Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
СЕНТЯБРЬ |
1 | Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.26 | Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. | Мягкая игрушка(лиса), рисунок с образцами тканей | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?». Рассматривание и описание внешнего вида. | Почтовый ящик «Трудности в речевом развитии детей»: вы спрашиваете, мы отвечаем. |
2 | Звуковая культура речи: звуки с и сь. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.27 | Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи). | Полоска бумаги | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Беседа «Язычок в домике» песенки воды, песенка с бумагой, игра «Оса», произносим фразы. Игры с осой и слоном. Чтение русской народной песенки «Сорока, сорока». Загадывание загадок. | Произносить дома с детьми чистоговороки «са-са-са – вот летит оса» |
3 | Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» идет трудиться. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.28 | Учить детей следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога. | Неваляшка | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Игры на прогулке в группе. Вводная беседа. Рассматривание и анализ внешнего вида, назначение и материал. Составление рассказа. | Консультация «Использование моделей при описании игрушек и предметов» |
4 | Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.29 | Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая детей к поэзии. | Кукла в красивом платье | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Беседа об осени. Чтение стихотворение И. Бунина «Листопад» | Попросить родителей после сада с детьми собрать листья от разных деревьев. |
ОКТЯБРЬ |
1 | Чтение сказки К.Чуковского «Телефон». В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.30 | Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. | Иллюстрированная книга К.Чуковского «Телефон». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон», игра в телефон. | Беседа с родителями «Как можно реже давать сотовый телефон детям». |
2 | Звуковая культура речи: звуки з и зь В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.31 | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в словах, слогах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь. | Картинки и игрушки | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Игры с язычком. Чтения отрывка из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке» | Пересказ сказки по вопросам. |
3 | Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.32 | Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. | Маска кота, тарелочки. Иллюстрации из мордовских книг и русских | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Хор./и. | Чтение русских народных песенок «Пошол котик на торжок…», хороводные игры. Вводная беседа. Чтение произведения. Беседа по содержанию. Игра «Вопрос-ответ» | Рассматривание картинок в книгах. |
4 | Чтение стихов об осени. Составление рассказов-описаний игрушек. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.33 | Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагога). | Две мягкие игрушки (разные по внешнему виду), стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Вводная беседа. Рассматривание и анализ внешнего вида чебурашки, назначение и материал. Составление рассказа. | Рекомендация «Как научить детей составлять рассказ по набору игрушек». |
НОЯБРЬ |
1 | Чтение сказки «Три поросенка» В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.34 | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка», помочь понять ее смысл, выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | Сказка «Три поросенка» | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение английской сказки «Три поросенка» (пер. С. Маршак). Поем песенку Наф-Нафа. | Консультация «Влияние прогулки на развитие речи». |
2 | Звуковая культура речи: звук ц. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.35 | Упражнять детей в произношении изолированного звука ц (в словах, слогах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком ц. | Картинки игрушки данным звуком. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Игры на прогулке в группе. Загадывание загадки. Чтение сказки С. Маршака «Сказка об умном мышонке». Скороговорка «Из соседнего колодца…». Игры с язычком. Упражнения –повторения. | Предложить родителям сделать кормушки для птиц. |
3 | Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.37 | Учить детей описывать картину в определенной последовательности. Приобщать детей к поэзии. | Картина «Собака со щенятами», стихотворение А.Майкова «Осенние листья» | Словесные: беседа, анализ наглядные: Рассматривание картины. Использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: П/и. Физминутки. | Наблюдение на прогулке. П/ и «Лохматый пес». Составление рассказа. Пересказ. Вопросы и ответы. | Просмотр мультфильмов. Фотовыставка «Мои домашние животные» |
4 | Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.38 | Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. | Игрушки: кукла, медвежонок, чебурашка, лиса. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Физминутки. | Игры на прогулке в группе. Вводная беседа. Рассматривание и анализ внешнего вида, назначение и материал. Составление рассказа. | Рекомендация «Как составлять рассказ по картине» |
ДЕКАБРЬ |
