kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Перспективный план по по направлению фольклор в младшей группе детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время во всем мире отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по по направлению фольклор в младшей группе детского сада»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №441 «Карусель»











Перспективный план

по направлению фольклор

в младшей группе детского сада






Воспитатель: Фрай Марина Владимировна










г. Новосибирск

Актуальность.

В настоящее время во всем мире отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что именно включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей [1].

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества [2]. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Кроме того, использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. А также обогащает речь ребенка, делает ее более выразительной, яркой; развивает связную речь, формирует правильное звукопроизношение, пополняет активный словарь детей.

Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора:

  1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

  2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.

  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

  4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

  5. Развитие речи детей.

Литература:

  1. Кутьина Н. Б. Программа "Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой" - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 208с.

  2. Фроленко Е. С. В гости к бабушке//Дошкольное воспитание. - 2009 г. - № 2. - 64с.

Сентябрь


Тема

Задачи

1 неделя

Милости просим, гости дорогие.

Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки;

развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2 неделя

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой;

рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь;

обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", "лупяки".

3 неделя

Петушок - золотой гребешок.

Познакомить детей с обитателем избы - Петушком;

рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4 неделя

Как у нашего кота.

Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой;

заучить потешку "Как у нашего кота"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.


Октябрь


Тема

Задачи

1 неделя

Кисонька-мурысонька.

Познакомить детей с содержанием потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок", вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке;

воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2 неделя

Мы ходили в огород.

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая";

учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке;

способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3 неделя

Семья Петушка.

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой);

учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним;

развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4 неделя

Колобок.

Напомнить детям содержание сказки "Колобок";

развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки;

развивать эмоциональность, выразительность речи.

Ноябрь


Тема

Задачи

1 неделя

Ходит сон близ окон.

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями;

учить петь колыбельные тихо, ласково;

развивать память, активную речь детей.

2 неделя

Водичка, водичка, умой моё личико.

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться;

учить выразительно рассказывать потешку "Водичка, водичка";

воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3 неделя

С гуся вода, а с Ванечки худоба.

Повторение потешки и знакомых колыбельных;

закреплять последовательность действий при укладывании спать;

учить петь колыбельные тихо, ласково;

закрепить предназначение люльки и умывальника в "избе".

4 неделя

Заюшкина избушка.

Напомнить детям содержание сказки;

учить выразительно инсценировать сказку;

познакомить детей с русской народной игрой "Зайки".



Декабрь


Тема

Задачи

1 неделя

Девочка и лиса.

Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса";

подготовка к инсценированию фрагментов сказки;

познакомить детей с игрой "Кто позвал?";

развивать слуховое внимание.

2 неделя

Уж ты, зимушка-зима.

Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль";

познакомить с особенностями русской зимней одежды;

развивать память.

3 неделя

Фока воду кипятит и как зеркало блестит.

Познакомить детей с самоваром, его предназначением;

рассказать детям о традиции чаепития;

воспитывать желание и умение помогать старшим.

4 неделя

Сундучок Деда Мороза.

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию;

развивать память, воображение;

создать настроение приближающегося праздника.



Январь


Тема

Задачи

1 неделя

Пришла коляда - открывай ворота.

Познакомить детей с праздником Рождеством;

разучить рождественские колядки;

познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - "козулей".

2 неделя

Весёлые ложки.

Учить отгадывать загадки;

знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром);

развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса;

воспитывать интерес к народному творчеству.

3 неделя

Хозяйкины помощницы.

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом;

рассказать об их предназначении;

учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия;

воспитывать желание помогать взрослым.

4 неделя

Половичку курочка веничком метёт.

Развивать память;

интерес к малым фольклорным жанрам;

воспитывать желание оказывать посильную помощь.



Февраль


Тема

Задачи

1 неделя

Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая.

Познакомить детей с праздником Масленица;

рассказать, как его праздновали в старину;

развивать речевую активность детей.

2 неделя

Три медведя.

Напомнить детям содержание сказки;

упражнять в сравнении предметов по размеру;

закреплять правила сервировки стола.

3 неделя

Маша и медведь.

Учить показывать знакомую сказку;

обогащать словарь детей;

развивать ориентировку детей в пространстве;

закреплять знание предметов интерьера избы.

4 неделя

Идёт коза рогатая.

Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой;

повторение знакомой потешки с инсценированием;

рассказать о пользе козы для человека.



Март


Тема

Задачи

1 неделя

В гости к Хозяюшке.

Ознакомление с малыми фольклорными формами;

вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем;

способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2 неделя

Приди, весна, с радостью.

Повторить приметы весны;

разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка", "Грачи-киричи";

познакомить детей с традицией печь "жаворонков".

3 неделя

Трень-брень, гусельки.

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов;

учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно;

развивать интерес к русской народной музыке.

4 неделя

В гости к бабушке Загадушке.

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.);

активизировать мыслительную деятельность в процессе игры;

упражнять в выразительной интонации при звукоподражании;

воспитывать любовь и бережное отношение к животным.



Апрель


Тема

Задачи

1 неделя

Сорока-белобока кашу варила.

Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком;

повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари;

учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2 неделя

Репка.

Учить рассказывать сказку по серии картинок;

развивать активную речь детей;

подготовить детей к инсценированию сказки.

3 неделя

Во дворе у бабушки.

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;

активизировать словарный запас детей;

уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4 неделя

Курочка Ряба.

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки;

развивать память, речевую активность детей;

рассказать о традиции красить яйца на Пасху.



Май


Тема

Задачи

1 неделя

Солнышко, нарядись, красное, покажись.

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце;

учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием;

развивать активную речь детей;

воспитывать любовь к родной природе.

2 неделя

Кто в тереме живёт.

Напомнить детям содержание сказки;

учить отгадывать загадки о животных;

развивать память, творческое воображение.

3 неделя

Ярмарка.

Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи;

учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке;

развивать память, речь детей.

4 неделя

Сказки водят хоровод.

Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей;

помочь детям вспомнить знакомые сказки;

вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно;

воспитывать любовь к устному народному творчеству.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Перспективный план по по направлению фольклор в младшей группе детского сада

Автор: Фрай Марина Владимировна

Дата: 19.09.2024

Номер свидетельства: 656389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства