Методические рекомендации: «Как провести анализ обучающего и развивающего занятия в детском саду»
Методические рекомендации: «Как провести анализ обучающего и развивающего занятия в детском саду»
Зачем нужно анализировать занятия воспитателю в детском саду? Во-первых, для отчетности. Обычно воспитателю, разрабатывающему методику занятия, требуется написать анализ проведенного занятия и сдать его методисту. Во- вторых, описывать занятие полезно для самоконтроля, перед защитой конспекта и открытыми занятиями.
Благодаря анализу занятий можно понять, выполнили ли вы цель занятия, было ли оно полезно малышам, правильно ли вы их оценивали.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: «Как провести анализ обучающего и развивающего занятия в детском саду»»
Методические рекомендации:
«Как провести анализ обучающего
и развивающего занятия в детском саду».
Из опыта работы
Зайцевой Любови Алексеевны
воспитателя высшей категории
ГККП я/сада «Аленушка»
Зачемнужно анализировать занятия воспитателю в детском саду? Во-первых, для отчетности. Обычно воспитателю, разрабатывающему методику занятия, требуется написать анализ проведенного занятия и сдать его методисту. Во- вторых, описывать занятие полезно для самоконтроля, перед защитой конспекта и открытыми занятиями.
Благодаря анализу занятий можно понять, выполнили ли вы цель занятия, было ли оно полезно малышам, правильно ли вы их оценивали.
Анализ различных видов занятий с дошкольниками
Занятия с дошкольниками в детском саду обычно несут определенную цель. Они могут быть обучающими или развивающими. Дети на игровых обучающих занятиях с воспитателями получают необходимые навыки о внешнем мире, а также знания и умения. Например, о том, какие бывают геометрические фигуры, цвета и т.д.
Развивающее занятие направлено на то, что малыши будут самостоятельно учиться добывать знания. К таким занятиям относятся беседы с воспитателя о только что прошедшей экскурсии, прогулки, рисования с помощью цветных мелков, лепка с помощью глины или теста и так далее. Такие занятия направлены на самостоятельное исследование ребенком окружающей среды и стимулируют его находить ответы на свои вопросы во время развивающей игры.
В детсаду полезно использовать как развивающие, так и обучающие занятия. Однако строятся они по разным схемам, и анализ таких занятий отличается друг от друга.
Обучающее занятие
Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Воспитатель, в первую очередь, должен понять, есть ли в его схеме занятия три части – мотивация, вовлечение, осмысление.
Воспитатель, когда пишет анализ занятия, должен понять:
Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению?
Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие?
Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?
Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки?
Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме занятия?
Какие виды мышления развивались на этом занятии?
Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено воспитателем)?
Оцените общий эмоциональный климат занятия.
Развивающее занятие
Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация – вовлечение – осмысление), анализ занятия строится иначе.
Воспитатель ищет ответы на следующие вопросы:
Получилось ли заинтересовать детей в начале занятия?
Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в работу?
Правильным ли была подача материала: сколько времени выполнял действия воспитатель, сколько – дети.
Все ли дети были вовлечены?
Заинтересовались ли дети предложенным видом деятельности?
Проявились ли творческие способности?
Структурный анализ занятия
Также иногда воспитателю требуется провести структурный анализ занятия. Обычно он нужен для отчета вышестоящим лицам. Такой анализ пишется в свободной форме, однако, в отчет следует внедрить несколько обязательных частей. Во-первых, надо представить план самого занятия с четкой взаимосвязью между этапами. Далее надо определить, какие части занятия направлены на решения конкретных целей (мотивировать, вовлечь, научить и так далее). Анализируя занятие, надо пояснить целесообразность использования времени во время каждого из этапов. А в конце следует определить, все ли цели были выполнены.
Анализ открытого занятия
Иногда анализ занятия проводит не воспитатель, а контролирующие органы. Например, во время открытого занятия. В этом случае исследуется не само занятие, а способность воспитателя работать с детьми, психологический климат в группе, поведение, эмоциональное восприятие детей.
Если воспитатель сама проводила анализ своего занятия самостоятельно до прихода его коллег на открытое занятие, она проверку пройдет. Ведь анализ занятия позволит структурировать его, найти все ошибки и недоработки заранее.