kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мы югорчане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Мы югорчане" по художественно-творческому развитию старших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мы югорчане"»

Муниципальное образование
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «РОДНИЧОК»













Программа
«МЫ ЮГОРЧАНЕ»
по художественно-творческому развитию старших дошкольников

















Автор-составитель:

Воспитатель:

Плехова Татьяна Александровна







пгт. Междуреченский 2016





М. Горькому принадлежит столь же простая, сколь и точная формула: «Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду». Действительно, с одной стороны, - освоение опыта воображения, воплощенного в творениях людей (а тем самым – развитие и своей собственной фантазии), с другой, - воспитание уважения к труду, вложенному в эти творения, в единстве составляют необходимое условие интеграции подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и национальную.

Е. А. Флерина отмечала особую силу влияния народного искусства на процессы восприятия, мышления, общее психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

На наш взгляд, традиционное декоративно-прикладное искусство выступает как инструмент творческого овладения детьми общественно-культурным опытом, т. к. ориентирует ребенка на освоение не только его сложившегося, но и складывающегося, открытого к развитию содержания пространства новых культурных смыслов. Его средствами может быть задана модель зоны ближайшего и более отдаленного развития ребенка, которая несет в себе «культурный код» человеческого (детского) развития. Этим и определяется образовательная ценность декоративно-прикладного искусства.

Ханты-Мансийский автономный округ в последние годы является благоприятным регионом нашей страны для проживания, с высоким уровнем экономического развития, с хорошим уровнем жизни. Югра - это многонациональный, полиэтнический округ, отсюда и особенность образования и воспитания детей, которая тесно связана с диалогом и трансляцией национальных культур. Причем проблема состоит в том, что на традиционных народных праздниках обско-угорских народов присутствующим отводится роль пассивного зрителя, наблюдателя. Необходимо организовать такую систему воспитания, которая непосредственно в образовательном учреждении познакомит детей с особенностями национальной культуры ханты и манси. Стержнем, вокруг, которого будет построена такая система, станет традиционное декоративно-прикладное искусство обско - угорских народов.

Решение проблем образования в детских садах и школах Севера и повышения эффективности усвоения дошкольниками содержания трудового обучения, включающего знания о культуре, традициях, истории и нравах народов Севера может быть достигнуто путем корректировки учебных программ по декоративно-прикладному искусству с учетом особенностей и перспектив развития региона, национальных способностей, традиций народной педагогики. Это актуально и необходимо, так как деятельность детского сада и школы как социальных институтов прочно связана с национальными интересами, традициями и культурой региона.

Искусство коренных народов - это самобытный пласт этнокультуры. С точки зрения исследователей, народное изобразительное искусство, особенно декоративное, отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Яркие цвета узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают детей. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию, ребенок дошкольного возраста способен освоить технику выполнения узоров и самостоятельно орнаментировать изделия. Изделия народного искусства помогают усвоить нравы, обычаи, учат понимать и любить прекрасное, дают пищу художественному восприятию детей, способствуют возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений.

Стремление познакомить с культурой коренных народов, желание показать ее привлекательность и неповторимость привело к тому, что была составлена программа, дающая возможность воспитателю вести не стихийную, а планомерную работу по приобщению детей к декоративно-прикладному и орнаментальному искусству обских угров.

Организуя работу мы опирались на принципы построения продуктивной деятельности в условиях развивающегося дошкольного образования, сформулированными В.Т.Кудрявцевым:



  • формирование художественной умелости как общей способности к освоению широкого круга конкретных художественных (декоративно-прикладных) умений, их гибкому применению и видоизменению в нестандартных ситуациях

  • в основе художественной умелости лежит творческое воображение ребенка, а именно способность «видеть целое раньше частей», развитие у дошкольников умения выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в ходе развертывания продуктивной деятельности.

  • поиск смысла создаваемого и передачи его другим людям способность экспериментировать с образами

  • овладение детьми средствами композиции и композиционного поиска: пропорцией, масштабностью, ритмом, контрастом, которые получают особое выражение в декоративно-прикладном искусстве.

  • Программа «Северное сияние» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-­творческому развитию и направлена на комплексное решение задач познавательного, художественно-эстетического и речевого развития детей через ознакомление с декоративно-прикладным искусством обских угров.
    Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 36 занятий в год в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Набор воспитанников проходит в начале учебного года на основе желания детей и интересов родителей.

