kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей, культурой, традициями осетинского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические рекомендации по ознакомлению с  культурой осетин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным краем оконч.вар»



















Пояснительная записка


Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною, —
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!

В.Орлов



Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм- это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем  человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научитьдобросовестно выполнять трудовые поручения, привить  ему любовь к труду.
Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:

  • отношение к природе родного края, родной страны;

  • отношение к людям, населяющим республику, страну;

  • отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

  • отношение к государственному устройству.

Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

  • обогащать знания детей о родном крае;

  • воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;

  • учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

  • воспитывать интерес и уважение к людям других  национальностей.

В  содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:

  • мой дом, моя улица, мой детский сад;

  • город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.);

  • наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области);

  • Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов);

  • знаменитые люди нашего края и страны,  писатели, художники и т. д.

В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

  • экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений;

  • чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;

  • рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;

  • походы в кинотеатры, театры,

  • туристические походы, организация наблюдений за природой;

  • просмотр слайдов;

  • оформление альбома на заданную тему;

  • праздники, концерты, вечера дружбы;

  • изготовление атрибутов к этим праздникам;

  • оформление в помещении детского сада интерьера жилища;

  • фольклорные занятия;

  • рассматривание изделий народного прикладного творчества;

  • изготовление поделок на занятиях по ручному труду;

  • художественная самостоятельная деятельность детей;

  • беседы и разговоры с детьми.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города (села), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в младшей группе  не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за  событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.
В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города (села), с республикой (областью), чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города (села), родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано  людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров. 

Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников  с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:

  • история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал;

  • история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.);

  • здания города (села): начать следует с того, что  в городе (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их создания, указать на их отличие от современных зданий;

  • люди, которые  прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в  этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты); 

  • места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России  первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к  рассказу о музеях родного города (села) – краеведческом, картинной галерее и др.

Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому,  составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:

  • рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;

  • рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами,  активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

  • воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий; 

  • язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;

  • рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.

Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития: 

  • обладает некоторыми культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории улицы, района и города (села), культуре;

  • знает основные символы своего города (села), республики и государства;

  • проявляет интерес и доброжелательно относится к проявлениям других, отличающихся от родной, культур. 

В основу ознакомления с родным краем, таким образом, закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов  непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.

С учетом новых современных технологий рекомендуется использовать в работе такие формы и технологии как:

- Проектная деятельность- совместная работа детей, родителей и педагогов.

-лепбук – создание интерактивной книги по теме родного края. Работа ведется с детьми, возможно привлечение родителей, создается долгий устойчивый интерес и глубокое погружение в тему.

-квест-игра – игровые лабиринты, загадки, ребусы по различным темам плана

Данную технологию можно вводить с младшего возраста.

- виртуальные экскурсии по музеям ( на сайте национальных музеев есть ссылки, где можно посмотреть экскурсии по музею, посетить даже определенный зал- быт, оружие …

- мобильное приложение ИронЧиныг- аудио сказки колыбельные осетинских авторов, которые читают артисты театра

- проект–презентация Ирины Бибаевой «Маленькие герои Осетии» рассказывает о детях, совершивших подвиги в годы ВОВ. Данный проект можно посмотреть на сайте национальной научной библиотеки.

- на сайте Министерства Культуры есть проект « Театр детям».


Данный план составлен с учетом методических пособий и рекомендаций

1.М.Е Бурнацевой:

- Использование национально-регионального компонента в художественно-эстетическом воспитании дошкольников ( лепка,рисование).

- Использование национально-регионального компонента в познавательном развитии детей старшего возраста.

2. А.В Султанова,Л.А Бобылева ( программа по экологическому образованию дошкольников и методические рекомендации к проведению занятий « Мой край – моя святыня».

3.Н.Б Кутьина программа « Знакомство дошкольников с культурой Осетии».


Примерный тематический план по теме: «Семья»

в средней группе:

1.Я-человек, моё имя, моя фамилия.

2.Моя семья, имена членов семьи.

3.Я член своей семьи, рассказ о себе, о членах семьи с опорой на семейный альбом.

4.Работа моих родителей.

5.Мой день рождения.


Примерный тематический план по теме: «Семья»

в старшей группе

1.Наша дружная семья.

2.Семейные праздники, национальные костюмы, женские украшения.

3.У колыбели (ознакомление с народными сказками, колыбельными песнями

« Мады хур «).

4.Дедушкины сказки (ознакомление с народными сказками).


Примерный тематический план по теме: «Семья»

 в подготовительной к школе группе.

1.Быт семьи, гостеприимство, национальные блюда.

2.Труд в семьи по устройству быта и профессии моих родителей.

