ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (Тестопластика)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (Тестопластика)
Большое место в работе с детьми в ДОУ занимает художественная деятельность, так как по всей специфики она творческая, следовательно - развивающая. Тестопластика это искуство создавать объёмные, рельефные поделки из теста, которые в дальнейшем применяется в обыгрывании в настольных театрализованных играх.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (Тестопластика)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД№17 «ЛАДУШКИ»
Принято педсоветом №1 УТВЕРЖДАЮ
от 31 .08.2015г. ЗаведующийМАДОУ ДС №17
протокол № 1 __________Я.В.Полятыкина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
– ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Умелые ручки»
Составитель: воспитатель
первой квалификационной категории
Гольцова Е.Н.
Нижневартовск,2015
Содержание
№ п/п
Наименование раздела
Страницы
1.
Паспорт программы
Стр.3
2
Пояснительная записка
Стр.3
3
Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
Стр.4
4
Цели и задачи Программы
Стр.5
5
Планируемые результаты
Стр.5
6
Объем образовательной нагрузки
Стр.6
7
Содержание работы по реализации программы «Умелые ручки»
Стр.6
8
Организационно-педагогические условия
Стр.10
8.1
Учебный план
Стр.10
8.2
Расписание занятий
Стр.10
8.3
Календарный учебный график
Стр.10
8.4
Программно – методическое обеспечение
Стр 11
8.5
Материально-техническое обеспечение
Стр.11
9.
Педагогическая диагностика уровня развития детей
Стр.11
10
Список литературы
Стр.15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Образовательная программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Умелые ручки»
Основание для разработки
ФЗ «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
Устав дошкольного образовательного учреждения
Заказчик программы
Администрация МАДОУ ДС № 17 «Ладушки», родители МАДОУ г. Нижневартовск ДС № 17 «Ладушки»
Организация исполнитель программы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №17 «Ладушки»»
Целевая группа
27 детей – шестого года жизни
Составитель программы
Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовск ДС № 17 «Ладушки» первой квалификационной категории Гольцова Е.Н.
Срок реализации программы
1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Большое место в работе с детьми в ДОУ занимает художественная деятельность т.к. по всей специфике она творческая, следовательно – развивающая. Проявление творчества всегда индивидуальны! Творческая деятельность особо значима в целостном личностном развитии ребенка. В процессе творческого развития совершенствуются образное восприятие, мышление, аналитические способности, зрительная память, воображение, ручная умелость, познавательные способности на уровне потребностей. Формируются также личные качества, как самостоятельность (исполнительская и творческая), активность (интеллектуальная, практическая, эмоциональная, эстетическая), инициатива (продуктивно-творческая, индивидуально-личностная), развитие мелкой моторики, важные для успешной готовности к учебной деятельности и адаптации ребенка к школе.
В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука, вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки», создана на основе парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А, а также методических пособий Н.Б.Халезовой «Лепка в детском саду» и Лыковой И.А. «Лепимсмамой», Синеглазовой М.О. «Удивительное солёное тесто», Чаяновой Г.«Солёное тесто для начинающих».Основное направление программы-формированиеэстетическогоотношенияихудожественно-творческих способностей детей в лепке (тестопластике). Программа «Умелые ручки» реализуется на базе МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» для детей с нарушениями зрения.
Разработанная программа « Умелые ручки» на доступном детям уровне знакомит детей с историй лепки из соленого теста, соленым тестом и технологией его приготовления.
Занятия тестопластикой вводят детей в ситуацию, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению их активного и пассивно словаря, развивает зрительно-двигательную координацию, произвольное внимание, зрительную память, мелкую моторику рук детей, что способствует решению подготовки детей к письму.
Занятия носят преимущественно комбинированный, интегрированный с различными видами деятельности характер, проводятся в занимательной игровой форме в течении всего учебного года. В каждое занятие включает упражнения «для пальчиков», зрительную гимнастику в той или иной форме
На занятиях по лепке включаются задания, направленные на развитие координации движений, пространственных представлений, развитие зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Часть времени отводится на выполнение упражнений и игр с тестом, а также на другие виды деятельности, (аппликация, рисование), в зависимости от цели занятия
Игры и упражнения подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия, развитие зрительно- моторной координации.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ в детском саду, составления альбома лучших работ, участия в конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня, презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам), творческого отчета руководителя кружка на педсовете.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 25 минут, фронтально. Программа рассчитана на 1 год.
2.ВОЗРАСТНЫЕИИНДИВИДУАЛЬНЫЕОСОБЕННОСТИДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время вопросам воспитания и обучения детей уделяется значительное внимание, что обусловлено тенденцией роста количества таких детей.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
3.Цели и задачи Программы
ЦЕЛЬ: Развитие художественных и творческих способностей воспитанников посредством использования нетрадиционной техники лепки (тестопластики).
ЗАДАЧИ:
1.Ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста;
Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
3.Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
4.Планируемые результаты
К концу года ребенок должен уметь:
лепить предметы разной формы, применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами.
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут с детьми старшего дошкольного возраста в кабинете дошкольного учреждения. Группа включает 27 детей. Форма обучения – очная. Срок реализации программы 1 год.
6.Содержание работы по реализации программы
Календарно- тематическое планирование работы с детьми
№ занятия
Цель
Формы работы
Сентябрь
Занятие
№ 1,2
Диагностика
Мониторинг. Выявить знания и умения детей работать с тестом.
Наблюдения, опрос, лепка.
Занятие
№ 3,4
“Плюшки - завитушки”
Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Рассказ воспитателя и составление рассказа по сюжетной картинке детьми, отгадывание загадок, дидактическая игра, лепка, физкультминутка.
Январь
Занятие
№ 1
Диагностика
Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.
Наблюдения, опрос, лепка.
Занятие
№ 2,3
“Снежинка”
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежей посредством включения в их оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Мониторинг. Выявить знания и умения детей в работе с соленым тестом.
Наблюдения, опрос, лепка.
Итого
36 занятий
Итоговое занятие. Выставка детских работ
Формы и методы работы.
Занятия проводятся с группой детей - 30 человек.
Методы обучения:
Словесные методы – объяснение, образное слово, поощрение, анализ результатов.
Наглядные методы – игрушки, поделки, картинки.
Практические методы - пальчиковые игры, упражнения на закрепления того или иного приема, используемого на занятии.
Приемы:
Скатывание шариков (с использования этого приема начинается
Любая работа): кусок солёного теста помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;
Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;
Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;
Прощипывание или вытягивание: защипнуть тесто между двух или трех пальцев и слегка потянуть;
Вытягивание отдельных частей из целого куска: большими указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить за уженную конусообразную форму);
Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы; Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения водой; Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;
Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;
Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т.д.;
Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из теста.
7.Организационно-педагогические условия
7.1 Учебный план
Наименование программы
Количество в неделю
занятий/часов
Количество занятий в месяц/часов
Количество в год
занятий
«Умелые ручки»
Художественно – эстетической направленности
1/25
4/100
36
Расписание занятий
Наименование программы
День недели
Время проведения
«Умелые ручки»
Художественно – эстетической направленности
Вторник
15.40 – 16.05
7.3 Календарный учебный график
Месяц
Вид деятельности
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
В год
Основные способы лепки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Лепка простых форм
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Основы цветоведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Елочные игрушки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Цветы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Основы композиции
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Панно
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Домашние животные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Итого:
8
8
8
8
8
8
8
8
8
72
Программно - методическое обеспечение
№ п/п
Наименование программы
Программное обеспечение
«Умелые ручки»
Художественно – эстетической направленности
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет«Цветные ладошки», под редакцией И.А.Лыковой ,ИД Цветной мир, 2011 г.
7.5 Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации Программы занятия проводятся в изостудии, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН2.4.1.3049-13от15.05.2013№26 и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее–ФГОСДО).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства изостудии,материалов,оборудованияразвитиядетейстаршегодошкольного возраста,охраныиукрепленияихздоровья,учетаособенностейикоррекции недостатков развития.
Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.
Для художественно-творческой деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в кружковой работе.
Дополнительное оборудование:
Бисер и бусины (служат для украшения, декорирования);
Набор насадок для кондитерского шприца;
Маленькая скалка из детского набора для лепки;
Набор фигурок и вырезок (можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки);
Проволока (нужная вещь для изготовления каркаса изделия);
Ложки;
Шпажки для канапе;
Колесико для дерево да выкроек (наносит очень красивые пунктирные насечки);
Природный материли др. материалы.
8. Педагогическая диагностика
При проведении мониторинга используем методики определения уровня развития мелкой моторики автор Лыкова И.А..
Мониторинг организуется 2 раза в год.
Наблюдение педагога с целью выявления уровня развития навыков и умений.
Технические навыки, композиция, эстетика.
Выполнено по образцу – 0баллов.
Репродуктивное творчество – 1 балл.
Самостоятельное творчество – 2 балла.
Определение замысла, выбор способа, последовательность выполнения, достижение результата.
Задание. Предложить детям слепить любой красивый предмет для сказочного героя. Лепить можно все, что хочется, используя при этом дополнительный материал, не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.
Оценка:
I. Умение детей задумывать содержание лепки, развитиезамысла в процессе лепки;
3балла – ребенок самостоятельно задумывает содержание лепки, реализуя задуманное в процессе лепки;
2балла – ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки и реализует задуманное в лепке;
1балл – ребенок не принимает помощь взрослого.
II.Умение использовать в лепке разнообразные приемы.
3балла – ребенок самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы.
2балла – ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует разнообразные приемы лепки.
1балл–ребенок не принимает помощь взрослого.
III. Передача образа. Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение составных частей.
1.Форма:
3балла– формы переданы точно;
2балла–есть незначительные искажения;
1балл–искажения значительные, форма не удалась.
2.Строение:
3балла–части расположены верно;
2балла–есть незначительные искажения;
1балл–части предметов расположены неверно.
IV. Умениеиспользоватьстекуидругиедополнительные материалы при лепке из пластилина.
3балла–ребенок умеет правильно пользоваться стекой при лепке;
1балла–ребенок допускает ошибки при пользовании стекой;
1балл–ребенок не умеет правильно пользоваться стекой.
V. Творческие способности.
-самостоятельность замысла;
-оригинальность изображения;
-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
«Вылепи друга утенку» помогает выявить умение детей лепить предметы из нескольких частей, при этом детям предлагается разнообразный природный и дополнительный материал для декорирования поделки.
3.балла - ребёнок активно применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;
2балла - ребёнок частично применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;
1балл - ребёнок не использует в своей работе природный и дополнительный материал, не украшает поделку.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит неколичественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЛЕПКИ (ТЕСТОПЛАСТИКИ) УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Высокий уровень (от13до18баллов): Может лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел в процессе лепки. Самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы. Перед лепкой делится своими творческими планами, активно вносит творческие элементы, осуществляет задуманное. Правильно и по назначению использует стеку и другие дополнительные материалы.
Средний уровень (от 7 до 12 баллов): Может лепить с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел вовремя лепки, добавляет элементы, отображая несложный сюжет. При напоминании, использует частично разнообразные приемы лепки. Умеет использовать стеку при лепке и другие дополнительные материалы.
Низкий уровень (ниже6баллов): Может лепить простые предметы. Затрудняется даже с помощью воспитателя передавать форму предметов, пропорции. Вовремя лепки использует однообразные приемы. При побуждении и помощи педагога не вносит творческие элементы, которые внесли дети. Не может задумывать содержание лепки и лепить задуманное, помощь взрослого не принимает. Стеку при лепке не использует или использует не по назначению и другие дополнительные материалы.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕХНИКЕ ЛЕПКИ (ТЕСТОПЛАСТИКЕ)
Таблица№4
№ п/ п
Фамилия имя ребенка
Умение детей задумывать содержание лепки развитие замысла в процессе лепки
Умение использовать в лепке разнообраз-ные приёмы
Передача образа
Умение использо-вать стеку при лепке из теста
Творческие способности
Общее количество баллов
Уровень
Форма
Строение
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
н.г
к.г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Высокий уровень: (13-18 баллов) Средний уровень: (от 7 до12 баллов) Низкий уровень: (6 баллов)
8. Литература:
1. Гипсон Р., ТайлерТ. «Делай и играй «Весёлые игры»». – М. «РОСМЕН», 1995.
2. Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
3. Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» №5, 2008.
4.И. Михайлова «Лепим из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2004.
5. Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.