  • Программа для детей 5-6 лет состоит из блоков: «Жизненный уклад обских угров», «Культура коренных народов обского Севера», «Орнаментальное искусство обских угров», «Декорирование деталей и предметов одежды».

  • Программа для детей 6-7 лет включает блоки: «Югорский мир», «Игрушки из природного материала», «Орнаменты», «Работа с иголкой», «Бисероплетение», «Работа с тканью».

  • Цель:

  • Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного и орнаментального искусства обских угров.

  • Задачи:

  • Обучающие:

  • Расширять представления детей о культуре коренных народов: быте, традициях, декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве, устном народном творчестве обских угров;

  • Формировать навыки пользования иглой и наперстком, шитья предметов для рукоделия, плетения бисерных украшений и вышивки бисером, изготовления народных игрушек;

  • Обогащать и активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия предметов обихода, орудий труда, этапов работы, признаков декоративного и орнаментального искусства и действий, связанных с деятельностью;

  • Развивающие:

  • Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

  • Развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно- моторную координацию;

  • Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к людям труда, к творчеству народных мастеров, интерес к культуре коренных народов;

  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к ручному труду;

  • Содержание

  • В содержание работы включены разные виды деятельности: декоративное рисование, аппликация, ручной труд, ознакомление с предметами быта, одеждой, устным народным творчеством (сказки, стихи, пословицы), музыкой (песнями, танцами, музыкальными инструментами, народными праздниками).

  • Основными направлениями работы по ознакомлению дошкольников с обско-угорским декоративно-прикладным искусством стали:

  • непосредственное ознакомление с жилищем обских угров (Музей «Торум Маа»), с предметами быта, одеждой («музей Природы и человека»)

  • знакомство с устным народным творчеством, музыкой, песнями (Театр коренных обско-угорских народов, занятия в ДОУ)

  • ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий: Окружной центр прикладного творчества и ремесел, Детский этнографический центр «Лылынг союм», на выставки декоративно ­ прикладного искусства (на городских и окружных праздниках обско-угорских народов).

  • занятия по декоративному творчеству, на которых дети знакомятся с орнаментами, создают эскизы на полосе, квадрате, круге, силуэтах, изображающих предметы быта и одежды, обучаются приемам вырезывания и рисования с учетом возрастных особенностей детей.

  • занятия по ручному труду, на которых дети учатся работать с тканью, бисером, закрепляют навыки пользования иголкой, наперстком.

  • участие детей в праздниках, играх на основе традиционной культуры народов ханты и манси и др.

  • Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

  • Обобщение представлений о характерных признаках времен года, региональных признаках, закрепление в речи названий признаков;

  • Систематизация представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, закрепление названий животных, проживающих в крае, места их обитания

  • Обобщение представлений о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются, обогащение словаря словами, обозначающими жизненно важные процессы

  • Конкретизация представлений о растениях и месте их произрастания (растут, питаются, поглощают свет и воду) узнавание и их различение, называние словом;



  • Формирование представлений о способностях человека и других живых существ чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи и др.), особенности окружающей среды в крае, закрепление в активном словаре новых слов;

  • Обобщение представлений о жилище человека в зависимости от места обитания и климатических условий, особенности проживания коренных народов в округе, закрепление новых слов в активном словаре;

  • Систематизация знаний о разных национальностях людей, культуре;

Художественно-творческая деятельность детей старшего возраста

  • Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного искусства (графика, живопись) умение видеть их особенности и отличительные признаки

  • Отражение в рисунке, в лепке, в конструировании своеобразия архитектурного стиля и назначения предметов, сооружений, зданий;

  • Стимулирование проявлений творчества в изготовлении игрушек, масок и элементов декораций для игр драматизации и др.



