Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ «НА ЗЕМЛЕ КОМИ»
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ «НА ЗЕМЛЕ КОМИ»
Программа разработана для детей старшегодошкольного возраста. В данную программу входит изучение родного края, быт, природа, животные, изучение коми слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ «НА ЗЕМЛЕ КОМИ»»
Муниципальное учреждение
«Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета приказом № 01-10/125
2. Учебно – тематический план …………………………………………………………………...6
3. Календарно-тематический план дополнительной программы……………............................8
4. Планируемые результаты освоения дополнительной программы …………………….......17
5. Оценка индивидуального развития ребенка по освоению дополнительной программы..18
6. Методическое обеспечение дополнительной программы…………………………………..19
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее дополнительная программа) «На земле коми» разработана в соответствии с:
- Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185- ФЗ статья 9) (гл. 2., ст. 8., ст.9., п.2; ст. 10., п.1, п.2, п.3.) (далее Закон № 1807-I);
- Законом о государственных языках Республики Коми от 28 мая 1992 года № 76-РЗ (в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 76-РЗ) (ст.1., ст. 2., ст. 3., ст. 6., ст.13., ст. 20., ст.26.) (далее Закон № 76 –РЗ);
- Приказом № 1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (далее Порядок 1008);
- Методическими рекомендациями по проектированиюдополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми (Приложение к письму Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45);
- Уставом МДОУ;
- Положением об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.
Актуальность Программы
Одним из приоритетных направлений реализации Концепции государственной национальной политики является поддержка и развитие языка, культуры, жизненного уклада коми народа и других народов, проживающих в Республике Коми. «Государство оказывает содействие в организации различных форм получения образования на родном языке из числа языков народов РФ, в соответствии с их потребностями и интересами» (Закон № 1807-I). «Государственными языками Республики Коми являются коми и русский языки, которые функционируют на территории Республики Коми на равных условиях» (ЗК № 76 – РЗ ст.1., ст.2).
Приоритетным направлением является работа с детьми – они будущее республики. Разноплановая и системная работа позволяет воодушевить детей и вызвать у них интерес к своим корням, чувство любви и уважения к языку и культуре своего народа.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия − наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место − город или село − несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, малая Родина. Главным методологическим принципом патриотического воспитания дошкольников должно быть познание и осознание ими своей малой Родины и знание родного языка. Язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании человека. Язык любого народа – уникальный памятник истории и культуры, имеющий важное значение и ценность для всего человечества.
Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день – сохранение родного языка. Успех в возрождение коми языка зависит от того, насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном учреждении.
Доказано, что знание второго языка благотворно влияет на развитие ребенка: у него развиваются все мыслительные процессы, языковое чутье, проявляются элементы национального самосознания. Но чтобы получать хорошие результаты в обучении коми разговорной речи, формировать любовь и уважение к своему народу, необходимо создать интерес у детей.
В дополнительную программу «На земле коми» включено углубленное изучение детей старшего дошкольного возраста коми языку.
При разработке дополнительной программы «На земле коми» за основу были использованы: Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма» (под редакцией Белых С. С.) и «Программно-методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» авторов Остапова З.В., Москвина Т. А.
Образовательная программа «На земле Коми» имеет туристско-краеведческую направленность (Порядок 1008, п.9.).
Отличительная особенность дополнительной программы обусловлена тем, что через знакомство детей старшего дошкольного возраста с языком коми народа так же осуществляется знакомство с национальной культурой народа коми: литература, фольклор, одежда, музыкальные инструменты и т.д.
Основным средством для комплексного решения задач данной программы выступает Федеральный государственный образовательный стандарт, который устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному принципу.
Изучение коми языка по дополнительной образовательной программе «На Земле Коми» проходит через все образовательные области:
«Физическое развитие» - детей учатся ориентироваться в пространстве, разучивают коми подвижные игры с дидактическим материалом, физкультурные минутки на коми языке и т. д.
«Социально - коммуникативное развитие» - развиваются эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу.
«Познавательное развитие» - формируются представления о малой родине, представлений о социокультурных ценностях народа коми, о традициях и праздниках.
«Художественно - эстетическое развитие»- дети знакомятся с коми орнаментом, коми песнями, музыкальными инструментами.
«Речевое развитие» - обогащение словаря детей существительными, прилагательными, научаться правильному произношению коми слов, правильной интонации вопроса и ответа; подготовка артикуляционного аппарата детей к произношению коми звуков.
