Перспективный план по по направлению фольклор в младшей группе детского сада
Перспективный план по по направлению фольклор в младшей группе детского сада
В настоящее время во всем мире отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по по направлению фольклор в младшей группе детского сада»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №441 «Карусель»
Перспективный план
по направлению фольклор
в младшей группе детского сада
Воспитатель: Фрай Марина Владимировна
г. Новосибирск
Актуальность.
В настоящее время во всем мире отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что именно включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей [1].
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества [2]. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Кроме того, использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. А также обогащает речь ребенка, делает ее более выразительной, яркой; развивает связную речь, формирует правильное звукопроизношение, пополняет активный словарь детей.
Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора:
Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.
Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.
Развитие речи детей.
Литература:
Кутьина Н. Б. Программа "Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой" - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 208с.
Фроленко Е. С. В гости к бабушке//Дошкольное воспитание. - 2009 г. - № 2. - 64с.
Сентябрь
Тема
Задачи
1 неделя
Милости просим, гости дорогие.
Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки;
развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.
2 неделя
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой;
рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь;
рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.
4 неделя
Как у нашего кота.
Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой;
заучить потешку "Как у нашего кота"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.
Октябрь
Тема
Задачи
1 неделя
Кисонька-мурысонька.
Познакомить детей с содержанием потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок", вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке;
воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.
2 неделя
Мы ходили в огород.
Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая";
учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке;
Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой);
учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним;
развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
4 неделя
Колобок.
Напомнить детям содержание сказки "Колобок";
развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки;
развивать эмоциональность, выразительность речи.
Ноябрь
Тема
Задачи
1 неделя
Ходит сон близ окон.
Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями;
учить петь колыбельные тихо, ласково;
развивать память, активную речь детей.
2 неделя
Водичка, водичка, умой моё личико.
Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться;
познакомить с особенностями русской зимней одежды;
развивать память.
3 неделя
Фока воду кипятит и как зеркало блестит.
Познакомить детей с самоваром, его предназначением;
рассказать детям о традиции чаепития;
воспитывать желание и умение помогать старшим.
4 неделя
Сундучок Деда Мороза.
Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию;
развивать память, воображение;
создать настроение приближающегося праздника.
Январь
Тема
Задачи
1 неделя
Пришла коляда - открывай ворота.
Познакомить детей с праздником Рождеством;
разучить рождественские колядки;
познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - "козулей".
2 неделя
Весёлые ложки.
Учить отгадывать загадки;
знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром);
развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса;
воспитывать интерес к народному творчеству.
3 неделя
Хозяйкины помощницы.
Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом;
рассказать об их предназначении;
учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия;
воспитывать желание помогать взрослым.
4 неделя
Половичку курочка веничком метёт.
Развивать память;
интерес к малым фольклорным жанрам;
воспитывать желание оказывать посильную помощь.
Февраль
Тема
Задачи
1 неделя
Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая.
Познакомить детей с праздником Масленица;
рассказать, как его праздновали в старину;
развивать речевую активность детей.
2 неделя
Три медведя.
Напомнить детям содержание сказки;
упражнять в сравнении предметов по размеру;
закреплять правила сервировки стола.
3 неделя
Маша и медведь.
Учить показывать знакомую сказку;
обогащать словарь детей;
развивать ориентировку детей в пространстве;
закреплять знание предметов интерьера избы.
4 неделя
Идёт коза рогатая.
Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой;
повторение знакомой потешки с инсценированием;
рассказать о пользе козы для человека.
Март
Тема
Задачи
1 неделя
В гости к Хозяюшке.
Ознакомление с малыми фольклорными формами;
вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем;
способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
2 неделя
Приди, весна, с радостью.
Повторить приметы весны;
разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка", "Грачи-киричи";
познакомить детей с традицией печь "жаворонков".
3 неделя
Трень-брень, гусельки.
Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов;
учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно;
развивать интерес к русской народной музыке.
4 неделя
В гости к бабушке Загадушке.
Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.);
активизировать мыслительную деятельность в процессе игры;
упражнять в выразительной интонации при звукоподражании;
воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Апрель
Тема
Задачи
1 неделя
Сорока-белобока кашу варила.
Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком;
повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари;
учить выразительно рассказывать знакомую потешку.
2 неделя
Репка.
Учить рассказывать сказку по серии картинок;
развивать активную речь детей;
подготовить детей к инсценированию сказки.
3 неделя
Во дворе у бабушки.
Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
активизировать словарный запас детей;
уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.
4 неделя
Курочка Ряба.
Познакомить детей с оригинальным текстом сказки;
развивать память, речевую активность детей;
рассказать о традиции красить яйца на Пасху.
Май
Тема
Задачи
1 неделя
Солнышко, нарядись, красное, покажись.
Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце;
учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием;
развивать активную речь детей;
воспитывать любовь к родной природе.
2 неделя
Кто в тереме живёт.
Напомнить детям содержание сказки;
учить отгадывать загадки о животных;
развивать память, творческое воображение.
3 неделя
Ярмарка.
Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи;
учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке;
развивать память, речь детей.
4 неделя
Сказки водят хоровод.
Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей;
помочь детям вспомнить знакомые сказки;
вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно;
воспитывать любовь к устному народному творчеству.