Паспорт проекта с детьми 4-5 лет "Маленькие исследователи"
Паспорт проекта с детьми 4-5 лет "Маленькие исследователи"
Новизна проекта заключается в создании лаборатории бутылок в образовательном пространстве группы, комплексное использование элементов ранее известных и современных методик экспериментирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта с детьми 4-5 лет "Маленькие исследователи"»
Паспорт проекта
Тема проекта: «Маленькие исследователи»
То, что я слышу – я забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет исследовательская деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, темой своего проекта я выбрала детское экспериментирование. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Это свидетельствует об активности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной еѐ разработанности в воспитательно-образовательном процессе. Данный проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Главное достоинство опытно-эксперементальной деятельности
заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализировать и обобщать. Необходимость давать ответы на вопросы и делать выводы стимулирует развитие речи. Проект так же учитывает современную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Проблема: Дети дошкольного возраста – маленькие исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Малыши ведут активный образ жизни, их деятельность разнообразна, и наша задача направить энергию детей в правильное русло. Чем разнообразнее деятельность детей, тем успешнее идет его развитие.
Психические свойства детей развиваются за счет получения нового опыта. В процессе экспериментирования дети устанавливают причинно-следственные связи между явлениями, у них появляется способность к обобщению важных отличительных черт предмета. Закаляются и волевые качества. Организация экспериментальной деятельности в педагогическом процессе дошкольных учреждений возможна, целесообразна и эффективна для развития самостоятельности и познавательной активности детей. Поэтому был разработан проект «Маленькие исследователи».
Новизна проекта заключается в создании лаборатории бутылок в образовательном пространстве группы, комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Цель: Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности, умение самостоятельно использовать исследовательские способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
Задачи
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к человеку труда. - раскрыть значимость профессии химика-лаборанта;
- Воспитывать познавательный интерес детей к труду взрослых.
- Воспитывать навыки социально-коммуникативной компетентности детей.
- Формировать интерес к экспериментированию;
- Развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
* Наблюдения за объектами неживой природы;
* Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом;
* Простейшие опыты с объектами неживой природы;
- Сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные (обучающие):
- Формировать представление детей о профессии «химика-лаборанта»;
- Познакомить с разнообразными свойствами воды, воздуха, песка, глины, камней, почвы и др.;
- Формировать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений;
- Формировать умения отражать полученные знания и впечатления в речи и продуктивных видах художественно-эстетической деятельности;
- Стимулировать детскую активность через опытно-экспериментальную деятельность.
- Научить делать выводы в процессе экспериментирования с различными материалами.
- Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, делать выводы;
- Развивать умение – видеть проблему и намечать пути её решения.
Предполагаемый результат
Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способны решать элементарные интеллектуальные задачи, применять усвоенные знания и способы деятельности.
У детей сформировано уважительное отношение к человеку труда - раскрыта значимость профессии химика-лаборанта;
У детей развит интерес к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами.;
У детей сформированы творческие способности познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки;
Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
Родители включены в образовательную деятельность.
Технологии, формы, методы, приёмы: Беседы, дидактические игры, метод трех вопросов, игровая деятельность, продуктивная деятельность, метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении; объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами ); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности; частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый – самостоятельное решение проблем; совместное мероприятие с родителями, презентация.
Проект «Маленькие исследователи»
Участники реализации
проекта:
Этапы проекта:
Деятельность воспитателей:
Деятельность специалистов (музыкальный руководитель):
Деятельность детей:
Деятельность родителей:
I этап: Подготовительный (Планирование)
Постановка целей и задач, направленных на развитие у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающему миру.
Изучение методической литературы и подбор необходимого информационного материала.
Составление плана работы
Подбор материала, игр, опытов, экспериментов, художественной литературы.
Подбор презентаций.
- разработка конспектов НОД, подбор иллюстраций, д/игры, эксперименты, чтение художественной литературы,
Выявление уровня знаний детей о свойствах материалов, определение цели проекта и его мотивации, подбор участников и материала. Вхождение в проблему, возникновение у детей желания как можно больше узнать, решение проблемной ситуации.
Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность)
Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, повысить интерес родителей к разным видам экспериментирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Просматривание интернет ресурсов, познавательных телепередач, беседы (с детьми дома)
II этап: Практический (реализация проекта)
Проведение НОД
«Профессия химик-лаборант»,
«Экскурсия в детскую лабораторию»,
«Юные химики»;
«Экскурсия в лабораторию»
Творческое рассказывание
«Что произойдет, когда смешаем…»;
«Как мы проводили опыты с водой»;
- игры: речевые
«Подскажи словечко»,
«Учись сравнивать»,
«Какой, какая, какие»,
«Послушай и сделай»;
«Отгадай загадки»;
«Назови правильно»;
«Объяснялки»;
дидактические –
«Светофор»;
«Что сначала, что потом?»
«Угадай по описанию»,
«Запомни - повтори»;
«Найди такой же»;
«Чудесный мешочек»;
«Узнай на ощупь»;
коммуникативные -
«В несколько рук»,
«Я – домик»,
«Угадай, кто я»,
-решение проблемной ситуации:
«Сода»;
«Что растворяется в воде»;
«Легкие ли песчинки?»;
«Может ли камешек плавать?»;
«Что плавает в воде?»;
«Тонет – не тонет»;
- беседы:
«Правила работы в лаборатории»;
«Удивительное рядом»;
«История профессии лаборанта»;
«Составляем алгоритм эксперимента»
просмотр презентаций
«Профессия химик-лаборант»;
- аппликация:
«Цветы»;
«Ягодка»;
- лепка:
«Гусеничка»,
- рисование:
«Вулкан»,
«Море в молоке»,
«Солнечный денёк»
-конструирование:
«Кораблик»,
«Веер»,
«Ветрячки»,
- Чтение:
Стихи:
Стихи и загадки о явлениях в природе.
Проза:
Драгунский «Веселые рассказы»
«Сказка про капельку»
Рассматривание иллюстраций:
Химическая лаборатория
Разучивание песен:
Прослушивание музыкальных произведений:
Детские песни
Музыкальные игры:
«Музыкальное приветствие»,
Танцевально-игровое творчество:
Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность)
-игры:
подвижные –
«Кто быстрее»;
«Попади в обруч самолетиком»;
«Передай кирпичик»
ролевые –
«Мы фокусники»,
«Магазин»,
«Лаборатория»,
«Шофер»;
хороводные –
«Ходит Ваня»,
«Ищи»
настольные –
«Из чего мы сделаны»;
«Полезные продукты»;
конструктивные:
«ТИКО»;
«ЛЕГО»;
«Магнитный конструктор»
разрезные картинки:
пазлы различной тематики
- драматизации:
По желанию детей
- на прогулке:
Наблюдение за работой взрослых в огороде, на участке
- труд:
Прополка огорода и клумб,
Поливаем цветы и грядки
- Исследовательская деятельность:
«Лаборатория бутылок»
«Масло и вода»;
«Смотри внимательно»;
«Песочные часы»;
«Бутылка электрическая»;
«Мутная бутылка»;
«Морская бутылка» и др.
Консультациидля родителей:
Информация в родительском уголке о проекте;
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Памятка для родителей «Создание эффективной предметно – развивающей среды по экспериментированию в домашних условиях»
Индивидуальные беседы
«Создаем лабораторию бутылок»
- Папка-передвижка
«Волшебный мир экспериментов»;
Шпаргалки для родителей
Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом по организации экспериментально-опытнической деятельности с детьми.
III этап: Заключительный (обобщение информации)
подведение итогов;
-создание альбома
«Мы экспериментируем»;
- презентации
«Профессия химик-лаборант»;
- выставка
«Лаборатория бутылок»
- Драматизация
«Сказка про капельку»
- фотовыставка:
«Наша лаборатория»
- развлечение
«Мы - экспериментаторы».
-создание альбома
«Мы экспериментируем»;
- презентации
«Профессия химик-лаборант»;
- Драматизация
«Сказка про капельку»
- участие в создании альбома
«Мы экспериментируем»;
-участие в подготовке развлечения
«Мы - экспериментаторы».-
- фотовыставка:
«Наша лаборатория»
Литература.
Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с
Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?», Волгоград, «Учитель», 2014г.
Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008г.
Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
Ушакова О.С. «Придумай слово» речевые игры, М. ТЦ «Сфера», 2016г.
Филимонова О.Ю. «Развитие словаря дошкольника в играх», С.-П. Детство-Пресс, 2011г
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.