Целью дополнительной программы является обеспечение духовно-нравственного воспитания, формирование лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи дополнительной программы:
Сформировать элементарные навыки речевой деятельности детей в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и понимание) и говорение на коми языке в игровой форме.
Активизировать в потоке речи детей коми звуки в словах и фразовой речи (в частности – специфическое произношение коми звуков: О, ДЗ, ТШ, ДЖ).
Овладеть определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз).
Сформировать через коми литературу и устное народное творчество систему духовных ценностей народа: о нормах поведения, отношение человека и природы и т. д.
Развивать мышление, память и воображение
Воспитывать интерес к людям другой национальности.
Определяющими механизмами реализации дополнительной программы являются:
приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры и вхождение в мир общечеловеческих ценностей;
сохранение детской субкультуры;
погружение воспитанников в богатство национальной культуры через различные виды деятельности;
соприкосновение с материальной национальной культурой на базе Центра коми культуры.
При разработке программы большое значение придавалось соблюдению дидактических принципов и подходов:
принципу развивающего обучения;
принципу доступности предлагаемого материала;
принципу взаимосвязи и последовательности (системный метод подачи слов);
принципу дифференцированного подхода к детям;
деятельно – личностному подходу, при котором в центре обучения находится ребенок.
В процессе реализации дополнительной программы используются различные формы организации деятельности: традиционные, комбинированные с использованием мотивации, сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, игровых упражнений, занимательных вопросов, игры-путешествия, самостоятельная деятельность детей. Занятия проводится по группам или всем составом детей.
Методы и приёмы, используемые при реализации дополнительной программы:
Перевод слов, названий, действий, целых предложений, вопросов, признаков на родном языке.
Имитация (образцы произношений).
Беседы, вопросы к детям.
Слушание рассказа воспитателя по картинкам.
Составление предложения с использованием схем.
Составление диалогов по картинке.
Заучивание наизусть: стихи, скороговорки.
Чтение художественной литературы: рассказы, сказки, стихи, загадки.
Игровые: использование сказочный персонажей героев коми фольклора.
Практические: физкультурные минутки, пальчиковые игры, подвижные игры.
Использование технических средств обучения.
Сроки реализации дополнительной программы два учебных года. Дополнительная программа рассчитана на старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31 мая. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет не более 25 минут, для детей 6- 7 лет не более 30 минут, численность занятий в течение учебного года - 32, включая проведение творческого отчета в конце учебного года.
Посещение детьми дополнительных образовательных услуг осуществляется на добровольной основе с согласия родителей (законных представителей).
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями):
Анкетирование, социологический опрос;
Папки – передвижки: «Занятия и промыслы коми народа», «Интерьер избы коми», «Кукла Акань», «Коми музыкальные инструменты»
Консультация для родителей «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с коми краем»
Совместное мероприятие родители и дети: игра – викторина «Наш Коми край».
1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Вариативная часть
Старшая группа
Подготовительная группа
Дополнительные образовательные услуги
«НА ЗЕМЛЕ КОМИ»
Количество занятий, объём образовательной нагрузки в неделю, в учебный год (мин.)
1/25/32
1/30/32
Часы в учебный год
13 часов
20 минут
16 часов
2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Старшая группа (5-6 лет)
№
Тема
Количество занятий
Месяц
Дата и месяц проведения по факту
1-2
Тодмасьом
2
октябрь
3-5
Ромъяс (Цвета)
3
октябрь - ноябрь
6-9
Ворса зверъяс (Лесные звери)
4
ноябрь
10-12
Морт (Человек)
3
декабрь
13-16
Гортса пемосъяс (Домашние животные)
4
декабрь
17-19
Семья
3
январь
20-23
Дозмук и сеян-юан (Продукты питания)
4
февраль
24-27
Паськом (Одежда)
4
март - апрель
28-31
Коди мый вочо? (Кто что делает?)
4
апрель - май
32
Творческий отчет: игра - викторина
1
май
ИТОГО
32
Второй год обучения
Подготовительная группа (6-7 лет)
№
тема
Количество занятий
Месяц
Дата и месяц проведения по факту
1-2
Кон! Ме ола (Где я живу?)
2
октябрь
3-4
Град йорын удж (Овощи республики коми)
2
октябрь - ноябрь
5-6
Ар да арся вор-ва. (Осенние богатства республики коми)
2
ноябрь
7-10
Тов. Зима. (Приметы зимы)
4
декабрь
11-13
Товся ворсомъяс. Выль во. (Зимние развлечения. Новый год)
3
декабрь
14-17
Родвуж. (Семья и близкие родственники)
4
январь
18-21
Тулыс. (Весна. Приметы весны)
4
февраль
22-23
Мамлон праздник. (Женский праздник)
2
март - апрель
24-27
Школа
4
апрель - май
28-31
Керка пытшса эмбур (Красота коми избы)
4
май
32
Творческий отчет развлечение «Люблю тебя, мой коми край»
1
октябрь
ИТОГО
32
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения старшая группа (5-6 лет)
№,
тема
Цели и задачи
Лексика (слова на говорение)
Лексика (слова на понимание)
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Оборудование
1-2.
Тодмасьом
(Будем знакомы»
1.Познакомить детей со словами (местоимения, слова-частицы)
2.Формировать пер-воначальные умения
Произносить короткие слова и предложения (мест.+сущест.)
3. Учить понимать простые просьбы педагога обращённые ко всей группе и лично кому-нибудь.
4.Развивать фонематический слух.(о, дз,сь).
5.Воспитывать интерес к коми языку.
Нывка
Детинка
Челядь
Ме,тэ,тайо
Да,абу
Видза оланныд
Адзысьлытодз
Видза олан
Акань
Ыджыд , ичот
Сувт-сувтой
Мун-муной
Которт-котортой
Лок-локтой
Пуксьы-пуксьой
Чеччав-чеччалой
Вносим куклу в национальном костюме. Показ иллюстраций при произношении слов. Хоровое и индивидуальное произношение. Работа
1.Ввести в словарь детей слова обозначающие цвета.
2.Учить понимать и отвечать на вопрос
(кутшом).
3.Закрепить правильное произношение
звуков(сь,о).
4.Формировать умение строить предложения по типовым конструкциям
(тайо+прилаг.)
Горд
Лоз
Виж
Турунвиж
Отик
Кык
Куим
Сьод
Еджыд
Ром
Серпас
Босьт
Дзоридз
Показ предметных картинок.
Хоровое и
индивидуальное произношение слов.
Ситуации общения:
«День и ночь»
«Собери букет ко дню рождения»
«Оденем куклу гулять»
«В гости к карандашикам»
«У кого рисунок »
«Что перепутал художник»
Чтение художественной литературы.
Предметные картинки,
карандаши.
6-9.
ВОРСА ЗВЕРЪЯС
(Лесные звери)
1.Ввести новые слова
по данной теме.
2.Продолжать учить
произносить короткие предложения по тип. конструкции: мест.
+сущ., мест.+прил.,
сущ.+прил.)
3.Учить понимать
прилагательные.
4.Воспитывать интерес коми языку через
художественную литературу.
Ош
Коч
Коин
Руч
Ур
Шыр
Вор
Ён
Чеччавны
Скор
Полысь
Мудер
Рассказ педагога о животных с показом иллюстраций, игрушек, предметных картинок.
Чтение стихов и сказок (иллстрации, наст.театр).
Хоров. и индив. Произношение.
Ситуативное общение:
«Прогулка в лес»
«Звери на зарядке»
«Чом»
«Гажа параход»
«Соревнования животных»
«Кто пришёл»
«Найди и покажи»
Дид.игры: «Коди абу», «Кого назову – того покажи».
Предметные картинки,
игрушки, иллюстр. к стихам, наст.театр.
10-12.
МОРТ
(Человек)
1.Ввести новые слова по данной теме.
2.Учить произносить короткие слова обозначающие части тела и считать в пределах 5.
3.Познакомить указательным местоимением «тайо»
4.Познакомить с вопросом «кымын».
5.Продолжать учить понимать глаголы.
6.Воспитывать интерес к коми народному творчеству.
Морт
Ки
Кок
Юр
Юрси
Син
Ныр
Вом
Менам
Эм
Отик
Кык
Куим
Нель
Вит
Водны
Узьны
Юны
Висьны
Показ и произношение слов, хоровое и индивидуальное произношение, работа над постановкой артикуляционного аппарата для произношения звуков «о», «дз».
Ситуативное общение:
«Больница»
«Это я»
«Купаем куклу»
Дид. Игра: «Скажем и покажем».
Знакомство с музыкальным инструментом « Сярган»
«волшебный кубик»
Иллюстрации к стихам,
кукла.
13-16.
ГОРТСА ПЕМОСЪЯС
(Домашние животные)
1.Ввести новые слова по данной теме.
2.Учить произносить
короткие предложения
на заданный вопрос
(Коди тайо).
3.Развивать навыки
Разговорной речи.
4.Продолжать знакомить с новыми глаголами, упражнять в понимании.
