Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по казачеству в старшей группе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3
станица Ленинградская муниципальное образование
Ленинградский район
«Утверждено»
Заведующий МБДОУ №3
________ И.Е.Шереметьева
«___»____________20___г.
Перспективное планирование
по ознакомлению с историей и наследием казачества
в старшей группе «Колосок».
на 2020-2021 учебный год
По форме утвержденной приказом МБДОУ №3
от _____________________ № ______________
Воспитатели: Е.В.Филоненко
М.А.Белоус
Пояснительная записка
В связи с постоянно происходящими переменами в обществе нравственное воспитание подрастающего поколения остаётся довольно острой проблемой в течение уже многих лет. Воспитание гражданско-патриотических и духовно – нравственных качеств должно начинаться с раннего детства и быть направлено на формирование у детей образа героя, защитника своей Родины, привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитания чувства гордости за историю становления страны и потребности её защищать. Возрождение традиций и культуры казачества – это, прежде всего, нравственно-патриотический аспект воспитательной работы. Приобщение детей к культуре казаков даёт возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей.
Целью работы в группе казачьей направленности в ДОУ является духовно- нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе историко-культурных традиций казачества.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе ознакомления с обычаями и традициями кубанского казачества.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию кубанского народа;
расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей;
знакомство с традициями и культурой кубанского казачества;
воспитание гражданской позиции, патриотических чувств, уважительного отношения к прошлому, настоящему, будущему малой Родины.
Образовательнаяобласть
Задачи
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Кубани, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории Кубани. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Кубани
Художественно-эстетическое
развитие
Приобщать детей старшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций родного края.
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы кубанского народа.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Построение образовательного процесса обеспечивает достижение единства образовательных целей, преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста и осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями, партнёрами через организацию совместной образовательной деятельности, досуговых мероприятий, совместной деятельности, игровой деятельности, музыкальной деятельности, творческой, художественной, речевой, конструктивной, познавательно-исследовательской деятельности.
Реализация регионального компонента в группе казачьей направленности «Колосок» активно включается во все виды деятельности с детьми и взрослыми:
- в совместную образовательную деятельность (осуществляется один раз в месяц, 4 понедельник каждого месяца, вместо СОД по познавательному развитию);
- в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка в виде бесед, игровой деятельности, восприятия художественной литературы, просмотра презентаций, видео фильмов, рассматривания картин, альбомов, книг, различных видов художественного творчества, в досуговой деятельности;
- в совместную деятельность детей со сверстниками;
- в совместную деятельность с родителями воспитанников (участие в творческих выставках, фотовыставках, акциях к праздникам, пополнение и оснащение центров в группах, проведение совместных мероприятий, конкурсов);
- в работу с социальными партнёрами (посещение музея, встречи с атаманом – наставником)
Планирование работы включает разделы:
«История кубанского казачества»
Знакомство детей с историей возникновения кубанского казачества.
Рассказ о даровании Кубани казакам Екатериной II.
Столица Кубани. История становления города Екатеринодара.
Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) края, района, станицы.
Знакомство с историей станицы Ленинградской.
«Жизнь и быт кубанских казаков»
Знакомство детей с устройством казачьей хаты.
Знакомство с обстановкой (столом, лавка, кровать, колыбелька и др.).
Знакомство с устройством подворья (кабица, сарай, плетень, телега, колодец и др.).
Знакомство с одеждой казака и казачки.
Ремёсла.
Предметы быта (коромысло, ухват, ушат, доска для стирки, прялка, веретено, утюг, дорожки, рушники и др.).
«Культура кубанского народа»
Знакомство с лексикой казаков.
Знакомство с фольклором кубанских казаков.
Знакомство с основными кубанскими праздниками
( Покров, Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный Спас и др.)
Перспективное планирование по ознакомлению с историей и наследием казачества
в старшей группе «Колосок».
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность с детьми
Взаимодействие с семьей
1 раздел «История кубанского казачества»
Сентябрь
«Люблю тебя, мой край родной ».
Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.
Просмотр видео презентации «Богатство нашего родного края», фильма – презентации «Мой родной казачий край».
-Рассматривание альбома о родном крае
-Разучивание казачьих игр «Утица», «Три бабки»
-Чтение П. Воронко «Лучше нет родного края»
-Рисование «Мой край»
-Аппликация «Край будущего»
-Коллективная работа «Родина»
-Дидактическая игра «Собери флаг края», «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
Выставка рисунков на тему: «Моя малая Родина».
Привлечь родителей к созданию лепбука «Кубань – казачий край».
Создание в группе мини – музея «Хата казака»
Октябрь
«Моя большая семья».
Задачи: Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.
-Рассматривание репродукции картины И. Батюкова «Семья за столом»
-Игровые упражнения «Скажи быстро», «Кто больше назовет»
-Чтение Д. Габе «Моя семья», Л. Толстой «Старый дед и внучек», сказка «Кукушка» обр. К. Шаров
-Разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье
-Рассматривание семейных фотографий.
-Казачьи подвижные игры «Ручеек», « Лапта»
-Сюжетно – ролевая игра «Дочки - матери», «Семья», «В гости к бабушке»
-Игры драматизации по сказкам: В. Осеева «Обычная старушка», «Сказка для мамочки»
- Рисование «Моя семья»
-Аппликация «Дом для большой семьи»
Выставка совместного творчества «Мы одна дружная семья»
Пополнение и оснащение «Хаты казака» новыми экспонатами: предметы домашней утвари.
