Просмотр содержимого документа
«НОД: Пересказ рассказа Э. Ю. Шима «Живые цветы»»
НОД: Пересказ рассказа Э. Ю. Шима «Живые цветы».
Подготовительная группа.
Цель: Формирование уменияпересказывать с использованием опорныхкартинок.
Задачи:
Обучающие:
расширять представление детей о зимующих птицах;
совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа винительного падежа, согласование числительных с прилагательными и существительными).
уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
упражнять детей в умении пересказывать, используя опорные картинки.
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
продолжать развивать мышление, память, внимание;
Воспитательные:
Поддерживать интерес детей к миру природы.
Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Воспитывать умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое мнение.
Предварительная работа: Чтение рассказов о зимующих птицах: «Синичка» Г. Скребицкого. «Дятел», «Воробей» Г. Снегирева. «Воробьиный термометр» Н. Сладкова. «Снегирь» В. Бурлака.
Педагог: Ребята! Скажите, какое сейчас время суток? По каким признакам вы об этом догадались?
Дети, какое бывает утро? (Ответы детей).
Правильно-доброе.
Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится!
Приготовьте гнезда-ладони!
Берем доброе утро осторожно и как птицу пересаживаем из гнезда в гнездо, что бы оно погрелось в руках каждого.
Пересаживаем-передаем по кругу и тихонько приговариваем, Доброе утро. (Педагог и дети «передают» воображаемую птицу друг другу говоря: Доброе утро»).
А вот и мое гнездо, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас «вместе: Доброе утро и нашим гостям: Доброе утро».
Педагог: Дети, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком (выставить портрет). Это писатель Эдуард Юрьевич Шим.
Больше всего любил он детей и природу.
Я прочту вам рассказ Эдуарда Юрьевича Шима который называется, «Живые цветы».
А вот кто будут, главными героями рассказа вы узнаете, выполнив задание «заколдованный рисунок».
Дети должны найти птицу «спрятанную» на рисунке, назвать ее, найти эту птицу среди предложенных «цветных» птиц (среди изображений птиц находятся «лишние птицы»).
Ребенок: Я, вижу голубя, голубь зимующая птица, и т. д.
Педагог: Какие птицы изображены на картине?
Ребенок: На картине изображены зимующие птицы.
А сейчас садитесь, кому, как удобно, слушайте внимательно, Я прочитаю вам рассказ Эдуарда Юрьевича Шима «Живые цветы».
Первичное чтение рассказа.
Во время чтения педагог показывает опорные картинки.
Э.Ю. Шима «Живые цветы»
Замело снегом землю. Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет. А теперь вокруг белым – бело, и сделалась земля одинаковой. А так хочется, чтобы хоть один цветок глаза порадовал,
Я позвал цветы, и они ко мне прилетели. В палисаднике построил избушку – кормушку, насыпал крошек и семян. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы. Стайкой опускаются синицы. Грудки у них желтые, ясные, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири – пузаны, то словно красные маки распустятся…. И опять у меня цветной палисадник. Поглядишь – и будто теплей станет.
Повторное чтение с установкой на запоминание с использованием опорных картинок
Воспитатель читает повторно рассказ и выставляет поочередно опорные картинки.
Опорные картинки: Лето, зима, кормушка, крошки и семена, синица, щегол, поползень, свиристель, снегирь, цветы в саду.
Пересказ детьми рассказа «Живые цветы»
С использованием панно
Воспитатель просит детей пересказать рассказ по опорным картинкам.
Рассказ пересказывают 2 – 3 ребенка.
Молодцы! Теперь немного отдохнём и поиграем.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Игра «Что лишне, чего не стало?»
Педагог добавляет на панно лишнюю картинку (например: ласточку, курицу, лебедя, скворца) или убирает одну из картинок, выставленных на панно. Дети отгадывают, какая картинка лишняя, или какой картинки не стало; Так же можно поменять картинки местами: (что, изменилось?)
Лишняя картинка лебедь, так как это перелетная птица.
Лишняя картинка курица, так как это домашняя птица.
Подведение итогов:
Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали о новых зимующих птицах: щегле, поползне, свиристели.
Мы узнали, что у многих зимующих птиц очень яркое оперение и они похожи на красивые цветы.
Птицам зимой нужно помогать: стоить кормушки и кормить голодных птиц.
В заключение нашего занятия мы поиграем:
Музыкальная (игра) «Зимующие птицы»
Дети выбирают легкую ткань, которая имитирует крылья птиц.
Ребята «летают» под музыку, изображая понравившихся им птиц.
Наше занятие закончилось, сегодня, мы узнали много нового всем большое спасибо.