Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.
Материалы:
Плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, бумаги (разделенный на 2 полосы, круги синего и зеленого цвета, геометрические фигуры.
Словарная работа:
Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».
Предварительная работа:
Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».
Приветствие: В широкий круг вижу я
В стали все мои друзья,
А теперь пойдём на право а потом на лево.
Центре собрались и друг другу улыбнись.
Ход занятия: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?
Ответы детей: пароход, корабль, лодка.
- Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.
- Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).
- И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат «Водоемы»).
- Ребята, как вы думаете, что это за водоем?
Ответы детей: река, пруд, озеро.
- Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!
- Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.
- Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.
Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др., лягушки, , утка, кувшинки, лилии и др.
- Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.
Ответы детей: рыбы, рак, водоросли и др.
- А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».
Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира).
- Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть.
Игра называется «Что мы знаем о рыбах».
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
- Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)
- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)
- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)
- Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)
- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
- А сейчас немножко давайте отдохнем.
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
- Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».
Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне лежит один плоский блин. (Камбала)
- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
- Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самое большие рыбы.
- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.
Дальше педагог показывает картинки, а дети определяют морская или пресноводная рыба и выставляют круги (строят домики).
- Молодцы, дом для рыбок построили.
- ребята, последнее задание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. У нас на столах лежат геометрические фигуры из них мы свами построим рыбку. Из каких частей тела состоит наша рыбка (тело, хвост, плавники,)
- А теперь давайте посмотрим, как вы собрали модель рыбы.
-Какого цвета рыбка в форме треугольника?
-Из какой фигуры у вас хвосты?
Итог занятия:
- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)
- Ответьте на самый главный вопрос:
«Кто такие рыбы?»(животные)
- Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы.