Просмотр содержимого документа
«Методика М,монтессори»
Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімілін №27 бөбекжай -бақшасы» Мемлекетік Коммуналдык Қаазыналық Қәсіпорны.
Государственное Коммунальное Казенное Предприятие «Ясли – сад№27
акимата г. Костаная».
Жұмыс тәжірибесінен баяндама.
Педагогикалық кеңес.
Таным үрдісін дамыту: «Монтессори технологияларын қолдану үрдісінде баланың ойлау, қабылдау қабілетін дамыту».
Доклад из опыта работы.
Педсовет: « Развитие познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления в процессе использование М. Монтессори.
Тәрбиеші:
Воспитатель: Оспанова А.Ж.
Г. Костанай
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) - входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной деятельности, являясь врождёнными, однако требуют дальнейшего развития.
На начало учебного года было 30 детей. Я исследовала уровень познавательных процессов, при помощи диагностики и выяснилось, что только такие дети : как Ералы, Артем, Аня, Алиана, Лиза П. могли акцентировать внимание при выполнении заданий в развивающих играх (упражнениях) и у них был определенный запас знаний, умений в различении предметов по определенным признакам, умение находить различия, делать выводы, то такие дети как: Лейла, Ариша, Лиза, Саша, Ислям и др., такими знаниями не обладали.
И мне с моими малышами предстояла большая, кропотливая работа по формированию навыков использования предметов-орудий, развитие координации мелкой моторики рук сенсомоторных пространственных координаций «глаз-рука» . Передо мной стояли задачи: выполнять задания ориентируясь на образец и словесное указание, находить предметы по цвету, размеру. Соотносить и отбирать геометрические формы различной величины по основным свойствам.
Приоритетным направлением моей работы стало развитие познавательных процессов малышей через интеграцию целей и задач в свете четырех образовательных областей с использованием технологии М. Монтессори.
Учитывая тот факт, что я работаю, в 1младшей группе, это дети 2-3лет.
То работу с детьми я осуществляла в разных видах деятельности: на занятиях, в игровой деятельности, в повседневной жизни. Свои управленческие действия я направляла на создание атмосферы заинтересованности, стимулированию интереса детей.
И развивающую среду постаралась сделать такой, чтобы она была насыщена множеством возможностей для ребенка, а это - прежде всего разнообразные игры и игрушки.
Чтобы облегчить детям знания и умения познавательных процессов (восприятие мышление, память) - постоянно знакомила с пирамидками-вкладышами ,цветными палочками, геометрическими вкладышами,где ребенок знакомился со смешанными (составными) цветами.
Играли в развивающие игры: «Покорми прищепку», «Покормим ёжика», где ребенок развивает мелкую моторику рук.
«Яркий лоскуток»,Найди пару» (определение предметов по фактуре материала, т.е. на ощупь) дети рассматривают и ощупывают ткани.
Или в игре «Угадай по запаху», малыши определяют по запаху в какой коробочке, что находится: чеснок, лук, конфетки, банан и т.д.
Набор для нанизывания бусин, где ребенок учится концентрировать внимание, координации движения рук. Также мною ведется работа по развитию тонкой и мелкой моторики рук. Особенно детям нравится играть с игровыми пособиями такого типа, как «Пуговички», «Перебери фасоль», «Мозаика», «Зашнуруй ботинок», «Вкладыши
Также в группе имеется модуль с шестью дверцами, замочками и задвижками по методике М.Монтессори.
Для дальнейшего развития познавательных процессов начинала с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия-демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Найди пару», «Цветные палочки» и т. п. Были проведены игры-занятия по тематическим циклам «На рыбалке», «Путешествие с белочкой», «Матрешки» ит.д
Основная цель этих занятий ввести в речь детей названия цветов и формы некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав занятие-игру.
Для результативности использовала игрушки. Дети внимательно рассматривали их детали, отмечали их цвет, величину. Например: «зайчик маленький беленький», «синий шарик», т. е, характеризовали их особенности.
Я вовлекала детей в разговор, помогала им высказать свои мысли, подсказывая наиболее уместные слова, активизировала употребления слов одинаковые, разные по величине, форме ( красный, жёлтый, большой, маленький, крупный и др.); задавала вопросы: «Как вы считаете?», «Какой …?» и т.д.
Ребенок раннего возраста - настоящий исследователь.
Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними - разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.
Подобраны были дидактические материалы и пособия – всё это благоприятно сказывается на развитии познавательных способностей ребенка.
А именно:
Зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами данной зоны помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания, развивают мелкую моторику и готовят детей к взрослой жизни. Как правило, я включаю в себя материалы для экспериментирования с водой (переливание в разные ёмкости, взбивание пены венчиком и пр.), крупами; рамки для застёгивания пуговиц, молний,
Зона сенсорного развития. Основное назначение материалов данной зоны – развитие ощущений отдельных явлений и свойств предметов и их целостного восприятия. Сенсорное воспитание, по мнению М.Монтессори, - основа интеллектуального развития. Здесь мы собираем материалы для развития всех пяти органов чувств. Ткани с разной фактурой, баночки с разными запахами, парные цветные карточки и пр.
В творческой зоне помимо традиционных материалов для лепки, рисования и аппликации размещаем творческий проект, для реализации которого нам потребуются и краски, и пластилин и цветная бумага. Использовала занятие-игры (рисование пальчиком на бумаге ,песке)
Продолжаю учить детей составлять предметы близкие по величине, форме цвету, отвечать на вопросы взрослого. Для меня важно было закрепить умения детей соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. (Большой мишка, красный шарик, круглый мяч и т.п.)
Итак, проблема познавательного развития на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. На мой взгляд, наиболее эффективными условия будут при интеграции элементов системы Марии Монтессори в образовательную программу дошкольного учреждения. Первые шаги по такой интеграции уже сделаны: созданы зона упражнений практической жизни и зона сенсорного развития, в творческую зону внесены проекты. Продолжаю изготавливать разнообразные интересные дидактические материалы для изучение педагогической системы Марии Монтессори.
И очень важный момент – это работа с родителями, которая носит характер сотрудничества. Родители наши единомышленники, партнеры, помощники. Чтобы успешно поддерживать развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, играть с ними в различные развивающие игры, где присутствуют цвета, формы.
Сейчас дети приобрели способность все точнее понимать речь взрослого, становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи, дети находят предметы по цвету и форме. Можно сделать вывод о том, что наметилась положительная динамика, освоения программного материала познавательных процессов у детей нашей группы с использованием технологии М. Монтессори.
некоторые из них имели достаточный запас знаний, сопровождали развитие познавательных способностей это: Туйганов Е., Немцов А., Аня Б,Алиана, а большинство детей (Лейла. Ариша , Лиза и др.) не представляли, как находить предметы по цвету, размеру и не могли выполнять задания без словесного указания.
Наиболее эффективными методическими приемами для ребенка будет - это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия даетс
При создании таких зон и внесении специфичного дидактического материала в предметно-пространственную среду я руководствуюсь следующими правилами:
В среде не может быть два и более одинаковых дидактических материала. При этом каждый материал должен быть эстетически красивым.
Недостаточно просто внести материал в предметно-развивающую среду. Необходимо показать ребёнку, как взаимодействовать с каждым материалом, обратить его внимание на свойства каждого предмета, т.е. презентовать материал детям.
Педагогу нужно быть готовым к естественным последствиям при работе с довольно необычным для традиционной системы материалом: пролитой воде, просыпанной крупе и пр. А значит нужно заранее показать ребёнку, где находится тряпка для вытирания воды, веник для сметания крупы. И ни в коем случае не ругать ребёнка, а лишь объяснить, что произошло, и почему пол стал мокрым.
- зону упражнений практической жизни
- зону сенсорного развития
- видоизменить творческую зону, привнеся в неё творческие проекты.
Для оценки усвоения детьми знаний и умений провожу мониторинг качества усвоения знаний дошкольников.. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что в первой младшей группе проводилась систематическая работа по вооружению детей знаний, умений и познавательных навыков.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети2- 3летнего возраста. Этапы формирования произвольной памяти. 3.М.Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного запоминания у дошкольников. В младшем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными.
Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.
На начало учебного года в группе ходит 30 человек. В начале года дети знакомятся с познавательными процессами. В середине года дети различают цвета, формы геометрических фигур.
В среду я использую игры: пирамидки-вкладыши, цветные палочки
Роль наглядных компонентов в восприятии. Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте позволяет детям довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает.
В экспериментах Дж. Брунера, многие дошкольники верно судят о сохранении количества воды в стаканах, когда воду переливают из одного стакана в другой за ширмой. Но когда ширму убирают и дети видят изменение уровня воды в стаканах (достигаемой за счет разной площади основания стаканов), непосредственное восприятие приводит к ошибке: дети говорят, что в том стакане, где уровень воды ниже, воды стало меньше. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам.
На этапе перехода от непроизвольного к произвольному вниманию важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд..В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.
Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов.. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одаренных детей неплохо развитой оказывается и слуховая память. У детей младшего дошкольного возраста хорошо развита механическая память. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное, услышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода.
Но исследования свидетельствуют об обратном: к моменту поступления в школу, многие дети хоть и обладают достаточно развитым вниманием, воображением, мышлением, имеют очень низкий уровень познавательной активности. Дети теряют интерес к познанию окружающего мира, не хотят самостоятельно искать ответы на появившиеся вопросы в ходе изучения окружающей действительности, не хотят создавать, творить, становясь всё более потребителями готовой информации, знаний, продуктов творческой активности.
