Модель образовательной деятельности по тематической недели «День защитника Отечества»
Модель образовательной деятельности по тематической недели «День защитника Отечества»
В методической разработке представлена система образовательной работы с дошкольниками при реализации календарно-тематического планирования по теме недели "Защитники Отечества"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель образовательной деятельности по тематической недели «День защитника Отечества»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Умка»
Модель образовательной деятельности по тематической недели «День защитника Отечества»
Разработал: Т.Р. Ференец,
старший воспитатель
г. Верхний Уфалей,
2020 год
Нравственно-патриотическое воспитание, формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств занимают в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации важное место. Педагогические коллективы разных дошкольных образовательных организаций по-своему проектируют модель образовательного процесса.
Разработать модель образовательного процесса можно, используя комплексно-тематическийпринцип, который предполагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы и дает большие возможности для развития ребенка, позволяет организовать информацию оптимальным способом. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. У дошкольников появляются новые возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах детской деятельности. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Комплексно-тематическийпринцип придает систематичность всему образовательному процессу. Одной теме уделяется не менее одной недели. Содержание образования по теме недели нанизывается на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т.д.) и связывается с непосредственно образовательной деятельностью.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как необходимо обеспечить восприятие ребенком мира в единстве многообразных связей и отношений. Формирование целостной картины мира и разнообразных сущностных связей в представлениях ребенка о мире возможно, когда тема недели пропускается через содержание работы по разным образовательным областям. То есть реализация комплексно-тематического принципа при построении образовательного процесса предполагает взаимосвязь спринципом интеграции.
Тема недели отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках развития).
Такая система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО и предусматривает:
комплексно-тематическое планирование;
интеграцию образовательных областей;
разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.
Модель образовательной деятельности с дошкольниками 3-7 лет по теме недели «День защитника Отечества»
Возраст
II младшая группа
Средняя группа
Старшая и подготовительная
к школе группы
Целевой компонент
Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.Знакомить детей с военными профессиями (моряк, летчик, танкист).
1.Расширять представления о государственных праздниках, о празднике День защитника Отечества, о воинах российской армии.
2.Продолжать знакомить детей с военными профессиями (моряк, летчик, танкист).
1.Сформировать представления о военном прошлом страны, её защитниках.
2.Расширять представления о видах войск Российской армии.
Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
1.Воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества.
1.Воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества.
1.Воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества.
2.Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины.
3.Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
1.Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).
Совершенствовать умения видеть отдельные различия во внешнем виде летчика, моряка, пограничника, танкиста, называть военных и военную технику (самолет, корабль, танк) на картинках.
1.Сформировать умение применять полученные знания в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной и др.).
2.Упражнять детей в соблюдении правил поведения и бережного отношения к памятным историческим местам в городе.
3.Развивать стремление интересоваться и самостоятельно получать знания о героическом прошлом страны у старшего поколения.
4. Расширять гендерные представления: формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
Содержательный компонент
Технологический (процессуальный) компонент
Вид детской деятельности
Форма организации, методы и приемы
Познавательно- исследовательская деятельность
Непосредственно образовательная деятельность «Я и мой папа»
1.Непосредственно образовательная деятельность «Защитники Отечества» (см. Г.Я. Затулина «Россия – Родина моя», с.20).
2.Загадки об армии.
3.Рассматривание коллекции наборов солдатиков, игрушек – военная техника.
4. Рассматривание альбома "Наша Армия", фотографий о военной технике, наглядно-дидактического пособия «Защитники Отечества».
1. Непосредственно образовательная деятельность «О моём любимом папе».
2. Ситуации общения «Мы с папой очень похожи»,
«Много дел у настоящих мужчин», «Как мы с папой маме помогали», «Я помогаю папе в выходной день».
1.Непосредственно образовательная деятельность «Магазин военных игрушек».
2. Беседы «Мой папа – солдат», «Зачем нужна армия».
1.Непосредственно образовательная деятельность «Составление рассказа по картине «На границе» (см. пособие Н. Нищевой «Детям о профессии. Кем быть»).
2.Непосредственно образовательная деятельность по составлению рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (см. О. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», с. 95).
3. Беседы «Военные профессии»,
«Как наши предки защищали свою страну», «О славе и гордости земли русской. Полководцы» (см. пособие Н.Ф. Виноградова «Дошкольникам о родной стране», с.34, 69), «Что такое героизм» (см. материал выставки), «Как армия охраняет нашу страну в мирное время», «День защитника Отечества», «С давних пор до наших дней наша армия сильней».
Игровая деятельность
1.Пальчиковая игра «Армия» (см. пособие О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада», с.20).
2. Игровая ситуация «Идут солдаты на парад» (обыграть игрушки солдатиков «Играем с солдатиками»).
3. Развивающая игра «Скажи, где находится солдатик» (учить определять пространственное расположение игрушки).
1.Пальчиковая игра «Защитники Отечества» (см. пособие О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада», с. 20).
2.Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные».
3. Дидактические игры «Собери солдата на службу», «Подбери пару».
2.Игры со счётными палочками «Танк», «Звёзды», «Флажок».
3.Сюжетно-ролевые игры «Мы – военные», «Мы – моряки», «Пограничники», «Мы санитары», «Готовим обед для солдата».
4. Дидактические игры «Разведчики» (закреплять умение находить заданное место в групповой комнате и в помещении всего детского сада, используя план помещения), «Примени вещь в деле», «Подбери пару».
Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, художественный труд)
1.Аппликация «Летящие самолёты» (см. пособие Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет», с.36)
1.Лепка «Самолёты» (см. пособие Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», с.32).
2.Аппликация «Военный корабль» (см. пособие Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», с.33).
1.Лепка «Пограничник с собакой», «Солдат на посту».
2. Лепка «Кружка для папы», «Отважные парашютисты».
3.Рисование «Солдат на посту».
4. Рисование портрета папы.
5.Аппликация (коллективная) «Наша Армия родная» (см. пособие Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»).
8. Конструирование военной техники из бумаги и бросового материала «База подводных лодок».
9. Складывание из бумаги солдатской пилотки.
Музыкально-художественная деятельность
1. Слушание Э. Парлов «Марш», М. Раухвергер «Праздник»; 2. Пение песни «Молодой солдат» муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель.
3. Выполнение музыкально-ритмических движений «Помирились» (муз. Т. Вилькорейской).
1.Слушание Т. Ломова «Марш», М. Раухвергер «Лётчики», Д. Кабалевский «Марш» (детский), «Барабанщик», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова «Мы солдаты» П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
Д. Шостакович «Марш» (игрушечный), Г. Свиридов «Военный марш».
2.Заучивание песен к празднику «Бравые солдаты».
3.Музыкальный праздник.
1. Слушание «Походный марш» муз. Д. Кабалевского, «Смелый наездник» муз. Р. Шумана, В. Агапкин «Прощание славянки», Г. Свиридов «Военный марш», М. Старокадомский «Марш Победы», В. Рунов «Праздничный марш», «Пограничники» муз. В. Витлина, песен военных лет.
2.Заучивание песен к празднику «Воздушные шары» муз. Л. Семеновой, «Наша Родина сильна» муз. А Филиппенко, «Армия России» муз А. Кириллова. «Моя Россия» муз. Г. Струве.
3.Выполнение музыкально-ритмических движений «Кто лучше скачет?» обр. Т. Ломовой. «Будь ловким» муз. Н. Ладухина.
4.Музыкальный праздник.
Двигательная деятельность
1.Подвижные игры «Мы пока ещё ребята, а шагаем как солдаты», «Попади в цель», «Самолеты».
1.Изготовление поделки из подсобного материала «Танк».
2. Изготовление праздничных открыток, подарков.
1.Изготовление праздничных открыток, подарков.
2. Изготовление поделки из подсобного материала самолета.
3.Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Чтение художественной литературы
1.Заучивание наизусть А. Барто «Флажок», «Самолёт», «Наши солдаты».
2.Чтение З. Александрова «Много звёзд…», Г. Бойко «Мы собираемся в полёт», С. Михалков «Дядя стёпа – ветеран», А. Барто «На заставе», Е. Дюк «Про дедушку», И. Грошева «Сегодня Федя не проказник», И. Бабушкин «Папе», Т. Прокофьева «Папе».
1.Чтение З. Александрова «Дозор», С. Маршак «Пограничники»,
В. Лебедев-Кумач «Морские волки» (в сокращении).
2.Заучивание А. Нехода «Лётчики», А. Барто «Кораблик».
1.Чтение стихотворений В. Степанова «Наша армия», А. Жарова «Пограничник» (см. пособие Н. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», с.337), С. Баруздин «Шёл по улице солдат» (см. «Хрестоматия для старших дошкольников»), А. Митяев «Почему армия всем родная», Я Аким «Земля», Л. Кассиля «Главное войско», «Твои защитники», Былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович» (познакомить детей с новым жанром - былина; учить понимать смысл и содержание).
2.Заучивание Е. Благининой «Миру – мир», «Шинель».
Создание альбомов «Мой папа» с иллюстрациями, фотографиями. Участие пап, дедушек в празднике «День защитника Отечества». Папка-передвижка «Нравственно-патриотическое воспитание современного дошкольника». Принять участие в оформлении газеты: «Мой папа (дед, дядя) служил в армии». «Мой папа (дед, дядя) военный». Прогуляться по Скверу Победы и обратить внимание детей на военную технику
Индивидуальное задание: подготовить презентацию семьи «Мой папа (дед, дядя) военный».
Результативный компонент
Педагогическая диагностика
См. Приложение №1
Приложение №1
Диагностика уровня знаний детей по темам «Защитники Отечества»
Младший дошкольный возраст
«Солдаты»:
Кто защищает нашу Родину?
У кого на пилотке есть звёздочка?
Кто служит в армии?
Для чего солдатам нужно оружие?
Как стать храбрым солдатом?
«Моряки»
Кто плавает на кораблях?
Какой головной убор носят моряки?
Кто самый главный на корабле?
Что нужно для того, чтобы стать отважным моряком?
«Лётчики»:
Кто водит самолёты?
Каким должен быть лётчик?
Что нужно делать с детства, чтобы стать смелым лётчиком?
«Наша армия»:
Каких воинов Российской армии ты знаешь?
Чем отличается военная форма солдата, моряка, лётчика?
Какой великий праздник отмечает вся наша страна 9 мая?
Кто смотрел по телевизору праздничный парад? Что ты увидел на параде?
Критерии:
Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.
Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
Низкий уровень: ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.
Средний дошкольный возраст
Кто защищает нашу Родину?
Для чего солдатам нужно оружие?
Кто плавает на кораблях (водит самолёты, управляет танками)?
Какой головной убор носят моряки?
Что нарисовано на крыльях самолёта?
Кто самый главный на корабле?
Какой великий праздник отмечает наша страна и все мы 9 мая?
Почему в День Победы на улице можно увидеть людей с медалями? Кто это?
Старший дошкольный возраст
Назовите рода войск нашей армии.
Расскажите, чем отличается военная форма солдата, лётчика, моряка?
Какую боевую технику вы знаете?
Назовите известных вам героев – защитников Отечества. Какие подвиги они совершили?
Какие улицы в нашем городе названы в честь героев – защитников Отечества?
Какие памятники в нашем городе посвящены защитникам Отечества? Где они расположены?
Кто такие ветераны? Почему у них много наград? За что награждают медалями и орденами?
Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?
Когда и как страна отмечает День Победы?
Какие военные награды ты знаешь?
Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.
Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
Низкий уровень: ребёнок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.