Учебно-тематический план работы с детьми 5-6 лет по декоративно-художественной деятельности

Цель: Обучение детей декорированию предметов и деталей одежды

Задачи:

  • Знакомство с бытом, одеждой и культурой народов ханты и манси

  • Знакомство с орнаментальным искусством обско-угорских народов

  • Развитие умений ориентироваться на листе бумаги

  • Обучение приемам изображения и вырезывания элементов обско-угорского

  • орнамента (вырезывания геометрических фигур)

  • Развитие умений составлять узоры из простых элементов

  • Развитие умений декорировать разными орнаментами детали

одежды





























м

Форма

Тема

Материал и оборудование

Приемы

Кол-во

Сентябрь

тяб

рь


НОД

Познавательно-речевое

Коренные народы нашего края Знакомство с жилищем, одеждой, предметами быта

Карта округа, фотографии, одежда, посуда , туесок, сумочка, мешочек для рукоделия,

Рассказ, рассматривание предметов, просмотр Видеофильма

1

Познавательно-речевое

Знакомство с играми народов севера

Игрушки (нарты, погремушки, Куклы - акань

Рассказ, рассматривание, художественное слово,

1

Познавательно-речевое

Знакомство с устным народным творчеством, музыкой и песнями народов севера

Магнитофон, видео, народные музыкальные инструменты

Рассказ с использованием художественного слова, чтение сказки.

1

Познавательно-речевое

Знакомство с декоративно­ прикладным искусством народов севера: орнаменты

Предметы быта, женские украшения из бисера


Рассказ, рассматривание, художественное слово.

1

Октябрь

Аппликация

Элементы: «Полоска», «Пав», «Священное лезвие (топор)», «Зубчики», «Головки»


Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, ножницы


Рассказ, рассматривание, художественное слово, обследование предметов.

2

Аппликация

Элемент «заячьи ушки»


Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, ножницы

Рассказ, рассматривание, художественное слово.

2

Ноябрь

Аппликация

Извилина», «крест» «Двойные павы»

Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши,

Рассказ, рассматривание, обследование, называние элементов узора.

2

Рисование

«Голова небесного зверя»


Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши,

Рассказ, рассматривание, обследование,

2





Декабрь

Рисование

«Ноги утки» «Заячьи лапки»


Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши,

Рассказ, рассматривание, художественное слово

2

Аппликация

«Оленьи рога»


Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага

Рассказ, рассматривание, художественное слово

2

Январь

Аппликация

Составление и выкладыв. орнаментов на полосе

Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, полоса бумаги

Объяснение, показ образцов, готовая разметка, самостоятельная работа, анализ работ

2

Рисование

Рисование орнаментов на полосе


Белая бумага, простые карандаши, краски


Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ

1

Февраль

Аппликация

Составление и выкладывание орнаментов на квадрате

Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, квадрат

Объяснение, показ образцов, готовая разметка,

2

Рисование

Рисование орнаментов на квадрате


Белая бумага, простые карандаши, краски


Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ

1














Март

Физкультурный досуг «Состязание оленеводов»

1

Аппликация

Составление узоров

Цветная бумага, простые карандаши

Объяснение, показ образцов

2

Рисование

Рисование орнаментов в круге




Белая бумага, простые карандаши


Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ

1

Рисование

Рисование орнаментов на силуэте рукавицы


Бумага, карандаши, силуэт рукавицы

Объяснение, показ образцов, схема, самостоятельная работа, анализ выполненных работ

1

Развлечение

Вороний праздник (встреча весны)



1

Апрель

Аппликация

Составление орнамента на рукавице


Бумага цветная, карандаши, клей, ножницы, силуэт рукавиц

Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ

2

Рисование

Рисование орнаментов на силуэте платья


Бумага, карандаши, фломастеры, силуэт платья


Объяснение, показ образцов, самостоятельная работа, анализ работ

2

Май


По замыслу



1

Выставка детских узоров «Северные узоры»



Диагностика

По критериям программы
















К концу года ребенок имеет представление:

о быте, одежде и культуре народов ханты и манси об орнаментальном искусстве обско-угорских народов

К концу года ребенок умеет:

Ориентироваться на листе бумаги. Рисовать и вырезать элементы обско-угорского орнамента (вырезание геом. фигур)

Умеет составлять узоры из простых элементов

Умеет декорировать детали одежды разными

орнаментами









































Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет по ручному труду

  • Цель: Формирование устойчивого интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов, развитие представлений о художественном многообразии, богатстве, красоте народных хантыйских и мансийских орнаментов, предметов декоративно-прикладного искусства

  • Задачи:

  • Продолжать обучать умению декорировать элементы одежды

  • Обучение пользованию иглой и наперстком

  • Обучение умениям и навыкам шитья предметов для рукоделия

  • Обучение умениям и навыкам плетения бисерных украшений и вышивки бисером

  • Развитие умений изготовлять народную игрушку

  • Воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к ручному труду





































М

Тема занятия

Материалы и оборудование

Содержание

Кол-во

Сентябрь










Экскурсия в Центр ремесел «Декоративно –прикладного творчества» (ДК)

Предметы дек­ прикладного творчества народов ханты и манси

Рассказ сотрудника


1


Изучение хантыйских и мансийских орнаментов и узоров

Изделия декор ­ прикладного искусства народов ханты и манси

Рассказ воспитателя, рассматривание образцов изделий

1

Украшение орнаментом сумочки или рукавицы

Готовые силуэты из бумаги рукавицы, сумочки,

Рассказ воспитателя, рисование на листе в клеточку

1

Украшение орнаментом рубашки или платья


Готовые силуэты рубашки, платья из бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, трафареты

Рассказ воспитателя, рисование на листе в клеточку, закрашивание фломастерами,

1

Октябрь

Игрушки обско - угорских народов (выставка)


Выставка игрушек


Рассказ сотрудника, рассматривание игрушек, материала из которого они изготовлены, художественное слово

1

Изготовление бус из ягод рябины


Проволока тонкая, ягоды рябины


Правила техники безопасности при работе с проволокой , этапы работы, самостоятельная работа

1


Знакомство с берестой








Кружка, корзинка, кузовок






Рассматривание берестяных изделий






1


Орнамент на кузовке для сбора ягод


Трафарет, ножницы, клей




Рассказ воспитателя. Этапы работы, самостоятельная работа. Рассматривание берестяных изделий

1

Ноябрь

«Знакомство с иголкой и наперстком»

Иголки по количеству детей, наперстки, кусочки ткани (ситец )




Рассказ воспитателя с использованием художественного слова, правила техники безопасности пользования иголкой.

1

«Игольница»

сукно, ситец или сатин, бисер.


Рассматривание образцов игольниц, самостоятельная работа, анализ работ

2

«Мешочек для мастерицы»

Образцы сумочек, сукно, ситец или сатин, бисер.


Рассказ воспитателя, рассматривание образцов сумочек, самостоятельная работа, анализ работ

2

Декабрь

«Хантыйский (мансийский) платок»

Кусочки цветной ткани, иголки, нитки, однотонная ткань, образцы платков


Беседа о народах ханты, рассматривание образцов платков, показ этапов работы, самостоятельная работа, анализ

2

«Платок для юганской куклы-пакы»

Ткань квадратной или треугольной формы, ножницы, иголки с нитками

Беседа о народах ханты, рассматривание образцов платков, показ этапов работы, самостоятельная работа, анализ


2

Январь

Знакомство с бисером

Бисер, леска или иголка с ниткой




Рассказ воспитателя, рассматривание украшений, узоров, показ этапов работы, самостоятельная работа.

1

Турлопс (нагрудник)

Бисер, леска или иголка с ниткой, кусочек ткани.


Рассказ воспитателя, узоров, показ этапов работы,


2

Февраль

Пришивание пуговиц к ткани

Ткань, иголка с ниткой пуговицы, ножницы

Рассказ воспитателя, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка

2

«Украшение для манжета»


Бисер 2-3 цветов, тонкая ткань прямоугольной формы


Рассматривание образцов украшений, узоров, цветовой гаммы.

2

Март

Вышивка салфетки (подарки мамам к 8 марта)

Салфетка, бисер, иголка с ниткой, ножницы.

Рассказ воспитателя, вышивка по контуру в одну и две бисеринки

2

Сделаем бабушке нарядные чулки

Орнаменты, трафареты, ножницы, клей

Рассматривание образцов украшений, приклеивание орнаментов

2

Акань - хантыйская кукла




Куклы хантов разных регионов, ткань ситец или сатин, однотонная и цветная

Рассматривание кукол этнических групп ханты, показ образца, самостоятельная работа

2

Апрель

Цветы из бисера

Проволока, ножницы, бисер

Нарезание проволоки кусками, нанизывание по порядку бисера на проволоку.

2

Узоры из пуговиц для женских украшений (воротник)

Пуговицы, ножницы, иголка с ниткой

Пришивание пуговиц орнаментом (рисунком). Составление мозаики из пуговиц

1

Экскурсия в РКЦИ «КОНДА»

Предметы быта, одежда, игрушки

Рассказ сотрудника о коренных народах ханты и манси

1

Май

По замыслу


Самостоятельная работа

1

Чему мы научились

Выставка детских работ

Рассказ воспитателя, рассматривание работ

1





К концу года ребенок может:

  • Выбирать знакомые орнаменты, рисовать их на бумаге, вырезать, декорировать ими элементы одежды

  • Пользоваться иглой и наперстком

  • Умеет шить предметы для рукоделия, пришивать пуговицы, пришивать разноцветные полоски ткани

  • Умеет плести украшения из бисера и вышивать бисером

  • Умеет изготовлять народную игрушку





Работа с педагогами ДОУ и педагогами дополнительного образования в рамках программы



Методический совет

Рассмотрение программы

Педагогический совет

Ознакомление с программой

Консультация

Орнаментальное искусство обских угров

Рекомендации

Обычаи коренных народов севера

Семинар-практикум

Изготовление традиционной игрушки – оберега народов ханты и манси

Викторина

«Знаете ли вы узоры народов севера»





Работа с родителями

Форма мероприятия

Тема

Сроки

Родительское собрание

Знакомство с программой «Мы югорчане»

Сентябрь-октябрь

Посещение занятий

Орнаментирование элементов одежды обских угров (старшая группа).

Работа с тканью (подготовительная группа)

В течение года

Памятка для родителей

Правила работы с иголкой

В течение года

Выставка

«Северные узоры»

Апрель-май



Новизна

Сделана попытка разработать программу по художественно-творческому развитию дошкольников на региональном материале посредством интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Практическая значимость

Выявление творчески одаренных детей.

Расширение спектра дополнительных бесплатных образовательных услуг.

Программа по художественно-творческому развитию , разработана на региональном материале с привлечением учреждений дополнительного образования РКЦИ «КОНДА».

Участники

Педагоги, дети, родители ДОУ, учреждения дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

  • Создание условий для развития индивидуальных возможностей ребенка

  • Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества

  • Повышение квалификации педагогических кадров

  • Удовлетворение образовательных запросов и потребностей родителей воспитанников

  • Расширение взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования

























Показатели объема представлений у детей о жилище, одежде, посуде и декоративно-прикладном искусстве обско-угорских народов

Показатели объема представлений

Полный объем

Частичный объем

Нулевой объем

5 -6 лет

Проявляет устойчивый интерес к предметам быта, одежде, произведениям народного творчества, знаком с народной игрушкой, выделяет ее особенности.

Эпизодически проявляет интерес к народной игрушке обско-угорских народов, при помощи воспитателя может назвать характерные особенности.

Ребенок не проявляет интереса к обско-угорскому народному искусству.

6 -7 лет

Проявляет устойчивый интерес к предметам быта, одежде, жилищу, произведениям народного творчества, орнаментам, народной игрушке, знает и называет их особенности.

Интерес к предметам быта, одежде, жилищу, произведениям народного творчества, орнаментам, игрушке неустойчивы.

Интерес к обско-угорскому народному искусству кратковременный.





























Учебно-методическое обеспечение программы

  • Ерныхова Е. Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов.- Ханты- Мансийск-2006.

  • А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

  • Ерныхова Е.Уроки Евдокии Ерныховой: Декоративно-прикладное искусство ханты и манси. - Березово, 1997.

  • Канев В.Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. -Сыктывкар, 1994.

  • Клевцов В.И. Плетение из бересты (50 полезных изделий).- СбП: Лениздат, 1996.

  • Кудрявцев В., Решетникова Р.Е. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров.-М.: Издательство ИКАР, 2003.-208с.

  • Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси// Югра. - 1992-№1

  • Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис.-Томск, 1999.

  • Николаева Т.Е., Егорова Г.И., Волдина Т.В. Сохранение фольклорных традиций.-Ханты-Мансийск: полиграфист, 2005

  • Тахтуева А.М. Материальная культура юганских ханты. Северный дом.

  • Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. СбП, Просвещение,1993

  • Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси/ под ред. Полуниной Т.А.-Ханты-Мансийск: ГуиПП» Полиграфист», 2002,- 48с.









10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Мы югорчане"

Автор: Плехова Татьяна Александровна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 362968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка классного часа  «Великого Отечества достойные сыны» "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-klassnogho-chasa-vielikogho-otiechiestva-dostoinyie-syny"
    ["file_id"] => string(6) "101602"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402423342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства