Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста
Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста
В образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным вопрос развития побуждающих факторов, определяющих активность личности. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослый является примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста»
1 слайд.
Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста
2 слайд.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
«СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, МОТИВАЦИИ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…»
(п. 2.6 ФГОС ДО)
«ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТОЯЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(п. 4.7 ФГОС ДО).
Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. И педагог должен создать условия, которое направят детей и организуют их, а также придадут деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Поэтому в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным вопрос развития побуждающих факторов, определяющих активность личности. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослый является примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
3 слайд.
Мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
Таким образом:
Цель профессиональной педагогической деятельности педагога ДОУ – создание и поддержание внутренней мотивации ребенка, формирование системы (соподчинености) мотивов, мотивационной готовности как предпосылки учебных действий.
Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста по сроком определена в 3 месяца (февраль, март, апрель) и представлена тремя этапами:
Аналитический (тематический контроль, наблюдение пед. процесса, анкетирование педагогов, индивидуальные собеседования, содержащие вопросы по актуальным проблемам организации образовательной деятельности);
1 этап. Аналитический. На этом этапе проведен тематический контроль, педагоги разделились на 3 подгруппы, определили мероприятия.
План проведения тематического контроля по теме:
«Состояние работы по мотивированию детей к познавательному развитию»
Цель: Выяснить состояние работы в ДОУ по мотивированию детей к познавательной активности и любознательности, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.
Вопросы контроля
Методы контроля
Срок
Ответственный
1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.
Наблюдение пед. процесса
Изучение познавательного интереса детей
Беседы с детьми
Ст. воспитатель
2. Уровень профессионального мастерства воспитателей.
Анализ организации и проведения открытых мероприятий
Вопросник для собеседования с воспитателями (к анализу занятия)
Анкетирование профессионального мастерства воспитателей
Ст. воспитатель
3. Создание условий
Анализ уровня профессиональной компетентности мотивирования ребенка к деятельности по ФГОС ДО
Посещение групп (осмотр с точки зрения содержания РППС по познавательному развитию)
Ст. воспитатель
4. Планирование работы по познавательному развитию с детьми в группах.
Проверка планирования ООД по познавательному развитию
Проверка планирования работы по познавательному развитию в игровых уголках и зонах
Ст. воспитатель
5. Работа с родителями.
Посещение родительского собрания
Анализ наглядной информации для родителей в группе
Ст. воспитатель
5 слайд.
С целью выявления уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, проведено анкетирование.
Для педагогов составлена анкета, которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично.
Вопросы анкеты отражают компетентность педагога:
1. Личностные качества.
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.
3. Мотивация образовательной деятельности.
4. Информационная компетентность.
6. Компетенции в организации образовательной деятельности.
Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да),средний (частично), низкий (нет)).
Анкетирование педагогов позволило определить сформированность базовых компетентностей по данному вопросу, направления практической помощи педагогам в мотивации к познавательной деятельности воспитанников.
Изучены вопросы методического обеспечения ДОУ, наличия теоретического материала по теме: «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».
В анкетировании и собеседованиях участвовали 10 педагогов. Результаты диагностики представлены на начало работы.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости мотивирования в образовательном процессе.
В первую группу вошли:
шесть педагогов с педагогическим стажем работы, но с базовым уровнем знаний; нет представлений о разнообразии форм мотивации, внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.
Во вторую группу вошли:
четыре педагога, владеющие мастерством мотивирования дошкольников; есть потребность в непрерывном развитии и подкреплении своего опыта.
В третьей группе педагогов нет.
Вывод по результатам тематического контроля: в ДОУ нет хорошей информационной базы, недостаточно теоретического материала для того, чтобы процесс мотивирования дошкольников действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание отредактировать свои умения в работе. Одно из главнейших условий успеха– овладение педагогами новыми для них формами работы.
Педагоги испытывают затруднения в мотивировании детей к учебной деятельности. Для решения этой проблемы, было принято решение: для эффективной работы педагогов необходимо разделиться на 3 группы и определить мероприятия для каждой из них.
6 слайд.
Рабочие материалы подгрупп педагогов.
Теоретические материалы (ответственные: старший воспитатель, педагог высшей квалификационной категории, воспитатели старшего дошкольного возраста)
Презентация на тему: «Формирование учебной мотивации дошкольников как одна из центральных проблем повышения качества образования»
Сообщение на тему: «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».
Памятка для воспитателей «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».
Практические материалы (ответственные: воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста)
Памятка для воспитателей «Нельзя ругать, надо хвалить».
Листовка «Речевые формулы оценивания».
Картотека игр: «Формирование познавательной мотивации у дошкольников».
Итоговые материалы (ответственный: старший воспитатель)
Круглый стол. Кейс-технологии (анализ предложенной мотивации в конспектах ООД).
Семинар-практикум «Методы активизации детей в ходе ООД».
2 этап. Практический. Первая подгруппа педагогов уточняли знания, готовили презентацию, сообщение и разрабатывали памятку:
Определены методы мотивации:
Игровая ситуация.
Проблемно-игровая ситуация.
Творческая мастерская.
Наглядные методы.
Стимулирующее поощрение и оценивание.
Беседа из личного опыта.
Вопросы.
Познавательные и соревновательные мотивы.
Метод «сквозного игрового персонажа».
Игровые мотивы– стремление выиграть, быть первым, быть в главной роли. Не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.
Определены способы, при помощи которых можно развивать мотивацию ребенка.
Определены принципы мотивации.
Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). Деятельность должна представлять ребенку возможности для выбора. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс по принципу сотрудничества, поддержки педагога. Верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
7 слайд.
Вторая подгруппа педагогов разрабатывали и демонстрировали практический материал:
Памятка для воспитателей: «Нельзя ругать, надо хвалить».
Листовка «Речевые формулы оценивания».
Картотека игр: «Формирование познавательной мотивации у дошкольников».
Педагог обязательно должен хвалить действия ребёнка за полученный результат. Действовать совместно с ребёнком, знакомить его со своими планами, способами их достижения. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
В создании и развитии мотивации на помощь педагогам приходит игра. Ведь одна из функций игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
8 слайд.
3 этап. Заключительный. В рамках круглого стола педагоги анализировали предложенные мотивации в конспектах ООД.
Запланирован семинар-практикум «Методы активизации детей в ходе ООД».
В заключении будет проведено повторное анкетирование воспитателей на тему: «Формирование учебной мотивации дошкольников».
Таким образом: важным аспектом работы является непосредственное участие педагогов в различных мероприятиях, изготовлении памяток, что повышает мастерство педагога в мотивировании детей дошкольного возраста.
9 слайд.
Хочется сказать, что плюс ко всей теории, проведенным мероприятиям, ко всем памяткам и сообщениям, педагоги не забывали соблюдать обязательные требования к профессиональной деятельности.