Образовательная программа по дополнительной платной образовательной услуге по художественно-эстетическому направлению музыкальная студия «Танцевальный калейдоскоп» детского сада № 43 «Чебурашка» - филиала АН ДОО «Алмазик» (далее Программа), разработана на основе технологий по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной программы по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год. Программа рассчитана на детей 4-6 лет. Содержание данной программы расширяет содержание основной ООП детского сада.
Занятия проводятся во второй половине дня в рамках совместной деятельности взрослого с детьми в группе от 8 до 10 человек, два раза в неделю, от 15-25 минут. На занятии проводится как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется участие в концертных мероприятиях.
Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Руководитель хореографического кружка постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.
В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.
К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы музыкальной студии «Танцевальный калейдоскоп» после освоения содержания программы ожидаемые результаты воспитанников:
Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности.
• продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
• определяет единые для всех детей правила сосуществованиях детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
• соблюдает гумманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение,
интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
• осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;
•сочетает совместную с ребенком детельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
•ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и преставления о мире;
• наблюдает как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
• сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
№ занятия | Дата | Тема | Программное содержание |
Средняя группа | Старшая группа |
НОЯБРЬ |
1. | 05.11.2018 | Вводное занятие | Основные правила поведение на занятиях, правила техники безопасности. Просмотр фотографий и видеороликов, прослушивание музыки. Постановка корпуса. Упражнения на ориентировку в пространстве. Игра «Найди свое место», простейшие построения: линия, колонка. |
2. | 07.11.2018 | Упражнения для разминки и на ориентировку в пространстве. | Повороты головы направо, налево; наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»; наклоны корпуса назад, вперед, в сторону; движения плеч; движения руками; простейшие перестроения: круг; - сужение круга, расширение круга; интервал. Положения и движения рук и ног. Подготовка к началу движения (ладошка на талии); простой бытовой шаг вперед с каблука. |
3. | 12.11.2018 | Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков. | Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Танцевальные элементы и композиции с музыкальными инструментами: «Бубен на двоих», «Колокольчики, динь, динь». | Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
4. | 14.11.2018 | Постановка танца-этюда | Танцевальный этюд «Озорники». Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие памяти и внимания, умение сочетать движения с музыкой в быстром темпе. | Постановка танца- этюда: «Собираем цветы». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движение. |
5. | 19.11.2018 | Ориентирование в пространстве «Рисунок танца» | Построение круга из шеренги. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». | Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
6. | 21.11.2018 | Танцевальные образные движения: | Музыкальные ролевые игры: «Птицы». Импровизация полёта птиц. Импровизация голоса птиц. | «Чайки», «Моржи», «Пингвины». Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. Импровизация ходьбы пингвина с различным положением рук. Импровизация пляски моржа. |
7. | 26.11.2018 | Танцевальные элементы и композиции с музыкальными инструментами: «Бубен на двоих», «Колокольчики, динь, динь». | Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». | Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
8. | 27.11.2018 | Постановка танца | Танец «Гномики». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. | Якутский – шуточный танец «О5о саас». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. |
ДЕКАБРЬ |
1. | 03.12.2018 | Постановка танца | Танец «Гномики». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. | Якутский – шуточный танец «О5о саас». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. |
2. | 05.12.2018 | Постановка танца | Танец «Восточные красавицы». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. | Танец «Новогодняя летка-енька». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. |
3. | 10.12.2018 | Постановка танца | Танец «Восточные красавицы». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. | Танец «Новогодняя летка-енька». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. |
4. | 12.12.2018 | «Юные мастера» | Танец-игра «на саночках» Этюд-игра «Поймай снежинку на ладошку». | Словестно-двигательная игра «Лепим мы снеговика». Танец-этюд «Метелицы». |