3.Мои родственники бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

4.Мое древо семьи, связь имени с генеалогическим древом, в честь кого дано имя.

Работа в этом направлении  опирается на гармонию семейных отношений. Детям необходимо дать знания о том, что семейный очаг – светло и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. C помощью бесед, колыбельных песен, песен о старших детям прививается любовь к матери, бабушке, отцу, дедушке. Использование устного народного творчества в беседах с детьми помогает воспитать любовь и уважение к близким, сформировать у ребенка представление о себе как о представителе своего рода.

В  беседах, играх, особенно сюжетно-ролевой игре "Семья", происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и другим членам семьи. При составлении вместе с родителями генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, их занятиях. Проводятся экскурсии на место работы родителей, организуются совместные с взрослыми праздники, мероприятия и игры. Дети рассказывают о досуге семьи. Через народные сказки, легенды, пословицы и поговорки  ребенок узнает героев эпоса. Совместно с родителями составляет альбомы «Мои имя и фамилия», «Члены моей семьи, их имена и профессии». Традиционно каждый месяц отмечаются дни рождения детей.( уместно познакомить детей с традициями – « Кœхц» На них обязательно приглашаются родственники родителей именинника, которые угощают детей национальными блюдами.



Просмотр содержимого документа
«младшая группа»

Использование Национально – регионального компонента в образовательном процессе во второй младшей группе


Месяц

Тема


Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуника-

тивное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сентябрь

Моя улица,

мой д/c

1.Беседа с детьми

о том,

где им приходи

лось бывать в городе,

что они видели, запомнили.


2.Наблюдение за работой

взрослых в группе.


3.Беседа о д/с , о труде взрослых , о детях старшего возраста ,о правилах поведения на участке.

1.Разучивание

стихотворения

В. Царукаев

«Дзауджикау»


2.Кочиев

«Дружба»

1.С-р «Семья»


2.Рассматривание сюжетных картинок «Осетинская семья»


1.Лепка

«Тарелочка

для куклы Фатимы»


2.Слушание

А. Джатиева

«Осетинская песенка»


П/.И.

«Хадзар»

Октябрь

Осень в Осетии

1)Беседа об осени, рассматривание листочков на участке, поговорить

с детьми о том, что они видели по дороге в д\с ,закреплять осенние явления: тучи в небе, листопад, дождь.

Квест-игра по стихам Коста

1.Чтение

М.Басиев

«Дождливые капли»


2.А.Томаев

«Маленький добрый цветок»


3.Разучивание наизусть

К.Л. Хетагуров «Гино»

1.С-р игра «Семья»


2.Рассматривание тематического альбома «Осень»

Проект « Обитатели гор»

1.Аппликация «Пояс

для куклы Фатимы


2.Пение Л. Цаллагова

«Осенний хоровод»

«Цъиу" слова К.Л. Хетагурова


П.И.«Гино»

(на стих К.Л

Хетагурова)

Ноябрь

Мой город, мой дом

1.НОД

«В гостях у куклы Фатимы»

2.Беседа о городе, в котором ты живёшь, о том, что ты видел по дороге в д\с.

3.Закреплять понятие улица, на которой я живу.

1.Чтение:

Сказка«Кошка и собака»


2.Разучивание наизусть

К.Л. Хетагуров

«Киска»

С-р игра «В гостях у куклы Фатимы»








1.Рисование «Дом

для куклы Фатимы»


2.Пение«Гаеды» (кошка)

Муз.З.С. Хабаловой

Сл. К.Л. Хетагурова

П.И.

«Барсы в пещерах»


Декабрь

Зима, зимние сказки

1.Беседа «Зима в нашем городе»


2.Наблюдение за зимними явлениями на участке


1.К.Л. Хетагуров

«Зымаг»


2.«Пойманная птичка»

Рассматривание альбома «Зима».

Аппликация «Заез

Баелас» (Ёлка)

П.И

«Къаехае»

Январь

Зима, зимние забавы

1.Беседа о том, как они провели Новый Год в семье.


2.Наблюдение за зимними явлениями на участке.

1.Чтение

А. Кусаева

«Лысый воробей»

2.Стихотворение

К. Джимиева

« Ветер»


1.Беседа о зимних забавах детей.

2.Д. И «Следы зверей»

Аппликация «Горы зимой»(обрыванием)

П.И. «Осетинские саяки»


Февраль

Мы солдаты

1.Беседа о военных-защитниках Родины


2.Рассказ о славных Нартах – воинах, охотниках, защитниках осетинского народа.

( нарт Сослан,Батрадз, Ацамаз)

1.Чтение

Ч. Айларова

«Храбраямышь»


2.Кочиев

«Дружба»

1.Тематический альбом «Наша Армия»

2.Беседа о воспитании мальчиков у осетин.


Аппликация «Осетинский флаг на танке»

П.И

«Джигиты соревнуются»

Март

Весна в Осетии

1.Беседа о весне на участке, что изменилось.

2.Закрепление весенних явлений.


3.Беседа о воспитании девочек у осетин.



1.А. Габисова «Ласточка»

2.А. Царукаева «Весна»

3.А. Габисова «Моя мама».

4.А. Томаев «Маленький добрый цветок»



С-р игра: « Я мамина помощница».


Тематический альбом «Женские профессии»


Проект « Посиделки с нана»

1. Лепка

«Поднос для мамы »

(с элементами осетинского орнамента)

2.Хатеева «Песня о маме»

П.И. «Къавдайыаертаехтае»


Апрель

Весна пробуждение, прилет птиц

1.Беседао прилёте птиц из тёплых краёв.

2.Закрепление понятий перелётные птицы (ласточка, чиж, грач)

3.Беседа о насекомых на участке.

1.Г. Цагараев «Цъиу»

2.Х. Алборов «Дидинаег»

3.Чтение

«Лягушёнок»

Габисова-Гусалова.

Рассматривание тематического альбома «Птицы», «Насекомые».

Рисование « Птичка».

П.И

«Гаелабу»

«Маецъиутае»

Май

Воспитание девочек и мальчиков в семье

( уроки этикета)

1.Беседа о правилах поведения за столом. 2.Рассказ о воспитании девочек и мальчиков у осетин.

Квест –игра « Будущие богатыри Осетии»

Чтение

К. Хетагуров»

«Алолай» Даура

«Чысылкъона»


2.Настольный театр «Артаехаелаеры»

(три друга) Джимиева


2.Рассматривание альбома «Война с фашистами»

Аппликация

«Подарок другу»

1. П.И. «Чызджытаемаелаеппутае»

2.П/И «Чапена»



Просмотр содержимого документа
«подг.гр»

Использование НРК в образовательном процессе -подготовительная группа

Месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально-коммуникат.

развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Сентябрь

Мой край.


Мир живой и неживой природы

1.Беседа о пещерах, водопадах, озерах.

Опыты с водой (очищение)


Экология.

«В мире животных Северной Осетии (Н.Б Кутьина)

(6-8 видов).

Разнообразие:

Хищники

Травоядные

Всеядные

Лепбук флора и фауна

Наизусть К.Хетагурова

«Осень»


Беседа об осени.


Чтение осетинской сказки «Что дороже»

Игры на макете «Животный мир моего края».


Дидактическая игра:

«Кто лишний»,(животные Осетии)


Дидактическая игра:

«Одень фигурку» (жен. и муж)


Лепбук « флора и фауна Осетии»

«Обитатели гор»- Рисование


Лепка «Горный аул».


Аппликация «Осенние улицы»


Подвижная игра:

«Водопад и ветер».

«Тохси».

Пение

«Горная походная»

Муз.А.Кокойти,


«Край родной»

Л.Цаллагова.



месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально- коммуникат. развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Октябрь

Осетия –мой край родной.


Коста-великий сын Осетии.

1.Рассматривание карты Осетии «Моя малая Родина»


Коста-художник, поэт (биография)

Квест-игра по произведениям, картинам Коста


2.Экология

«Лекарственные травы»

Красная книга -растения

1.Разучивание стихотворения Коста «Ласточка»

«Дети и птичка»

«Уасаг»


2.Беседа по картинам Коста «Природный мост».


3.Драматизация «Мать сирот».Беседа о Коста.

1.Рассматривание альбома Коста Хетагурова


2.Дидактическая игра:

«Правильно-опасно».(Экология)


изготовление Красной книги Осетии

1.Аппликация «Оборонительная крепость».


2.Рисовани «Роспись рога».


3.Лепка «Алан в праздничной одежде»


4. Музыка

Пение «Уарзон Ирыстон»

(муз В.Воложанина)

5.Слушание «Маленький джигит»

(Оркестр нар.инстр.Б.Газданова)


1.Подвижная игра

«Лук и стрела»

«Вытолкни плечом»


3.Спортивное развлечение «Нарты»

(совместно с папами)



месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально Коммуникативное развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Ноябрь

Символика Осетии

1.Символика Осетии занятие познавательного цикла.(презентация).



2.Экология «Целебный климат гор, Цей.


3.Природоохранные зоны Осетии

(по программе

«Мой край-моя святыня»)

1.Беседа о гербе, флаге рассматривание символики, объяснить ее значение.



2.Беседа о барсе (строение тела, повадки, приспособленность к климатическим условиям,

почитание в народе).


3.Наизусть «Осень»

Кочиев М.Г

4.Чтение отрывка «Охота за турами» К.Хетагуров


1.Игры на макете «Природа Осетии»




2.Дидактическая игра: « Кто где? живет?»



Лепбук « Моя Осетия» - символика, достопримечательность

1.Лепка – гор рельеф

«Герб Осетии»


1.Подвижная игра.

«Волк и ягнята»

«Журавли»

«Слепой медведь»



2.Спортивное развлечение

«Дзилахар».

2.Аппликация «Герб Осетии»

3.Рисование- «Флаг над зданием правительства».

4.Музыка Пение

«Утро в горах» Л.Канукова .

«Вновь в родном краю» А.Кокойти.

5. Слушание «Гимн Осетии» Царионти.

«Ма хаххон горат» Муз.Х.Плиева





месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально –коммуникат. развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Декабрь

Зима

1.НОД

«Зима приходит к нам с горы»(жизнь животных,обитатели гор)

2.Экология

Река моего края -Терек. Почему гибнут реки?(Н.Б.Кутьина). Значение рек в природе и жизнедеятельности человека.

Снежные ледники -как источник питьевой воды.

1.Беседа о воде в жизни человека.

Ледники -источник питьевой воды.


2. Чтение «Сказка о Базыргане и семерых братьях» К.Хетагуров

«Охота за турами»


3.Заучивание «Поднимись на Рокский перевал-сокращенно

(изд.Ир-1992г.)

1.Рассматривание альбома «Обитатели гор»


2.Игра на макете.

Животные Осетии .


3. Показ настольного театра по осетинской сказке « ОХ-Ох и сын бедняка.


4.Просмотр мультфильма (Аэроплан-Мы живем в России)-водопад Зингалар






1.Рисование

« Обитатели гор»



2.Лепка «Горный тур».



3.Музыка Пение

«Митындада»

(Ю.Моргунова),

«Зазбалас»

«Урс тархъуста» Л.Цаллагов.

1.Подвижная игра «Водопад и ветер»


2.Осетинские

салки»







месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально -коммуникативное развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Январь

Зимние забавы, обычаи

и традиции

1.Мифы и сказании предков (нарты ,Боги)

Хадзаронта..


Виртуальная экскурсия по музею Туганова, нац.музею.


2.Экология

Минеральные и пресные источники Осетии.

1.Рассказывание сказки: «Рождение Ахсара и Ахсартага,

«Игры маленького Батраза»


«Яблоко нартов»


2.Заучивание «Как мужчина» К.Хетагуров.


3.Беседа по альбому «Боги Осетии»







1.Развлечение для младших дошкольников

«Хадзаронта» -

1.Рисование «Яблоко нартов»


2.Лепка «Джигит»


3.Музыка

Пение «Край родной»(Муз.Л.Цаллагова)

1.Спортивное развлечение «Зимние состязание нартов»

(совместно с папами)


2.Подвижная игра

«Барсы в пещерах»

«Осетинские салки»































месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально Коммуникативное развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

февраль

Защитники

1.Доблесные скифы, сарматы, Аланы -воины, защитники своего народа

Известные люди Осетии

2.Экология

«Ловись рыбка большая, да малая»-понятие речная рыба, представители и виды рыб Северной Осетии

(охрана и ловля в определенные сроки)

1.Беседа о нартском эпосе,

воинах.


2.Чтение

«Как Батраз спас именитых нартов».

«Как Батраз закалил себя»


3.Беседа «Роща Хетага» -природный памятник древней мифологии Осетии»

1.Рассматривание иллюстрации к сказаниям о нартах,

(доспехи,оружие).


2.Презентация

«Легенда о святом Хетаге».

1.Рисование

декаративное прикладное)

«Чаща Нартов».



2.Лепка

«Чаща для пива»


3.Аппликация

Чеканка-кинжал


4.Музыка

Пение «Волшебная папаха»


5 .Слушание «Песня о Гамате Ботоеве» (героическая песня).


6. Танец «Сражение нартов»

1.Подвижная игра

«Джигиты соревнуются»

«Тохси»,


«Вытолкни плечом»



месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально Коммуникативное развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Март

Женский день

1.НОД

Известные женщины Осетии.

2. Беседа о женщинах гор, рассказ о труде женщине в доме в давние времена

Шатана- « Сказания о нартах»

Беседа о подвиге женщины в давние времена-

Презентация Задалейска Нана


2.Экология « Леса и луга родного края».

Зеленая аптечка.

1.Беседа

«Традиции осетинской семьи -почитание женщины, воспитание девочек».