1 | Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.42 | Познакомить детей с русской народной сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. | Иллюстрированная сказка «Лисичка-сестричка и волк», маска лисы и волка. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова). | Рекомендация : «Как научить детей правильно пересказыванию». |
2 | Чтение и заучивание стихотворений о зиме. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.43 | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | Маска медведя. Картина, игрушки | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: П/и. Физминутки. | Чтение стихов: А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (сокр.), С. Дрожжина «Улицей гуляет…», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…». Заучивание стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой». Наблюдение на прогулке. П/и «У медведя во бору…». | Конкурс семейных фотографий «Зимняя прогулка» |
3 | Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.45 | Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, закреплять умение придумывать название картины. | Картина «Вот это снеговик!». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: П/и. Физминутки. | Наблюдение на прогулке. Составление рассказа. Пересказ. | Фотовыставка «Зимушка -зима» |
4 | Звуковая культура речи: звук ш. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.45 | Объяснить детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в словах, слогах); различать слова со звуком ш. | Картинки игрушки данным звуком. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: П/и. Игровая ситуация. Физминутки. | Чтение стихотворения «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина). Игры на прогулке п/и. используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси-лебеди» (в сокр.). Игры с язычком. Упражнения -повторения. | Консультация «Развиваем воображение у дошкольников». |
ЯНВАРЬ |
1 | Чтение детям русской народной сказки «Зимовье». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.47 | Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова). | Сказка «Зимовье», иллюстрации к сказке «Колобок», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение русской народной сказки «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова). | Консультация «Роль опорных схем и моделей для развития речи детей среднего дошкольного возраста». |
2 | Звуковая культура речи: звук ж. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.48 | Упражнять детей в произношении изолированного звука ж (в словах, слогах); учить произносить звук ж; различать слова со звуком ж. | Картинки игрушки данным звуком | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки. | Игры на прогулке в группе. Игры с язычком. Упражнения -повторения. Чтение стихотворения «Почему букет поет?». Загадывание загадок. | Памятка «Употребление в речи слов с пространственным значением». |
3 | Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.50 | Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности, учить придумывать название картины. | Картина «Таня не боится мороза» | Словесные: беседа, анализ наглядные: Рассматривание картины. использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Физминутки. | Наблюдение на прогулке. Вопросы и ответы. Составление рассказа. Пересказ. | Тренинг «Составляем рассказ по картине вместе». |
4 | Чтение любых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.51 | Выяснить, какие программные стихи знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение. | | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение стихов А. Барто из цикла «Игрушки». | Выставка дидактических игр по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста из серии «Учись, играя». |
ФЕВРАЛЬ |
1 | Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.52 | Помочь детям вспомнить названия и содержания сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе». | Сказка «Федорино горе». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение отрывков из сказок К. Чуковского «Краденное солнце», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе». | Беседа «Использование моделей для связного высказывания ребёнка». |
2 | Звуковая культура речи: звук ч. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.53 | Объяснить детям артикуляцию звука ч, учить четко произносить звук (изолированно,в словах, стихах); Развивать фонематический слух детей | Картинки, игрушки данным звуком. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки. | Игры на прогулке в группе. Игры с язычком. Чтение стихотворение «Трое гуляк» (из французской поэзии, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус). Загадывание загадок. Упражнения -повторения. | Праздник «День защитника отечества». |
3 | Составление рассказов по картине «На полянке». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.55 | Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины. | Картина «На полянке». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Физминутки. | Наблюдение на прогулке. Составление рассказа. Пересказ. | Консультация «Роль взрослых в обогащении словаря ребёнка». |
4 | Урок вежливости. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.56 | Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. | Игрушка- медвежонок, посудка. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: С-р.игра. Игровая ситуация. | Игра «Гости пришли» | Сервировка стола вместе с мамой |
