г. Волгодонск
Сентябрь 1,2,3,4 неделя- Диагностика речевого развития у детей. |
Октябрь 1 неделя. Лексическая тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» |
№ п/п | Вид НОД | Тема занятия | Цель, задачи | Оборудование | Используемая литература |
1 | ФЛГС | «Осень» | Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе). Расширение и активизация словаря по теме. Уточнение представлений об осени и ее приметах. | Изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.18 |
2 | Связная речь | -Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием магнитной доски. | Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Активизировать словарь по теме осень. | Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»; магнитная доска, картинки: ворон, белка, заяц, лиса, барсук, енот, ёж, медведь, ласточка, скворец. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.16 |
Октябрь 2 неделя. Лексическая тема «Огород. Овощи». |
№ п/п | Вид НОД | Тема занятия | Цель, задачи | Оборудование | Используемая литература |
1 | ФЛГС | «Овощи. Словообразование» | Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных); уточнение представления об овощах; расширение и активизация словаря по теме. | Муляжи овощей (или настоящие овощи), картинно-графический план, «волшебный» мешочек. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.35 |
2 | Связная речь | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. | Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания; учить узнавать овощи по описанию; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь по теме «Овощи». | Картинки с изображением овощей, схема описания овощей, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.20 |
Октябрь 3 неделя. Лексическая тема Сад. Фрукты |
1 | ФЛГС | «Фрукты» | Уточнение представления о фруктах; расширение и активизация словаря по теме; закрепление навыка согласования числительных с именами существительными; закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа; закрепление навыка образования относительных прилагательных. | Муляжи фруктов, разрезные картинки (фрукты) на каждого ребенка, банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты), мяч, картинки с изображением 5 яблок. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.31 |
2 | Связная речь | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин. | Учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; учить логическому построению высказывания; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; учить согласовывать слова в предложениях. | Сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картинки с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.29 |
Октябрь 4 неделя. Лексическая тема «Лес. Грибы и лесные ягоды». |
1 | ФЛГС | «Предлог НА» | Знакомство с предлогом на, его схемой; формирование навыка слышать этот предлог в разговорной речи; формирование навыка составления предложений с предлогом на; закрепление навыка составления предложений из слов. | Бабочка, схема предлога на. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.30 |
2 | Связная речь | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием серии предметных картинок. | Учить детей пересказывать рассказ, с использованием предметных картинок; учить логическому построению высказывания; развивать у детей отвечать на вопросы полным предложением. | Предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечка (одна полная, вторая пустая), дедушка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.33 |
Ноябрь 1 неделя. Лексическая тема «Одежда». |
1 | ФЛГС | «Одежда. Головные уборы» | Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных в единственном и множественном числе; закреплять навык согласования имен существительных с числительными; активизировать и расширить словарь по теме. | Разрезные картинки на каждого ребенка, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, четыре куклы, картинки - загадки с зашумленными изображениями одежды, обуви и головных уборов, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.58 |
2 | Связная речь | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему | Учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания; развивать у детей отвечать на вопросы полным предложением. | Схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.39 |
Ноябрь 2 неделя. Лексическая тема «Обувь». |
1 | ФЛГС | «Обувь» | Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом -ин.; закрепление навыка образования относительных прилагательных; расширение и активизация словаря по теме. | Картинка с изображением Рассеянного Вани, картинки с изображением ботинка и туфельки, картинки с изображением обуви (кроссовки, сандалии, туфли, ботиночки), картинки, на которых нарисованы ботинки (для каждого ребенка). | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.52 |
2 | Связная речь | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин. | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать словарь по теме. | Серия сюжетных картин; картинки с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.43 |
Ноябрь 3 неделя. Лексическая тема «Игрушки». |
| ФЛГС | «Согласование имен существительных с числительными два, две» | Формирование навыка согласования имен существительных с числительными два, две; формирование навыка различения числительных два, две; закрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже. | Карточки с парными предметами (по числу детей, а также демонстрационные), две машинки, два ботинка, две морковки, два кубика, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.58 |
| Связная речь | Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям. | Учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ; развивать умения подбирать местоимения к именам существительным. | Кубики, кукла, кукольная одежда, картинки- раскраски. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.13 |
Ноябрь 4 неделя. Лексическая тема «Посуда». |
1 | ФЛГС | «Образования имен существительных с суффиксом -ница - со значением вместилища» | Формирование навыка выделения морфемы -ница из слов; осуществление синтеза (склеивания) морфемы, закрепление данной модели словообразования; формирование навыка произнесения и практического применения слов сложной слоговой структуры; обогащение и активизация словаря по теме «Посуда»; | Посуда, продукты питания, мяч, картинки с изображениями посуды, продуктов питания, картинка - символ частицы - ница-, картинки с изображениями молочницы, лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.132 |
2 | ФНПЗ | Буква Аа и звук [а]. | Формирование умения находить букву среди других букв алфавита; развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики. | Палочки, пластилин, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 26 |
3 | Связная речь | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин | Учить детей пересказывать рассказ по серии сюжетных картин; учить логическому построению высказывания; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. | Сюжетные картинки по тексту рассказа. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.36 |
Декабрь 1 неделя. Лексическая тема: «Зима. Зимующие птицы». |
1 | ФЛГС | «Зимующие птицы» | Уточнение представления о зиме и ее приметах; совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных единственного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами); акрепление навыка согласования слова в предложении. Расширение и активизация словаря по теме. | Картинка « Чего не хватает», картинки: снеговик, снег, лед, снежинка, сугроб, метель; мяч, картинка с недорисованным изображением снеговика. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.64 |
2 | ФНПЗ | Буква Уу и звук [у]. | Формирование умения находить новую букву среди других букв; развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения | Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, игрушечный волчонок, палочки, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и «Тетрадь для обучения грамоте № 1», цветные карандаши, бассейн с водой, утята двух цветов, салфетки. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 30 |
3 | Связная речь | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. | Учить составлять описательные рассказы; упражнять в подборе синонимов; учить согласовывать слова в предложениях. | Схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.68 |
Декабрь 2 неделя. Лексическая тема: «Домашние животные зимой». |
1 | ФЛГС | «Домашние животные и их детеныши. Притяжательные прилагательные». | Формирование навыка практического употребления существительных единственного и множественного числа в творительном и родительном падежах без предлога и с предлогом; формирование навыка образования притяжательных прилагательных; формирование навыка согласования притяжательных прилагательных с существительными. | Разрезные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (из 6-8 частей), изображения старика, домашних животных, оленя, медведя, лося, вороны; картинки с изображением домашних животных - собаки, кошки, коровы, козы (все животные одного размера), - на каждого ребенка; мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.88 |
2 | ФНПЗ | Буквы А, У | Закрепление знания букв А, У и умение находить их среди других букв алфавита; развитие фонематических представлений, речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения | Буквы для магнитной доски, корзинка, «Тетрадь для обучения грамоте № 1» по числу детей, цветные карандаши. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 34 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок». | Формирование у детей навык построения связного монологического высказывания; учить пересказывать художественный текст; развивать самостоятельную связную речь. | Текст рассказа Л. Толстого Котёнок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.119 |
Декабрь 3 неделя. Лексическая тема: «Дикие животные зимой». |
1 | ФЛГС | «Дикие животные наших лесов и их детеныши. Глаголы совершенного и несовершенного вида» | Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок; формировать навык дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида; закреплять навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в творительном и родительном падежах без предлога и с предлогом. | Картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, белка, волк, медведь, лось, еж) и их детёнышей; картинки с изображением «угощенья» (яблоко, орех, мясо, мед, веточка, морковка); картинки-загадки для каждого ребенка, мяч, картинки с незавершенными и завершенными действиями (пары). | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.82 |
2 | ФНПЗ | Буква Оо и звук [о]. | Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита; развивающие задачи; развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения. | Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, красные шнурки, картинка с изображением мальчика, пластмассовые объемные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 36 |
3 | Связная речь | Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» . | Учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов; упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме. | Предметные картинки с изображением зайца, белки, волка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.72 |
Декабрь 4 неделя. Лексическая тема: «Новый год». |