5.Помочь детям понять
содержание текста на коми языке.
Пемос
Кань-каньпи
Пон-понпи
Порсь-порсьпи
Вов
Коза
Петук
Горт
овны
Пемос
Кань-каньпи
Пон-понпи
Порсь-порсьпи
Вов
Коза
Петук
Горт
овны
Объяснение новых слов и показ предметных картинок, игрушек.
Хоровое и индивид. произношение.
Показ сказки «Чом» (наст.театр).
Ситуативное общение:
«Кто пришёл»
«Кто живёт в бабушкином доме»
«Поможем бабушке найти
животных»
«Мы большие-мы маленькие»
«Найди маму»
Иллюстрированный материал, предметные
картинки,
игрушки,
наст.
театр.
17-19.
СЕМЬЯ
(Моя семья)
1.Ввести в словарь детей новые слова по
данной теме.
2.Упражнять в отчётливом произношении
звуков «о», «дз» изолированно, в звукосочетаниях и в словах.
3.Продолжать учить отвечать на вопросы педагога короткими
предложениями.
4.Вызвать желание
учить стихотворения на коми языке.
Мам
Бать
Поль
Поч
Кага
Лун
Рыт
Бур
Бур лун
Быр рыт
Шань
Мели
муса
Постановка артикуля-
ционного аппарата
для произношения
звуков, хоровое и индивидуального произношения.
Драматизация сказки «Сёркни».
Дид. игра: «Домики».
Ситуативное общение:
«Семья Насти»
«В гости к Ване»
«Смотрим телевизор»
«Прятки»
Ситуативные картинки,
«волшебный кубик»,
иллюстрации к стихам,
маски для сказки.
20-23.
СЁЯН-ЮАН
(Продукты питания)
1.Ввести новые слова
по данной теме.
2.Учить понимать
обобщающее слово и
составлять предложения по тип. конструкции (мест.+гл.+сущ.)
3.Упражнять в отчётливом произношении звуков(«о», «дз»,«сь»)
4.Развивать слуховое
внимание.
5.Воспитывать желание слушать и разучивать стихи на коми языке.
Дозмук
Тасьти-апань
Сёян-юан
Нянь
Сов
Йов
Рок
Шыд
Пань
Юны
Чоскыд
Пуны
Мыськавны
Нянь да сов
Знакомство на занятиях, а во время приёма пищи закрепляются слова.
Показ предметных картинок, иллюстр. к сти-
хам, хор. и индивид. произношение.
Ситуативное общение:
«Угостим куклу чаем»
«Приготовим праздничный
стол»
«У зайца день рождения»
«В гостях у трёх медведей»
«Поиграем с Петрушкой»
Предметные картинки,
Иллюстрации к стихам,
игрушки.
24-27.
ПАСЬКОМ
(Одежда)
1.Ввести новые слова
по данной теме.
2.Учить вести диалог
с педагогом.
3.Закрепить знакомые типовые констр. предложений.
4.Развивать слуховое внимание.
5.Воспитывать интерес к коми языку через худ. литературу.
Дором
Гач
Гын сапог
Пась
Кепысь
Платтьо
Шоныд
Кодзыд
Пасьтасьны
Паськом
Комкот
Кизь
Зеп
Внести куклу в зимней одежде, показ и произношение
слов используя предметные
картинки, одежду.
Индивид.
и хор. произношение.
Дид. Игра «Эхо».
Ситуативное общение:
«Ваня и Настя идут в гости»
«Поможем зайчику одеться»
Чтение и разучивание стихов.
Куклы
кукольная одежда,
предметные картинки
иллюстр.
к стихам,
карандаши.
28-31.
Коди мый вочо?
(Кто что делает?)
1.Активизировать ранее усвоенные слова.
2.Закрепить употребление глаголов в
коротких предложениях по тип. кон-
стр.(сущ.+гл.,прил.+сущ.
+гл.)
3.Учить детей составлять диалог (р-р).
4.Развивать фонематический слух.
5.Воспитывать интерес к коми народному творчеству
муно
пукло
сулало
которто
ворсо
мыссьо
узьо
чеччало
йокто
висьо
Бордо
Видзодо
Кывзо
Диалог (п-р, р-р),
показ иллюстраций и предметных картинок.
Ситуативное общение:
«Чудо-дерево»
«В стране небылиц»
«Узнай, кто – что делает»
Знакомство с музыкальным инструментом «Шур – шар»
Дид. игра: «Что звучит»
Предметные картинки,
Карандаши
иллюстрации.