Ноябрь
«Кто такие казаки»
Задачи: Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
-Рассматривание символов казачества
-Беседа «Казачьи заповеди и поговорки»
-Видео ролик «История казачества»
-Встреча с атаманом сельского поселения
-Чтение Л. Толстой «Стихи про казаков», Мицкевич Адам «Друзьям»
-Посещение мини музея «История наших предков»
-Слушание казачьих песен
-Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок».
-Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках
-Рисование «Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»
-Лепка «Конь для казака»
Подбор пословиц, поговорок о казаках.
Совместная работа над пополнением развивающей среды группы атрибутами казачества.
Пополнение и оснащение в группе «Хата казака» новыми экспонатами.
2 раздел «Жизнь и быт кубанских казаков»
Декабрь
«Мы родом из казачьей семьи»
Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
-Сюжетно- ролевая игра «Казаки»
-Посещение библиотеки
-Беседа «Воспитание детей – казачат»
-Рассматривание репродукций картин С.И. Васильковский
«Казак в степи», А.Лях «Серия работ о кубанском казачестве»
-Чтение художественной литературы Ю.Жуков «Мифы и сказки о казаках»
-Просмотр мультфильма «Как казак счастье искал»
-Видео фильм «Мульти – Россия» серия
«ЮФО Краснодарский край»
-Видео фильм «Империя казачества»
-Дидактическая игра «Детям о казаках»
-Рисование «Каравай румяный»
-Лепка из соленного теста «Казаки»
-Подвижные казачьи игры «Волки во рву», «Заря»
Привлечь родителей к созданию альбома «История казачества».
Фото - выставка «Новый год в моей семье».
Участие в украшении группы к новогоднему празднику
Январь
«В казачьей хате».
Задачи: Формировать представления детей о жизни, традициях и обычаях казаков.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук). Развивать эстетические чувства, любознательность. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
-Беседа «Труд казака и казачки», «Казачья кухня»
-Дидактическая игра «Что нужно казаку и казачке для труда»
- Просмотр мультфильма «Кубанский мультфильм на кубанской балачке»
-Рассматривание альбомов «Предметы быта казаков»
-Экскурсия в мини музей «Подворье казака» на территории детского сада
-Рассматривание репродукцию картины С. И. Васильковский «Казачий двор»
-Беседа «Зимние казачьи игры»
-Подвижная казачья игра «Конники»
-Чтение художественной литературы
М. Пискунова «Кубанские сказки»
-Рисование «Раскрашивание казачьего куреня»
-Лепка из соленого теста «Посуда казака ( кувшин , ложка)»
Привлечь родителей к изготовлению элементов кубанского костюма в центр Кубанского ряженья.
Привлечь родителей к подготовке к народному празднику Масленица.
Апрель
Пасхальный звон
«Пасха в казачьей семье».
Задачи: Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Расширять представление детей о празднике Пасхи, его истории, о том, как отмечал этот праздник Кубанский народ. Приобщать к культурным и духовным традициям Кубани, воспитывать желание соблюдать эти традиции.
- Беседа «Вербное воскресенье»
- Рассматривание веточек вербы с использованием в игре «Ручеек»
-Экскурсия в Трёхсвятительский храм
- Лепка «Вербная веточка»
-Чтение «Пасхальные сказки»
- Видео ролик «Пасха - история, традиции, обряды»
-Дидактическая игра «Пасхальные палитры», «Найди пару»
- Подвижные казачьи игры «Кто быстрее перенесет яичко в ложке». «Радужное лукошко».
-Роспись яиц к празднику
Участие в выставке совместного творчества «Пасха в кубанской семье».
Привлечение родителей к составлению книги семейных рецептов кулечей, пасок.
Май
Казачья капустная вечёрка
«Кубанские народные игры»
Задачи: Познакомить детей с кубанскими народными играми, воспитывать любовь к родному краю, развивать двигательную активность детей.
Карусель казачьих игр «Цепи-цепи», «Тише едешь, дальше будешь», «Репка»
- Просмотр мультфильма «Как казаки в футбол играли»
- Просмотр мультфильма «Как казаки олимпийцами стали»
Привлечь родителей к поиску старинных фотографий (у знакомых, родных)
«Воины Победы».
Привлечь родителей к участию в акции: «Окно Победы», «Свеча Памяти».
2.Чтение рассказов, стихотворений кубанских писателей, пословиц и поговорок о семье.
3.Выставка детских рисунков «Моя семья».
4.Изготовление ромашки – символа праздника «День семьи, любви и верности»
5.Сюжетно-ролевая игра «Кубанская семья».
6.Кубанская народная игра «Селезень и утка»; Кубанская народная игра «Заплетайся плетень».
7.Слушание и исполнение кубанских песен.
8.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Назови правильно» (кубанская утварь); Дидактическая игра «Собери картинку»(символика ); Дидактическая игра «Наряди казака и казачку».
Участие в подготовке и проведении праздника «День семьи, любви и верности»
Совместная выставка семейных рисунков: «Наша дружная семья».
Август
Совместная деятельность с детьми
Взаимодействие с семьей
1.Беседы о быте и обычаях кубанских казаков, их одежде, ремёслах в мини-музее под открытым небом «Хата казака» с подворьем.
2.Знакомство с народным праздником – Яблочный спас.
3.Совместная работа в организации выставки детского творчества «Пришел Спас – яблочко припас».