1 | ФЛГС | «Зима. Праздник Новый год. Предлог ПОД» | Закрепить навык образования относительных прилагательных; закрепить навык согласования имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; познакомить детей с предлогом под; упражнять детей в правильном употреблении предлога под в речи; упражнять употреблять существительные в творительном падеже; уточнить понятия над, под, перед, за, справа, слева. | картинка с изображением елки с игрушками, плоскостные изображения снежинки, коробки с подарками, снеговика, звездочки; контурные изображения елочки, украшенной шарами, на каждого ребенка; мяч; картинка с изображением животных, которые спрятались. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.71 |
2 | ФНПЗ | Буква Ии и звук [и]. | Формирование умения на- ходить новую букву среди других букв алфавита; совершенствование навыка чтения слияний гласных; совершенствование фонематических представлений, воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]; развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики. | Игрушка-лошадка, палочки, пластмассовые объемные буквы, ведерко, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 40 |
3 | Связная речь | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; формировать навык соблюдения последовательности изложения; развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь прилагательных по теме. | Серия сюжетных картин «Новый год на пороге». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.64 |
Январь 2 неделя. Лексическая тема: «Мебель». |
1 | ФЛГС | «Слова-синонимы» | Знакомство детей с понятиями «синонимы»; формирование навыка подбора слов сходных по смыслу; закрепление навыка составления предложения с определенным словом; развитие внимания, памяти, мышления. | Картинки с изображение близнецов, сердитого мальчика, ручья, солдата. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.101 |
2 | ФНПЗ | Буква Т и звук [т]. | Ознакомление с буквой Т звуком [т]; формирование умения находить ее среди других букв алфавита, читать и со- составлять слоги и двусложные слова с ней; развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза; зрительного внимания, речевого слуха; общей, тонкой и артикуляционной моторики; координации речи с движением, творческого воображения. | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 44 |
3 | Связная речь | «Составление рассказа-описания мебели с опорой на картинно-графический план» | Развитие связной речи (учить составлять рассказ-описание с опорой на картинно-графический план); активизация словаря по теме; закрепление навыка подбора прилагательных-антонимов; развитие внимания, памяти, мышления. | Схема описания мебели, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.103 |
Январь 3 неделя. Лексическая тема: «Грузовой и пассажирский транспорт». |
1 | ФЛГС | «Транспорт. Профессии людей на транспорте» | Закрепление навыка употребления имен существительных единственного числа в творительном падеже; а также имен существительных множественного числа в родительном падеже; развитие диалогической формы речи; развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия; уточнение представления о транспорте и профессиях людей на транспорте; расширение и активизация словаря по теме. | Картинки с изображением транспорта (машина, катер, вертолет, автобус, поезд, самолет, трамвай, корабль), флажки (синий, черный, желтый), изображения водителя, пилота, капитана корабля, машиниста, учительницы; картинка с изображением молотка; мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.141 |
2 | ФНПЗ | Повторение пройденных букв Аа, Уу, Оо, Тт и звуков [а] [у] [о] [т]. | Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами; развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. | «Волшебный мешочек» с магнитными картинками, магнитная доска, магнитный алфавит, флажки по числу детей, тетради и простые карандаши по числу детей, красные и белые цветки с написанными на них буквами, подносы с сухим песком по числу детей. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 48 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. | Учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объём; активизировать и расширять словарный запас детей по теме; закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже; развивать умение у детей отвечать на вопросы полным предложением. | Текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребёнка, соловья, ландышей, заката. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.80 |
Январь 4 неделя. Лексическая тема: «Профессии на транспорте». |
1 | ФЛГС | «Приставочные глаголы с разными оттенками значений» | Формирование навыка образования приставочных глаголов с разными оттенками значений; формирование навыка практического использования приставочных глаголов в речи; формирование навыка подбирать глаголы-антонимы; активизация и расширение глагольного словаря. | Птичка, картинки с изображением леса, гаража, дома, машинки, самолета, мальчика Пети, серии глагольных картинок по числу детей, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.144 |
2 | ФНПЗ | Буква П и звук [п]. | Знакомство с буквой Пп; формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней; азвитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей и тонкой моторики. | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и тетрадь № 3 по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картинки, «волшебный мешочек», цветовые сигналы. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 51 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа "На дороге» с опорой на предметные картинки | Развитие связной речи (обучение составлению пересказа рассказа с добавлением последующих событий (с опорой на предметные картинки). Развитие умения рассказывать по плану. Активизация словаря по теме. | предметные картинки (мальчик, школа, дорога, светофор, машина), мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.147 |
