Просмотр содержимого документа
««Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Самарской области
«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
всоответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
на тему:
«Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
время обучения: 21.01.2019 — 25.01.2019
Выполнила:
Петрова Ирина Александровна
воспитатель
МБДОУ Детский сад №23
г.о. Самара
Самара 2019
А) Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ОП
При поступлении ребенка в детский сад осуществляется педагогическая диагностика. Результаты диагностики предоставляются членам ПМПк детского сада. Решением консилиума, родителям (законным представителям) рекомендовано пройти городскую ПМПК, для создания ребёнку специальных условий по оказанию образовательных услуг.
После предоставления заключения ГПМПК, приказом заведующего ОУ создается рабочая группа по разработке АОП. Разработанная программа принимается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя.
Только на основании письменного согласия родителей (законных представителей) сотрудники ОУ осуществляют реализацию АОП.
- специальные условия обучения и воспитания
В дошкольном учреждении созданы специальные условия для обучения и воспитания ребёнка с ЗПР. Имеются специальные образовательные программы, специальные учебные пособия, дидактические материалы, специальные технические средства. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника. Педагоги осуществляют выбор технологий, методов и приёмов педагогической деятельности в соответствии с задачами коррекционного обучения. А также созданы условия для беспрепятственного доступа ребенка на территорию, в здание ДОУ и группу. Ребенок интегрируется с детьми группы при организации образовательного процесса и организации массовых мероприятий как на территории детского сада (праздники, развлечения и т.д.), так и за его пределами (экскурсии, посещение музеев, выставок, и т.д.).
- предоставление услуг ассистента (помощника):
Помощник воспитателя осуществляет сопровождение ребенка с ЗПР (когда необходимо) в здании (при переходе на НОД в музыкальный, спортивный залы) и по территории детского сада, а так же во время проведения мероприятий за пределами дошкольного учреждения.
- взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов
Реализацию коррекционных мероприятий Основной образовательной программы учреждения осуществляют воспитатели, специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, медицинский работник.
Для плодотворной работы по преодолению, сохранению и укреплению психического и физического здоровья ребенка с ЗПР необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие коррекционные задачи решаются специалистами совместно. Вместе с тем, необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования занятий.
Специалист
Основные области деятельности специалистов
Основные направления
совместной работы
Учитель – логопед
Логопедическая диагностика, консультирование, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребёнком; разработка индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий с учетом данных логопедического обследования и заключения ГПМПК
Развитие основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи.
Педагог - психолог
Психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики, проведение тренинговых, психо-коррекционных форм работы.
Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций
Воспитатель
Определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу. Осуществление плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий с ребенком в ходе проведения режимных моментов и при проведении индивидуальных занятий с ребенком.
Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей; взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса. На основе рекомендаций специалистов организация индивидуальных занятий с ребенком. Использование в работе с ребенком артикуляционной, пальчиковой гимнастики, речевых игр, а так же упражнений на развитие всех компонентов речевой системы.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах.
Это совместное обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателем.
Взаимодействие со специалистами осуществляется в соответствии с планом индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка и его интеграцию в социуме.
Дети с ЗПР включаются во все виды непосредственно образовательной деятельности вместе с нормально развивающимися сверстниками (игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, конструирование, музыкальную, двигательную, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд), участвуют в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду, а также реализации коллективных проектов.
Социально-коммуникативное развитие детей с ЗПР осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.
Б) Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ.
Диагностическая работа включает:
-выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ при освоении образовательной программы;
- комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии ребенка с ЗПР;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей ребенка;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ЗПР;
-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ЗПР (мониторинг динамики развития, успешности образовательных областей).
В ходе педагогической диагностики (наблюдения), психологического обследования индивидуального развития ребенка (методика Е.А. Стребелевой) и диагностики речевого развития (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и составления речевой карты, были выявлены следующие образовательные потребности:
- обучение различным формам коммуникации (вербальным и невербальным);
- развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности (усвоение лексико – грамматических категорий, понимание сложных предложно – падежных конструкций, целенаправленное формирование языковой программы устного высказывания, навыков грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи, специальное обучение основам языкового анализа и синтеза);
- развитие навыков пространственной ориентировки;
- овладение мыслительными операциями;
- познавательная мотивация;
- развитие умственной активности;
- развитие крупной и мелкой моторики
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
В соответствии с заключением ГПМПК , с характеристикой на ребенка, составленной специалистами детского сада (общей) и решением ПМПк ДОУ, рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка (характеристика хранится в закрытом доступе). К характеристике и к персональным данным имеют доступ только те специалисты, которые реализуют коррекционные мероприятия с данным ребёнком. Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований и давать согласие-несогласие на проведение таких обследований.
АОП разрабатывает рабочая группа, которая создаётся приказом по детскому саду. Заведующий создаёт приказ об утверждении АОП. Затем родители ставят подпись: согласен – не согласен обучать ребенка по адаптированной образовательной программе.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития;
-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ОВЗ, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с ребенком с ОВЗ;
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-информационную поддержку образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснения участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям, педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ОВЗ;
-проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанника, социумом
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому в дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Педагог – психолог, учитель - логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития.
