kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Паспорт проекта для детей 4-5 лет "Конструкторское бюро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект знакомит детей с профессией инженера-конструктора и конструкторами разного вида: ЛЕГО, ТИКО и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта для детей 4-5 лет "Конструкторское бюро"»

Паспорт проекта для детей 4-5 лет «Конструкторское бюро»

Тема проекта: «Конструкторское бюро»

Если бы у Бога была профессия, то она

называлась бы «инженер-конструктор».

Актуальность: 

Мы живем в «век высоких технологий». На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами. Как показывает лучший отечественный и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практикоориентированное обучение, основанное на регулярном выполнении обучающимися технических проектов нарастающей сложности. Концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей. Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда её познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов восприятия, мышления, речи, внимания памяти, воображения. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны. Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности. Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.

Формирование конструктивной деятельности – важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет, прежде всего, уровень наглядно-действенного и наглядно – образного мышления.

Развитие конструирования находится в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой – способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль (особенно упражнения с разборными игрушками) в процессе формирования манипулятивной деятельности рук, развитии пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника. Совместная организованная деятельность конструированием не только способствует развитию сенсорно - перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулируют развитие воображения, а также способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способности к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречевление замысла, планирование последовательности действий, словесный отчет с анализом результата.

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отображаемый объект.

Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дошкольная педагогика и психология неразрывно связывает все виды конструктивной деятельности детей с игрой. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир.

Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

Проблема:  Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый  социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами. Поэтому был разработан проект «Конструкторское бюро».

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Duplo, ТИКО- конструкторов, пластмассовых конструкторов (разных размеров и видов) в образовательном пространстве группы.







Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.


Сроки реализации: краткосрочный 01.06.17 – 30.06.18

Участники проекта: педагоги детского сада; воспитанники с 4 до 5 лет; родители воспитанников.


Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования и развитие  конструктивных умений и способностей дошкольников.


Задачи

  • Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к человеку труда. - раскрыть значимость профессии инженера-конструктора;

- Воспитывать познавательный интерес детей к труду взрослых.

- Воспитывать навыки социально-коммуникативной компетентности детей.

- Формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

- Развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;

- Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других;

- Выработать аккуратность при работе с конструкторами;

- Сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.

  • Образовательные (обучающие):

- Формировать представление детей о профессии «инженера – конструктора»;

- Познакомить с разнообразными конструкторами;

- Формировать умение создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;

- Формировать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;

- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений;

- Формировать умения отражать полученные знания и впечатления в речи и продуктивных видах художественно-эстетической деятельности;

- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Формировать умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отображаемый объект.

- Стимулировать детскую активность через игры с различными видами конструкторов.

- Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывать в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

- Научить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;

- Видеть образ и соотносить его с деталями конструктора; научить использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности;

- Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.

  • Развивающие:

- Развивать поисково-познавательную деятельность; способности к наблюдению и моделированию с применением ИКТ;

- Развивать игровые, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

- Развивать воображение, речь, фантазию мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

- Развивать творческие способности детей через создание поделок из различных видов конструкторов; 

- Развивать умение – видеть проблему и намечать пути её решения.

- Закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения.




Предполагаемый результат

  1. Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способны решать элементарные интеллектуальные задачи, применять усвоенные знания и способы деятельности.

  2. У детей сформировано уважительное отношение к человеку труда - раскрыта значимость профессии инженера-конструктора;

  3. У детей развит интерес к моделированию, конструированию из различных видов конструкторов;

  4. У детей сформированы творческие способности познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки;

  5. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

  6. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

  7. Родители включены в образовательную деятельность.

Технологии, формы, методы, приёмы: Беседы, дидактические игры, метод трех вопросов, игровая деятельность, продуктивная деятельность, метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении; объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами ); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

поисковый – самостоятельное решение проблем; совместное мероприятие с родителями, презентация.


Проект «Конструкторское бюро»


Участники реализации

проекта:


Этапы проекта:

Деятельность воспитателей:

Деятельность специалистов (музыкальный руководитель):

Деятельность детей:

Деятельность родителей:

I этап: Подготовительный (Планирование)

Постановка целей и задач, направленных на развитие у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающему миру.

Изучение методической литературы и подбор необходимого информационного материала.

Составление плана работы

Подбор материала, игр, художественной литературы.

Подбор презентаций.

- разработка конспектов НОД, подбор иллюстраций, журналов, презентаций по теме, д/игры, эксперименты, чтение художественной литературы,

- РППС (развитие предметно -пространственной среды:

Подбор:

сюжетно-ролевая игра

- режиссерская игра

- театрализованная игра

- строительная игра

- игра с конструкторами

- творческая игра

-игра-экспериментирование

- пальчиковые игры

Подбор необходимого материала по теме проекта.

- разработка конспектов НОД, подбор

- театрализованная игра

- пальчиковые игры


Выявление уровня знаний детей о видах конструктора, названии деталей, способа их соединения, определение цели проекта и его мотивации, подбор участников и материала. Вхождение в проблему, возникновение у детей желания как можно больше узнать, решение проблемной ситуации.


Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность)



Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Просматривание интернет ресурсов, познавательных телепередач, беседы (с детьми дома)

II этап: Практический (реализация проекта)

Проведение НОД

«Профессия – инженер»,

«Все профессии важны, все профессии нужны, а инженер – конструктор лучше!»

«Красивый двор для ЛЕГО-человечков»

«Деревья»

«Какие бывают конструкторы»

«Путешествие по ЛЕГО стране»

Творческое рассказывание

«Как я буду играть конструктором»

- игры: речевые

«Подскажи словечко»,

«Учись сравнивать»,

«Какой, какая, какие»,

«Сказочные животные»,

«Послушай и сделай»;

«Отгадай загадки»;

«Назови правильно»;

«Укрась слово»;

«Объяснялки»;

дидактические

«Светофор»;

«Что сначала, что потом?»

«Угадай по описанию»,

«Мы - фантазеры»,

«Последний кирпичик»,

«Запомни - повтори»;

«Собери по схеме»;

«Найди такой же»;

«Волшебные огоньки»;

«Математическая бродилка»;

«Сортировка»;

«Чудесный мешочек»;

«Да – нет»;

коммуникативные -

«В несколько рук»,

«Я – домик»,

«Угадай, кто я»,

-решение проблемной ситуации:

«Сравни объекты»;

«Как построить дом»;

«Как соединить конструктор»;

- беседы:

«Правила работы с конструктором»;

«Такие разные конструкторы»;

«История ЛЕГО»;

«История ТИКО»;

просмотр презентаций

«История ЛЕГО»;

«Профессия Инженер-конструктор»;

- аппликация:

«Лего-башенка»;

«Цветы»;

- лепка:

«Улитка»,

«Цветы»,

-конструирование:

«Деревья»,

«Улица города»,

«Цветы»,

«Зоопарк»,

«Бассейн»,

«Башенки»,

«Светофор»,

«Машины»

- Чтение:

Стихи:

Стихи и загадки о ЛЕГО

Проза:

Сказки

«Три поросенка»,

«Красная шапочка»,

«Белоснежка и семь гномов»,

«Репка»

Рассматривание иллюстраций:

Построек их ЛЕГО-, ТИКО-конструкторов.