Причины данной проблемы познавательного развития на мой взгляд видятся в следующем:
- зачастую в дошкольном образовательном учреждении ребёнок является только субъектом педагогических воздействий. В ходе непосредственно-образовательной деятельности педагоги чаще используют пассивные методы обучения;
- несмотря на множество программ дошкольного образования, регламентирующих в том числе и создание разнообразной развивающей среды, можно увидеть недостаточное количество материалов для свободного экспериментирования, самостоятельного творческого поиска решений.
Одним из возможных способов решения этой проблемы является интеграция элементов педагогической системы Монтессори в предметно- пространственную среду нашего дошкольного образовательного учреждения. И вот почему:
Во-первых, ведущая роль в образовательном процессе в системе Монтессори сдвигается с педагога на ребёнка. Ребёнок не просто субъект, а активный объект, который сам выбирает материал для работы, продолжительность и темп работы с выбранным материалом. Теперь вопрос, с которым педагог чаще обращается к ребёнку «выбирай, чем ты будешь заниматься» вместо «сегодня мы с вами будем делать следующее».
Во-вторых, свободный и самостоятельный выбор и деятельность невозможна без умения сосредоточено работать продолжительное время, доводить начатое дело до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом, слушать его пояснения, контролировать свои ошибки. Работа с Монтессори-материалом не только активизирует внимание и мыслительные процессы, но и развивает терпение, выносливость и усидчивость, необходимые для интеллектуальной деятельности. Таким образом, именно в свободной и самостоятельной деятельности создаются все предпосылки для активного развития познавательных процессов и познавательной активности.
В-третьих, уникальные дидактические монтессори-материалы, специально организованная обучающая среда, разделённая на зоны и учитывающая физические особенности ребёнка, создаёт широкий простор для экспериментирования и творческого развития.
Целенаправленными и систематичными действия по развитию познавательных процессов и познавательной активности становятся с момента поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Продуманная предметно-пространственная среда, подобранные дидактические материалы и пособия, – всё это должно благоприятно сказываться на развитии познавательных способностей. Но исследования психологов свидетельствуют об обратном: к моменту поступления в школу, многие дети хоть и обладают достаточно развитым вниманием, воображением, мышлением, имеют очень низкий уровень познавательной активности. Дети теряют интерес к познанию окружающего мира, не хотят самостоятельно искать ответы на появившиеся вопросы в ходе изучения окружающей действительности, не хотят создавать, творить, становясь всё более потребителями готовой информации, знаний, продуктов творческой активности.
Цель такого проекта – создать единое пространство для свободного творчества ребёнка. Ярким примером является проект «Подсолнух». Изображённый на бумаге формата А5 контур одного большого подсолнуха и двух-трёх мелких цветков располагаем в творческой зоне на уровне глаз детей. Рядом размещаем жёлтые лепестки, вырезанные из цветной бумаги, клей, семена подсолнечника, чёрный пластилин, скатанный в шарики. Обязательно показываем детям, как работать с данным проектом.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.
Этапы формирования произвольной памяти. 3.М.Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного запоминания у дошкольников. В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа.
На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. На начальных этапах сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.
Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее. Играя, ребенку легче воспроизвести трудный для запоминания материал. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием.
Чтобы переход к произвольному запоминанию стал возможен, должны появиться специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Первые специальные перцептивные действия выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К 6—7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития памяти, восприятия и мышления.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной деятельности, являясь врождёнными, однако требуют дальнейшего развития.
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. По Венгеру, основу восприятия составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии- являются геометрические фигуры, цвета и формы.
У детей младшего дошкольного возраста хорошо развита механическая память. Дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное, услышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода.
Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.
Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трех лет. Это значит, что к данному возрасту, т. е. к началу раннего дошкольного детства, у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы. детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами
Читая знакомые произведения, вызывала у детей положительно-эмоциональный отклик, желание повторять за мной понравившиеся строки. Стихи А. Барто из цикла «Игрушки» дети очень хорошо запоминали с наглядным сопровождением игрушек, а также с интересом рассматривали иллюстрации к книге «Игрушки», активно высказывались по поводу изображенного, делились своими впечатлениями, речь развивалась в ходе общения с другими детьми. Знакомство с каждой новой потешкой доставляла малышам радость. Они с удовольствием вслушивались в звучание народной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, птичка-синичка и т.п. Сказки, рассказы, стихи обогащают словарь детей и эмоциональной лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния: радость - радостный, грусть - грустный, злость -злой, рассерженный. Например: сказка «Козлята и волк». Как вы думаете, волк добрый или злой? Почему вы так решили? Или сказка «Заюшкина избушка». Какой зайчик в этой сказке: грустный или веселый? А почему он грустный?
Развивать разговорную речь детей, вовлекать их в разнообразные формы речевого общения (поощрять попытку поддерживать разговор с взрослым и сверстниками, учить отвечать на вопросы и обращаться с вопросами); учить в двух - трех предложениях рассказывать не только о том, что они видят в данный момент (но восприятию), но и о том, что недавно видели: на улице, на участке, музыкальном зале и