МАРТ |
1 | Готовимся встречать весну и Международный женский день. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.59 | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. | Стихотворение А. Плещеева «Весна». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение стихотворения «Весна» А. Плещеева (в сокр.). Наблюдение из окна. Вопросы и ответы. Заучивание. пересказ | Пускание корабликов. Праздник мам. Фотовыставка «Мая мама лучше всех». |
2 | Звуковая культура речи: звуки щ- ч. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.60 | Упражнять детей в произношении изолированного звука щ и дифференциации звуков щ-ч. | Картинки игрушки данным звуком. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки. | Чтение строчек из стихотворения С. Маршака «Про все на свете». Чтение стихотворения перевертыш И. Сельвинского «Что правильно?». Игры на прогулке в группе. Игры с язычком. Упражнения -повторения. | Конкурс рисунков «Весна стучится в окно». |
3 | Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.61 | Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». | Сказка «Петушок и бобовое зернышко»., обложки (рисунки) сказок, с которыми дети познакомились в этом году. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Отрывок «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля. | Консультация для родителей «Безопасность на дороге». |
4 | Составление рассказов по картине. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.62 | Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине, поняли они, что значит озаглавить картину. | Картина «Одуванчики» или «Кошка с котятами». | Словесные: беседа, анализ наглядные: Рассматривание картины. Использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Физминутки. | Картинка «Одуванчика». Наблюдение на прогулке. | Рекомендация «Какие картинки подбирать для описания внешнего вида животных». |
АПРЕЛЬ |
1 | Чтение детям сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост». В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.63 | Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. | Сказка «Про храброго Зайца-Длинные уши. «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост». | Беседа с родителями «Безопасная перевозка детей в автомобиле». |
2 | Звуковая культура речи: звуки л-ль В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.63 | Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие-учить определять слова со звуками л-ль | Картинки игрушки данным звуком. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки. | Игры на прогулке в группе. Игры с язычком. Упражнения -повторения. Прослушание песенки «Лето», из македонской поэзии в пересказе Л. Яхнина. | Тренинг «Сначала рассматриваем, потом пересказываем». |
3 | Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.65 | Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление. | Картинка(деревья, кустик, ягоды, гриб, белка, девочка и т.д.) | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Составление картины на тему «Лесная полянка». Наблюдение на прогулке | Рекомендации: « Как научить детей составлять описательные рассказы». |
4 | Заучивание стихотворений В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.66 | Помочь детям звпомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить». | Стихотворение Ю. Кушака «Олененок». | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок», заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить». Вводная беседа. Чтение произведения. Беседа по содержанию. Игра «Вопрос-ответ». | Папка – передвижка «Рекомендуем читать детям». |
МАЙ |
1 | День Победы В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.68 | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Праздник Победы» Т.Белозерова. | Стихотворение «Праздник Победы» Т.Белозерова. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Экскурсия к вечному огню. Чтение стихов. | Заучивание стихов. |
2 | Звуковая культура речи: звуки р-рь В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.69 | Упражнять детей в произношении изолированного звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах) | Картинки игрушки данным звуком. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. Игровая ситуация. Физминутки | Чтение скороговорки С. Фархади «Сороки». Чтение стихотворения С. Маршака «Про все на свете». Загадывание загадок. Игры на прогулке в группе. Игры с язычком. Упражнения -повторения | Папка-передвижка «Развиваем речь ребенка». |
3 | Прощаемся с подготовишками В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.70 | Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути. | Подарки для выпускников, сделанные своими руками. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и | Наблюдение на прогулке. Рассказ о выпускниках. | Беседа на тему: «Лето красное пришло». |
4 | Литературный калейдоскоп В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» (в средней группе), с.71 | Выяснить, есть ли у детей любимые сказки, стихи, рассказы, знают ли они загадки и считалки. | Картинки из сказок. Аудио записи сказок. | Словесные: беседа, анализ наглядные: использование образца, показ действий практические: помощь в овладении навыками игровые: Д/и. | Просмотр Фильмов. Загадки. Беседа о сказочных жанрах. Викторина по картинкам и по записям. Чтение стихотворения Я. Аким «Верба». | Беседа на тему: «Лето красное пришло». Родительское собрание «Чему мы научились за год» |