Разучивание песен:


Прослушивание музыкальных произведений:

Русские народные песни;

Детские песни

Музыкальные игры:

«Музыкальное приветствие»,

«ЛЕГОритм»

Танцевально-игровое творчество:

«Роботы»

Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность)

-игры:

подвижные –

«Кто быстрее»;

«ЛЕГО на голове»;

«Передай кирпичик»

ролевые

«Дом»,

«Магазин»,

«Лесные приключения»,

«Путешествие»,

«Зоопарк»;

«Шофер»;

хороводные

«Ходит Ваня»,

«Ищи»

настольные –

«Семья»;

«Мой дом»;

конструктивные:

«Полянка»;

«ЛЕГО»;

«Строим дом»

разрезные картинки:

пазлы различной тематики

части схем создания построек из ЛЕГО, ТИКО

- драматизации:

«Репка»

«Три поросенка»,

«Красная шапочка»,

«Белоснежка и семь гномов»,

С помощью конструктора ЛЕГО

- на прогулке:

Наблюдение за работой взрослых в огороде, на участке

- труд:

Посадка цветов на клумбы, прополка огорода и клумб,

Посадка капусты.

Поливаем цветы и грядки

- Исследовательская деятельность:

«Симметрия»;

«Сравни детали»;

«Что будет, если…»;




Консультации для родителей:

Информация в родительском уголке о проекте;

«Конструирование, Что это такое?»;

«Конструирование – вид деятельности по развитию инженерного мышления детей дошкольного возраста»;

«Развитие мышления у детей дошкольного возраста средством

конструирования «ТИКО»»;

«Конструктивные игры для детей 4-5 -го года жизни»; «Стихи о LEGO!» для детей и родителей

Памятка для родителей «Создание эффективной предметно – развивающей среды по лего-конструированию в домашних условиях»

«Игра в жизни ребѐнка»

Разучивание с детьми стихотворений о ЛЕГО

Индивидуальные беседы

«Успехи детей в общения с ЛЕГО конструктором»

- Папка-передвижка

«Волшебный мир игры»;

Шпаргалки для родителей

Строим по схеме;

Рисуем схемы сами.

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом по организации конструктивных игр.

Мастер-класс:

«Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

III этап: Заключительный (обобщение информации)

подведение итогов;

- драматизация:

«Репка»

«Три поросенка»,

«Красная шапочка»,

«Белоснежка и семь гномов»,

С помощью конструктора ЛЕГО

-создание альбома

«ЛЕГО-схемы»;

- презентации

«История ЛЕГО»;

«Профессия Инженер-конструктор»;

- выставка работ детей

«Вот как мы умеем»

- конкурс:

«Лучшая поделка из конструктора»

- фотовыставка:

«Вот как мы умеем!»- работа с ЛЕГО.

Оформление ЛЭПБУКа

ЛЕГО

- драматизация

«Репка»

«Три поросенка»,

«Красная шапочка»,

«Белоснежка и семь гномов»,

С помощью конструктора ЛЕГО

- развлечение

Семейная игротека «Конструктория».

«Праздник воды в стране здорового образа жизни».

- драматизация:

«Репка»

«Три поросенка»,

«Красная шапочка»,

«Белоснежка и семь гномов»,

С помощью конструктора ЛЕГО

-создание альбома

«ЛЕГО-схемы»;

- презентации

«История ЛЕГО»;

«Профессия Инженер-конструктор»;

- конкурс:

«Лучшая поделка из конструктора»

Оформление ЛЭПБУКа

ЛЕГО

- участие в создании альбома

«ЛЕГО-схемы»;

-участие в подготовке развлечения

Семейная игротека «Конструктория».

- участие в конкурсе:

«Лучшая поделка из конструктора»

- фотовыставка:

«Вот как мы умеем!- работа с ЛЕГО.

Оформление ЛЭПБУКа

ЛЕГО



Литература.

Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?», Волгоград, «Учитель», 2014г.

Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М. ИД «Цветной мир» 2017г.

Мельникова О.В. «Лего-конструирование», Волгоград, «Учитель», 2016г.

Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

Ушакова О.С. «Придумай слово» речевые игры, М. ТЦ «Сфера», 2016г.

Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду», М. ТЦ «Сфера», 2017г.

Филимонова О.Ю. «Развитие словаря дошкольника в играх», С.-П. Детство-Пресс, 2011г

Интернетресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Паспорт проекта для детей 4-5 лет "Конструкторское бюро"

Автор: Кузьмина Светлана Анатольевна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства