Программа «Северное сияние» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-творческому развитию и направлена на комплексное решение задач познавательного, художественно-эстетического и речевого развития детей через ознакомление с декоративно-прикладным искусством обских угров.
Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 36 занятий в год в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной группе - 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам. Набор воспитанников проходит в начале учебного года на основе желания детей и интересов родителей.
Программа для детей 5-6 лет состоит из блоков: «Жизненный уклад обских угров», «Культура коренных народов обского Севера», «Орнаментальное искусство обских угров», «Декорирование деталей и предметов одежды».
Программа для детей 6-7 лет включает блоки: «Югорский мир», «Игрушки из природного материала», «Орнаменты», «Работа с иголкой», «Бисероплетение», «Работа с тканью».
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного и орнаментального искусства обских угров.
Задачи:
Обучающие:
Расширять представления детей о культуре коренных народов: быте, традициях, декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве, устном народном творчестве обских угров;
Формировать навыки пользования иглой и наперстком, шитья предметов для рукоделия, плетения бисерных украшений и вышивки бисером, изготовления народных игрушек;
Обогащать и активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия предметов обихода, орудий труда, этапов работы, признаков декоративного и орнаментального искусства и действий, связанных с деятельностью;
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
Развивать мелкую моторику рук, точность ручных движений и зрительно- моторную координацию;
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к людям труда, к творчеству народных мастеров, интерес к культуре коренных народов;
Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к ручному труду;
Содержание
В содержание работы включены разные виды деятельности: декоративное рисование, аппликация, ручной труд, ознакомление с предметами быта, одеждой, устным народным творчеством (сказки, стихи, пословицы), музыкой (песнями, танцами, музыкальными инструментами, народными праздниками).
Основными направлениями работы по ознакомлению дошкольников с обско-угорским декоративно-прикладным искусством стали:
непосредственное ознакомление с жилищем обских угров (Музей «Торум Маа»), с предметами быта, одеждой («музей Природы и человека»)
знакомство с устным народным творчеством, музыкой, песнями (Театр коренных обско-угорских народов, занятия в ДОУ)
ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий: Окружной центр прикладного творчества и ремесел, Детский этнографический центр «Лылынг союм», на выставки декоративно прикладного искусства (на городских и окружных праздниках обско-угорских народов).
занятия по декоративному творчеству, на которых дети знакомятся с орнаментами, создают эскизы на полосе, квадрате, круге, силуэтах, изображающих предметы быта и одежды, обучаются приемам вырезывания и рисования с учетом возрастных особенностей детей.
занятия по ручному труду, на которых дети учатся работать с тканью, бисером, закрепляют навыки пользования иголкой, наперстком.
участие детей в праздниках, играх на основе традиционной культуры народов ханты и манси и др.
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Обобщение представлений о характерных признаках времен года, региональных признаках, закрепление в речи названий признаков;
Систематизация представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, закрепление названий животных, проживающих в крае, места их обитания
Обобщение представлений о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются, обогащение словаря словами, обозначающими жизненно важные процессы
Конкретизация представлений о растениях и месте их произрастания (растут, питаются, поглощают свет и воду) узнавание и их различение, называние словом;
м | Форма | Тема | Материал и оборудование | Приемы | Кол-во |
Сентябрь тяб рь | НОД Познавательно-речевое | Коренные народы нашего края Знакомство с жилищем, одеждой, предметами быта | Карта округа, фотографии, одежда, посуда , туесок, сумочка, мешочек для рукоделия, | Рассказ, рассматривание предметов, просмотр Видеофильма | 1 |
Познавательно-речевое | Знакомство с играми народов севера | Игрушки (нарты, погремушки, Куклы - акань | Рассказ, рассматривание, художественное слово, | 1 |
Познавательно-речевое | Знакомство с устным народным творчеством, музыкой и песнями народов севера | Магнитофон, видео, народные музыкальные инструменты | Рассказ с использованием художественного слова, чтение сказки. | 1 |
Познавательно-речевое | Знакомство с декоративно прикладным искусством народов севера: орнаменты | Предметы быта, женские украшения из бисера | Рассказ, рассматривание, художественное слово. | 1 |
Октябрь | Аппликация | Элементы: «Полоска», «Пав», «Священное лезвие (топор)», «Зубчики», «Головки» | Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, ножницы | Рассказ, рассматривание, художественное слово, обследование предметов. | 2 |
Аппликация | Элемент «заячьи ушки» | Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, ножницы | Рассказ, рассматривание, художественное слово. | 2 |
Ноябрь | Аппликация | Извилина», «крест» «Двойные павы» | Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, | Рассказ, рассматривание, обследование, называние элементов узора. | 2 |
Рисование | «Голова небесного зверя» | Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, | Рассказ, рассматривание, обследование, | 2 |
Декабрь | Рисование | «Ноги утки» «Заячьи лапки» | Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага, простые карандаши, | Рассказ, рассматривание, художественное слово | 2 |
Аппликация | «Оленьи рога» | Иллюстрации орнаментов и узоров, бумага | Рассказ, рассматривание, художественное слово | 2 |
Январь | Аппликация | Составление и выкладыв. орнаментов на полосе | Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, полоса бумаги | Объяснение, показ образцов, готовая разметка, самостоятельная работа, анализ работ | 2 |
Рисование | Рисование орнаментов на полосе | Белая бумага, простые карандаши, краски | Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ | 1 |
Февраль | Аппликация | Составление и выкладывание орнаментов на квадрате | Цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, квадрат | Объяснение, показ образцов, готовая разметка, | 2 |
Рисование | Рисование орнаментов на квадрате | Белая бумага, простые карандаши, краски | Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ | 1 |
|
Март | Физкультурный досуг «Состязание оленеводов» | 1 |
Аппликация | Составление узоров | Цветная бумага, простые карандаши | Объяснение, показ образцов | 2 |
Рисование | Рисование орнаментов в круге
| Белая бумага, простые карандаши | Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ | 1 |
Рисование | Рисование орнаментов на силуэте рукавицы | Бумага, карандаши, силуэт рукавицы | Объяснение, показ образцов, схема, самостоятельная работа, анализ выполненных работ | 1 |
Развлечение | Вороний праздник (встреча весны) | | | 1 |
Апрель | Аппликация | Составление орнамента на рукавице | Бумага цветная, карандаши, клей, ножницы, силуэт рукавиц | Объяснение, показ образца, самостоятельная работа, анализ работ | 2 |
Рисование | Рисование орнаментов на силуэте платья | Бумага, карандаши, фломастеры, силуэт платья | Объяснение, показ образцов, самостоятельная работа, анализ работ | 2 |
Май | | По замыслу | | | 1 |
Выставка детских узоров «Северные узоры» | |
| Диагностика | По критериям программы | |
о быте, одежде и культуре народов ханты и манси об орнаментальном искусстве обско-угорских народов
Ориентироваться на листе бумаги. Рисовать и вырезать элементы обско-угорского орнамента (вырезание геом. фигур)
М | Тема занятия | Материалы и оборудование | Содержание | Кол-во |
Сентябрь
| Экскурсия в Центр ремесел «Декоративно –прикладного творчества» (ДК) | Предметы дек прикладного творчества народов ханты и манси | Рассказ сотрудника | 1 |
Изучение хантыйских и мансийских орнаментов и узоров | Изделия декор прикладного искусства народов ханты и манси | Рассказ воспитателя, рассматривание образцов изделий | 1 |
Украшение орнаментом сумочки или рукавицы | Готовые силуэты из бумаги рукавицы, сумочки, | Рассказ воспитателя, рисование на листе в клеточку | 1 |
Украшение орнаментом рубашки или платья | Готовые силуэты рубашки, платья из бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, трафареты | Рассказ воспитателя, рисование на листе в клеточку, закрашивание фломастерами, | 1 |
Октябрь | Игрушки обско - угорских народов (выставка) | Выставка игрушек | Рассказ сотрудника, рассматривание игрушек, материала из которого они изготовлены, художественное слово | 1 |
Изготовление бус из ягод рябины | Проволока тонкая, ягоды рябины | Правила техники безопасности при работе с проволокой , этапы работы, самостоятельная работа | 1 |
| Знакомство с берестой
| Кружка, корзинка, кузовок
| Рассматривание берестяных изделий
| 1 |
| Орнамент на кузовке для сбора ягод | Трафарет, ножницы, клей
| Рассказ воспитателя. Этапы работы, самостоятельная работа. Рассматривание берестяных изделий | 1 |
Ноябрь | «Знакомство с иголкой и наперстком» | Иголки по количеству детей, наперстки, кусочки ткани (ситец )
| Рассказ воспитателя с использованием художественного слова, правила техники безопасности пользования иголкой. | 1 |
«Игольница» | сукно, ситец или сатин, бисер. | Рассматривание образцов игольниц, самостоятельная работа, анализ работ | 2 |
«Мешочек для мастерицы» | Образцы сумочек, сукно, ситец или сатин, бисер. | Рассказ воспитателя, рассматривание образцов сумочек, самостоятельная работа, анализ работ | 2 |
Декабрь | «Хантыйский (мансийский) платок» | Кусочки цветной ткани, иголки, нитки, однотонная ткань, образцы платков | Беседа о народах ханты, рассматривание образцов платков, показ этапов работы, самостоятельная работа, анализ | 2 |
«Платок для юганской куклы-пакы» | Ткань квадратной или треугольной формы, ножницы, иголки с нитками | Беседа о народах ханты, рассматривание образцов платков, показ этапов работы, самостоятельная работа, анализ | 2 |
Январь | Знакомство с бисером | Бисер, леска или иголка с ниткой
| Рассказ воспитателя, рассматривание украшений, узоров, показ этапов работы, самостоятельная работа. | 1 |
Турлопс (нагрудник) | Бисер, леска или иголка с ниткой, кусочек ткани. | Рассказ воспитателя, узоров, показ этапов работы, | 2 |
Февраль | Пришивание пуговиц к ткани | Ткань, иголка с ниткой пуговицы, ножницы | Рассказ воспитателя, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка | 2 |
«Украшение для манжета» | Бисер 2-3 цветов, тонкая ткань прямоугольной формы | Рассматривание образцов украшений, узоров, цветовой гаммы. | 2 |
Март | Вышивка салфетки (подарки мамам к 8 марта) | Салфетка, бисер, иголка с ниткой, ножницы. | Рассказ воспитателя, вышивка по контуру в одну и две бисеринки | 2 |
Сделаем бабушке нарядные чулки | Орнаменты, трафареты, ножницы, клей | Рассматривание образцов украшений, приклеивание орнаментов | 2 |
Акань - хантыйская кукла
| Куклы хантов разных регионов, ткань ситец или сатин, однотонная и цветная | Рассматривание кукол этнических групп ханты, показ образца, самостоятельная работа | 2 |
Апрель | Цветы из бисера | Проволока, ножницы, бисер | Нарезание проволоки кусками, нанизывание по порядку бисера на проволоку. | 2 |
Узоры из пуговиц для женских украшений (воротник) | Пуговицы, ножницы, иголка с ниткой | Пришивание пуговиц орнаментом (рисунком). Составление мозаики из пуговиц | 1 |
Экскурсия в РКЦИ «КОНДА» | Предметы быта, одежда, игрушки | Рассказ сотрудника о коренных народах ханты и манси | 1 |
Май | По замыслу | | Самостоятельная работа | 1 |
Чему мы научились | Выставка детских работ | Рассказ воспитателя, рассматривание работ | 1 |
К концу года ребенок может: Выбирать знакомые орнаменты, рисовать их на бумаге, вырезать, декорировать ими элементы одежды Пользоваться иглой и наперстком Умеет шить предметы для рукоделия, пришивать пуговицы, пришивать разноцветные полоски ткани Умеет плести украшения из бисера и вышивать бисером Умеет изготовлять народную игрушку
Работа с педагогами ДОУ и педагогами дополнительного образования в рамках программы
Методический совет | Рассмотрение программы | Педагогический совет | Ознакомление с программой | Консультация | Орнаментальное искусство обских угров | Рекомендации | Обычаи коренных народов севера | Семинар-практикум | Изготовление традиционной игрушки – оберега народов ханты и манси | Викторина | «Знаете ли вы узоры народов севера» |
Работа с родителями | Форма мероприятия | Тема | Сроки | Родительское собрание | Знакомство с программой «Мы югорчане» | Сентябрь-октябрь | Посещение занятий | Орнаментирование элементов одежды обских угров (старшая группа). Работа с тканью (подготовительная группа) | В течение года | Памятка для родителей | Правила работы с иголкой | В течение года | Выставка | «Северные узоры» | Апрель-май |
Новизна Сделана попытка разработать программу по художественно-творческому развитию дошкольников на региональном материале посредством интеграции дошкольного и дополнительного образования. Практическая значимость Выявление творчески одаренных детей. Расширение спектра дополнительных бесплатных образовательных услуг. Программа по художественно-творческому развитию , разработана на региональном материале с привлечением учреждений дополнительного образования РКЦИ «КОНДА». Участники Педагоги, дети, родители ДОУ, учреждения дополнительного образования. Ожидаемые результаты Создание условий для развития индивидуальных возможностей ребенка Участие детей в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества Повышение квалификации педагогических кадров Удовлетворение образовательных запросов и потребностей родителей воспитанников Расширение взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования
Показатели объема представлений у детей о жилище, одежде, посуде и декоративно-прикладном искусстве обско-угорских народов Показатели объема представлений | Полный объем | Частичный объем | Нулевой объем | 5 -6 лет | Проявляет устойчивый интерес к предметам быта, одежде, произведениям народного творчества, знаком с народной игрушкой, выделяет ее особенности. | Эпизодически проявляет интерес к народной игрушке обско-угорских народов, при помощи воспитателя может назвать характерные особенности. | Ребенок не проявляет интереса к обско-угорскому народному искусству. | 6 -7 лет | Проявляет устойчивый интерес к предметам быта, одежде, жилищу, произведениям народного творчества, орнаментам, народной игрушке, знает и называет их особенности. | Интерес к предметам быта, одежде, жилищу, произведениям народного творчества, орнаментам, игрушке неустойчивы. | Интерес к обско-угорскому народному искусству кратковременный. |
|