Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе; беседы о временах года; рассматривание иллюстраций с изображением времен года; чтение стихотворений, рассказов о временах года; прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; дидактические игры «Что когда бывает», «Доскажи словечко», «Оденем детей на прогулку» и т.д.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Материалы и оборудование: Кварцевый песок; стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой; камера; проектор; мультимедийный экран; музыка «Времена года», спокойная мелодия; 4 фона картин времен года и элементы картины (признаки времен года); 4 мольберта; емкости с песком; 4 предмета, символизирующие времена года; магнитная доска; картинки о правилах обращения с песком; таз с водой, полотенце; подарки детям (бананы).
Ход мероприятия.
Вступительная часть.
(Звучит спокойная музыка)
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, какое настроение у вас?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение? Надо улыбнуться друг другу. Посмотрите, вокруг стало светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях очень любознательный гость. У него к нам много есть вопросов.
Появляется гость. Здоровается с детьми.
Гость: здравствуйте, ребята. Меня зовут Бибабо. Я живу в далекой Африке, где всегда жаркое солнце. А вот у вас я не могу понять, что происходит в природе: то жарко и все вокруг цветет, то становится холодно и все вокруг начинает желтеть, то вообще с неба сыпет белый пух и от холода хочется куда – нибудь спрятаться, а потом опять начинает становится тепло, на деревьях появляются листочки, прилетают птицы. Что это такое, ребята?
Воспитатель: Ребята, о чем это нас спрашивает Бибабо?
Дети: это времена года.
Воспитатель: А скажите, как называются эти времена года?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: всё правильно! Вы молодцы. А давайте расскажем Бибабо о каждом времени года и об их приметах?
Дети: Давайте.
Воспитатель: тогда я вам предлагаю отправиться в творческую мастерскую. Где мы сможем не только рассказать, но и показать Бибабо все, что знаем о временах года.
Воспитатель: а ты, Бибабо, отправляйся вместе с нами, участвуй во всем, смотри и запоминай.
Сначала, я вас приглашаю в студию под названием живопись аппликацией. Здесь мы будем создавать с вами галерею картин под названием «Времена года». А кто, над какой именно картиной будет работать, мы сейчас и определим.
Посмотрите, перед вами стоят емкости с песком. В них кое-что спрятано. Вам нужно отыскать в песке тайный предмет и, не вытаскивая его из песка, определить - что это такое?
Дети и гость угадывают предмет, воспитатель спрашивает, к какому времени года он относится.
Игра «Угадай, что спрятано»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте, перед тем как перейдем к работе с картинами, закрепим наши знания о временах года.
Пальчиковая гимнастика «Времена года».
В году четыре времени (Показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (Ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (Обхватывают 4 пальца левой руки).
Все знать должны! (Указательный палец приставить ко лбу .
А после осени опять зима год будет продолжать. (Ходьба на месте).
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам составить картинную галерею под названием «Времена года».
Воспитатель: посмотрите, перед вами стоят фоны будущих ваших картин. А на столе лежат главные элементы для этих картин, это признаки всех времен года, которые вы должны будете выбрать каждый для своего времени года и приклеить на фон. Все понятно? Приступаем.
Звучит музыка о временах года. Дети выполняют задание и гость вместе с ними
Живопись аппликацией «Времена года».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, Бибабо послушай рассказ о каждой картине. Ребята, а вам в помощь предлагаю схему – подсказка для рассказывания.
Дети садятся на ковер. По очереди выходят и рассказывают о времени года по мнемотаблице.
Рассказы детей по картине.
Зима. Зима – это самое холодное время года.Зимой выпадает снег, который покрывает деревья, дорожки, крыши домов. На реках вода замерзает и превращается в лед. Люди надевают теплую одежду: теплые шапки, шарфы, варежки, , потому что на улице становится очень холодно. В парке, возле домов можно увидеть много зимующих птиц: синиц, снегирей, воробьев. Для них люди делают кормушки, в которые насыпают корм. Любимые игры детей зимой – это катание на санках, на коньках и лыжах.
Весна. После зимы наступает весна! Ярко светит солнышко. Тает снег, а на реке лёд, звенит капель. На деревьях набухают почки и потом из них появляются молодые листочки. В лесу расцветают первые весенние цветы - подснежники. Просыпаются насекомые и некоторые животные. С наступлением весны, возвращаются перелётные птицы – скворцы, грачи, аисты и другие птицы. Люди развешивают на деревьях скворечники. Любимое занятие мальчиков и девочек – пускать кораблики в ручьях.
Лето. Лето наступает за весной. Солнышко сильно пригревает и радует нас с вами своим теплом. Летом можно купаться, загорать, кататься на велосипеде. С приходом лета, распускаются красивые цветы, повсюду растут грибы и ягоды. На деревьях созревают фрукты, а на огороде – овощи. Кругом летают красивые бабочки, насекомые, птицы.
Осень. На смену весёлому, тёплому лету, приходит холодная, ветреная и дождливая осень. Листья на деревьях, кустарниках начинают желтеть, а потом опадать. Часто налетают холодные ветра, идут дожди. Люди надевают теплую одежду, резиновые сапоги и берут с собой зонты. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Исчезают бабочки, жуки. Осенью у людей много работы: надо собирать урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: Ну что, Бибабо, ты теперь понял, что за чудеса у нас происходят в природе?
Гость: Да. Спасибо вам, ребята. Теперь я все понял, многое узнал и главное – постарался запомнить. А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и потанцевать со мной под мою любимую песню «Чунга - чанга»
Физминутка «Чунга - чанга»
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в студию живопись песком нашей творческой мастерской, где мы покажем Бибабо сказку, в которой встречаются лето, осень, зима и весна.
Но сначала, давайте вспомним правила поведения в песочной студии.
Ребенок 1: здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Ребенок 2: можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Ребенок 3: никого не обижать,
Ничего не разорять!
Ребенок 4: Песок – мирная страна…
Каждому из нас дана!
Дети называют правило, а на мультимедийном экране появляется соответствующая картинка
Воспитатель: Молодцы! Правила помните! В этой студии любят, когда у детей чистые руки. Поиграл с песком – помой руки и покажи чистые ладони.
Воспитатель: ну, а теперь Бибабо посмотри сказку, которая называется «Приключение доброй гусеницы».
Показ сказки
Однажды летним утром на свет появилась маленькая гусеница. Она с большим любопытством и восхищением смотрела на красоту природы, которая ее окружала.
Гусенице было интересно смотреть на то, как легко и воздушно по небу плыли белые облака; как ярко светило солнышко и согревало своим теплом все вокруг; как летали красивые бабочки и много разных птиц, а от ярких разноцветных цветов нельзя было оторвать взгляд.
Но все это недолго радовало маленькую гусеницу. Наступила осень. Все вокруг стало желтеть. И она узнала, что такое ветер, дождь, молния, холод. И чтобы не замерзнуть, гусеница решила спрятаться в землю.
Уползая подальше от непогоды, гусеница увидела семечко, которое одиноко замерзало. И она решила ему помочь, забрав с собой. Спрятавшись от непогоды далеко в землю, гусеница уснула.
А в это время в природе произошли новые изменения. Стало еще холоднее, пошел снег, кружилась вьюга, наметая большие сугробы: это пришла зима. За зимой наступила весна. Начал таять снег, становилось теплее. Природа стала оживать, животные и насекомые стали просыпаться. Гусеница тоже проснулась и увидела, что она подросла, у нее появились маленькие прозрачные крылышки, а из семечка появился росток, который уходил вверх. Ей очень захотелось посмотреть, что же выросло из семечка. И как только гусеница выползла из земли, вдруг взлетела вверх и увидела красивый цветок. И тут она поняла, что превратилась в бабочку, а семечко – в цветок, который стал ее лучшим другом.
Воспитатель: Бибабо, наша сказка и картинная галерея с рассказом помогли тебе понять, что же происходит у нас в природе?
Гость: Ребята, спасибо вам за помощь. Теперь я знаю, что за чудеса у вас происходят в природе. И попробую запомнить все времена года. Мне очень понравилось побывать в вашей творческой мастерской.
Заключительная часть.
Воспитатель: потрудились вы, ребята, сегодня от души. А вам понравилось в творческой мастерской? О чем мы рассказывали Бибабо? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Гость: за вашу помощь, ребята, хочу подарить наши любимые африканские фрукты, бананы. Надеюсь, что мы с вами еще увидимся.
Воспитатель: пришло время возвращаться в группу. Говорим всем: «До свидания».