2.Чтение нартского эпоса «Шатана»

3.Рассказывание

«Задалеска Нана»

4.Рассматривание картины

5.Инсценировка К.Хетагурова

« Мать сирот»

6.Чтение «Красавица башни Большого Утеса».




1.Сюжетно-ролевая игра

«Семья»


2.Дидактическая игра

«Что лишнее».


3.Красная книга Осетии


4.Дидактическая игра

«Растения - врачи»


5.Словесная игра

«Моя мама самая..»(обогащние словарного запаса прилагательными )

1.Рисование

«Роспись платья осетинским орнаментом.


2.Лепка из соленного теста

«Кувшин»

1.Подвижная игра

«Таучи»

«Ямочки»

«Лягушки»

месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально Коммуникативное развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Апрель

Знаменитые люди Осетии.


«День Земли»

1.НОД

«Знаменитые люди Осетии».

Поэты – К.Хетагуров,

художник – М.Туганов.,

музыканты-

В. Гергиев,

А. Макоев,

Д. Хоханов

Спортсмены - В.Газзаев

С.Андиев

М.Хадарцев

С.Черчесов


2.Экология

Как сохранить воздух чистым.

1.Заучивание наизусть

«Страна,где я живу» Цагараев.


2.Чтение

«Сказка о Базыргане и семерых братьях».


3.Наизусть К.Хетагурова

«Птичка»

1.Рассматривание альбома «Знаменитые люди Осетии»


2.Составление схем по экологии « Вредно –полезно- опасно»

1.Чеканка

«Чаша»


2.Лепка

«птичка –дзывылдар-ангуылдар» по К.Хетагурова.


3.Пение

«Дождь чародей» Л.Цаллагова.

«Барагбон зараг»

Музыка В.Воложанина.

1.Подвижная игра

«Лягушки»

«Вытолкни мячом»


2.Спортивное развлечение

«Мы- будущие спортсмены».









месяц

Тема

Познание

Развитие речи

Социально Коммуникативное развитие

Худ- эстетическое

развитие

Физическое развитие

Май

Кавказ в огне

День Победы.


День Осетинского языка.

1.«Битва за Кавказ»


2.Герои земляки.


3.Монументы Славы


4.Экология

Насекомые,

Коварные вредители.

1.Чтени

«Кавказ в огне»

«Рассказы Дадо»-(гл.8-10).


2.составление рассказа из личного опыта

«Мой прадед –участник ВОВ»


3.Поэмы

А.Бритаев «Последнее письмо» И.Цирихов «Письмо солдата с фронта (отрывок)

Г.Кайтуков «Огонь»


1.Совместный проект с родителями

« Я-осетин»


2.Создание альбома» Мой прадед- ветеран ВОВ»


3.Просмотр презентаций «Монумент»

(Петр Барбашов)

(Братьям Газдановым).

1.Рисование «Салют Победы»


2.Аппликация

Чеканка

«Кинжал»

3.Слушание

Песня о Гамоте Ботоеве- героическая песня

4.Пение

«Вновь в родном краю» муз.А.Кокойти «Осетия» муз.Л.Цаллагова.


Праздник осетинского языка

1.Подвижная игра

«Журавли»

«Ямочки»

«Всадники»



Просмотр содержимого документа
«сред.гр»

Использование национально – регионального компонента» в образовательном процессе в средней группе




Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие




Сентябрь


Мой дом, моя семья


1. «Знакомство со старинным домом осетин – саклей»

Виртуальная экскурсия по нац.музею Осетии- быт


2.Осень золотая в Осетии «Осень красит золотом рощи и поля


1.Народная сказка для рассказывания «Поп и дочь бедняка» Книга «Сказки народов Закавказья» (изд.ИРЫСТОН Цхинвали 1987г)


2.Стихотворение для заучивания «Наш гусь» Т.Кочиев


3.Беседа «Моя семья»





1. Проект с родителями «История моей семьи»


2.С/р игра «Семья»


3.Д/и «Скажи слово» (Зæгъ ныхас)


1.Лепка «Уголок родного края» (фрагмент сакли)


2. «Осенний хоровод» Л.Цаллагова



1.П/и «Осетинские салки»



Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие




Октябрь



Осень в моем крае


1.К.Хетагуров – поэт Осетии. Нар – родина Коста.


2. Терек – река моего края


1.Чтение «Кому что» К. Хетагуров


2.Заучивание наизусть «Осень» К.Хетагуров


3.Беседа по картине «Осень в горах»


1.Инсценировка по произведению Коста «Дети и птичка»


2.Д/и «Чудесный мешочек» (Диссаджи дзæкъул)


3. лепбук « флора и фауна Осетии»


1.Рисование по произведению Коста «Дети и птичка»


2.Разучивание песни «Уалдзæг» К.Хетагуров


3.Слушание Т.Кокойти «Коста»














1.П/и «Бурые медведи»

(Бур æрсытæ)


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие




Ноябрь



Мой город, моя страна


1.Мой город – Владикавказ


2. Как животные готовятся к зиме


1.Чтение А.Г.Кусаева «Там, где дождик»


2.Заучивание наизусть Г.Цагараев «Ежик»


3.Беседа «Моя Родина»




1.Совместный проект с родителями «Знакомство с Владикавказом» (альбом с улицами города, где живут дети и достопримечательности города)


2.Д/и «Собери картинку»




Лепбук « мой край»


1.Рисование «Роспись поясочка для куклы Залины»


2.Знакомство с искусством, рассматривание репродукций картин художников РСО-А «Владикавказ» Л.Цаллагова


3.Заучивание песни «Осетия» Л.Цаллагова








1.П/и «Тохси»


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие





Декабрь




Зима. Зимние сказки


1.«Зима в нашем городе»


2.Животный мир Осетии


3.Свойства снега и льда (опыты)


Квест-игра

По осетинским сказкам

( см сказки Джимиевой )


1.Показ настольного театра по знакомым осетинским сказкам


2.Заучивание стихотворения В.Царукова «Елка»


3.Беседа по картине «Зима»












1.Беседа «Братья наши меньшие»


2.Д/и «Следы зверей»


1.Рисование «Животные, главные герои осетинских сказок»


2.Заучивание песни «День морозный» Муз.Л.Цаллагова


1.П/и «Волк и ягнята»


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие





Январь




Зима. Зимние забавы



1.Беседа о том, как дети провели Новый год в семье.

Традиции осетин-праздник Хадзаронта


2.Птицы нашего края


3. Д/и «Покорми птиц»











1.Рассказывание осетинской народной сказки «Сто лошадей или сто друзей»


2.Чтение и заучивание осетинских пословиц и поговорок












1.Беседа «Зимние забавы»


2.Экскурсия по территории детского сада


1.Рисование «Роспись коврика по мотивам осетинского орнамента»


2. Слушание «Концертный симд»

Муз. Б.Газданов


1.П/и «Джигиты соревнуются»


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие





Февраль




Мы солдаты


1.«Воспитание мальчиков в осетинской семье»


2. Беседа «О героях, защищавших Родину»( эпос)


3.Заповедные зоны родного края


4.Д/и «Собери осетинский узор»


1.Заучивание наизусть Ю.Бадтиев «Быть здоровым не ленись»


2.Разучивание пословиц «Порядок в доме наводит старший», «Кто смел, тот два съел»


3.Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время ВОВ.







1.Показ презентации «Герои Осетии»


1.Аппликация «Горы зимой»

(обрывание)


2.Слушание «Ирон марш» (оркестр народных инструментов)


1.П/и «Бег к реке»


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие






Март





Весна в Осетии


1.«Весна в твоем крае».


2.«Леса и луга родного края»


3.Беседа о жизни и быте осетинской женщины.



1.Заучивание стихотворения К.Хетагуров «Ласточка»


2.Составление рассказа «Как я маме помогаю»


3.Чтение легенды «Задалесская Нана»














1.Рассматривание кукол в осетинском национальном костюме.


2.Беседа «Бабушкины руки золотые» (о преемственности поколений)


1.Рисование «Украсить платье Фатиме»

(шаблон платья)


2.Слушание национальной музыки


1.П/и «Жмурки»


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие




Апрель



Весна. Животные весной. Птицы


1.Животный мир весной.


2.Перелетные птицы


3.Д/и «Кто где живет?»



1.Заучивание Ю.Бадтиев «Друзья»


2.Чтение и рассказывание А.Г.Кусаева «Новые звери»


1.Д/и «Чей хвост?»


2.Рассматривание тематического альбома «Перелетные птицы»


3.Беседа «Изменения весной на участке»


1.Лепка «Птичка»


2.Заучивание наизусть Ю.Моргоева «Кошечка» (Кæмæн цы)


3.Слушание «Хонга» Муз.Б.Газданов














1.П/и «Слепой медведь»


Месяц


Тема


Познавательное развитие


Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие


Физическое развитие





Май




Мой солнечный край


1.«Владикавказ – город воинской славы»

видеоэкскурсия по городу.


2.Флора Осетии

3.Д/и «Узнай наш флаг»


1.Заучивание наизусть К.Хетагуров «Летний дождь»


2.Чтение и рассказывание народной сказки «Ох-ох и сын бедняка»


3.Разучивание пословицы «Что посеешь, то и пожнешь»



1.Фотовыставка совместно с родителями «Мое любимое место в городе»


2.Проект « История героя в моей семье»

( к 9 мая)


3.Беседа «Мое любимое время года»




1.Аппликация «Флаг Осетии»


2.Рисование

Коллективная работа «Солнышко»


3.Слушание «Симд» Муз. Б.Газданов


1.П/и «Перетягивание палкой»





Просмотр содержимого документа
«старшая группа.»