Февраль 1 неделя. Лексическая тема: «Детский сад. Профессии». |
1 | ФЛГС | «Наш детский сад» | Обогащение и активизация словаря по теме «Детский сад». Развитие связной речи (учить составлять короткие рассказы из двух-трех предложений). Развитие памяти, внимания, мышления. | Конверт с письмом от Незнайки, картинки с изображениями работников детского сада. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.10 |
2 | ФНПЗ | Буква Н и звук [н]. | Знакомство с буквой Нн.и звуком [н]; формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Формирование понятия о предложении; развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки и магнитные буквы, магнитная доска, «Мой букварь» и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, ведерко с мелкими игрушками, три куклы в разноцветных платьях, комплект предметных картинок для игры «Поможем куклам», цветовые сигналы по числу детей. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 57 Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 62 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам. | Учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам; развивать и активизировать словарь детей по теме; упражнять детей в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе и падеже.; развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. | Картинки с изображением самолёта, голубя, компьютера, вагона, открытки, почтового ящика, сюжетные картинки по ходу рассказа. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.75 |
Февраль 1 неделя. Лексическая тема: «Ателье. Закройщица». |
1 | ФЛГС | «Предлоги НА-В» | Учить детей различать предлоги в и на, правильно употреблять их с существительными в предложном падеже; упражнять детей в составлении предложений с предлогами; учить находить причинно-следственные связи в предложении; развить высшие психические функции (внимание, память, мышление). | Схемы предлогов в и на для каждого ребенка, картинка «В лесу». | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.60 |
2 | ФНПЗ | Буква М и звук [м]. | Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]; формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; формирование представления о предложении; развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. | «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, пластмассовые буквы, ведерки по числу детей, красные и синие сигналы по числу детей, игрушечный кузнечик, пластиковые или картонные круги красного, желтого и зеленого цветов, предметные картинки, содержащие в названиях звук [м] (муха, молоток, майка, мартышка, лама, панама, сумка, самокат, сом, дом, альбом, гном), контейнер для картинок, карточки с «зашумленными» буквами. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 62 |
3 | Связная речь | Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок. кв | Учить детей пересказывать рассказ используя предметные картинки; формировать навык соблюдения последовательности изложения; закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы; упражнять детей с согласовании слов в предложениях. | Предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.47 |
Февраль неделя. Лексическая тема: «Стройка. Профессии строителей». |
1 | ФЛГС | «Творительный падеж имен существительных единственного и множественного числа» | Формирование навыка образования имен существительных в творительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами; закрепление словаря лексических тем «Животные», «Птицы», «Профессии», «Продукты питания ». | Картинки с изображением животных, людей с разными профессиями. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.112 |
2 | ФНПЗ | Повторение пройденных букв Аа, Уу, Оо, Тт, Пп, Нн, Мм и звуков [а], [у], [о], [т], [п], [н], [м]. | Совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами; развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. | «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, синие, объемные пластмассовые буквы. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 67 |
3 | Связная речь | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | Формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий; учить составлять подробные описательные рассказы; развивать у детей умение строить высказывания описательного типа; активизация и закрепление словаря по данной теме. | Картинный материал с изображением людей различных профессий, схема для описания профессий; картинки изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.99 |
Февраль 4 неделя. Лексическая тема: «Наша армия». |
1 | ФЛГС | «Наша армия» | Формирование навыка образования дательного падежа имен существительных единственного числа; закрепление навыка составления предложений с предлогами и без; закрепление навыка согласования числительных с существительными; активизация и закрепление словаря по данной теме. | Картинки с изображением разного количества (от двух до пяти) «военных» предметов, демонстрационный материал «Наша армия», картинки: моряк, летчик, учитель, пограничник, врач, пограничник, футболист, воспитатель, танк, самолет, такси, ракета. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.104 |
2 | ФНПЗ | Буква К и звук [к]. | Знакомство с буквой Кк; формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. формирование представления о предложении; развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения. | Сигналы двух цветов, книга «Мой букварь», рабочая тетрадь по числу детей, магнитные палочки, контейнеры с простыми и цветными карандашами . | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 69 |
3 | Связная речь | Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин | Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии сюжетных картин; обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин; упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; расширять знания детей о военных профессиях. | Серия сюжетных картин | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.99 |
Март 1 неделя. Лексическая тема: «Весна. Приметы весны. Мамин праздник». |
1 | ФЛГС | «Весна. 8 Марта» | Закрепление навыка образования сравнительной степени прилагательных; расширение и активизация словаря по теме. | Разрезные картинки на каждого ребенка с весенними пейзажами, изображения ранней и поздней весны, ежа, медведя; картинки-загадки с контурным изображением букета цветов. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.116 |
2 | ФНПЗ | Повторение пройденных букв, Тт, Пп, Нн, Мм, Кк и звуков [т], [п], [н], [м], [к]. | Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ними; развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения. | Предметные картинки, книга «Мой букварь» по числу детей, рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, светофоры и разноцветные машинки по числу детей, контейнеры с красными и синими кружками. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 73 |
3 | Связная речь | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | Учить детей составлять описательный рассказа о маме по собственному рисунку; развивать монологическую речь и связные высказывания детей; упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. | Портреты мам, нарисованные детьми. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.95 |
Март 2 неделя. Лексическая тема: «Комнатные растения». |
1 | ФЛГС | «Предлоги на-над» | Формирование навыка различения предлогов над и на; закрепление навыка правильного употребления предлогов с существительными в творительном и предложном падежах; закрепление навыка составления предложений по опорному слову (предлогу); формирование навыка заменять одно слово на другое в предложении | Схемы предлогов на и над, две птички. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.118 |
2 | ФНПЗ | Повторение пройденных букв | Закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и слова с ними; развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения. | Магнитная доска, магнитные буквы, магнитные удочки, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, игрушка «птичка в гнезде», яйца из «киндер-сюрприза» со слогами, колокольчик, магнитная доска, магнитный колокольчик, карточки с недописанными словами, предметные картинки. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 77 |
3 | Связная речь | Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом уголке». | Учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия; учить составлять рассказ по сюжетной картине; упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме. | Сюжетная картина «В живом уголке». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.84 |
Март 3 неделя. Лексическая тема: «Пресноводные и аквариумные рыбы». |
1 | ФЛГС | «Водные обитатели» | Закрепление умения классифицировать водных обитателей (аквариумные, морские, речные); закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа; формирование навыка построения сложного предложения с союзом а. | Аквариум, изображения сома и сомика, водных обитателей, реки, моря, аквариума; синие квадраты и рыбки (красная, зеленая, розовая, желтая, синяя). | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.154 |
2 | ФНПЗ | Различие правильно и неправильно написанных и «зашумленных» пройденных букв. | Совершенствование умения узнавать и различать правильно и неправильно написанные и «зашумленные» пройденные буквы. Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с пройденными бук- Вами; развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, ловкости, подвижности. | Магнитная доска, рабочая тетрадь по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами, предметные картинки и изображения «буквенных» домиков для игры «Кто в домиках живет?», предметные картинки для игры «Парочки», карточки и контейнер с буквами для игры «Волшебные картинки». | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 81 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа "Хитрый Ваня» | Развитие связной речи (обучение составлению пересказа); развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия; уточнение представления о рыбах; расширение и активизация словаря по теме | картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка). | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.158 |
Март 4 неделя. Лексическая тема: «Наш город». |
1 | ФЛГС | «Слова-предметы» | Знакомство детей с понятием «слово-предмет»; закрепление навыка дифференциации одушевленных и неодушевленных существительных; формирование навыка подбора вопросов к словам-предметам; закрепление обобщающих понятий. | Мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.161 |
2 | ФНПЗ | Звуки [б], [б’], буква Б | Знакомство со звуками [б], [б’], буквой Бб; формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков; совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. | Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, подносы с пластилином и салфетками по числу детей, синие шары по числу детей, фишки, ведерко с пластмассовыми буквами. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 85 |
3 | Связная речь | «Пересказ рассказа "Отважные спасатели" с опорой на предметные картинки» | Уточнение представления о весне и ее приметах; расширение и активизация словаря по теме; развитие связной речи (обучение составлению пересказа с опорой на предметные картинки); развитие мышления, памяти, внимания. | Предметные картинки (весна, два мальчика, ледоход, кошка, палка, льдина, шапка), картинки подснежник, ледоход, снеговик, почка. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.120 |
Апрель 1 неделя. Лексическая тема: «Весенние работы на селе». |
1 | ФЛГС | Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?) | Познакомить детей с одушевленными и неодушевленными предметами; учить различать одушевленные и неодушевленные предметы путем соотношения с вопросительными местоимениями: Кто? Что?; упражнять в поставке вопросов кто это?, что это? ; учить подбирать названия предметов к названным действиям. | Кукла, плюшевые животные, красный кружок и синий квадрат, картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов (на каждого ребенка), картинки: еж, девочка, медведь, чашка, змея, собака, зебра, забор, дерево, мальчик, кровать, тарелка; мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.125 |
2 | ФНПЗ | Различение звуков [б]—[б’]. | Формирование навыка различения звуков [б]—[б’]. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой; профилактика нарушений письменной речи; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. | Магнитная доска, магнитные буквы, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, желтые и синие флажки по числу детей. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 90 |
3 | Связная речь | Пересказ- инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. | Учить детей пересказывать рассказ по серии сюжетных картин, включая в работу элементы драматизации, обучать логическому построению высказывания; закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных. | Сюжетные картинки по тексту сказки, текст сказки «Колосок», маски мышки и петушка. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.104 |
Апрель 2 неделя. Лексическая тема: «Космос». |
1 | ФЛГС | Предлоги на, в, над, под (закрепление) | Уточнение понимания детьми предлогов: на, под, в, над; закрепление правильного употребления этих предлогов с существительными в разных падежах; закрепление составления предложения по схеме и картинке; закрепление навыка составление предложений с заданным словом; развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия. | карточки со схемами предлогов по количеству детей, картинки: стрекоза сидит под листочком, стрекоза летает над цветком, стрекоза залетела в банку, стрекоза сидит на веточке. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.138 |
2 | ФНПЗ | Звуки [д] и [д’], буква Дд | Ознакомление со звуками [д] и [д’], буквой Дд; совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, графомоторных навыков, координации речи с движением. | «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, разноцветные флажки по числу детей, контейнер с палочками Кюизенера. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 93 |
3 | Связная речь | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. | Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин; закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; активизировать и расширять словарь по теме. | Серия сюжетных картин «Заяц и морковка». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.91 |
Апрель 3 неделя. Лексическая тема: «Откуда хлеб пришел?» |
1 | ФЛГС | «Продукты питания. Хлебобулочные изделия» | Уточнение представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека; закрепление навыка образования относительных прилагательных; активизация навыка употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить); закрепление навыка употребления обобщающих понятий «фрукты», «овощи», «ягоды», «мучные изделия», «молочные изделия». | Прозрачные пакетики с крупами, изображения холодильника, корзинки, ящика, картинки: хлеб, баранки, макароны, булки, мясо, колбаса, сосиски, молоко, сыр, творог, овощи, фрукты; мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.123 |
2 | ФНПЗ | Повторение пройденных букв, чтение слогов, слов. | Совершенствование навыков чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, графомоторных навыков, координации речи с движением. | Магнитная доска, магнитные буквы, магнитные игрушки, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, светофорчики, фигурки котят по числу детей,«Играйка. Читайка». | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 98 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел?», составленного по серии сюжетных картин. | Формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин; закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; активизировать и расширять словарь по теме. | Серия сюжетных картин «откуда хлеб пришёл». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.108 |
Апрель 4 неделя. Лексическая тема: «Почта». |
1 | ФЛГС | «Слова-действия» | Знакомство с понятием «слово-действие»; формирование навыка подбора к существительным глаголов, которые от них образованы; акрепление навыка составления предложений по картинкам. | Сюжетные картинки на каждого ребенка, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.168 |
2 | ФНПЗ | Звуки [г] и [г’] и буква Гг | Ознакомление со звуками [г] и [г’] и буквой Гг; совершенствование навыков звуко-буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка печатания; развитие синтаксической стороны речи (формирование понятия предложение); развитие фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. | Карточки для чтения с капельками на «липучках», конейнеры с кружками для звукового анализа, магнитная доска, буквы, палочкии кружки для магнитной доски, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, синие воздушные шары по числу детей, светофорчики и фигурки гусей по числу детей. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 101 |
3 | Связная речь | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». | Учить детей подробно пересказывать художественный текст; формировать навык построения связных монологических высказываний; развивать умение отвечать на вопросы распространённой согласованной фразой. | Текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.112 |
Май 1 неделя. Лексическая тема: «У детей весенние каникулы». |
1 | ФЛГС | «Слова-признаки» | Знакомство с понятием « слово-признак»; закрепление навыка подбора прилагательных к именам существительным с учетом рода и числа; навыка подбора прилагательных-синонимов. | Яблоко, кубик, картинки: озеро, муравейник, поляна, солнце, цветок, бабочка, жук, дерево, ягода; мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.173 |
2 | ФНПЗ | Звуко-буквенный и звуковой анализ и синтез. | Совершенствование навыков звуко-буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений; совершенствование навыка печатания; развитие фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. | Наборное полотно, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 106 |
3 | Связная речь | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». | Учить детей последовательно пересказывать литературный образец; развивать способность к целостному восприятию произведения; упражнять детей в подборе слов- антонимов. | Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «старый дед и внучек». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.128 |
Май 2 неделя. Лексическая тема: «Правила дорожного движения». |
1 | ФЛГС | «Предложный падеж имен существительных единственного и множественного числа» | Учить детей образовывать форму предложного падежа единственного и множественного числа имен существительных; активизировать словарь по темам «Дикие животные»; «Транспорт», «Одежда», « Игрушки»; развить общую моторику, координацию речи с движением. | Картинки с изображениями диких животных и того транспортного средства, на котором животное «приехало» (для каждого ребенка), кукла, картинки с изображением одежды, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.151 |
2 | ФНПЗ | Звуко-буквенный и звуковой анализ и синтез. | Совершенствование навыков звуко-буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов, слов, предложений; совершенствование навыка печатания; развитие фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. | Магнитная доска, магнитные буквы, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, разноцветные конверты и карточки с предложениями по числу детей. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 109 |
3 | Связная речь | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа. | Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий; учить детей выделять событийную основу и существенные детали изображения; активизировать и расширять словарь детей по теме; развивать умения образовывать сложные слова; развивать навыки планирования развернутых высказываний. | Сюжетная картина «Один дома». | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.115 |
Май 3 неделя. Лексическая тема: «Лето. Насекомые». |
1 | ФЛГС | «Насекомые» | Активизация и обобщение словаря по теме; активизация глагольного словаря; закрепление навыка согласования имен существительных с числительными. | Картинки с изображениями насекомых, изображения двух рожиц - грустной и веселой, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.166 |
2 | ФНПЗ | Звуки [ф], [ф’] и буква Фф; | Ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Фф; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф; развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. | Магнитные буквы, магнитные предметные картинки, магнитная доска, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, флажки, фишки, элементы для выкладывания букв на магнитной доске, карточки-шифровки. | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 112 |
3 | Связная речь | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | Учить детей рассматривать предметы окружающей действительности; формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки; упражнять детей в подборе существительных к глаголам по теме. | Схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.132 |
Май 4 неделя. Лексическая тема: «Лето. Цветы на лугу». |
1 | ФЛГС | «Цветы» | Закрепление навыка образования относительных прилагательных; закрепление навыка согласования имен существительных с числительными; развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия. | Картинки с изображениями цветов (цветы в разном количестве, от двух до пяти) на каждого ребенка, картинки с контурным изображением пяти цветов, мяч. | К.Е. Бухарина «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР». Стр.166 |
2 | ФНПЗ | Звуки [в], [в’] и буква Вв; | Ознакомление со звуками [в], [в’] и буквой Вв; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв; профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка печатания; развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение); развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики. | Магнитная доска, рабочие тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с деталями букв, цветок с четырьмя лепестками, паровозик и вагончики из «Играйки. Читайки». | Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Стр. 117 |
3 | Связная речь | Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине | Учить детей рассматривать сюжетную картину, и составлять повествовательный рассказ; учить составлять рассказ по сюжетной картине; упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме и наоборот; развивать и активизировать словарь по теме. | Сюжетная картина «лето красное пришло…» | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Стр.136 |