Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству. Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться). Патриотизм- это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научитьдобросовестно выполнять трудовые поручения, привить ему любовь к труду. Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим республику, страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству. Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы. Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни. В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи: обогащать знания детей о родном крае; воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края; учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении; воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей. В содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы: мой дом, моя улица, мой детский сад; город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.); наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области); Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов); знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д. В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем: экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений; рассматривание картин, книг и открыток о родном крае; походы в кинотеатры, театры, туристические походы, организация наблюдений за природой; просмотр слайдов; оформление альбома на заданную тему; праздники, концерты, вечера дружбы; изготовление атрибутов к этим праздникам; оформление в помещении детского сада интерьера жилища; фольклорные занятия; рассматривание изделий народного прикладного творчества; изготовление поделок на занятиях по ручному труду; художественная самостоятельная деятельность детей; беседы и разговоры с детьми. Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города (села), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили. В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города (села), с республикой (областью), чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города (села), родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров. Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности: история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал; история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.); здания города (села): начать следует с того, что в городе (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их создания, указать на их отличие от современных зданий; люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты); места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного города (села) – краеведческом, картинной галерее и др. Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее: рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.; рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий; язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить; рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию. Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития: обладает некоторыми культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории улицы, района и города (села), культуре; знает основные символы своего города (села), республики и государства; проявляет интерес и доброжелательно относится к проявлениям других, отличающихся от родной, культур. В основу ознакомления с родным краем, таким образом, закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением. С учетом новых современных технологий рекомендуется использовать в работе такие формы и технологии как: - Проектная деятельность- совместная работа детей, родителей и педагогов. -лепбук – создание интерактивной книги по теме родного края. Работа ведется с детьми, возможно привлечение родителей, создается долгий устойчивый интерес и глубокое погружение в тему. -квест-игра – игровые лабиринты, загадки, ребусы по различным темам плана Данную технологию можно вводить с младшего возраста. - виртуальные экскурсии по музеям ( на сайте национальных музеев есть ссылки, где можно посмотреть экскурсии по музею, посетить даже определенный зал- быт, оружие … - мобильное приложение ИронЧиныг- аудио сказки колыбельные осетинских авторов, которые читают артисты театра - проект–презентация Ирины Бибаевой «Маленькие герои Осетии» рассказывает о детях, совершивших подвиги в годы ВОВ. Данный проект можно посмотреть на сайте национальной научной библиотеки. - на сайте Министерства Культуры есть проект « Театр детям». Данный план составлен с учетом методических пособий и рекомендаций 1.М.Е Бурнацевой: - Использование национально-регионального компонента в художественно-эстетическом воспитании дошкольников ( лепка,рисование). - Использование национально-регионального компонента в познавательном развитии детей старшего возраста. 2. А.В Султанова,Л.А Бобылева ( программа по экологическому образованию дошкольников и методические рекомендации к проведению занятий « Мой край – моя святыня». 3.Н.Б Кутьина программа « Знакомство дошкольников с культурой Осетии». Примерный тематический план по теме: «Семья» в средней группе: 1.Я-человек, моё имя, моя фамилия. 2.Моя семья, имена членов семьи. 3.Я член своей семьи, рассказ о себе, о членах семьи с опорой на семейный альбом. 4.Работа моих родителей. 5.Мой день рождения. Примерный тематический план по теме: «Семья» в старшей группе 1.Наша дружная семья. 2.Семейные праздники, национальные костюмы, женские украшения. 3.У колыбели (ознакомление с народными сказками, колыбельными песнями « Мады хур «). 4.Дедушкины сказки (ознакомление с народными сказками). Примерный тематический план по теме: «Семья» в подготовительной к школе группе. 1.Быт семьи, гостеприимство, национальные блюда. 2.Труд в семьи по устройству быта и профессии моих родителей. 3.Мои родственники бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. 4.Мое древо семьи, связь имени с генеалогическим древом, в честь кого дано имя. Работа в этом направлении опирается на гармонию семейных отношений. Детям необходимо дать знания о том, что семейный очаг – светло и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. C помощью бесед, колыбельных песен, песен о старших детям прививается любовь к матери, бабушке, отцу, дедушке. Использование устного народного творчества в беседах с детьми помогает воспитать любовь и уважение к близким, сформировать у ребенка представление о себе как о представителе своего рода. В беседах, играх, особенно сюжетно-ролевой игре "Семья", происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и другим членам семьи. При составлении вместе с родителями генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, их занятиях. Проводятся экскурсии на место работы родителей, организуются совместные с взрослыми праздники, мероприятия и игры. Дети рассказывают о досуге семьи. Через народные сказки, легенды, пословицы и поговорки ребенок узнает героев эпоса. Совместно с родителями составляет альбомы «Мои имя и фамилия», «Члены моей семьи, их имена и профессии». Традиционно каждый месяц отмечаются дни рождения детей.( уместно познакомить детей с традициями – « Кœхц» На них обязательно приглашаются родственники родителей именинника, которые угощают детей национальными блюдами. |