Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный подход к организации предметно-развивающей среды логопедического кабинета»
Нетрадиционный подход к организации предметно-развивающей среды логопедического кабинета
Актуальность:
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование возникла остро проблема по созданию развивающей образовательной среды для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка..
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности .
Проблема нетрадиционного преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей.
Вследствие этого мной были обозначены цель и задачи преобразования предметно- пространственной среды.
ЦЕЛЬ: Разработать предметно-развивающую среду, которая бы способствовала оптимизации коррекционно-логопедической работы и развитию коммуникативных навыков у детей с учётом их индивидуальных особенностей.
ЗАДАЧИ:
создать условия для развития речи у детей через зонирование коррекционно-развивающего пространства кабинета.
изготовить настольные дидактические игры с нетрадиционных подходом коррекции речи у детей;
разработать специальную методическую литературу по изучаемой теме.
При оформлении развивающей предметно пространственной среды были учтены следующие принципы:
- информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования, активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
- полифункциональность (разнообразное использование различных составляющих предметно-развивающей среды);
- интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
- трансформируемость (возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
- педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды;
- трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создание образовательного пространства, которое отвечает требованиям ФГОС ДОУ к оснащению логопедического кабинета, а так же оптимальным коррекционным, развивающим и безопасным условиям образовательной среды, способствующим успешной социализации, самореализации дошкольников и достижению высокого качества коррекционно-логопедической работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
При оформлении логопедического кабинета мной было создано специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также для индивидуально-коррекционной работы с детьми, стимулирующее речевую деятельность и речевое общение детей.
Материал, содержащийся в логопедическом кабинете носит многофункциональный характер и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
При изготовлении дидактических игр были учтены следующие принципы: *разнообразие материалов; *возрастные и индивидуальные особенности детей;
* структура речевых нарушений; *доступность; *системность;
*тематическая направленность.
КАРТОТЕКА ИГР
Игра «Найди, где спрятались обитатели моря» - Расставить картинки животных по силуэтам и назвать их.
Игра «Кого не стало?» - Убрать одну картинку и попросить отгадать, кого не стало. Аналогично с другими картинками.
Игра «Назови, кто с кем дружит?» - Назвать соседей. Например: Дельфин дружит с морской черепахой. И т. д.
Игра «Назови ласково» - Например: черепаха - черепашка. И т. д.
*****
Игра «Помоги ёжику разложить грибочки» - Разложить картинки по силуэтам и назвать их.
Игра «Какого гриба не стало?» - Убрать одну картинку и попросить отгадать, чего не стало. Аналогично с другими картинками.
Игра «Съедобные-не съедобные» - Назвать грибы ядовитые и съедобные.
Игра «Посчитай-ка». Посчитать грибы от 1 до 5. Например: 1 мухомор, 2 мухомора и т. д.
*****
Игра «Кто, где спрятался?» - Расставить картинки животных по силуэтам и назвать их.
Игра «Кого не стало?» - Убрать одну картинку и попросить отгадать, кого не стало. Аналогично с другими картинками.
Игра «Кто как голос подаёт?» - Назвать кто, что делает Например: собака – лает. И т. д.
Игра «Назови детёнышей» - Назови, кто у кого является детёнышем. Например: У коровы - телёнок и т. д
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ АТРИБУТОВ
Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
РАЗРАБОТКА СИЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Альбом дидактических игр на основе изучаемых лексических тем способствует всестороннему развитию как речевых процессов, так и основных психических функций.
Таким образом, правильно организованная предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка, созвать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с окружающим, а также позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007
3. Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 -7 лет с общим недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
5. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» ООО «ТЦ СФЕРА» 2004.
6. А. И. Дербина, Л. Е. Кыласова «Игровые занятия с детьми 5-7 лет» «Издательство учитель» 2010.
7. Л. М. Граб «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР» ОО «Издательство Гном и Д» 2010.