Просмотр содержимого документа
«Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в королевство цифр» (подготовительная группа)»
Непосредственная образовательная деятельность
«Путешествие в королевство цифр»
(подготовительная группа)
Обоснование актуальности.
Подготовительная группа состоит из детей 5-6 лет. Заметила, что не все дети правильно пишут цифры (упрощают, пишут их в зеркальном отражении). В этом возрасте это допустимо, но не хочется закреплять искаженный образ цифры. Часто использую фасоль, пластилин, проволочки для моделирования, так же детям нравится писать цифры палочками на песке, ведь можно легко исправить ошибку. Есть небольшая группа детей, у которых не автоматизировано знание последовательности чисел числового ряда.
Чтобы отрабатывать правильное написание, на каждое занятие раздаю памятки-образцы, периодически напоминаю - из каких элементов состоит цифра, последовательность изображения элементов, пространственное расположение в клетке. Проводя физкультурные минутки, использую командные соревнования, например, раздаю цифры и прошу построиться по порядку.
Дети, играя в сюжетно-ролевые игры «Магазин», « Школа», закрепляют ошибочный образ цифр.
Кроме того на занятиях по развитию речи есть задания, где надо обозначить числом последовательность картинок к рассказу, а на занятиях по ознакомлению с окружающим посчитать диких и домашних животных, обозначить цифрой их количество, сравнить каких животных больше, а каких меньше. Для этой работы важно хорошо ориентироваться в последовательности чисел, уметь их сравнивать.
Да и в самой математике знание последовательности чисел позволяет правильно выполнять другие задания: найти соседей числа, решать простейшие примеры.
Чтобы привлечь внимание к цифрам и показать их значимость для человека и закрепить знания, разработала занятие и игру. В процессе игры дети учились обмениваться имеющимися у них материалами ( у одних были только продукты, у других только посуда, у третьих инструменты и так далее), возникали ситуации, когда надо было договориться как поменять одни предметы на другие нужные для игры, определить сколько предметов одной группы соответствуют одному в другой, запоминать числа оказалось нелегко и дети предложили, что проще бы было их записывать цифрами. Рассказала, что были времена, когда цифр не было. На вопрос: «Как люди обходились без них?» - предложила найти ответ самостоятельно.
Многие в этот же день обратились за помощью к родителям, которым я накануне предложила не давать готовых ответов, а поискать их вместе, сначала выслушав мнение детей по этому вопросу и дать возможность поразмышлять, где можно найти ответ. Конечно, ребенок 5-6 лет не может сам отобрать материал для презентации, необходимо помочь выбрать ключевые моменты и подобрать иллюстративный материал.
Предложенная работа мотивировала детей, направила их мыслительную активность на поиск ответа.
Переадресация вопроса детям способствует развитию самостоятельности и любознательности с одной стороны, а так же стимулирует установление партнерских отношений с родителями.
Решила начать занятие именно с рассказов детей о том, что они узнали. Само занятие игровое построено в форме соревнования.
Цель: закрепить знание образа цифр (0-9 ) и их последовательность в числовом ряду.
Задачи:
Учить:
Проводить простейшую презентацию на заданную тему.
Находить знакомые цифры среди других символов (буквы, иероглифы).
Замечать неправильно изображенную цифру.
Подбирать недостающий элемент цифры.
Определять недостающую цифру и искаженную последовательность.
Применять знакомый алгоритм действий в новой ситуации.
Развивать:
Умение последовательно излагать свои мысли.
Слушать других и дополнять рассказ.
Внимание.
Логическое мышление.
Процессы анализа и синтеза.
Творчество и креативность.
Воспитывать:
Умение доводить начатое дело до конца.
Доброжелательное отношение к товарищам.
Тактичность.
Желание приходить на помощь другим.
Активность.
Самостоятельность.
Оборудование к непосредственно образовательной деятельности:
набор картинок к презентации;
2 таблицы с цифрами и другими знаками (буквы, иероглифы);
Карточки «найди неправильную цифру» по количеству детей;
цифры - пазлы для работы в парах;
наборы римских и арабских цифр по 2;
задания на последовательность цифр- «найди пропущенную цифру» -2, «выбери правильную последовательность» на каждого ребенка;
«Сегодня нам предстоит путешествие в страну Цифр, нас ждет много открытий и испытаний, но я уверена, что все вместе дружно мы их преодолеем и узнаем много нового и интересного. Для начала давайте разделимся на 2 команды» (рассчитываемся на первый- второй).
Детей встречает Королева цифр: «Здравствуйте, я рада гостям. Но мне очень интересно, знаете ли вы, как называются цифры, которыми вы пользуетесь, когда и для чего человек их придумал, и вообще, как считали древние люди?»
«Я вижу и в одной и в другой команде есть желающие ответить. Чтобы было честно даю задание на смекалку. Кто быстрее догадается, начнет рассказ, а другая команда будет дополнять. Какие цифры не изменяются в зеркальном отражении? (0 и 8)
Презентация «Как появились цифры».
«Вы молодцы, я вижу, что сможете навести порядок в моем королевстве.
1 задание: «прятки» (работа в командах)
«Мои поданные любят играть в прятки, найдите их среди других знаков».
2 задание: «Найди неправильную цифру» ( индивидуально и в командах)
«Следующее задание более сложное, в каждом зале вам предстоит найти неправильные цифры, некоторые из них повернулись в другую сторону, или даже лежат в моем присутствии или стоят на голове. Кто выполнит свое задание быстрее других, может помочь своей команде, но не торопитесь слишком, будьте внимательны, чтобы не сделать ошибок».
3 задание: «Цифры - пазлы» (работа в паре)
«А здесь видимо побывал цифроед! От моих цифр остались кусочки. Предлагаю найти в своей команде себе пару, договориться и восстановить цифры».
4 задание: «Найди пропущенную цифру» (работа в команде).
«Вы узнали цифры, восстановили их, я закрыла их в комнатах, поставив по порядку, но неожиданно сработала тревожная сигнализация, что-то не так».
5 задание: «Римские цифры» (работа в командах)
«Вы ребята многое знаете и умеете, вас можно называть настоящими математиками, но не знаю: достаточно ли вы догадливы и сообразительны! Вы изучаете арабские цифры, а в некоторых странах используют римские цифры, постарайтесь определить: какой арабской цифре соответствует какая римская". ( даю подсказку: древний человек тоже использовал для счета руку)
6 задание: «Магия чисел».
«Люди по- разному относятся к числам, некоторые считают их волшебными, другие не любят и даже боятся. Вы догадались о каких числах я говорю? (3; 7; 13; 2) А какое число любимое у вас? Мне бы очень хотелось их увидеть, выберете материал, который нравится и пусть ваши цифры будут красивые и необычные».
7 задание: «окончание» ( подведение итогов) Если результат неравный, даюдополнительные задания (узнай на ощупь цифру – шершавые).
«Вы показали, что хорошо знаете цифры, но еще больше меня порадовало то, что умеете договариваться, тактично предлагать помощь, высказывать свою точку зрения и слушать мнение других. К сожалению, у меня неотложные дела, но я буду с нетерпением ждать новых встреч. Чтобы покинуть королевство надо выбрать билет, в котором правильная последовательность цифр».