Демонстрационный материал: доска, плакат «Родина - мать зовёт», стенды с фотографиями, письма, газеты, ордена и медали, вещи и обмундирование солдат, репродуктор, макет костра, пилотки, вещмешок, котелок, ложка, кружка, фляжка, портянки.
Раздаточный материал: счётные палочки, фломастеры, схемы лабиринтов. Музыкальный материал:
- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля
- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача
- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.
Ход экскурсии:
В: -Дети, мы находимся в главном выставочном зале городского музея воинской славы. Нас окружает множество интересных и уникальных экспонатов, которые помогут прикоснуться к героическим страницам истории нашего народа! Совсем скоро, все россияне будут праздновать всенародный праздник 9 Мая - День Победы.
- Что вы знаете об этом празднике?
Д: Все ходят на парад, люди несут цветы на холм славы, поздравляют друг друга.
В: В этот день 75лет назад закончилась самая страшная и кровопролитная война. Мы вспоминаем всех солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом помогал приближать победу в тылу.
В: -Кто знает, когда началась Великая Отечественная война?
Д: Война началась летом -22 июня.
В: -Как люди, узнали о том, что началась война?
Д: Услышали по радио, друг от друга…
В: Люди того времени из репродуктора (показываю его) услышали о начале войны. 22 июня 1941 года, это был выходной день, в 4 часа утра, когда ещё все спали, фашистская Германия напала на нашу страну словно воры, словно разбойники и начала сбрасывать бомбы с самолётов на нашу территорию. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами.
В: Послушаем стихотворение «Быль» С. Михалкова в исполнении Артёма
«Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких-
Против всех людей советских,
Это значит-против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
А упорных и восставших, на колени не упавших,
Истребить до одного!»
В: -Сколько длилась Великая Отечественная война?
Д:-4 года, 5 лет…
В: Война шла долгих четыре года. Нелёгким был путь к победе. Но даже в самые тяжёлые дни, наши солдаты твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
В:-Как вы думаете, чем были заняты мирные жители?
Д: Работали на заводах, делали оружие.
В: Все кто не воевал на фронте помогали, чем могли: сеяли и убирали хлеб, шили для военных одежду. На заводах изготавливали снаряды и оружие.
В: Назовите оружие, представленное в музее.
Д: Автомат, граната, снаряды, пулемёт.
В: - В нашем городе велись боевые действия?
Д:Нет, не велись.
В: Верно в нашем городе не было боев, но жители: старики, женщины и даже дети приближали победу своей работой, ведь мужчины ушли на фронт.
Из наших земляков была сформирована 354 Стрелковая дивизия, которая помогла сдержать натиск фашистов и не дала захватить город Ленинград. Возможно кто-то из Ваших прадедов, воевал в составе этой дивизии. Мы их чтим и гордимся ими! В нашем городе именем 354 Стрелковой дивизии названа школа №14 г. и №49 г. Пензы, а также в городах имеются улицы с этим названием.
(Дети переходят к следующему экспонату)
В: Обратите внимание, под стеклом находятся предметы- настоящие, подлинные. Перечислите их.
Д: Каски, письма, старые газеты, фотографии.
В: Всё это- личные вещи фронтовиков.
В: -Как вы думаете, как они попали сюда?
Д: Их кто -то принёс.
В: Вещи попадают в музей по-разному: ветераны их сдают, приносят родственники, а некоторые предметы нашли поисковики, в результате археологических раскопок мест военных снаряжений.
Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.
- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат? Солдаты были, продолжайте…
Д: Смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными. В: Много героических поступков совершили наши воины.
В: Самым смелым и отважным людям, защищавшим нашу страну от врагов, вручались награды – ордена и медали. Вот главная награда-звезда, потому что звезда-символ нашей Армии. Я предлагаю выложить звезду из палочек на открытку, соединяя детали пластилином (дети выкладывают звёзды из палочек).
В:-Варя, сколько тебе понадобилось палочек, чтобы сложить звезду?
Д: 10 палочек.
В:-Маша, что есть у звезды?
Д:вершины, углы
В:-Танюша, сколько острых углов у твоей звезды?
Д:5острых углов
В:-Макар, сколько вершин у звезды?
Д:5 вершин
В:-Сергей, сколько сторон у звезды?
Д:10 сторон.
В: -Дети, сколько и какие геометрические фигуры получились?
Д: получилось 5 треугольников и один многоугольник.
В: У нас получились замечательные заготовки поздравительных открыток для ветеранов. (воспитатель обращает внимание на плакат)
В: Дети, посмотрите, что это?
Д: рисунок, картина, плакат.
В: Это плакат «Родина-мать»
В: - Кого Вы здесь видите?
Д: Женщину
В: Вглядитесь в её лицо, какое оно?
Д: Решительное, тревожное, строгое.
В: Художник изобразил в образе этой женщине Родину-мать, призывающую всех восстать против фашистских захватчиков и встать как один на защиту своего Отечества.(Звучит фонограмма песни «Священная война»)
В: Жители городов и деревень одевали военную форму, получали боевое оружие, собирали вещмешок и под эту песню уходили на фронт.
В: -Как Вы думаете, что было у солдата в вещмешке?
Д: Еда, посуда, тёплые вещи.
В Из предложенных вещей предлагаю вам собрать вещмешок фронтовику.
В: Игра «Собери вещмешок»
(Переходим к следующему экспонату)
В: Перед вами макет. Что вы на нём видите?
(Рассматривание макета).
Д: Окоп, блиндаж, танки, солдат.
В:- Для чего нужны окопы?
Вести бой, прятаться от врага.
В: Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.
В: А это сооружение называется блиндаж. А для чего он был нужен?
Д: Прятаться от стрельбы, чтобы с воздуха не было видно солдат.
В: - Правильно, чтобы укрываться от огня противника. Блиндаж служил для отдыха солдатам, там оказывали первую помощь раненым, а также связисты передавали сведения в штаб.
В: В редкие минуты тишины солдаты собирались у костра, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким. Мы сейчас представим себя солдатами, наденем солдатские пилотки, посидим у костра.
В: - А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта?
Д: Письма из дома
В: Солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матери, дети. Невозможно передать, как ждали эти треугольники жены и матери солдат.
(Рассматривание и чтение солдатского письма.)
В: «Здравствуйте, моя милая Маша, любимые мои детки Паша, Шура и Верочка! Пишет Вам, Ваш муж и папка, а ещё русский солдат Яков Михайлович Иванов. Я жив и здоров, чего и Вам желаю. Всё время думаю о Вас, как Вы там без меня? Выкопали ли Вы картошку? Как учится Павлик? Помни, сынок, ты в семье- главный, во всём слушайся мамку. Писать заканчиваю. Передавайте всем привет, кого я знаю, и кто помнит меня. За меня не беспокойтесь. Знайте, что мы будем гнать германца до самого его логова. Жду от Вас весточки из дома. Ваш муж и отец»
В: Вот такие короткие и небольшие, но очень дорогие письма с фронта ждала каждая семья.
В: А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.
Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить
(Слушание песни «В землянке)».
В: -Дети, назовите рода войск, какие вы знаете? (Перечисляют)
Игра «Военная наука»
В-Что делает лётчик?
Д: держит штурвал, управляет самолётом, наводит цель
В-Пограничник?
Д: Охраняет границу, смотрит в бинокль, общается по рации
В:-Капитан военного судна?
Д: Стоит на капитанском мостике, отдаёт команды, наблюдает в бинокль
В:-Танкист?
Д: Управляет танком, смотрит в прицел, переключает рычаги и т. д.
В-Как вы думаете, от чего зависело быстрое и правильное выполнение задания?
Д:От смелости, находчивости, любви к Родине.
Игра: «Боевая задача»
В: Нам нужно разделиться на две команды: на лётчиков и танкистов.
Командование поставило задачу для лётчиков: посадить самолёты на безопасную местность; танкистам: прочесать местность и доложить командованию о выполнении боевого задания.
(Распутывают лабиринты).
В: С заданием справились. Нужно без промедления телеграфировать в штаб полка об успешном выполнении задания.
(Отстукиваю ритм хлопками в ладоши, а дети постукивают карандашом по схеме
__ - - - __ - - - __ - - -2 раза).
В: Как Вы думаете, что это за здание?( показываю фотографию 1 гимназии)
Д: 1гимназия
В нашем городе в этом здании находился военный госпиталь.
-Что такое госпиталь?
Д:Это больница для раненых солдат
В: -Кто оказывал помощь раненым?
Д: медсёстры, врачи.
В: -Вместе с медсестрами ухаживали за ранеными и дети: кормили, поправляли постель, приносили воду, убирали помещения, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали.
В: Я предлагаю Вам тоже устроить небольшой концерт.
(Дети читают стихи, исполняют песню «Смуглянка»)
В: Сегодня вы много узнали о жизни нашего народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку-символ победы, с которыми, будем праздновать победу нашего народа и поздравлять ветеранов.