kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации на тему: «Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективное планирование  было разработано на основе методических пособий: О.М.Жихарева «Оригами для дошкольников», С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников», С.Ю.Афонькин, Е.Ю.Афонькина «Игрушки из бумаги».

     Оригами – искусство складывания бумажных фигурок – может быть очень полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые  оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

     Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему: «Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами». »

Данные: Туктарова Гульназ Назировна, воспитатель первой квалификационной категории.

Оригами в детском саду.

Оригами – искусство складывания бумажных фигурок – может быть очень полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Но развитие умственных способностей – не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.

Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельной деятельности детей.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными интересами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить внимание, например при появлении трапеций, ромбов).

Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.

Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии – родины оригами, - осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

При складывании фигурок педагог может сообщить детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных.

Всю жизнь человек соприкасается с животным миром. Каким будет его отношение к представителям фауны, во многом зависит от его воспитателей, в широком смысле, будь это родители или педагоги. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению. Одним из способов формирования бережного отношения к природе выступают беседы и рассказы о жизни животных прежде всего родного края: их повадках, среде обитания, образе жизни.

При проведении занятий нужно учитывать возрастной показатель, который зависит от определенного уровня развития внимания и мышления ребенка. Очень важен индивидуальный подход, если малыш не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить.

Между занятиями не должно быть большого перерыва, но также не следует и перенасыщать досуг складыванием – достаточно заниматься один раз в неделю.

Перспективное планирование было разработано на основе методических пособий: О.М.Жихарева «Оригами для дошкольников», С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников», С.Ю.Афонькин, Е.Ю.Афонькина «Игрушки из бумаги».

Перспективное планирование по работе факультатива по оригами в старшей группе.

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание

Третья неделя сентября

1

«Чудный квадрат»

Программное содержание: Обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность.

Четвертая неделя сентября

№2

«История о любопытном квадрате»

Программное содержание: Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); стрелкой, указывающей направление сгиба, линией перегиба, учить сгибать получившийся треугольник по схеме, воспитывать у детей терпение и развивать произвольное внимание.

Первая неделя октября

№3

«Книжка»

Программное содержание: Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, закреплять практическими действиями знание графических символов, знакомых детям, развивать творческие способности, воспитывать усидчивость.

Вторая неделя октября

№4

«Флажок»

Программное содержание: Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, учить разгибать внутренние уголки по схеме, сгибать фигуру пополам по продольной оси, развивать внимание, память , фантазию.

Третья неделя октября

№5

«Мухомор»

Программное содержание: Продолжать учить складыванию фигуры из бумаги, опираясь на условные обозначения; развивать усидчивость, произвольное внимание, воспитывать терпение.

Четвертая неделя октября

№6

«Елка»

Программное содержание: Познакомить с базовой формой «Треугольник» (косынка); учить совмещать противоположные стороны; развивать умение составлять сюжетную композицию; воспитывать усидчивость.

Первая неделя ноября

№7 -№8

«Деревья и кустарники»

Программное содержание: Учить составлять небольшую композицию из оригами; дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги разными способами, знакомыми детям; развивать фантазию, воображение; учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться между собой в процессе выполнения задания.

Вторая неделя ноября

№9

«Лист клена»

Программное содержание: Продолжать работу с квадратом, познакомить с базовой формой «Воздушный змей»; учить соединять детали вместе. Развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду.

Третья неделя ноября

№10

«Мышка»

Программное содержание: Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях; закрепить графический язык оригами. Развивать стремление к самостоятельным действиям; к доведению начатого дела до конца; преодолевать возникающие трудности.

Четвертая неделя ноября

№11 - №12

«Кошка с котенком»

Программное содержание: Продолжать работу с квадратом; закрепить приемы складывания, учить работать по схемам; развивать мелкую моторику, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к труду, настойчивость, старание.

Первая неделя декабря

№13 - №14

«Снежинки»

Программное содержание: Продолжать работу с квадратом; закрепить прием «Воздушный змей»; продолжать учить соединять детали вместе.

Вторая неделя декабря

№15 - №16

«Еловая веточка» открытка

Программное содержание: Закрепить приемы складывания базовой формы «Воздушный змей»; создать благоприятную атмосферу для предстоящего праздника; воспитывать настойчивость, старание.

