Одной из важнейших задач педагогов является подготовка детей к обучению в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.Данная методика позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности детей, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. На таких занятиях, ребята не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес детей к занятиям по подготовке к обучению грамоте и письму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список используемой литературы……………………………………………….21
а). нормативные акты РК
б). научно – методические издания
7. Приложение………………………………………………………………………..22
Введение
Что такое письмо? Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т. е. творить красоту. Знакомив детей с историей славянской письменности, русской «Азбуки», мы показываем, как писали раньше. И всегда стараемся сравнить письмо с чем-нибудь очень-очень красивым.
Из чего оно складывается, красивое письмо? Наверно, из «сыпкого дождика» Паустовского, из стихотворений Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Васильевского.
Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды.
Детям тоже надо дать этот глоток живительной воды. Можно начать с самого доступного и так необходимого — с природы. Сети паучков — это ведь тоже искусство, и если внимательно присмотреться, они напоминают искусство письма. Пусть ребята узнают и понаблюдают, как путешествует паучок с паутинкой вместе.
Чайковский писал, что восторги от созерцания природы выше, чем от искусства. Огромно благотворное влияние природы на душу ребенка.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе.
1.1 Краткое обоснование проекта
Одной из важнейших задач педагогов является подготовка детей к обучению в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Актуальность
Данная методика позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развить синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, а также творческие способности детей, решить в комплексе задачи обучения и воспитания. На таких занятиях, ребята не чувствуют утомления и усталости, а значит, нет скучающих детей и не падает интерес детей к занятиям по подготовке к обучению грамоте и письму.
Проблема
Дети неуверенно держат ручку (карандаш). Слабо развита фантазия и мелкая мускулатура пальцев рук.
Идея
Создать условия, при которых дети приобретут уверенность в своих силах, выстроив эффективную модель системы подготовки руки к письму.
1.2 Цели и задачи проекта
Цель:
Разработать и внедрить модель модифицированной методики Е.Н.Потаповой по подготовке руки к письму.
Задачи:
Выстроить эффективную модель системы подготовки руки к письму
Осуществить подбор элементов модели по подготовке руки к письму
Подобрать систему штриховок, способствующих развитию навыков письма.
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями
Развивать образное мышление, формировать умение создавать простые контуры изображения с помощью линеек – трафаретов.
1.3 Ожидаемый результат
Подобраны элементы модели по подготовке руки к письму.
Эффективная модель системы по подготовке руки к письму
Подобрана система штриховок, способствующих развитию навыков письма
Разработан перспективный план по работе с детьми и родителями
У детей сформировано умение создавать простые контуры изображения с помощью линеек – трафаретов.
Основное содержание проекта
2.1 Теоретическое обоснование проекта
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т.д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основное внимание педагога должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.
Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых».
Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой.
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!
Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные потешки: «сорока - белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» - утверждают ученые. «Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» - по мнению М.М. Кольцовой.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?
Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.
В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепиться неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить её к письму.
По данным наблюдений учённых, известно, что мускульная память у детей от четырёх до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение каллиграфии же начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребёнка самое сильное и самое яркое. Когда дети в первом классе начинают писать прописные буквы многие элементы не получаются и дети запоминают написание букв искажёнными. Это происходит потому, что мускулатура пальцев и кисти рук развита слабо. Учитывая это мы решили начиная уже со старшей группы развивать мелкие мышцы пальцев и кисти рук, при помощи штриховки предметов, составленных трафаретной линейкой.
На занятиях по штриховке, заинтересовываем детей составлением различных предметов в игровой форме. Но прежде всего мы познакомили детей с правилами пользования трафаретом и правилами штрихования. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие , они не чувствуют утомления.
Штриховка – это не только укрепление руки, но и развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие творческого воображения, зрительной памяти, логического мышления, таких качеств человека, как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, сила воли.
Описание продукта проектирования
Продукт проектирования состоит из модели модифицированной методики Е.Н.Потаповой, и представляет:
Подбор элементов по подготовке руки к письму,
Выстроенную модель системы,
Подборку системы штриховок, способствующих развитию навыков письма.
Разработан перспективный план работы с детьми и родителями
Планироание деятельности по реализации проекта
Перспективный план работы с детьми
месяц
цель
тематика
сентябрь
Познакомить детей с трафаретной линейкой. Учить правильно пользоваться трафаретом. Закрепить умение правильно держать карандаш, знания о геометрических фигурах. Воспитывать аккуратность.
1неделя – изображение трафаретной линейки
2неделя – составление изображения домика
3 неделя – составление изображения ёлки
4 неделя – составление изображения ёжика
октябрь
Продолжать учить детей пользоваться трафаретной линейкой. Познакомить детей со штриховкой прямыми линиями (сверху вниз, слева направо ). Познакомить с правилами штриховки ( не выходить за края фигуры, соблюдать параллельность линий).Развивать координацию движений рук. Учить составлять изображения предметов. Воспитывать усидчивость.