Партнерство с семьей строится на основе взаимного уважения и добровольности. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи, выстраивает взаимодействие. Родители становятся действительно участниками образовательного процесса.
В) Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога осуществляется на основе программно-методического обеспечения, в котором отражается специфика процессов обучения и воспитания детей, имеющих различные отклонения в психическом и социальном развитии:
1. «Радуга» примерная основная образовательная программа дошкольного образования, проект (С.Г. Якобсон; Т.Н. Гризик; Т.Н. Доронова; научный руководитель Е.В. Соловьева).
2. Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.
3. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под редакцией доктора педагогических наук
Л.Б.Баряевой, кандидата педагогических наук Е.А.Логиновой. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
4. «Система работы с узкими специалистами ДОУ»: Методическое пособие. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии», А.Зарин - Санкт-Петербург, 2015 год
7.«Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью», Е.С.Слепович, А.М. Поляков, - Санкт-Петербург: «Речь», 2008 год
8.«Особый ребенок в детском саду», Н.В.Верещагина – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2009 год
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда осуществляется на основе программно-методического обеспечения, в которых отражается специфика процессов обучения и воспитания детей,
имеющих нарушения речи:
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2.Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Развитие диалогического общения. АрушановаА.Г.Мозаика-Синтез, 2004.1.Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.:Детство-Пресс, 2003.
3.Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение. 1990.
6.Теремкова. Н.Е. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР» (Альбомы 1-4) М.: издательство «Гном и Д».
7. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа.-М.: Издательство«Скрипторий 2003», 2009. - 120 с.
Коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре осуществляется на основе программно-методического обеспечения, в котором отражается специфика процессов обучения и воспитания детей, имеющих различные отклонения в физическом развитии:
1.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
2. Фридман М.Г. Спортивно оздоровительная работа . М.: Просвещение,1991.
3.Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012;
4.Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
Дидактическиенаглядные(демонстрационные)материалы
1. Серия картин Мир природы (автор — О. А. Воронкевич).
2. Серия картин Мамы всякие нужны (автор — Н. В. Нищева).
3. Серия картин Кем быть (автор — Н. В. Нищева).
4. Серия картин Круглый год (автор — Н. В. Нищева).
8. Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных звуков.
9. настольно-печатные дидактические игры Дидактические наглядные (демонстрационные) материалы.
10. Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания.
11. Диагностический набор Стребелевой Е.А. для детей раннего и дошкольного возраста.
12. Программа компьютерной обработки и тестирования «Тест тревожности» Р.Тэммл; М.Дорки и Ф.Амен.
13. Набор психологической диагностики и коррекции в раннем возрасте Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко.
14. «Экспересс-диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко.
15. Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.).
16. Набор дидактических игр «100 и 1 игра» для развития ребенка.
17. Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста «Знакомство с цветом».
18. Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста «Тактильное домино».
19. Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста «Свойства предметов».
20. Набор методических материалов для развития и коррекционно-педагогической работе по развитию детей дошкольного возраста.
21. Набор методических материалов для развития и коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста» Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко;
Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду «Умные картинки» Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко.
22. Настольно-печатные игры на развитие высших психических функций ребенка;
23. Интеллектуальные игры Никитина «Сложи узор»;
24. Рамки и вкладыши Монтессори;
25. Наборы «Мировых головоломок»;
26. Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект.
Список литературы
1. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада» Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина
2. «Подготовка к школе детей с нарушениями речи» Т.А. Каше
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 304 с.
4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в группах для детей с ОВЗ»
5. Коррекция нарушений речи у дошкольников (организационные вопросы программно- методического обеспечения), 2005
6. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа в логопедической группе»
7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т. В. Волосовец
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуша
9. Лобзякова М.И. «Учимся правильно и четко говорить», 2007г.
10. Агранович З.А. «Лексико-грамматические задания», «Задания для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
11. Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 5 - 7 года».
12. Игры в логопедической работе с детьми под ред. В.И. Селиверстовой, 1981.
13. Ткаченко Т.А «Учимся говорить правильно» (технология коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет).
14. Цуканова СЛ., Бетц ЛЛ. «Учим ребенка говорить и читать» (технология коррекционного обучения детей с ФФН и ОНР).
15. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. (технология развития связной речи в подготовительной к школе логогруппе) - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
16. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. - СПб.: КАРО, 2008.
17. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
18. Фридман М.Г. Спортивно оздоровительная работа . М.: Просвещение,1991.
19.Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012;
20. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991
21. Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.
22. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под редакцией доктора педагогических наук Л.Б. Баряевой, кандидата педагогических наук Е.А.Логиновой. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
23. «Система работы с узкими специалистами ДОУ»: Методическое пособие. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
25. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии», А.Зарин - Санкт-Петербург, 2015 год
26.«Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью», Е.С.Слепович, А.М. Поляков, - Санкт-Петербург: «Речь», 2008 год
27.«Особый ребенок в детском саду», Н.В.Верещагина – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2009 год.
Г) Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Целенаправленная работа с м включает работ по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольником с ЗПР комплексно и многоаспектно.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам познавательного развития более полному раскрытию творческого потенциала ребенка, возможностей и способностей, и предусматривает совместную работу педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей.
Образовательная область «Познавательное развитие» выдвинута в коррекционно-развивающей работе на первый план. Образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие тесно взаимосвязаны с образовательной областью «Познавательное развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития Темирова Сулеймана.
Работой по образовательной области «Познавательное развитие» руководит педагог-психолог, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствие с рекомендациями педагога-психолога. При этом педагог-психолог работает над сенсорным развитием, развитием высших психических функций, становлением сознания, развитием воображения.
В работе по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а так же участвуют воспитатели, музыкальный руководитель. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формировании познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Учитель-логопед и педагог-психолог подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей Темирова Сулеймана.ю
Основными специалистами в области «Социально-коммуникатиное развитие» выступают педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели при условии, что остальные специалисты и родители подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели и музыкальный руководитель.
Работу в образовательной области «Физической развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей.
Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей.
В период коррекционно-развивающей работы взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности детей в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по коррекции и развитии познавательных процессов и формированию предпосылок учебной деятельности.
Познавательное развитие
Образовательные цели и задачи:
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию ребёнка, способствуя становлению сознания:
расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности, упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире (с приоритетом содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности);
знакомить с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.) и символами (например, государственная символика, символы Олимпийских игр и пр.);
формировать интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты;
формировать личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.); формировать умение планировать свою деятельность и жизнь;
начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами, со странами и народами);
закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления о человеке на основе упорядочивания информации (систематизация, классификация, сравнение и др.):
расширять и закреплять представления о разных видах деятельности людей; показывать, что рукотворный мир — это результат деятельности человека (через историю создания и совершенствования рукотворных предметов и объектов);
развивать интерес к событиям спортивной и физкультурной жизни страны;
знакомить со строением и работой некоторых органов и систем организма (элементарный, адаптированный к возрасту уровень);
закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления о мире природы:
продолжать знакомить с жизнью животных и растений в разных условиях;
расширять представления об объектах и явлениях неживой природы;
на доступном содержании (из жизни человека и природы) показывать значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире;
показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, формировать умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.
знакомить с растительным и животным миром родного края, особенностями географического расположения, богатством природных ресурсов, своеобразием климатических условий (в сравнении с другими регионами страны и мира).
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию ребёнка, закладывая основы личности:
формировать и укреплять познавательное отношение к миру:
знакомить с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение, телескоп, микроскоп, компьютер и др.), показывать их роль и значение в жизни человека;
формировать интерес к книге как к источнику информации;
формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему:
формировать основы экологической этики, разъяснять особое место и роль человека в системе жизни на Земле;
формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира (результатам деятельности человека);
формировать чувство ответственности за судьбу планеты. Активизировать посильную деятельность по охране окружающей среды;
формировать созидательное отношение к окружающему миру, поощряя желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо.
Художественно-эстетическое развитие
Образовательные цели и задачи
формировать умение создавать постройку, конструкцию, рисунок, скульптуру, прикладное изделие по образцу разной степени сложности;
формировать представление об алгоритме действий, учить действовать по алгоритму с опорой на схему;
учить действовать по словесной инструкции;
учить создавать продукт в сотрудничестве, партнёрстве (в паре, коллективно) и обеспечивать необходимые для этого условия;
Музыкальное развитие:
Исполнять дробный шаг, «пружинку», ритмические хлопки, чередует простой и дробный шаг, кружится легким бегом и дробным шагом.
Играть на разных музыкальных инструментах, точно выдерживая ритм и мелодию.
Двигаться в соответствии с различным характером музыки (шуточным, веселым, изящным, четким, акцентированным).
Изобразительная деятельность:
Развить интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Уметь взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Физическое развитие
Образовательные цели и задачи:
Уверено выполнять основные двигательные движения: прыжки, бег, лазанье, бросание, метание и т.д;
Сформировать устойчивый навык к произвольному мышечному напряжению и расслаблению;
Уметь выполнять упражнения по словесной инструкции взрослых;
Уметь самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры.
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
Коррекционная работа представляет собой систему психолого- педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии ребенка с ЗПР.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО для детей с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП ребенком с ЗПР, позволяющего учитывать его особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР, обусловленных недостатками в психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи ребенку с ЗПР с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для ребенка с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и его индивидуальных возможностей;
возможность освоения ребенком с ЗПР адаптированной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Цель коррекционно - развивающей работы педагога-психолога с ребенком:
создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.
Задачи:
Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.
Формировать способы усвоения ребенком с ЗПР социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.
Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Формировать у ребенка способы ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с ЗПР дошкольного возраста.
Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.
Направление работы педагога – психолога:
Осуществление системы коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
Создание условий для максимального развития ребенка в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры "зоны ближайшего развития".
Компенсация упущенного формирования тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, готовность к восприятию учебного материала соответствующего его возможностям.
Формирование разносторонних представлений о явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
Содержание работы педагога – психолога:
Коррекция недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.
Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенка с ЗПР, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.
Возможность освоения ребенка с ЗПР Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
Формы организации работы:
Программа реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные занятия. В процессе обучения используются индивидуальные психологических занятий. А также - через комплексные тематические и интегрированные занятия, праздники, конкурсы (викторины), специально спланированные тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, организованные исследования объектов окружающего мира, экспериментирование, целенаправленное наблюдение за явлениями в природе и за свойствами объектов, через проектную деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы и др.
Часть задач реализуется через индивидуальную работу с воспитателем, который проводит их по заданию педагога-психолога. Совместная работа педагога - психолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, потребностей данного возраста;
- опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.
Методические приемы, используемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- игры на развитие внимания, воображения;
- релаксационные круги, упражнения и т. п.;
- рисование;
- обсуждение переживаемых чувств.
Условия реализации коррекционно – развивающих занятий:
- занятия проводятся индивидуально с ребенком;
-занятия поводятся в группе
Психотерапевтический эффект коррекционно-развивающих занятий предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.
Развивающий эффект коррекционно-развивающих занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.
Воспитательный эффект коррекционно-развивающих занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков. Определение последовательности работы по постановке звуков.
Вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего.
3 раза в неделю
в течение учебного года
3 раза в неделю
в течение учебного года
Работа над слоговой структурой слова
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).
Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
( упражнения «Назови и покажи», « Раздели слова на слоги»)
2 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)
Выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных
Расширение и уточнение словаря по темам: День знаний. Школа. Профессия учитель, ученик. Сравнение профессий воспитатель-учитель. Я и моя семья Осень ранняя и поздняя. Признаки осени. Месяцы. Ягоды. Грибы. Сезонные изменения в лесу. Деревья, кустарники (сравнение растений леса и тундры) День дошкольного работника. Профессии в ДОУ Неделя здоровья Жизнь диких и домашних животных осенью Овощи-фрукты (экзотические). Сад – огород. Труд людей осенью. Лес. Грибы. Ягоды. Рукотворный мир: мебель, посуда (гжель, хохлома и т.д.) Электроприборы. Правила безопасности Неделя здоровья День народного единства. Моя страна. Мой край. Мой родной город. Неделя театра. Профессии в театре. Виды театров, театральные атрибуты. День матери. Моя семья.
(упражнения и д/и «Что это?», «Кто это?», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Назови действие», «Доскажи словечко», «Кто, что делает?»)
Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам .
Работа над диалогической речью (совместные беседы, с использованием литературных произведений).
Обучение пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).
(по лексическим темам I периода обучения).
2 раза в неделю
в течение учебного года
Учитель-логопед
Воспитатель
Развитие мелкой моторики
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Работа с рабочими тетрадями: по лексическим темам I периода, печатание пройденных букв.
2 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие произвольного внимания, устойчивости, объема.
1. Упражнение «Найди отличия»;
2. Упражнение «Найди предмет непохожий на другие»;
3.Упражнение «Лабиринт»;
4. Упражнение «Что изменилось»;
5. Упражнение «Самый наблюдательный»;
6. Упражнение «Животные».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
Развитие памяти.
1. Упражнение «Разучи стихотворение»;
2. Упражнение «Что изменилось?»;
3. Упражнение «Запомни картинки»;
4. Упражнение «Что изменилось».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
Развитие предметно-зрительного восприятия, анализа и синтеза.
1. Упражнение «Дорисуй узор»;
2. Упражнение «Изучаем мир вокруг»;
3.Упражнение«Составь (собери) картинку»;
4. Упражнение «Дорисуй картинку».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
Развивать связную речь.
1. упражнения: «Придумай слова»;
2. Упражнение «Составь предложение (рассказ)».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развивать мышление.
1. Упражнение «Найди ошибки»;
2. Упражнение «Логический квадрат»;
3. Упражнение «Наведи порядок на полках»;
4. Упражнение «Что нужно для ремонта»;
5. Упражнение «Дорисуй предмет»;
6. Упражнение «Составь рассказ по картинкам»;
7. Упражнение «Нелепицы»;
8. Упражнение «Чего не хватает»;
9. Упражнение «Что лишнее».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
Развитие эмоционально-волевой сферы.
1. Упражнение «Радостное и грустное облачко»;
2. Упражнение «Весёлая пчёлка»;
3. Упражнение «Поле эмоций».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог
Формирование речевого дыхания.
1. Упражнение «Геометрические фигуры»;
2. Упражнение «Веточка»;
3. Упражнение «Диагональ».
1 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развитие мелкой моторики рук.
1. Упражнение «Пройди по дорожкам»;
2. Упражнение «Дорисуй начатые узоры»;
3. Упражнение «Продолжи дорожку».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели,
Учитель-логопед
Развитие представлений о временах года, частях суток.
1. Упражнения «Когда это бывает …?»;
2. Упражнение «Что можно делать только зимой (летом и т.д.)?».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели,
Развитие творческого воображения.
1. Упражнение «Рисунки из ладошек»;
2. Упражнение «Незаконченный рисунок»;
3. Упражнение «Угадай кто я?»;
4. Упражнение «Волшебные превращения».
1 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог
Развитие предметно-зрительного восприятия, анализа и синтеза.
1. Упражнение «Найди предмет»;
2. Упражнение «Расскажи о животных»;
3. Упражнение «Помоги найти тень»;
4. Упражнение «Найди и раскрась».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(январь, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков
Продолжать работу над речевым и диафрагмальным дыханием.
Продолжать работу над просодической стороной речи.
Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Учитель-логопед, Воспитатель, Инструктор по физической культуре, Музыкальный руководитель
Звукопроизношение
1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков.
2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2 раза в неделю
в течение учебного года
Учитель-логопед
Работа над слоговой структурой слова
Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова, в середине слова, в конце слова.
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова и в середине слова.
2 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)
Знакомство со звуками [с] - [с’ ], [з] - [з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч] и буквами С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.
Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист (на материале изученных звуков).
Упражнять в различение на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схем сопоставлять с обозначениями).
упражнять в преобразовывании слова путем замены или добавления звука.
Упражнять в делении слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
(упражнения «Забавная паутинка», «Топни- Хлопни», «Определи место звука», «Не ошибись», «Будь внимателен», «Подбери по звучанию» «Горячий мяч»)
3 раза в неделю
в течение учебного года
Учитель-логопед
Воспитатель
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: Неделя здоровья. Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. Сезонные изменения в природе. Животные и птицы зимой. Зимние забавы. Зимние виды спорта Жизнь животных и птиц зимой. Новый год. Деды Морозы разных стран. Мастерская деда Мороза. Рождественские праздники Рождественские праздники на Руси Праздник Хейро. Жизнь и быт народов Севера. Сказки народов Севера. Неделя здоровья Растительный и животный мир Таймыра Международный день родного языка. Неделя книги (возникновение славянской письменности) Библиотека День защитника Отечества. Рода войск. Военные профессии. Военный транспорт. Русские богатыри. Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. ПДД Неделя здоровья
(Д/И и упражнения «Подумай и отгадай», «Кто больше назовет», «Что на елке?» «Я знаю 3(5) названий животных», «Животные и их детеныши» «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»)
2 раза в неделю
в течение учебного года
Учитель-логопед
Воспитатель
Грамматический строй речи
Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Согласование существительных с числительными.
Образование названий детенышей животных.
Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).
Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Уточнение значения простых предлогов (в, на, за, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
(по лексическим темам II периода обучения и на материале автоматизированных звуков).
(Д/И и упражнения «Где вы были, что делали?» «Что делали, что сделали», «Кто за деревом?» «Украсим елку», «У кормушки», «Где, кто живет?» «Составь предложение»)
2 раза в неделю
в течение учебного года
2-3 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие связной речи
Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
(по лексическим темам II периода обучения).
«Что случилось в Новый год?», «Сказки и картинки».
2-3 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие мелкой моторики
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам II периода).
Усложнять работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
Работа с рабочими тетрадями: по лексическим темам II периода, печатание пройденных букв.
Составление букв из элементов.
2-3 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие произвольного внимания, устойчивости, объема.
1. Упражнение «Не зевай»;
2. Упражнение «Поем вместе»;
3. Упражнение «Будь внимателен»;
4. Упражнение «Наоборот»;
5. Упражнение «Соблюдай правила»;
6. Упражнение «Соблюдай правила».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели.
Развитие памяти.
1. Упражнение «Какой игрушки не хватает?»;
2. Упражнение «Рисуем по памяти узоры»;
3. Упражнение: «Перескажи рассказ, сказку»;
4. Упражнение: «Опиши игрушку».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели.
Развивать связную речь.
1. Упражнение «Неоконченные рассказы»;
2. Упражнение «Сочини сказку к рисунку».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развивать мышление.
1. Упражнение «Чего не хватает»;
2. Упражнение «Что лишнее»;
3. Упражнение «Коврики»;
4. Упражнение «Склеим разбитую тарелку»;
5. Упражнение «Кто летает?»;
6. Упражнение «Что объединяет предметы?».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развитие эмоционально-волевой сферы.
1. Упражнение «Шарик эмоций»;
2. Упражнение «Рисую настроение»;
3. Упражнение «Маски».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог
Формирование речевого дыхания.
1. Упражнение «Геометрические фигуры»;
2. Упражнение «Веточка»;
3. Упражнение «Диагональ».
1 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развитие мелкой моторики рук.
1. Упражнение «Рисуем по клеточкам»;
2. Упражнение «Проведи линию в середине фигуры»;
3. Упражнение «Обведи фигуры».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развитие представлений о временах года, частях суток.
1. Упражнения «Когда это бывает …?»;
2. Упражнение «Что можно делать только зимой (летом и т.д.)?».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели,
Развитие творческого воображения.
1. Упражнение «Волшебные превращения»;
2.Упражнение «Использование предметов»;
3. Упражнение «Составление изображений объектов»;
4. Упражнение «На что похоже».
1 раз в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(апрель, май)
Развитие общих речевых навыков.
Продолжить работу над речевым дыханием.
Продолжить работу над просодической стороной речи.
Звукопроизношение
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
3 раза в неделю
в течение учебного года
Работа над слоговой структурой слова
Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой.
2 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)
Знакомство со звуками [л], [л’], [р], [р’].Знакомство с буквами Л, Р, Я, Е, Ё, Ю.
Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы.
Закрепить навыки анализа слов и анализа предложений.
(игры и упражнения «Найди себе пару» «Что мог бы нарисовать художник?» «Какой звук пропал в слове?», «Подскажи словечко», «Начало-середина-конец», «Звуки по кругу», «Шутки-минутки», «Подумай, не торопись»
3 раза в неделю
в течение учебного года
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: Международный женский день 8 марта. Мамы всякие нужны (профессии мам Ранняя и поздняя весна. Признаки весны. Демисезонная одежда Изменения в природе, месяцы. Масленица. Животный и растительный мир весной. Театральная весна. Профессии (художник, композитор, поэт, драматург, артист, режиссер) Международный день детской книги. День смеха и юмора. Космос. Планеты солнечной системы. Глобус. Карта земли. Климатические пояса и материки. Животные жарких стран. Особенности внешнего вида. Пустыня и саванна. Неделя здоровья. Продукты питания. Зеленая аптека (комнатные растения), что и как влияет на живую природу. Огород на окне. Праздник весны и труда. Весенние сельскохозяйственные работы. Профессии День Победы. Великая Отечественная война. Международный день семьи. Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия. ПДД Путешествие в мир насекомых.
(игры и упражнения « Я знаю…», «Из чего сделано», «Лови да бросай – цвета называй», «Третий лишний» «Какой по форме», «Один – много», «Бывает – не бывает», «Кто кем был»
2 раза в неделю
в течение учебного года
Грамматический строй речи
Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить употребление предлогов.
Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
Учить образовывать наречий от прилагательных (быстрый - быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).
Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет).
(по лексическим темам III периода обучения и на материале автоматизированных звуков).
( игры и упражнения« У меня нет…», « Придумай предложения», «Продолжи предложение», «Наоборот» , «О чем можно сказать?», «Микрофон», «Найди ошибку»
«Я-ТЫ», «Собери предложение»)
2-3 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие связной речи
Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
(по лексическим темам III периода обучения и на материале автоматизированных звуков).
2-3 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие мелкой моторики
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
Составление букв из элементов.
5. Печатание букв, слов в рабочих тетрадях.
2-3 раза в неделю
в течение учебного года
Развитие произвольного внимания, устойчивости, объема.
1. Упражнение «Запрещенное движение»;
2. Упражнение «Небылицы»;
3. Игра «Да и нет не говорите»;
4. Упражнение «Найди фигуру».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели.
Развитие памяти.
1. Упражнение: «Нарисуй по памяти картинку»;
2. Упражнение «Расставь точки»;
3. Упражнение «Запомни слова»;
4. Упражнение «Слушай и рисуй».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели.
Развитие предметно-зрительного восприятия, анализа и синтеза.
1. Упражнение «Незаконченные рисунки»;
2. Упражнение «Найди букву М»;
3. Упражнение «Чем отличается»;
4. Упражнение «Найди спрятавшихся зверей».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
Развивать связную речь.
1. упражнения: «Придумай слова»;
2. Упражнение «Составь предложение (рассказ)».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развивать мышление.
1. Упражнение «Разложи карточки на группы»;
2. Упражнение «Что общего»;
3. Упражнение «Противоположности»;
4. Упражнение «Подбери заплатку».
3 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развитие эмоционально-волевой сферы.
1. Упражнение «Пчелы и змеи»
2. Упражнение «Облака»;
3. Упражнение «Садовник».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог
Формирование речевого дыхания.
1. Упражнение «Геометрические фигуры»;
2. Упражнение «Веточка»;
3. Упражнение «Диагональ».
1 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели, Учитель-логопед
Развитие мелкой моторики рук.
1. Упражнение «Пройди по дорожкам»;
2. Упражнение «Дорисуй начатые узоры»;
3. Упражнение «Продолжи дорожку».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели,
Учитель-логопед
Развитие представлений о временах года, частях суток.
1. Упражнения «Когда это бывает …?»;
2. Упражнение «Что можно делать только зимой (летом и т.д.)?».
2 раза в неделю
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели,
Индивидуальная работа по физическому развитию.
Содействовать полноценному физическому развитию:
- продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной двигательной активности;
- обогащать двигательный опыт за счет общеразвивающих и спортивных упражнений;
- создавать условия для проявления и совершенствования ловкости, скорости и других физических качеств.
Совершенствовать умение держать равновесие; совершенствовать выполнение основных движений.
Укреплять здоровье:
- создавать условия, способствующие повышению защитных сил организма, выносливости и работоспособности;
- предупреждать детские заболевания, систематически проводить оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и уровня физического развития ребенка;
- укреплять разные группы мышц, способствуя формированию правильной осанки и следить за ее поддержанием во время разных видов деятельности;
- предупреждать нарушения зрения.
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению деятельности путем поощрения двигательной активности ребенка и создания условий для ее развития через развитие основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость).