Творческий отчет: игра - викторина
Обобщить и закрепить овладение звуковой стороной коми языка, произносительных навыков. Развитие внимания, памяти. Воспитание интереса к коми народу, творчеству, фольклору, языку.
Второй год обучения подготовительная группа (6-7 лет)
№,
Тема занятия.
Цели и задачи
Лексика(слова на говорение).
Лексика(слова на понимание).
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.
Оборудование
1-2.
КОН! МЕ ОЛА.
( Где я живу.)
1.Ввести в словарь детей новые слова.
2.Продолжать учить вести диалог, строить связные высказывания с помощью
наглядного материала.
3.Закрепить понимании форм повелительного наклонения глаголов.
4.Закрепить типовые типовые конструкции (мес+гл+сущ,сущ+прил).
5.Воспитывать чувство привязанности к
своему городу.
Ним
Ёрт
Арос
Сикт
Улича
Овны
Тодмасям
Шуоны
Уна
Бур асыв
Бур лун
Бур рыт
Мено-меным
Тэно-тэныд
Коми кыв
Роч кыв
Сёрнитам комион
Беседа с детьми о республике, о городе.
Рассматривание фото
альбома о городе. Составление рассказа о
себе. Работа с картой
республики.
Ситуации общения: «Телефон», «Рассказ Нас-
ти», «Письмо».
Чтение Г.Юшков «Миян
сикт»,
А.Мишарина
«Видза олан».
Фото города, карта республики.
3-4.
ГРАД ЙОРЫН УДЖ
(овощи республики коми ).
1.Вести в словарь детей новые слова.
2.Продолжать учить
навыкам разговор-
ной и связной речи.
3.Учит детей составлять предложения по
схемам.
4.Упражнять детей в
отчётливом произношении звуков «о»,
«тш», «дж». Развивать фонематический
слух.
Град выв пуктас
Кор
Анькытш
Юмов
Курыд
Гогрос
Идралоны
Пуоны
Быдмоны
Солалоны
Вотчоны
Уджалоны
Кысконы
Чомор
Рассматривание картин и составление рассказов. Работа по схемам. Показ и произношение слов используя предметные и сюжетные картинки. Ситуации общения: «Узнай по вершкам и корешкам»,
«Найди и расскажи».
КВН. Загадки. Составление рассказа от имени овощей
Предметные и сюжетные картинки,
натуральные овощи,
схемы.
5-6.
АР ДА АРСЯ
ВОР-ВА.
(Осенние богатства республики коми
1.Ввести в словарь
детей новые слова и способствовать употреблении в речи.
2.Учить детей составлять высказывания
со знакомыми словами по картине и в
диалоге.
3.Расширять представления детей о богатствах республики, о лесе, о ягодах.
4.Продолжать учить
работать по схемам.
5.Помочь понять стихи, скороговорки. Обратить внимание на образность описаний.
Зарни ар
Гажа ар
Енэж
Зэр
Кымор
Вор-ва
Пу
Кор
Кыдз
Коз
Пожом
Пелысь
Гоб
Ельдог
Вотос
Пув
Чод
Оз
Мырпом
Вотчыны
Сэтор
Вор, ворса
Шыр
Джыдж
Пыста
Уркай
Варыш
Рака
Тури
Сэн!
Лэбавны
Воркань
Йора
кор
Ув
Мыр
Коль
Рассказ воспитателя
об осеннем лесе используя предметные и сюжетные картинки. Работа по схемам. Составление
рассказа по картине.
Наблюдения в природе. Чтение и заучивание скороговорок и
стихов, считалок. Ситуации общения:
«Расскажите, я узнаю», «Грибы»,
«Найди и расскажи».
« Узнай на вкус».
Ситуативное общение:
«Лесная школа», «Прятки в лесу», «Лесная школа».
Знакомство с музыкальным инструментом «Тарган».
Предметные и сюжетные картинки.
Схемы, иллюстрации.
7-10.
ТОВ
(Зима. Приметы зимы).
1.Ввести в словарь детей новые слова.
2.Учить отвечать на вопрос( КОР).
3.Закреплять умение
составлять небольшие описательные
рассказы и вести диалог .
4.Уточнить произношение звуков «сь», «дз» изолированно, в словах.
5.Продолжать учить
отгадывать загадки.
6.Воспитывать желание учить коми стихи.
Тов
Поводдя лым чир
Тола
Зыр
Чов
Кодзыд
Небыд
Вочны
Кынмыны
Лымъяло
Усьо лым
Чужан му
Талун
Кодзув
Туроб
Тырто
Дзурго
Наблюдения. Составление рассказов при рассматривании сюжетных картинок.
Составление рассказов от имени (снежинки ,сугроба и сосульки).
Ситуации
общения: «Узнай ,
какая погода», «Телевизор».
Чтение и разучивание стихов, отгадывание коми загадок.
Рисование зимы
Сюжетные и предметные картинки.
Иллюстрации к стихам. Карандаши цветные.
11-13.
ТОВСЯ
ВОРСОМЪЯС
ВЫЛЬ ВО.
(Зимние развлечения. Новый год ).
1.Ввести в словарь детей новые слова.
2.Учить детей употреблять формы винительного падежа сущ.
4.Отрабатывать знакомые типовые конструкции при рассматривании картин
на знакомом словарном запасе.
5.Помочь понять со-
держание литературного текста.
Лым мач
Лым морт
Дадь
Лызь
Выль во
Войпель
Козин
Иславны
Вочны
Сьывны
Йоктыны
Ло шудаон!
Составление рассказа по картине. Показ предметных картинок при знакомстве новыми словами. Чтение стихов. Ситуации
общения: «Телефон»,
«Зимние забавы»,
«Поздравляем с Новым годом». Подвижные игры «Олневоды», «Построим чум»,
Картинки по данной теме, сюжетная картина, карандаши, фотографии.
24-27.
ШКОЛА
1.Ввести в словарь детей новые слова.
2.Упражнять в отчётливом произношении трудных слов.
3.Учить строить связные высказывания
на знакомом мате-
риале.
4.Учить отвечать на
вопросы педагога
по картинам, опираясь на имеющийся
словарь
5.Воспитывать интерес к школе, желание
учиться.
Велодысь
Велодчысь
Небог
Лыддьысьны
Гижны
Велодны
Велодчыны
Шы
Тодны
Медбур
юасьны
Рассматривание картины и составление рассказа по ней.
Рассказ педагога о школе используя предметные картинки и сюжетные.
Работа по схемам.
Чтение стихов на данную тему.
Заучивание стихотворения.
Картина по данной
теме. Предметные
и сюжетные картинки.
28-31.
КЕРКА
ПЫТШСА ЭМБУР
Красота коми избы
1.Ввести в словарь детей новые слова.
2.Учить произносить
во мн. числе предметы ближайшего окружения или с использованием числительных.
3.Учить детей в употреблении после-
слогов .
4.Учить группировать
предметы по назначению.
5.Помочь понять
содержание стихотворения и небылиц
Керка
Пач
Пес
Пызан,улос
Пыра
Восьта
Ломта
Вочо
Выль
Важ
Выло
Улын
Сайын
Костын
вылын
Вунда
Лэтча
чышка
Рассказ педагога как
строят дома.
Показ предмета с произношением слова. Рассматривание картин и
составление связных высказываний.
Игры:
« Солнечный зайчик»,
«Команды», «Куда что положить», «Я
пришёл за мебелью».
Рисование «Мой дом», «Если бы мы
были художниками».
Предметные картинки: посуда, мебель,
одежда, музыкальные иструменты. Ситуативные
картинки. Краски, карандаши.
Творческий отчет «Люблю тебя, мой коми край»
Обобщение и закрепление звуковой стороны коми языка, произносительных навыков. Развитие внимания, памяти. Воспитание интереса к коми народу, творчеству, фольклору, языку.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Старшая группа (5-6 лет)
Результаты освоения дополнительной программы
Что нас радует
Понимает и может сказать на коми языке по темам:
Животный мир. Счёт до 5. Времена года. Основные цвета (4). Литературно - художественный материал (считалки -2, скороговорки-2-3, стихотворений-3-4)
Из лексических групп: «Наречия», «Глаголы», «Прилагательные», «Детский сад»
Умеет выражать предмет действия
Умеет отвечать на вопросы о семье, о себе.
Умеет отвечать на поставленные вопросы в диалоге.
Умеет произносить специфические коми звуки («дж», «тш»)
Умет составлять предложения с использованием схем.
Воспринимает звучание коми речи на слух и понимает.
Участвует в фестивалях коми народного творчества «Йолога»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Итоги освоения дополнительной программы
Что нас радует
Животный мир. Счет до 10. Времена года. Основные цвета (8). Литературно - художественный материал (считалки -5, скороговорки-5-6, стихотворений-7-8) . Овощи. Семья. Родственники. Школа.
Из лексических групп: «Наречия», «Глаголы», «Прилагательные», «Детский сад», « Семья».
Умение выражать предмет действия.
Умение отвечать на вопросы о семье, о себе.
Умение отвечать на поставленные вопросы в диалоге.
Умение произносить специфические коми звуки («дж», «тш»)
Уметь составлять предложения с использованием схем.
Участвует в фестивалях коми народного творчества «Йолога»,
Участвует в конкурсе чтецов «Коми кыв»
5.ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для определения результативности освоения дополнительной программы «На земле коми» на каждом этапе работы (в конце учебного года) проводится педагогическая диагностика, Диагностическая работа строится исходя из цели и основных задач программы.
Результаты освоения содержания дополнительной программы «На земле коми» оцениваются по единой шкале:
3 балла – показатель достаточно развит или критерий ярко выражен.
2 балла – критерий слабо выражен или близкий к достаточному.
1 балл – критерии отсутствуют или показатель развит недостаточно.
Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол (приложение)
Показатели результативности освоения программы:
1 год обучения:
30 -26 баллов показатели сформированы:
Ребёнок слушает коми речь и старается узнавать в речи педагога знакомые коми слова. Умеет произносить определённый запас коми слов.
25 - 16 баллов показатели на стадии формирования:
Ребёнок слушает коми речь и узнаёт в речи педагога знакомые слова. С помощью педагога произносит определённый слова, затрудняется в переводе слов на русский язык.
15 -10 показатели не сформированы:
Ребёнок не понимает коми слова. Не накоплен определённый запас слов.
2 год обучения:
30 -26 баллов показатели сформированы:
Ребёнок слушает, понимает коми речь и узнает в речи педагога знакомые слова на коми языке. Умеет самостоятельно произносить определённый запас коми слов. Самостоятельно воспроизводит считалки, стихотворения, считает до 10. Интересуется культурой коми народа.
25 - 16 баллов показатели на стадии формирования:
Ребёнок слушает коми речь и узанёт в речи педагога знакомые слова. С помощью педагога произносит определённый запас коми слов, и воспроизводит стихотворения и считалки.
15 -10 показатели не сформированы:
Ребёнок не понимает коми слова. Не накоплен определённый запас слов.
Не знает коми считалок, пословиц, стихотворений, отсутствует интерес к национальной культуре.
6.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методическая литература:
Вавилова Л.Д. Использование национальной культуры в воспитательной работе ДОУ., Сыктывкар, 2009.
Вавилова Л.Д. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре., Сыктывкар, 2009.
Занятия по коми языку в дошкольных учреждениях с русскоязычными детьми» (примерное планирование, методические рекомендации). КРИП и ПКРНО, Сыктывкар, 1993.
Карпушова В.Н. Дошкольникам о природе родного края.
Остапова З. В., Рудецкая М. В., Муравьёва В. А., Морозова Н. Н. «Ворсан куд».-Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола»», 2012.
Остапова З. В., Москвина Т. А. «Программно-методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях»., Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012.
Обучение коми языку детей дошкольного возраста» (методические рекомендации). КРИУУ., Сыктывкар, 1989.
Бобыль (рисунок или кукла). Чудо-дерево с различной одеждой. Д/И «Разрезные картинки» с изображением одежды, коми сказочный персонаж Бобыль.
Ход:
1.Жил-был Бобыль, по-коми Бöбыль. Изо дня в день бродил он по свету и забрел однажды на чудесное болото и сел отдохнуть под чудо-деревом. И вдруг ветки чудо-дерева стянули с него всю одежду, а самого его покрыли одеялом из листьев. Хотел Бобыль достать свою одежду, но дерево ветки поднимает вверх, не достать бедному Бобылю свою одежду. Тогда он стал просить дерево, чтоб оно вернуло одежду, но дерево сказало: я дам твою одежду только тогда, когда об этом меня попросят маленькие дети на коми языке. И пошел искать он таких детей и забрел к нам.
- Сможем ли мы ему помочь? Но мы не знаем названия видов одежды на коми языке, поэтому попросить у волшебного дерева одежду не сумеем.
- Значит надо нам научится называть одежду на коми языке.
- Как мы этому будем учиться? Мы с вами поиграем в разные игры и научимся говорить об одежде на коми языке.
2.Д/И «Мый тайö?».
3.Д/И «Эхо».
4.Д/И «Ваня и Настя идут вгости».
- Мый тайö? – Тайö + название одежды.
Сможем мы уже сегодня помочь Бобылю? Мы еще не очень хорошо запомнили названия одежды на коми языке, значит в следующий раз продолжим играть в игры, чтобы попросить у волшебного дерева одежду у Бобыля.
Образовательная ситуация № 2
Цель:
1.Развивать умение использовать в речи слова, обозначающие качественные признаки одежды: мича, кодзыд, шоныд, платтьо.
Материал:
Чёрно-белые карточки с изображением кукольной одежды, 2 сундука.ю Д/И «Домино».
Ход:
1.Д/И «Мый тайö?». Ребенок вытаскивает карточку с изображением одежды и спрашивает: Мый тайö? – тайö + сущ. Кто отвечает, тот и вытаскивает следующую карточку.
2.Сможем ли мы уже помочь Бобылю? А вдруг чудо-дерево спросит, какая была одежда у Бобыля: новая, старая, красивая.
Значит мы должны научиться отвечать на коми языке, какая может быть одежда.
Д/И «Уна рöма паськöм» - Петкöдлой гöрд дöрöм (лöз юбка, кольвквиж кепысь) – дети находят одежду данного цвета и показывают воспитателю. Мый тайö тэнад? – Менам + прил.+ сущ. Например: Менам гöрд дöрöм. Тот, кто правильно показывает, тот карточку с изображением одежды откладывает, а ели ошибается, то карточка остается на поле. Побеждает тот, у кого раньше всех поле окажется без карточек.
3.Д/И «Сложи одежду по сундучкам». Выставляется кукольное белье: старое и новое, перебирая, дети раскладывают одежду по сундукам. Тайö кутшöм + сущ.?
4. Ситуация: «Поможем зайчику одеться»
Образовательная ситуация № 3
Цели:
1.Равивать умение в составлении речевых конструкций на основе схематических моделей.
2. Активизация словаря в речи (одежда, качества, действия с одеждой) во время одевания и раздевания детей.
Ход:
1.Как вы думаете, теперь мы сможем помочь Бобылю выбрать одежду на коми языке? Что мы можем сказать на коми языке про одежду? Ребята, а вдруг нас спросит чудо дерево: «Что будет делать с одеждой Бобыль?». А мы сможем об этом сказать по-коми чудо-дереву?
Значит мы сегодня должны научиться говорить на коми языке о том, что одежду люди одевают и раздевают.
Вос-ль объясняет образование возвратных глаголов: пöрччыны, пасьтавны.
2. Д\И« Угадай, что делает?». Ребенок имитирует процесс одевания или раздевания.
- Мый вöчö+ имя ребенка?
- Имя ребенка + пасьтасьö (пöрччысьö)
3.Д/у «Угадай, кто одевается, а кто раздевается».
Во-ль выставляет на доску схемы: пасьтасьö, пöрччысьö. Затем рядом ставит карточку, где изобржение животного, но показана только одна часть тела животного.
Кодлöн тайö бöжыс? – Тайö бöжыс ручлöн?
Кодì пасьтасьö? – Пасьтасьö руч.
4. Д/и «Кодì мый вöчö?»
Лабиринт-карточка для каждого ребенка член семьи – одевание (раздевание) – цвета – изображение одежды.
5.Дети называют все названия одежды на коми языке (складывают новые слова), а вос-ль подводит итог: Тайö паськöм. Паськöм колö, медым пасьтасьны (инд., хоровое повторение).
6. Игра в лабиринт «Кто что делает?».
Образовательная ситуация № 4
Цель: Упражнять в ведении осмысленного диалога в игровых ситуациях по теме «Одежда».
Материал: Бобыль, чудо-дерево с разной одеждой, сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Ход:
Проводятся образовательные ситуации по усмотрению воспитателя в зависимости от усвоения речевого материала детьми. Предлагаются ситуации общения «Путешествие на чудское болото», «Магазин», «Показ мод» и т.д.
1. Приходит Бобыль (Бöбыль). Дети изъявляют желание идти на чудское болото помочь Бобылю. Дети показывают персонажу диалогические умения на коми языке по теме, называя виды одежды, их цвета, качества, действия и принадлежность одежды Бобылю.
2. -А где же это чудское болото? Бобыль подходит к карте РК и показывает. Но ведь это очень далеко, нам необходимо на чем-то ехать. На чем мы поедем?
Пока едут – вос-ль предлагает послушать детям рассказ об особенностях национальной одежды народа коми (материал по усмотрению вос-ля).
3. - Вот и приехали на чудское болото. А вот и чудо-дерево.
-Видза оланныд!
-Кодì тэ? – Ме чуди –пу!
Вос-ль: Чуди –пу? Вай паськöм ен могысь корам тэнö?