5. | 17.12.2018 | «Я всё смогу» | Танцевальные этюды к новогодним праздникам. «К нам приходит Новый год» - добиваться легкости, естественности и непринужденности в выполнении всех движений. | Танцевальные этюды к новогодним праздникам. «К нам приходит Новый год» - добиваться легкости, естественности и непринужденности в выполнении всех движений. |
6. | 19.12.2018 | «Танцуем все!» | Репетиционная работа. Новогодний утренник Прогон танцевальных композиций к Новогоднему утреннику. | Репетиционная работа. Новогодний утренник Прогон танцевальных композиций к Новогоднему утреннику. |
7. | 24.12.2018 | «Танцуем все!» | Репетиционная работа. Новогодний утренник Прогон танцевальных композиций к Новогоднему утреннику. | Репетиционная работа. Новогодний утренник Прогон танцевальных композиций к Новогоднему утреннику. |
8. | 26.12.2018 | «Танцуем все!» | Выступление детей на Новогоднем утреннике. | Выступление детей на Новогоднем утреннике. |
ЯНВАРЬ |
1. | 09.01.2019 | «Город мастеров» | Прощание с Новогодней елкой. Рождественский праздник. Выступление детей на праздниках. | Прощание с Новогодней елкой. Рождественский праздник. Выступление детей на праздниках. |
2. | 14.01.2019 | «Ой, ты зимушка-Зима» | Разучивание новых танцевальных движений. Танцевальный этюд «Необыкновенное чудо» Научить изменять характер хороводного шага в соответствии с характером музыки, самостоятельно исполнять знакомые плясовые движения в «свободной пляске». Пружинящий бег. Игра «Бездомный заяц». | Танец «Спляшем Ваня». Тренировать детей в беге с выбросом ног назад. Познакомить с основными движениями русского танца «Кадриль». Развивать умение передавать игровой образ в мимике и пластике. |
3. | 21.01.2019 | «Зимние забавы» | Танцевальный этюд «Сколько снега намело» добиваться легких и плавных движений руками, развивать наблюдательность, воображение, умение ритмично и ловко двигаться в коллективе. | Танец «Спляшем Ваня». Этюд «Зимние забавы». Совершенствовать навык выразительного движения, слышать смену музыкальных фраз и менять движения самостоятельно. Развивать эмоциональную сферу детей, умение мимикой, пластикой, движением передавать игровой образ. |
4. | 23.01.2019 | «Дружные ребята» | Игры с музыкальными инструментами. Игра «Плетень». Научить изменять характер хороводного шага в соответствии с характером музыки, самостоятельно исполнять знакомые плясовые движения в «свободной пляске». | Танец «Лизавета». Работать над координацией движений рук и ног. Развивать ритмический слух. Учить передавать строгий, энергичный характер марша. Развивать творчество, фантазию детей. Выразительно передавать движениями характер музыки. Тренировать движения прямого, бокового галопа. |
5. | 28.01.2019 | Коллективно – порядковые образные упражнения: зверята | Импровизация детей. Разучивание ритмических движений, подражая различным зверям: зайчики, медвежата, котята, орлята. | Импровизация детей. Разучивание ритмических движений, подражая различным зверям: зайчики, медвежата, котята, орлята. |
6. | 30.01.2019 | Элементы русской пляски с предметами | Русская пляска: «Волшебные погремушки». Основные положение рук, ног, головы, корпуса «Елочка», «гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. | Русская пляска: «Красивые платочки». Основные положение рук, ног, головы, корпуса. «Елочка», «гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. |
ФЕВРАЛЬ |
1. | 04.02.2019 | Постановка танца (русская пляска) | Русская пляска: «Волшебные погремушки». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. | Русская пляска: «Красивые платочки». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. |
2. | 06.02.2019 | Постановка танца (русская пляска) | Русская пляска: «Волшебные погремушки». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. | Русская пляска: «Красивые платочки». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. |
3. | 11.02.2019 | Образные игры. Шаг польки. | Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята». Положение в паре, поворот, марш, притопы. | Русский шуточный танец «Веселая хохлома» Положение в паре, поворот, марш, притопы. Основные элементы (основной ход, движение рук) Постановка танца. Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «Припадание» |
4. | 13.02.2019 | Образные игры. Шаг польки | Основные элементы (основной ход, движение рук) | Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «Припадание» |
5. | 18.02.2019 | «Сильные, смелые, ловкие» | Прыжки на двух ногах, мелкий бег. Игра «Лиса и Зайцы». Ритмическая игра «Веселый мячик» (танец «Лизавета»). Прогон танцевальных композиций ко Дню защитника отечества. | Репетиция танца «Салажата». Пластический этюд «Холодно-жарко» (без музыки). Прогон танцевальных композиций ко Дню защитника отечества. |
6. | 20.02.2019 | «Танцуем все!» | Маршировка «Бравые солдаты». Выступление детей на утреннике. | Танец «Салажата». Выступление детей на утреннике. |
7. | 25.02.2019 | Изучение основных танцевальных элементов русского танца. | Русский шуточный танец «Матрёшки». Разучивание выученных движений с рисунком танца. | Русский шуточный танец «Веселая хохлома» Разучивание выученных движений с рисунком танца. |
8. | 27.02.2019 | Постановка танца (русская пляска) | Русский шуточный танец «Матрёшки». Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. | Русский шуточный танец «Веселая хохлома» Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса, основные движения. |
МАРТ |
1. | 04.03.2019 | Постановка танца (русская пляска) | Русский шуточный таец «Матрёшки». Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. | Русский шуточный танец «Веселая хохлома» Перевязка танцевальных движений с рисунком танца. |
2. | 06.03.2019 | «Танцуем все!» | Подготовка танцев к утреннику. Выступление на утреннике, посвящённому Международному женскому дню 8 марта | Подготовка танцев к утреннику. Выступление на утреннике, посвящённому Международному женскому дню 8 марта |
3. | 11.03.2019 | Коллективно-порядковые упражнения: | «Часики», «Мячики». Упражнения с предметами. Разминка с мячами. Разнообразное упражнение с мячами. Наклоны вперед, назад и в сторону. | Коллективно-порядковые упражнения: «Чайник», «Машинки». Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. |
4. | 13.03.2019 | Бальный танец. Поклоны и история танца. | Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Происхождение танца. | Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Происхождение танца. |
5. | 18.03.2019 | Основные элементы бального танца с музыкальными предметами. | Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре. Волшебный бубен, погремушки. Основной шаг, движение рук. | Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре. Волшебный бубен, погремушки. Основной шаг, движение рук. |
6. | 20.03.2019 | Танцевальные элементы бального танца: | «Змейка», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. | «Змейка», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. |
7. | 25.03.2019 | «Весенний перезвон» | Танцевальный этюд «Весенний вальс». Совершенствовать переменный шаг, пружинящий шаг. Хоровод «Веснянка» Познакомить детей с народным обычаем встречать весну. | Танец «Дождя не боимся». Игровое упражнение «Капельки и ручейки». Познакомить с новой композицией, обсудить содержание, настроение. Развивать творческое воображение. Разучить отдельные элементы. Совершенствовать умение двигаться во всем пространстве зала, перестраиваться из положения врассыпную в круг. |
8. | 27.03.2019 | «В мире разных звуков» | Сценка-игра «На птичьем дворе». Добиваться легких и плавных движений руками, развивать наблюдательность, воображение. | Игры «Ритмический зонтик», «Дождя не боимся». Совершенствовать умение передавать ритмический рисунок хлопками, шлепками, притопами. Закреплять умение двигаться в характере музыки, соблюдая рисунок танца. |
АПРЕЛЬ |
1. | 01.04.2019 | «Неделя сочинялок» | Танцевальный этюд «Зайчата и медвежата» (поскоки, прыжки с одной ноги на другую) Приобретать новые и закрепить старые музыкально-ритмические навыки. | Ритмическая игра «Музыкальное эхо». Полька «Веселые тройки». Воспринимать и передавать в движении темп и характер музыки. |
2. | 03.04.2019 | «Творческая мастерская» | Вальс с цветами. Развивать творчество, умение выразительно действовать с воображаемыми предметами. | Танец «Журавли». Закреплять «рисунок» танца, отрабатывать отдельные элементы танца. |
3. | 08.04.2019 | Подготовка танцевальных номеров к отчётному концерту | Закрепить умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, совершенствовать маховые движения, свободно ориентироваться в пространстве. | Закрепить умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, совершенствовать маховые движения, свободно ориентироваться в пространстве. |
4. | 10.04.2019 | Подготовка танцевальных номеров к отчётному концерту | Закреплять умение детей самостоятельно отмечать ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движения | Закреплять умение детей самостоятельно отмечать ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движения. |
5. | 15.04.2019 | Подготовка танцевальных номеров к отчётному концерту | Закреплять умение детей двигаться легко, свободно и выразительно, в соответствии с характером музыки, показать итоги года. | Закреплять умение детей двигаться легко, свободно и выразительно, в соответствии с характером музыки, показать итоги года. |
6. | 17.04.2019 | Любимые танцы. | Закрепление и повторение пройденных тем | Закрепление и повторение пройденных тем |
7. | 22.04.2019 | «Танцевальная шкатулка» | Репетиция отчетного концерта. | Репетиция отчетного концерта. |
8. | 24.04.2019 | «Танцевальная шкатулка» | Репетиция отчетного концерта. | Репетиция отчетного концерта. |
9 | 29.04.2019 | Концерт танцевального кружка: «До встречи!» | Отчетный концерт. Выступление. | Отчетный концерт. Выступление. |
Мониторинг возможных достижений проводится в конце учебного года и включает в себя: наблюдение, беседы, практические задания.
Материально-технические условия по реализации образовательной программы соответствуют:
3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом индивидуальными особенностями развития детей;
5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение DVD записями, компьютером, магнитофонам, наглядными пособиями, дидактическими играми и др.)