1 неделя – составление изображения дома
2 неделя – составление изображения машины
3 неделя – составление изображения конфеты
4 неделя – составление изображения башни
ноябрь
Продолжать учить детей составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Познакомить с новым видом штриховки по кругу ( заматывание ниточки на клубок ). Закреплять умение правильно держать карандаш. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать аккуратность.
1 неделя – составление изображения кошки
2 неделя – составление изображения лисы
3 неделя – составление изображения медведя
4 неделя – составление изображение белки
декабоь
Продолжать учить составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Познакомить с новым приёмом штриховки – полукруг. Закреплять умение штриховать, используя знакомые приёмы, правила штриховки. Воспитывать усидчивость, внимательность.
1неделя – составление изображения ёжика
2 неделя – составление изображения грибов
3 неделя – составление изображения паровоза
4 неделя – составление изображения птицы
январь
Продолжать учить детей пользоваться трафаретной линейкой .Учить составлять изображения объединенные в композицию. Закреплять навыки штрихования, умение различать геометрические фигуры .Развивать мелкую мускулатуру рук, внимание, память. Воспитывать аккуратность.
1 неделя – составление изображения “ Зимний день ”
2 неделя – составление изображения снеговика на прогулке
3 неделя – составление изображения ёлочных украшений
4 неделя – составление изображения новогодней ёлки
февраль
Продолжать учить детей составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Познакомить с новым видом штриховки “ наискосок ” . Закреплять умение правильно держать карандаш, соблюдать осанку при письме. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимательность, аккуратность.
1 неделя – составление изображения деда Мороза
2 неделя – составление изображения Снегурочки
3 неделя – составление изображения снежной горки
4 неделя – составление изображения дворца Снежной королевы
март
Продолжать учить составлять изображения предметов при помощи трафаретной линейки. Закреплять умение штриховать в разных направлениях, правила штриховки. Воспитывать усидчивость.
1 неделя – составление изображения паровоза с вагоном
2 неделя – составление изображения печки
3 неделя – составление изображения автобуса
4 неделя – составление изображения кареты
Апрель
Продолжать учить составлять изображения предметов, используя трафарет. Закреплять умения правильно держать карандаш, соблюдать осанку, штриховать в разных направлениях. Развивать мелкую мускулатуру пальцев . Воспитывать усидчивость, аккуратность.
1 неделя – составление изображения ракеты
2 неделя – составление изображения самолёта
3 неделя – составление изображения вертолёта
4 неделя – составление изображения маяка
май
Продолжать учить детей составлять изображения, используя трафарет, без показа образца. Развивать воображение, творчество, логическое мышление. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
1 неделя – составление изображения птицы
2 неделя – составление изображения гусеницы
3 неделя – составление изображения бабочки
4 неделя – составление изображения детей
Перспективный план работы с родителями
месяц
тема
Цели
Сентябрь
Беседа на тему: “ Штриховка и её значение для письма ”
Познакомить родителей со значением штриховки для развития мелкой мускулатуры пальцев и рук.
Рекомендации для родителей по штрихованию и работе с трафаретом.
Помочь родителям организовать работу по закреплению навыков штрихования дома.
Октябрь
Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Организация свободной деятельности дома ”.
Выяснить чем и как занимаются дети в свободное время дома, даётся ли детям возможность рисовать карандашами, лепить. Рассказать о необходимости рисования цветными карандашами, лепке из пластилина для развития мелкой мускулатуры пальцев и рук.
Индивидуальные на тему: “Воспитание внимательности”
Предложить родителям рекомендации по развитию внимательности у детей.
Ноябрь
Организовать выставку образцов для штрихования.
Познакомить родителей с разнообразной тематикой штрихования и видами штриховок.
Подготовить подборку физминуток.
Рекомендовать родителям использовать физминутки в домашних условиях, как залог здоровья детей.
Декабрь
Индивидуальная беседа с родителями о том, как ребёнок держит карандаш.
Рекомендовать родителям, чтобы во время рисования, штрихования обращали внимание, на то как ребёнок держит карандаш, добиваться правильного положения карандаша во время работы, контролировать силу нажима на карандаш.
Рекомендации родителям Стасика К., Алины П., Алины Д. о воспитании у детей уверенности в своих силах.
Помочь родителям воспитать уверенность у детей при работе самостоятельно.
Январь
Индивидуальные рекомендации для родителей на тему: “Воспитание внимательности”
Предложить родителям рекомендации по развитию внимательности у детей .
Рекомендации родителям по организации свободной деятельности.
Помочь родителям организовать свободную деятельность для развития мускулатуры пальцев и рук.
