие игры. Работа над фразовой речью: тексты рассказов, сказок. Театрализованная деятельность. Свободная речь. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М.: из -во «Просвещение», 1985 год. О.А. Гомзяк « Говорим правильно» М: ООО « Издательство «Гном и Д», 2007 год. | Развитие звукового анализа и синтеза слов. Развитие фонематического восприятия, через развитие кинестетической чувствительности. Учить дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляцион-ное сходство. Воспитывать усидчивость и желание довести начатое дело до конца. |
14. | Дифференциация звуков Ж - 3 | 2-6 | 1. Вычленить указанные звуки из слогов, слов. 2. Сравнить звуки по артикуляции. 3. Соотнести звуки с буквами. 4. Устный диктант слов (поднять определённую фишку или букву) 5. Определить место звука в словах. 6. Изменить слова по образцу. 7. Работа с текстом. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. О.А. Гомзяк « Говорим правильно» М.: ООО « Издательство «Гном и Д», 2007 год. И Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.: Из - во «Владос», 1995 год. | Формировать константные фонематические представления способность воспринимать каждый звук как тождественный себе. Развитие артикуляционной моторике, через развитие кинестетической чувствительности. Учить дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство. Воспитание речевого внимания и самоконтроля. |
15. | Дифференциация С-Щ | 2-4 | 1. Вычленить указанные звуки из слогов, слов. 2. Сравнить звуки по артикуляции. 3. Соотнести звуки с буквами. 4. Устный диктант слов ( поднять определённую фишку или букву) 5. Определить место звука в словах. 6. Составление предложений со словами. 7. Работа с текстом. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. И.Н. Садовникова « Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» М: Из - во «Владос», 1995 год. А.С. Гарасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника» С-П.: «Издательский Дом «Нева»», 2004 г. | Развитие константных представлений, за счёт совершенствования фонематического восприятия. Развитие артикуляционной моторики. Продолжать учить производить операции по звуковому анализу и синтезу слов на элементарном уровне. Воспитывать навыков учебной деятельности. |
16. | Дифференциация звуков Ш - С - Ж -3. | 2-6 | Упражнения. Словесные, дидактические, развивающие игры. Работа над фразовой речью: тексты рассказов, сказок. Театрализованная деятельность. Свободная речь. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. Атрибутика для театрализованной деятельности. Т.В. Болыпова «Учимся по сказке» Из -во «Детство - пресс», М., 2005 год. Н.Н. Гусева «Беседы по картине» Санкт - Петербург. Из -во «Детство - Пресс», 2006 год. | Совершенствование устной речи, за счёт развития у детей фонетико-фонематических процессов. Упражнять детей в правильном произношении звуков в естественной речи. Воспитание речевого внимания и самоконтроля. |
17. | Постановка звука Ц. | 2-4 | 1. Описание правильной артикуляции. 2.Артикуляционные упражнения: развитие напора воздушной струи, переключаемость артикуляционной позы при образовании звука. 3. Упражнения для уточнения произношения имеющегося звука Ц или вызывание его по подражанию. 4. Введение звука в слог. | Зеркала, профиль, демонстрационный материал. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Из - во «Просвещение», М. 1990 год А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. | Развитие речевой моторики. Добиваться точного исполнения упражнений и умения определять положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ц. Воспитание чувства уверенности в своих силах. |
18. | Произнесение звука Ц в обратных слогах. | 2-4 | 1. Введение в слоги. 2. Введение в слова: - с ударением на слоге; - без ударения на слоге; - со стечением согласных. 3. В словосочетания и предложения. 5. Введение текст. Словесные упражнения, монологическая речь. Словесные и дидактические игры. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Из - во «Просвещение», М. 1990 год А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. | Развитие чёткой дикции, за счёт выработки навыков речевого дыхания. Развитие кинестетической чувствительности. Работа над лексико-грамматической стороной речи. Воспитание правильного произношения звука Ц. |
19. | Произнесение звука Ц в прямых слогах. | 2-4 | Упражнения, различные виды игр. Инструкции, показ, пояснения, использование наглядных методов при проведении работы по автоматизации звука Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-Пб.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М.: из -во «Просвещение», 1985 год. | Развитие фонетико-фонематических процессов. Упражнять детей в правильном произношении звука Ц. Работа над лексико-грамматической стороной речи, связной речью. Воспитание вербального внимания. |
20. | Дифференциация звуков Ц - С | 3-6 | 1. Вычленить указанные звуки из слогов, слов. 2. Сравнить звуки по артикуляции. 3. Соотнести звуки с буквами. 4. Устный диктант слов (поднять определённую фишку или букву) 5. Определить место звука в словах. 6. Составление предложений со словами. 7. Работа с текстом. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. И Н. Садовникова « Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.: Из - во «Владос», 1995 год. | Развитие речевой коммуникации. Развитие фонетико-фонематических процессов, за счёт различения звуков близких по акустико-артикуляцион-ным признакам. Воспитание критического отношения у детей к своей и чужой речи. |
21. | Дифференциация Звуков Ц -Т | 1-3 | Упражнения, различные виды игр. Инструкции, показ, пояснения, использование наглядных методов при проведении работы по дифференциации звуков Ц и Т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Различный дидактический и игровой материал. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. | Упражнять детей в правильном произношении звуков Ц и Т. Развитие константных представлений, за счёт совершенствования фонематического восприятия. Воспитание целенаправленного внимания и самокоррекции на элементарном уровне. |
22. | Дифференциация шипящих и свистящих в связной речи. | 2-6 | 1.Выполнение заданий творческого характера. 2. Различные виды работ с текстом. 3. Театрализованная деятельность. 4. Ролевые игры. 5. Свободная деятельностью. | Картинный и иллюстрационный материал. Рабочие логопедические тетради для индивидуальной работы. Атрибутика для театрализованной деятельности. Различный дидактический и игровой материал. А.И. Богомолова « Логопедическое пособие для занятий с детьми» С-П.: ТОО «Издательство «Библиополия», 1995 год. И.С. Лопухина « Логопедия 550» М.: из - во «Акварель», 1998 год | Формирование правильного звукопроизношения, направленного на развитие социальной и школьной адаптации ребёнка. Упражнять детей в правильном произношении звуков в естественной речи. Воспитание речевого внимания и самоконтроля. |