Просмотр содержимого документа
«Модель организации планирования образовательной деятельности воспитателями МДОУ в соответствии ФГОС ДО»
Модель организации планирования образовательной деятельности
воспитателями МДОУ в соответствии ФГОС ДО
Кузнецова Елена Михайловна, старший воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик»
г. Котлас Архангельской области
В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством педагога, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала и она в полной мере относятся к педагогу дошкольного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), профессиональный стандарт, предъявляют ряд требований к педагогу, а именно, умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми дошкольного возраста в соответствии Стандарта ДО.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Планирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении отражает различные формы и виды организации ежедневной совместной деятельности взрослых и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, варианты самостоятельной деятельности детей, насыщенность и наполняемость предметно-развивающей среды в рамках определенной темы.
Календарное планирование необходимо педагогу, чтобы увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми, значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогических ситуаций и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
Учитывая все эти факты, мы выработали «Модель организации планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик» с целью оптимизации образовательного процесса в ДОО и построения его в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Определили требования:
- максимально уменьшить «бумажное» планирование: перейти на электронное оформление планов;
- организовать разностороннее общение детей (совместные мероприятия, проекты, мастер-классы)
- своевременно реагировать на возникающие проблемы в развитии детей, обеспечивать профилактику и раннюю коррекцию нарушений развития;
- решать образовательные задачи как в специально моделируемой деятельности (игры, эксперименты, экскурсии, наблюдения), так и в реальных жизненных ситуациях (режимные моменты);
- организовывать деятельность по повышению компетентности педагогов и родителей.
Безусловно, роль администрации является ведущей при организации планирования образовательной деятельности ДОО. Следовательно, мы начали работу в трех направлениях:
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Создание условий.
Перспективно-календарное планирование.
Повышение профессиональной компетентности педагогов:
- организацию работы методической службы (изучение нормативных документов),
- самообразование (формы самообразования многообразны: от чтения специальной литературы, участия в конференциях, выставках профессионального мастерства до поиска и обработки информации в сети Интернет),
- курсы повышения квалификации (очное и дистанционное обучение, посещение семинаров, видеоконференций, заседаний городских объединений).
Создание условий:
- консультации (как индивидуальные, так и для всех педагогов);
Форма планирования выбрана таким образом, что в ней четко были прописаны основные мероприятия, охвачены все основные разделы программы, задачи из всех образовательных областей.
Поскольку Стандарт определяет виды и формы образовательной деятельности, то все эти направления нашли отражение в календарном планировании.
Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).
Перспективно-календарное планирование
При планировании календарных планов мы используем табличную форму на двух бланках. В первом бланке осуществляется планирование НОД. Во втором - планируются виды образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, индивидуальную работу, взаимодействие с социумом, и организацию развивающей среды. С учетом темы недели.
Как итог, у воспитателей каждая тема недели раскрывается, через: виды, профессии, правила поведения и безопасность, историю и интересные факты, подтему (зависит от творчества педагогов и индивидуальных особенностях детей группы)
Планирования требует от воспитателя профессиональных умений и творчества, умений интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных задач, а также уметь сочетать различные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Данная работа призвана обеспечить новый импульс профессиональному развитию педагога, на что нацеливает ФГОС ДО.