Третья неделя декабря

№ 17

«Снегурочка»

Программное содержание: закрепить приемы складывания фигуры; развивать пространственную ориентировку на листе бумаги; формировать художественный вкус, творчество.

Четвертая неделя декабря

№ 18

«Дед Мороз»

Программное содержание: Продолжать работу с квадратом: сгибать его по диагонали пополам, вкладывать внутрь так, чтобы получился треугольник с вписанными друг в друга слоями; отгибать углы на себя и т.д. Формировать художественный вкус, развивать творчество; пробуждать чувство красоты.

Вторая неделя января

№ 19 - № 20

«Звездочки»

Программное содержание: Продолжать учить соединять детали между собой; создавать единую композицию; вспомнить базовую форму «Книжка»; развивать логическое мышление, умение работать по схемам. Воспитывать желание добиваться положительного результата.

Третья неделя января

№ 21

«Курица»

Программное содержание: Познакомить с новой базовой формой «Косынка». Закрепить приемы складывания бумаги; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость.

Четвертая неделя января

№ 22

«Цыпленок»

Программное содержание: Закрепить умение использовать базовую форму «Косынка№ ( «Двойная косынка»); развивать умение составлять единую композицию; воспитывать чувство взаимопомощи.

Первая неделя февраля

№ 23

«Петух»

Программное содержание: Закрепить базовую форму «Воздушный шар»; развивать умение обыгрывать свои поделки, творческое воображение, речь, воспитывать усидчивость.

Вторая неделя февраля

№ 24

«На скотном дворе»

Программное содержание: Закрепить приемы складывания из бумаги, умение создавать единую композицию; желание добиваться положительного результата.

Третья неделя февраля

№ 25

«Подарок маме»

Программное содержание: Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали; сгибать углы получившегося треугольника наискосок; закрепить условное обозначение «долина»; линия перегиба; познакомить с условным обозначение «переворот»; воспитывать внимание, усидчивость.

Четвертая неделя февраля

№ 26

«Снегирь»

Программное содержание: Закрепить базовую форму «Треугольник»; закрепить приемы складывания из бумаги; развивать умение создавать единую сюжетную композицию. Воспитывать умение самостоятельно оценивать свою работу.

Первая неделя марта

№ 27

«Ворона»

Программное содержание: Закрепить знания детей о графическом языке оригами; учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий; развивать мелкую моторику рук; воспитывать уверенность в своих силах и способностях.

Вторая неделя марта

№ 28

«Голубь»

Программное содержание: Закрепить приемы складывания бумаги; соотносить противоположные стороны; развивать наблюдательность, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Третья неделя марта

№ 29

«Бабочка»

Программное содержание: Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник»; учить сочетать цвета в работе, развивать умение работать по схеме; расширить кругозор.

Четвертая неделя марта

№ 30

«Муха»

Программное содержание: Закрепить базовую форму «Треугольник»; учить сочетать в работе несколько цветов; развивать мышление, расширить кругозор.

Первая неделя апреля

№ 31

«Божья коровка»

Программное содержание: Закрепить базовую форму «Воздушный змей»; учить самостоятельно делать заготовку; развивать умение работать последовательно, опираясь на схему; воспитывать любовь к природе.

Вторая неделя апреля

№ 32

«На летнем лугу»

Программное содержание: Закрепить приемы складывания насекомых, развивать умение объединять их в единую композицию; воспитывать уважение друг к другу и к собственному труду.

Третья неделя апреля

№ 33

«»Мышка»

Программное содержание: Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям. Закрепить умение складывать квадрат в треугольник в разных направлениях. Развивать стремление к самостоятельным действиям; преодолевать возникающие трудности.

Четвертая неделя апреля

№ 34

«Бабушка»

Программное содержание: Вспомнить базовую форму «Книжка»; учить действовать по словесной инструкции; развивать мелкую моторику; воспитывать терпение и усидчивость.

Первая неделя мая

№ 35

«Дедушка»

Программное содержание: Вспомнить базовую форму «Книжка». Учить действовать по словесной инструкции; развивать мелкую моторику; воспитывать терпение, усидчивость.

Вторая неделя мая

№ 36

«Сочиним сказку»

Программное содержание: Продолжать учить детей работать по схемам; учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетическую оценку и суждение.



P.S. У меня не такой большой опыт работы, но те наработки, которые уже имеются, позволили добиться определенных результатов по работе с детьми в данной области.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Туктарова Гульназ Назировна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200522


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства