Оригами – искусство складывания бумажных фигурок – может быть очень полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.
Но развитие умственных способностей – не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.
Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельной деятельности детей.
Складывание фигурок можно сопровождать познавательными интересами различной направленности.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить внимание, например при появлении трапеций, ромбов).
Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.
Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии – родины оригами, - осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.
При складывании фигурок педагог может сообщить детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных.
Всю жизнь человек соприкасается с животным миром. Каким будет его отношение к представителям фауны, во многом зависит от его воспитателей, в широком смысле, будь это родители или педагоги. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению. Одним из способов формирования бережного отношения к природе выступают беседы и рассказы о жизни животных прежде всего родного края: их повадках, среде обитания, образе жизни.
При проведении занятий нужно учитывать возрастной показатель, который зависит от определенного уровня развития внимания и мышления ребенка. Очень важен индивидуальный подход, если малыш не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить.
Между занятиями не должно быть большого перерыва, но также не следует и перенасыщать досуг складыванием – достаточно заниматься один раз в неделю.
Перспективное планирование было разработано на основе методических пособий: О.М.Жихарева «Оригами для дошкольников», С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников», С.Ю.Афонькин, Е.Ю.Афонькина «Игрушки из бумаги».
Месяц | № занятия | Тема | Программное содержание |
Третья неделя сентября | №1 | «Чудный квадрат» | Программное содержание: Обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность. |
Четвертая неделя сентября | №2 | «История о любопытном квадрате» | Программное содержание: Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); стрелкой, указывающей направление сгиба, линией перегиба, учить сгибать получившийся треугольник по схеме, воспитывать у детей терпение и развивать произвольное внимание. |
Первая неделя октября | №3 | «Книжка» | Программное содержание: Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, закреплять практическими действиями знание графических символов, знакомых детям, развивать творческие способности, воспитывать усидчивость. |
Вторая неделя октября | №4 | «Флажок» | Программное содержание: Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги, учить разгибать внутренние уголки по схеме, сгибать фигуру пополам по продольной оси, развивать внимание, память , фантазию. |
Третья неделя октября | №5 | «Мухомор» | Программное содержание: Продолжать учить складыванию фигуры из бумаги, опираясь на условные обозначения; развивать усидчивость, произвольное внимание, воспитывать терпение. |
Четвертая неделя октября | №6 | «Елка» | Программное содержание: Познакомить с базовой формой «Треугольник» (косынка); учить совмещать противоположные стороны; развивать умение составлять сюжетную композицию; воспитывать усидчивость. |
Первая неделя ноября | №7 -№8 | «Деревья и кустарники» | Программное содержание: Учить составлять небольшую композицию из оригами; дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги разными способами, знакомыми детям; развивать фантазию, воображение; учить творчески подходить к выполнению задания, работать вместе, уметь договариваться между собой в процессе выполнения задания. |
Вторая неделя ноября | №9 | «Лист клена» | Программное содержание: Продолжать работу с квадратом, познакомить с базовой формой «Воздушный змей»; учить соединять детали вместе. Развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду. |
Третья неделя ноября | №10 | «Мышка» | Программное содержание: Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях; закрепить графический язык оригами. Развивать стремление к самостоятельным действиям; к доведению начатого дела до конца; преодолевать возникающие трудности. |
Четвертая неделя ноября | №11 - №12 | «Кошка с котенком» | Программное содержание: Продолжать работу с квадратом; закрепить приемы складывания, учить работать по схемам; развивать мелкую моторику, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к труду, настойчивость, старание. |
Первая неделя декабря | №13 - №14 | «Снежинки» | Программное содержание: Продолжать работу с квадратом; закрепить прием «Воздушный змей»; продолжать учить соединять детали вместе. |
Вторая неделя декабря | №15 - №16 | «Еловая веточка» открытка | Программное содержание: Закрепить приемы складывания базовой формы «Воздушный змей»; создать благоприятную атмосферу для предстоящего праздника; воспитывать настойчивость, старание. |
Третья неделя декабря | № 17 | «Снегурочка» | Программное содержание: закрепить приемы складывания фигуры; развивать пространственную ориентировку на листе бумаги; формировать художественный вкус, творчество. |
Четвертая неделя декабря | № 18 | «Дед Мороз» | Программное содержание: Продолжать работу с квадратом: сгибать его по диагонали пополам, вкладывать внутрь так, чтобы получился треугольник с вписанными друг в друга слоями; отгибать углы на себя и т.д. Формировать художественный вкус, развивать творчество; пробуждать чувство красоты. |
Вторая неделя января | № 19 - № 20 | «Звездочки» | Программное содержание: Продолжать учить соединять детали между собой; создавать единую композицию; вспомнить базовую форму «Книжка»; развивать логическое мышление, умение работать по схемам. Воспитывать желание добиваться положительного результата. |
Третья неделя января | № 21 | «Курица» | Программное содержание: Познакомить с новой базовой формой «Косынка». Закрепить приемы складывания бумаги; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость. |
Четвертая неделя января | № 22 | «Цыпленок» | Программное содержание: Закрепить умение использовать базовую форму «Косынка№ ( «Двойная косынка»); развивать умение составлять единую композицию; воспитывать чувство взаимопомощи. |
Первая неделя февраля | № 23 | «Петух» | Программное содержание: Закрепить базовую форму «Воздушный шар»; развивать умение обыгрывать свои поделки, творческое воображение, речь, воспитывать усидчивость. |
Вторая неделя февраля | № 24 | «На скотном дворе» | Программное содержание: Закрепить приемы складывания из бумаги, умение создавать единую композицию; желание добиваться положительного результата. |
Третья неделя февраля | № 25 | «Подарок маме» | Программное содержание: Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали; сгибать углы получившегося треугольника наискосок; закрепить условное обозначение «долина»; линия перегиба; познакомить с условным обозначение «переворот»; воспитывать внимание, усидчивость. |
Четвертая неделя февраля | № 26 | «Снегирь» | Программное содержание: Закрепить базовую форму «Треугольник»; закрепить приемы складывания из бумаги; развивать умение создавать единую сюжетную композицию. Воспитывать умение самостоятельно оценивать свою работу. |
Первая неделя марта | № 27 | «Ворона» | Программное содержание: Закрепить знания детей о графическом языке оригами; учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий; развивать мелкую моторику рук; воспитывать уверенность в своих силах и способностях. |
Вторая неделя марта | № 28 | «Голубь» | Программное содержание: Закрепить приемы складывания бумаги; соотносить противоположные стороны; развивать наблюдательность, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к окружающей среде. |
Третья неделя марта | № 29 | «Бабочка» | Программное содержание: Познакомить с базовой формой «Двойной треугольник»; учить сочетать цвета в работе, развивать умение работать по схеме; расширить кругозор. |
Четвертая неделя марта | № 30 | «Муха» | Программное содержание: Закрепить базовую форму «Треугольник»; учить сочетать в работе несколько цветов; развивать мышление, расширить кругозор. |
Первая неделя апреля | № 31 | «Божья коровка» | Программное содержание: Закрепить базовую форму «Воздушный змей»; учить самостоятельно делать заготовку; развивать умение работать последовательно, опираясь на схему; воспитывать любовь к природе. |
Вторая неделя апреля | № 32 | «На летнем лугу» | Программное содержание: Закрепить приемы складывания насекомых, развивать умение объединять их в единую композицию; воспитывать уважение друг к другу и к собственному труду. |
Третья неделя апреля | № 33 | «»Мышка» | Программное содержание: Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям. Закрепить умение складывать квадрат в треугольник в разных направлениях. Развивать стремление к самостоятельным действиям; преодолевать возникающие трудности. |
Четвертая неделя апреля | № 34 | «Бабушка» | Программное содержание: Вспомнить базовую форму «Книжка»; учить действовать по словесной инструкции; развивать мелкую моторику; воспитывать терпение и усидчивость. |
Первая неделя мая | № 35 | «Дедушка» | Программное содержание: Вспомнить базовую форму «Книжка». Учить действовать по словесной инструкции; развивать мелкую моторику; воспитывать терпение, усидчивость. |
Вторая неделя мая | № 36 | «Сочиним сказку» | Программное содержание: Продолжать учить детей работать по схемам; учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетическую оценку и суждение. |
P.S. У меня не такой большой опыт работы, но те наработки, которые уже имеются, позволили добиться определенных результатов по работе с детьми в данной области.