ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие |
Сентябрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Сказка «Волк и семеро козлят» Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора. | Тема: Сказка «Гуси-Лебеди» Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация. | Тема: Сказка «Лиса и журавль» Цель: познакомить детей с алыми формами фольклора; развивать речь, память. | Тема: Сказка « Маша и медведь». Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; развивать речь, память. |
Октябрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Тема: Русская народная сказка «Зимовье» (в обработке Соколова-Микитова И.) Цель: закрепить особенности времени года зима; определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать мышление, речь, память 2. Тема: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зёрнышко». Цель: углубить интерес детей к литературе, к жанру сказки; развивать способность к целостному восприятию текста, выделяя содержание. Особенности главных героев. | 1. Тема: К. Ушинский «Лекарство», «Васька» Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания литературных произведений; развивать умение пересказывать рассказы; воспитать желание работать в коллективе. 2. Тема: В. Берестов «Кошкин щенок» Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанном произведении в художественной деятельности | Тема: «У солнышка в гостях» словацкая народная сказка Цель: углублять читательский опыт за счёт слушания произведений; воспитать уважение к культуре других народов. 2. Тема: С Маршак «Вот какой рассеянный» Цели: расширить читательский опыт за счёт слушания произведений; развивать речь, память. . | 1. Тема: Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» Цель: учить самостоятельно пересказывать рассказы с помощью взрослого; развивать память 2. Тема: Стихи русских поэтов об осени Цель: углублять интерес детей к литературе; развивать желание учить стихи; прививать любовь к поэзии. |
Ноябрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» Цель: учить детей понимать образное содержание сказки, идею, видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки; развивать память, внимательность 2. Тема: Русская народная сказка «Теремок» Цель: учить пересказывать по ролям; выразительно | Тема: Ознакомление с малыми формами фольклора Цели: познакомить детей с малыми формами фольклора; воспитать интерес к народному творчеству. Тема: Как у нашего кота Цели: расширять читательский опыт (опыт слушания) за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, заклички, загадки); развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных произведений (пересказ, заучивание); воспитать любовь к народному творчеству. | Тема: Сказка русская народная «Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова) Цель: развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счёте предметов; воспитывать доброжелательность, инициативность в общении. Тема: Немецкая сказка «Заяц и ёж» Цель: познакомить детей со сказками других народов; развивать внимание, желание слушать. | Тема: Сказка русская народная «У страха глаза велики» Цель: развивать речь, память, внимание; умение участвовать в коллективном разговоре; воспитать интерес к народному творчеству. Тема: Украинская сказка народная « Рукавичка» Цель: учить пересказывать по ролям; воспитать любовь к народному творчеству |
Декабрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Тема: Русская народная сказка «Как лиса волка обманула» Цель: формировать умения отмечать негативные действия героя, рассуждать о них вместе с воспитателем и сверстниками; развивать умения участвовать в коллективном разговоре; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным нормам поведения 2. Тема: Узбекская народная сказка «Хвастливый заяц» Цель: углублять интерес детей к литературе; расширять читательский опыт за счёт слушания; развивать умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов. | 1. Тема: Я. Аким «Ёлка наряжается» Цели: развивать способности к целостному восприятию текста; обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений; развивать речь. 2. Тема: Разучивание потешек, пословиц и поговорок о зиме. Цели: обеспечивать развитие умений художественно-творческой деятельности на основе текстов; воспитывать интерес к малым формам фольклора. | 1. Тема: Чтение стихов о зиме русских поэтов. Разучивание наизусть. Цель: воспитать интерес к классике; закрепить знания о зиме; развивать речь, внимание, память. 2. Тема: Разучивание загадок о зиме, новом годе. Цель: воспитать интерес к малым формам фольклора, желание слушать и отгадывать загадки; развивать память, речь, внимание, сосредоточенность. | Тема: А. Барто «Снегирь» Цель: углублять интерес к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; расширять читательский опыт за счёт слушания. 2. Тема: К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал…» Цель: способствовать восприятию и пониманию текста детьми; развивать речь. |
Январь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| | 1. Тема: Разучивание рождественских стихов. Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать интерес к фольклорным формам. 2. Тема: Снегурушка и лиса. (русская народная сказка) Цель: учить слушать сказки; расширять читательский опыт за счёт слушания разных жанров; воспитать любовь и уважение к народному творчеству | 1. Тема: И.Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном…» Цель: познакомить детей с творчеством русских поэтов; воспитывать желание к постоянному общению с книгой. 2. Тема: Б.Житков «Кружечка под ёлочкой» Цель: углублять интерес детей к литературе; воспитать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. |
Февраль |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Тема: Мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова «Как собака друга искала» Цель: развивать связную речь, память, внимание; повторить и расширить понятие домашние животные; воспитать доброжелательность. 2. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики» Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь. | 1. Тема: Французская народная сказка «Горшочек каши» Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память. 2. Тема: В. Одоевский «Мороз Иванович» Цели: закрепить и повторить зимние признаки, праздники зимы, обычаи; развивать речь, желание работать в коллективе. | Тема: Малые формы фольклора (Барашеньки; Дедушка Ежок) Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа. 2. Тема: С. Чёрный « Про девочку, которая нашла своего мишку» Цель: формировать способность рассуждать; развивать навык слушания, приобщения к культуре ведения беседы | 1. Тема: В. Жуковский «Мальчик- с- пальчик» Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты. 2. Тема: Чтение стихов об Армии. Цель: развивать навык слушания. |
Март |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Тема: Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки» Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным. 2. Тема: Чтение сказки «В гостях у солнышка» Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь. | 1. Тема: Чтение сказки «Пых» Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память. 2. Тема: Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» Цели: закрепить знания детей о членах семьи; учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь. | Тема: Малые формы фольклора: «Наша то хозяюшка…», «пошла Маша..» Цель: познакомить с малыми формами фольклора; способствовать общему развитию ребёнка, опираясь на культурные ценности нашего народа. 2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов. Цель: формировать умение слушать; развивать речь. | 1. Тема: И. Мезнин «Чёрное и серое», «Простое слово» Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты. 2. Тема: Н. Носов «Метро», «Ступеньки» Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки. |
| Апрель | |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Тема: К.И. Чуковский «Айболит» Цель: развивать связную речь, память, внимание; воспитать доброжелательность, желание помогать своим родным. 2. Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе» Цель: развивать навыки и умения участвовать в коллективном разговоре, связную речь. | 1. Тема: Малые формы фольклора «Солнышко –колоколнышко» Цели: углублять интерес детей к литературе; воспитывать желание к постоянному общению с книгой; развивать связную речь, память. 2. Тема: В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» Цели: учить составлять рассказ по картине, придерживаясь содержания сказки; развивать речь. | Тема: Е. Чарушин « Из сборника про Тюпу» Цель: способствовать общему развитию ребёнка. 2. Тема: Чтение стихотворений о весне русских поэтов. Цель: формировать умение слушать; развивать речь. | 1. Тема: К. Ушинский « Спор зверей» Цель: формировать способность рассуждать; развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты. 2. Тема: М. Зощенко «Глупая история» Цель: развивать навык слушания; учить устанавливать причинные связи, понимать взаимосвязь завязки и финала произведения |
Май |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тема: Сказка «Зайцы и ёж» Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора других народов. | Тема: «У солнышко в гостях» Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора; драматизация. | Тема: Тютчев Ф. « В небе тают облака» Цель: познакомить детей с литературными произведениями русских писателей; развивать речь, память. | Тема: К. Ушинский «Лекарство». Цель: развивать речь, память |