2 раза в неделю
в течение учебного года
Инструктор по физической культуре
Инструктор по физической культуре, Воспитатель
Подготовка ребенка с ОВЗ к участию в утренниках, развлечениях, театрализованных представлениях, импровизированных концертах, физкультурных праздниках, проводимых в детском саду.
в течение учебного года
Музыкальный руководитель, Воспитатель, Педагог-психолог, Учитель-логопед, Инструктор по физической культуре
Создание предметно-развивающей среды в группе
Уголок психологической разгрузки
в течение учебного года
Педагог-психолог, Воспитатели
Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Формы работы
Итоговая беседа с элементами движений
Интегративная деятельность
Утренняя гимнастика
Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Игра
Контрольно-диагностическая
Игровая беседа с элементами движений
Интегративная деятельность
Утренняя гимнастика
Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Игра
Контрольно-диагностическая деятельность
Во всех видах самостоятельной деятельности детей
Двигательная активность в течение дня
Игра
Утренняя гимнастика
Самостоятельные спортивные игры и упражнения.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Специально подготовленные педагогами (воспитателем, музыкальным руководителем) занятия коррекционно-развивающей направленности для детей с ЗПР, учитывающие: программные требования к организации процесса обучения и воспитания, структуру дефекта и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно-полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника совместной деятельности
Самостоятельная деятельность детей Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
Взаимодействие с семьями детей Организация наглядной агитации для родителей, проведение индивидуальных бесед.
Поведение спортивных мероприятий, музыкальных праздников и развлечений.
Консультации и рекомендации по проведению работы с ребенком дома, для закрепления тех или иных знаний, умений, навыков.
Распределение функций между воспитателями и специалистами коррекционного направления:
Воспитатель – формирует у детей культурно-гигиенические навыки; организует игровую, трудовую, физическую деятельность детей, непосредственно образовательную деятельность, обеспечивает присмотр и уход за детьми. Музыкальный руководитель –проводит музыкальные занятия, готовит детей к участию в развлечениях. Инструктор ФК – проводит индивидуальную работу с детьми с ОВЗ. Учитель-логопед – развивает речь.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Специально подготовленные педагогами (воспитателем, музыкальным руководителем) занятия коррекционно-развивающей направленности для детей с ЗПР, учитывающие: программные требования к организации процесса обучения и воспитания, структуру дефекта и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно-полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника совместной деятельности
Самостоятельная деятельность детей Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
Взаимодействие с семьями детей Организация наглядной агитации для родителей, проведение индивидуальных бесед.
Поведение спортивных мероприятий, музыкальных праздников и развлечений.
Консультации и рекомендации по проведению работы с ребенком дома, для закрепления тех или иных знаний, умений, навыков.
Распределение функций между воспитателями и специалистами коррекционного направления:
Воспитатель – формирует у детей культурно-гигиенические навыки; организует игровую, трудовую, физическую деятельность детей, непосредственно образовательную деятельность, обеспечивает присмотр и уход за детьми. Музыкальный руководитель –проводит музыкальные занятия, готовит детей к участию в развлечениях. Инструктор ФК – проводит индивидуальную работу с детьми с ОВЗ. Учитель-логопед – развивает речь.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Специально подготовленные педагогами (воспитателем, музыкальным руководителем) занятия коррекционно-развивающей направленности для детей с ЗПР, учитывающие: программные требования к организации процесса обучения и воспитания, структуру дефекта и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно-полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника совместной деятельности
Самостоятельная деятельность детей Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
Взаимодействие с семьями детей Организация наглядной агитации для родителей, проведение индивидуальных бесед.
Поведение спортивных мероприятий, музыкальных праздников и развлечений.
Консультации и рекомендации по проведению работы с ребенком дома, для закрепления тех или иных знаний, умений, навыков.
Распределение функций между воспитателями и специалистами коррекционного направления:
Воспитатель – формирует у детей культурно-гигиенические навыки; организует игровую, трудовую, физическую деятельность детей, непосредственно образовательную деятельность, обеспечивает присмотр и уход за детьми. Музыкальный руководитель –проводит музыкальные занятия, готовит детей к участию в развлечениях. Инструктор ФК – проводит индивидуальную работу с детьми с ЗПР. Учитель-логопед – развивает речь.
Специалист
Задачи
Периодичность
Временной период
Учитель-логопед
Профилактика и коррекция речевых нарушений.
Ежедневно
1 половина дня
Оказание консультативной помощи родителям.
1 раз в неделю, по запросу
2 половина дня
Оказание консультативной помощи воспитателям
1 раз в месяц,
по запросу
14.00 – 15.00
Воспитатель
Реализация рекомендаций специалистов
Ежедневно
В течение дня
Повышение педагогической компетентности родителей.
Ежедневно
1, 2 половина дня
Педагог-психолог
Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение).
2 раза в неделю на коррекционно-развивающих занятиях
1 половина дня
Профилактика психоэмоционального напряжения.
Коррекционно-развивающая работа
Оказание консультативной помощи воспитателям по вопросам развития и воспитания детей.
по запросу
13.00 – 14.00
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей.
по запросу
17.00 – 18.00
Инструктор по физической культуре
Индивидуальная работа с детьми.
1 раз в неделю
1 половина дня
Оказание консультативной помощи воспитателям.
по запросу
12.30 – 13.00
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей.
1 раз в месяц,
по запросу
15.30 – 16.00
Музыкальный руководитель
Индивидуальная работа с детьми.
1 раз в неделю
1 половина дня
Оказание консультативной помощи воспитателям.
по запросу
13.00 – 14.00
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей.
по запросу
15.30 – 16.00
План работы специалистов ОУ с родителями детей с ЗПР
Время проведения мероприятия
Мероприятия
Октябрь
Индивидуальная беседа по результатам логопедического обследования
Индивидуальная беседа по результатам психологического обследования
Ноябрь
Семинар-практикум «Задержка речевого развития: что делать? Речевые игры для развития детей»
Декабрь
Консультация: «Игры и упражнения на развитие лексики и грамматики у детей с ЗПР»
Январь
Беседа-консультация «Как развивать фонематическое восприятие у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Февраль
Консультация «Автоматизация звуков»
Игровой практикум «Игры, которые учат»
Март
Консультация «Комплексы упражнений для развития мелкой моторики»
Апрель
Беседа-консультация «Как развивать воображение детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Консультация «Сохранение и укрепление психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Май
Индивидуальная беседа об итогах коррекционной работы и закреплении полученных знаний
Время проведения мероприятия
Мероприятия
Октябрь
Индивидуальная беседа по результатам логопедического обследования
Индивидуальная беседа по результатам психологического обследования
Ноябрь
Семинар-практикум «Задержка речевого развития: что делать? Речевые игры для развития детей»
Декабрь
Консультация: «Игры и упражнения на развитие лексики и грамматики у детей с ЗПР»
Январь
Беседа-консультация «Как развивать фонематическое восприятие у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Февраль
Консультация «Автоматизация звуков»
Игровой практикум «Игры, которые учат»
Март
Консультация «Комплексы упражнений для развития мелкой моторики»
Апрель
Беседа-консультация «Как развивать воображение детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Консультация «Сохранение и укрепление психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Май
Индивидуальная беседа об итогах коррекционной работы и закреплении полученных знаний
Время проведения мероприятия
Мероприятия
Октябрь
Индивидуальная беседа по результатам логопедического обследования
Индивидуальная беседа по результатам психологического обследования
Ноябрь
Семинар-практикум «Задержка речевого развития: что делать? Речевые игры для развития детей»
Декабрь
Консультация: «Игры и упражнения на развитие лексики и грамматики у детей с ЗПР»
Январь
Беседа-консультация «Как развивать фонематическое восприятие у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Февраль
Консультация «Автоматизация звуков»
Игровой практикум «Игры, которые учат»
Март
Консультация «Комплексы упражнений для развития мелкой моторики»
Апрель
Беседа-консультация «Как развивать воображение детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»
Консультация «Сохранение и укрепление психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Май
Индивидуальная беседа об итогах коррекционной работы и закреплении полученных знаний
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Содержание деятельности
Время
Длительность
Характер деятельности
Прием и осмотр детей, игры, индивидуальная работа с детьми по плану воспитателя
7.00-8.00
30 мин
Взаимодействие
с семьями
30 мин
СОДвРМ, СД
Круговой сбор
8.00-8.10
10 мин
СОДвРМ
Утренняя гимнастика
8.10-8.20
10 мин
СОДвРМ
Возвращение с гимнастики, подготовка к завтраку
8.20-8.35
15 мин
СОДвРМ, СД
Завтрак
8.35 - 8.55
20 мин
Игры
8.55 - 9.00
5 мин
СД
Занимательная деятельность, в том числе образовательная, основанная на самоопределении ребенка или предложениях взрослого по плану специалистов, технологии
9.00-10.00
1 час
СД, ОД
Игры
10.00-10.05
5 мин
СД
Подготовка ко второму завтраку
10.05-10.10
5 мин
СОДвРМ
Второй завтрак
10.10-10.20
10 мин
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки
10.20-12.20
2 ч
СОДвРМ, СД
Подготовка к обеду
12.20-12.30
10 мин
СОДвРМ, СД
Обед
12.30-12.50
20 мин
Подготовка ко сну
12.50-13.00
10 мин
СОДвРМ
Сон
13.00-15.00
2 ч
Постепенный подъем, гигиенические и оздоровительные процедуры
15.00-15.15
15 мин
СОДвРМ
Вечерняя гимнастика
15.15-15.25
10 мин
СОДвРМ
Игры
15.25-15.30
5 мин
СД
Занимательная деятельность, в том числе образовательная, основанная на самоопре-делении ребенка или предложениях взрослого
15.30-15.55
25 мин
НОД 4 раза в неделю
Игры, чтение художественной литературы
15.55-16.10
15 мин
СД
Подготовка к уплотненному полднику
16.10-16.20
10 мин
СОДвРМ, СД
Уплотненный полдник
16.20-16.40
20 мин
Круговой сбор
16.40-16.50
10 мин
СОДвРМ
Чтение художественной литературы, подготовка к прогулке, прогулка,