Февраль
Консультация на тему: “Активизация творческих способностей детей ”
Познакомить родителей с необходимостью активизировать творческие способности детей для успешной работы с трафаретом.
Индивидуальная беседа с родителями о том, как ребёнок держит карандаш.
Предложить родителям добиваться, чтобы ребёнок правильно держал карандаш во время творческих работ.
Март
Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Лепим, развивая руки ”.
Рекомендовать родителям , чтобы дети чаще лепили дома, т.к. при этом развивается мускулатура пальцев и рук .
Организовать просмотр для родителей занятия с элементами штрихования.
Наглядно показать родителям как дети составляют изображения при помощи трафарета и заштриховывают, соблюдая все правила.
Апрель
Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости.
Дать родителям рекомендации по воспитанию у детей усидчивости, терпения и настойчивости.
Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Как я держу карандаш”.
Показать родителям необходимость правильно держать карандаш, контролировать силу нажима во время рисования.
Май
Организовать просмотр занятия для родителей с элементами штрихования.
Показать чему научились дети благодаря совместной работе воспитателей и родителей.
Критерии оценки эффективности проекта
Модель системы по подготовке руки к письму
Элементы модели по подготовке руки к письму
Знакомство с трафаретными линейками
Знакомство с элементами штрихования
Знакомство с буквами
Знакомство с элементами букв
Построение предметов
Штриховка
Развитие речи
Создание в памяти образа букв
Система штриховок
Сверху – вниз
Слева – направо
Наискосок
Закручивание клубочка
Полукруг
Элемент буквы И
Элемент буквы О
Элемент буквы Е
Элемент буквы У
Элемент буквы С
Элемент буквы М
Элемент буквы Ь
Соединения элементов
Перспективный план по работе с детьми и родителями по месяцам и неделям
Риски проекта
Материальный: слабая материальная база, отсутствие линеек - трафаретов
Технический: отсутствие ТСО, мультимедийных экранов.
Кадровый: непрофессиональность педагога, нежелание готовить необходимый материал к занятиям.
Глоссарий
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - комплексное понятие, в состав к-рого входят личностная и интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Личностная готовность - наличие мотивов учебной деятельности (наличие желания не просто пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные, связанные с учебой обязанности), познавательное отношение к внешнему миру, сформированность коммуникативных средств и навыков, желания общаться; достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность - достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Для диагностики Г. р. к ш. используется комплекс разнообразных методик, направленных на исследование развития познавательной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер), тест Бендер и др.
ЗАНЯТИЕ - форма организации обучения, осуществляемая под руководством преподавателя в точно установленное время, с постоянным составом обучаемых, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения.
ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ (от лат. illustratio - наглядное изображение, освещение) - вид наглядности, заключающийся в использовании на учебных занятиях доступных установок, аппаратов, макетов, в демонстрации учебных фильмов по различным видам производства, например чугуна и стали, серной, соляной, азотной кислот и т.д., которые не только расширяют кругозор, но и служат взаимосвязи изучаемого материала с производственной деятельностью человека.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед новшеств.
КОНСПЕКТ - краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь (лекции, раздела учебника и др.) . (Ожегов С.И.)
КРИЗИСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - трудности, проблемы, возникающие в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается, т. к. все слишком налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.
КРУГОЗОР - объем интересов, знаний человека.
МЕТОДИКАНаука о методах преподавания. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. М. Опытов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ - средства наглядности в обучении. Н.п. в учебном процессе выполняют две основные функции: являются средством зрительной наглядности и источником информации. Н.п. подразделяются на натуральные и изобразительные - специально создаваемые для целей обучения. Отдельный вид составляют комбинированные Н.п., сочетающие натуральные объекты и изображения.
РИСУНОК - изображение на поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом, с помощью графических средств. Обычно рисунок выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.
КОНТУР - линия, очерчивающая форму предмета. ШТРИХ - в рисунке - линия, проведенная одним движением руки. Различиями в направлении, толщине, очертаниях и характере штриха: - передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, - достигаются моделировка формы, характеристика среды и т.д. В зависимости от характера работы штрихи могут: - выглядеть,как отдельные линии; или - сливаться в сплошное пятно. КАРАНДАШ - стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски (в деревянной или металлической оправе), предназначенный для письма, рисования или черчения. Различают графитные, цветные, копировальные и другие карандаши. Особыми видами карандашей являются сангина и пастель.
Список используемой литературы
Нормативные акты РК
1. Государственный общеобязательный Стандарт образования Республики Казахстан. Астана 2009
2.Методические рекомендации к программе воспитания и обучения
детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» Астана - 2009 год
Научно-методические издания
Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1990.
Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома.- Ярославль: «Академия развития», 1998;
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998;
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно.- СПб, 1996;
Миронова С. А. Развитие письма дошкольников на занятиях в детском саду.- М., 1991;