Использование национально – регионального компонента в образовательном процессе в старшей группе


Месяц

Тема


Познавательное

развитие

Речевое развитие

Социально-коммуника-

тивное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сентябрь

Осень в родном крае

1.НОД (познание)

«Осень красит золотом рощи и поля»


2.Экология. Природа Осетии.

(см. пособие Н.Б. Кутьина»


3.Беседа: Быт осетин – башни в горах.

Виртуальная экскурсия по нац.музею-зал быт

1.Наизусть

М. Кочисов «Осень»


2.Беседа по картине «Осень в горах»


3.Чтение: М. Купеева« В осеннем лесу»

4.Г. Чеджемов «Осень»

1.Д.И. «С какой ветки детки»


2.Игры на макете: «Природа Осетии»


3.Красная книга Осетии(рассматривание)

Лепбук « природа моего края»

1.Рисование

«Осень в горах»


2.Лепка «Башни»


3.МузыкаСлушание

«Гимн Иристону»

(муз.А.Т.Ачеева)


4.Пение «Осень»(муз. Л. Цаллагова)

1.П.И.«Тохси»

2.«Журавли и волк»

Октябрь

Мой край. К.Л. Хетагуров

1.НОД«К.Л. Хетагуров- поэт. художник.

2.Экология.

(см. прог. «Мой край – моя святыня» Л.А. Бобылёва

.«Неповторимые творения природы – пещеры, ледники, водопады (стр. 26)


1)Беседы с детьми Скифы и Сарматы

-Аланы ( см.1 блок метод.пособ. М.Е. Бурнацева

2.Использование НРК в познават. разв. дет.ст.возр.)


3.Наизусть

К.Л. Хетагурова «Дети и птичка», «Дзауджикау»

4.Чтение:

Рассказы Дадо или полёт сокола Влади

Кавказом (гл.1-10)

1.Инсценировка

К.Л. Хетагуров

«Мать сирот»


2.Показ мультфильма «Мы живём в России- Северная Осети

1.Декоративно-прикладное рисование «Роспись коврика» (краски)


2.Лепка

Сувенир – «Алан в праздничной одежде».


3.Музыка.

Пение: «Мой Иристон».

1.Спортивное соревнование «Нартские игры»


2.П.И

«Водопад и ветер».

Ноябрь

Моя малая Родина

1.НОД«Моя малая родина-Осетия (символика)


2.Экология.

Обитатели гор.

Барс –символ Осетии, (беседа о строении, повадках, почитании в народе)


1.Чтение осетинских сказок.


2.Беседа «Национальная символика»

(см.4 блок метод.пособ. М.Е. 3.Бурнацева

«Использование НРК в познавательном развитие.детей

старшего возраста»


4.Беседа по картине К.Л.Хетагурова «Дети каменщики».


1.Игры на макете «Природа Осетии»


2.Показ мультфильма «Мы живём в России- Северная Осети»

3 лепбук « моя малая родина» -

(достопримечатель-

ность,символика)

1.Аппликация «Украшение пояса – осетинский орнамент.

2.Рисование «Герб Осетии»

3.Пение «Сабитызараг» Муз. Е. Воложанина


1.Спортивное развлечение: «Зилахар».


2.П/И: «Лук и стрелы», «Журавли».



Декабрь

Зима приходит к нам с горы

1.Природа Осетии- Особенности ландшафта, растительный и животный мир.


2.Экология.

Зима приходит к нам с горы.

(см. прог. «Мой край-моя святыня» (воздух должен быть чистым)

1.Беседа по картине «Природный мост»


2.Речевая логическая задача «Почему расстроился мальчик» (см. «Мой край – моя святыня»).


3.Наизусть «Зымаг» К.Л. Хетагуров.


1.Рассматривание «Красная книга Осетии»


2.Д.И. по таблице «Где лучше жить».


1.Лепка «Животные Осетии – Барс»


2.Аппликация (обрыванием) «Горный пейзаж»


3.Музыка

Песни Л. Цаллагова «Новогодний хоровод»


1.П.И. «Волк и Ягнёнок»


2.«Бурые медведи»


3.«Барсы в пещерах»

Январь

Мы исследователи-вода. Терек-река детства.

1.НОД

Познание

Уроки безопасности – тонкий лёд.


2.Экология

Терек- река детства(значение в природе и жизни человека. Горные реки и реки предгорий. Загрязнение рек.


3.Опыты с водой.

1.Чтение рассказы Дадо Терек ( гл.3)


2.Составление рассказов из личного опыта «Отдых у реки».


3.Наизусть

И. Гуржибекова

«Люблю тебя Владикавказ»


Экологическая игра «Следы зверей»


1.Рассматривание репродукций осетинских художников с изображением Терека.


1.Лепка «Кувшин для воды»


3.Рисование «Меж гор струиться бурный Терек».

1.П.И. «Водопад и ветер»


2.«Волк и ягнята»


Февраль

Мы солдаты.

1.Доблестные нарты-воины, защитники- нарты Батрадз,Сослан

Витруальная экскурсия по музею Туганова


2.Герои Осетии


3.Экология

Много леса не руби, мало леса- посади.

1.Беседа Воспитание мальчиков в осетинских семьях (см. метод.пособие М.Е. Бурнацевой)


2.Разучивание стихотворения К.Л. Хетагурова «Будь мужчиной»


3.Беседа по картине «Задалескинана»


4.Чтение «Сказка о молодом охотнике»

Чтение сказание о нартах.


Рассматривание альбома Боги – покровители осетин.


1.Рисование Декоративно прикладное искусство. Роспись пивной чаши» (осетинский орнамент)


2.Лепка «Пивная чаша» (с углубленным рельефом )


3.Пение «Наездник» муз. А.Кокойти


1.П.И. «Джигиты соревнуются »


2.«Вытолкни плечом»


Март

Весна. Мамин день.

1.Беседа: Женщина гор – рассказы о труде женщины в доме в давние времена

Виртуальные экскурсии по нац.музею Осетии


2.Шатана – сказание о нартах.

3. Знаменитые женщины Осетии

Задалейска Нана

4.Экология Первые цветы. Лекарственные травы и растения.

1.Разучивание пословиц и поговорок о маме.


2.Составление рассказов из личного опыта о маме и бабушке.


3.Разучивание К.Л. Хетагурова «Весна»


4.Беседа «Задалескинана»

1.Инсценировка «Мать –сирот»


2.Этикет осетин (беседа о правилах поведения при выпечке осетинских пирогов.)


3.С-р игра «Семья»


1.Рисование Декоративно прикладное искусство «Тарелка для пира»


2.Лепка «Кукла Залина»


3.Пение «Нанайысаучызг» Ю.Моргоева


4.«Зымаг фаендаераст» Сл Цагараева

Муз. Л. Цаллаговой.


1.П.И. «Лягушка »


2.«Ямочки»


3.«Слепой медведь»

Апрель

Земля наш общий дом

1.Беседа: Птицы нашего края. Животные Северной Осетии «День рождения Земли» Красная книга Осетии


2.Экология «Мы погибнем друг без друга» (блок 3 Мой край - моя святыня)

Квест-игра « животная цепочка»

1.Чтение осетинских сказок о природе


2.Инсценировка сказки «Серый волк»


3.Наизусть К.Л. Хетагуров «Трясогузка»

Цагараев «Страна где я живу»

4.Чтение Медведь и овод» Г. Агнаев.


1.Д.И. «Охотник-добыча»


2.Макет «Животные Северной Осетии»


3.Экологический праздник защитим нашу планету»


1.Лепка «Осетинское народное горное жилище»


2.Рисование «Сохраним природу чистой»


3.Пение «Сабитызараег»» Е. Воложанина

«А-ло-лай»»

Муз. Л. Цаллаговой.


1.П.И. «Лук и стрелы »


2.«Ямочки»


3.«Джигиты Осетии»

Май

Героическая страна


« День осетинского языка»

1.Война.

Герои Осетии.

Дети –герои ( см проект –презентация

« Маленькие герои Осетии» И.Бибаева на сайте нац.научной библиотеки


2.Владикавказ – город воинской славы.


3.Экология

Растения луга, лечебные травы.

1.Составление рассказов из личного опыта о своих родных, воевавших на войне.


2.Чтение «Кавказ в огне»


3.Чтение глав из книги «Рассказы дедушки Дадо о войне»


1.Проект с родителями «Фронтовик в моей семье»


2. Книга славы и почёта моей семьи.


3.Рассматривание альбома «Дети войны»


4.Экскурсия по местам боевой славы : Аллея Славы, Барбашово Поле.

Виртуальная экскурсия


1.Рисование «Праздничный салют»


2.Конструирование из бумаги объёмная «Танк Победы»

Слушание и пение -песни о войне.


Праздник « День осетинского языка»

1.Спортивное развлечение с участием пап и мальчиков «Джигиты вперёд»


2.П.И. «Слепой медведь» «Журавль»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Елена Александровна Булацева

Дата: 31.03.2022

Номер свидетельства: 603895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства