kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Танцуй-йграй "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – один  из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья. Гармоничного умственного нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.В период от трех до шести лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий людей и животных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Танцуй-йграй " »

«ЕРКЕМАЙ» балалардың мектепке дейінгі дамыту орталығы

Центр Детского Дошкольного развития «ЕРКЕМАЙ»







Мектепке дейінгі жастағы балаларға арналған

«Билеп – ойна!»

сауықтыру-дамытушылық бағдарламасы



Оздоровительно-развивающая программа

«Танцуй-играй!»

для детей дошкольного возраста











Құрастырушылары: Аллаярова К. А., Голубцова Т.Д., Амрина А.А.











Ұзынкөл селосы, 2015 жыл















Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья. Гармоничного умственного нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до шести лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий людей и животных.

Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольном учреждении и мини-центре.

Оздоровительно-развивающая программа «Танцуй-играй!» основывается на адаптированной оздровительно-развивающей программе «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике и направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на три года обучения – от трех до шести лет.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении «Зерек бала». В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания ритмических упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника посредством музыкально-игровой гимнастики

Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе «Играй и танцуй» создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

В то же время немаловажным является вооружение специалистов дошкольных учреждений нестандартной оздоровительно-развивающей программой по физическому воспитанию ребенка и подготовке его к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-6 лет:

1.Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания; кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности и изящества танцевальных движений и танцев;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

При распределении разделов программы по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от 3 до 6 лет. Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся 2 раза в неделю из расчета 68 часов в год.

Характеристика разделов программы «Танцуй – играй!»

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Играй и танцуй». В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой и сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превратили учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

К программе дается приложение, состоящее из музыкальных видео-разминок, взятых из Интернет-ресурса.

Младшая группа, 3-4 года

1.ИГРОРИТМИКА. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Хлопки в такт музыки. Ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко – тихо». Выполнение упражнений под музыку.

2.ИГРОГИМНАСТИКА.

2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.

2.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предметов. Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные движения туловищем и головой. Полуприсед, упор присев, упор лежа на согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа. Комплексы общеразвивающих упражнений.

Упражнения с предметами. Упражнения с погремушками, султанчиками (хлопками).

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление

осанки. Свободное опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положения рук, ног. Потряхивание кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре. Имитационные, образные упражнения.

Акробатические упражнения. Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках.

Перекаты в положении лежа, руки вверх и в седее на пятках с опорой на предплечья. Равновесие на носках с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

3. ИГРОТАНЦЫ.

3.1. Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.

3.2. Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцквальных шагов.

3.3. Танцевально-музыкальные двигательные занятия, основанные на движениях казахского народного танца «Қара жорға».

Дети под музыку совершают танцевальные движения, которые способствуют развитию мышц рук, ног, шеи, головы, туловища.

Движения плеч

В ритме музыки поднимают поочередно плечи вверх-вниз, одновременно вверх, одновременно вниз.

Движения ног

Взмахи поочередно правой, левой ногой вперед, переступание на месте, шаги в такт музыке вправо, влево, вперед, назад.

По мере освоения танца к шагам добавляются прыжки.

Движения рук

В ритме музыки взмахи руками вместе вверх-вниз, поочередно вверх-вниз, взмахи как крылами беркута.

Взмахи одновременно двумя или поочередно по одной руками вправо-влево.

Руками плавно описываем полукруг, круг перед собой.

Движения головой

Взмахи головой вверх-вниз;

повороты влево-вправо;

наклоны головой влево-вправо;

плавно описываем головой полукруг, круг.

Движения туловищем

Повороты вправо-влево;

Наклоны вперед-назад, вправо-влево.

Передвижения под музыку

4 шага вправо, влево, вперед, назад.

Движения с поворотами в левую, правую стороны на 90 º, 180 º, 360 º.

3.4. Подвижные игры народов Казахстана.

Казахская народная игра «Аударыспақ»

Цель: Развитие мышц рук, ног, силы, ловкости.

Содержание: Игроки садятся на пол, друг против друга, вытянув вперед ноги упираются стопами один в другого. В вытянутых руках держат гимнастическую палку. У кого силы больше? Кто сможет перетянуть противника на свою сторону.

Казахская народная игра «Жамбы ату»

Цель: Игра на развитие меткости, ловкости.

Содержание: На расстоянии 4-5 м. устанавливаются столбики, на которые подвешиваются воздушные шары. Участники, стоя на специально начерченной линии, кидают иголки от ДАРТСа, пытаясь попасть в шары. Побеждает тот, кто попал в большее количество шаров.

Казахская народная игра «Түйілген орамал»

Цель: Развитие ловкости, меткости.

Содержание: Возьмите любой платок и завяжите его так, чтобы он стал похож на мяч. Один из игроков встает в центре, все остальные его окружают. После сигнала игроки должны разбежаться и начать перебрасывать друг другу платок, не давая поймать его центровому. В свою очередь центровой должен постараться перехватить «мяч». Тот игрок, у которого центровой смог отобрать платок, занимает место в центре, игра начинается заново.

Казахская народная игра «Тымақ ату»

Цель: Развитие ловкости, меткости.

Содержание: Шест, высотой не превышающей игрока-«наездника», втыкают в землю и надевают на его верхушку национальный головной убор - тымак. Участнику игры показывают место, на котором установлен тымак, затем плотно завязывают глаза и дают в руки «камчу». После этого «наездника» крутят на одном месте и отпускают со словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае, если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый.

Узбекская народная игра «Кутермак» - «Подними-ка»

Цель: На развитие силы, ловкости, подвижности.

Содержание: На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свою силу с новым игроком. И так до окончательного выявления победителя.

Молдавская народная игра «Пятрэ»

Цель: Работа над координацией, точностью движений детей.

Содержание: На полу чертится линия длиной 2-3 метра. Игрок становится у линии, его поворачивают вокруг оси 5-6 раз и затем он сразу должен пойти прямо по линии.

Украинская народная игра «Рибак и рибоньки».

Цель: Работа над ловкостью, точностью движений.

Содержание: Играющим на пояса привязываются веревки на концах которых находятся бумажные «рыбки». По команде каждый игрок старается наступить ногой на «рыбку» другого, а свою уберечь.

Татарская народная игра «Мерген»

Цель: Работа над координацией, ловкостью, подвижностью движений.

Содержание: На расстоянии 4 метров устанавливаются 5 мишеней в виде коробочек размером со спичечный коробок. Задача участника игры: сидя на корточках пройти до мишени с вытянутой вперед рукой и сбить коробок, щелкнув по нему пальцем.

Белорусская народная игра «Платочок»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, подвижности, координации движений.

Содержание: Дети становятся в круг. Один из игроков ходит за кругом. У него в руках платочек. Незаметно, со спины, он старается подбросить платочек кому-то из игроков и бросается бежать по кругу. Тот, возле кого упал платочек, должен догнать игрока до того, как тот добежит до пустующего места. Если лишний игрок успел встать на место игрока, тот, кому выпал платок, теперь он галит.
Русская народная игра «Кто сильнее?»

Цель: Развитие силы, ловкости, чувства коллективизма.

Содержание: Посреди зала на полу чертится мелом линия. Две команды становятся поперек по обе стороны линии. Игроки сцеплены друг с другом локтями. Первые игроки каждой из команд стоят у черты. Они также сцеплены друг с другом локтями и боковиной стопы упираются один в другого. По команде каждая команда старается перетянуть на свою сторону команду противника. Побеждает та команда, кому это удалось.

3.5. Ритмические танцы

«Хоровод», «Мы пойдем сначала вправо», «Танец сидя», «Галоп шестерками» (на приставном шаге), «Если весело живется», «Танец утят», «Лавота», «Кузнечик».

4. ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Специальные композиции и комплексы упражнений: «Большой олень», «На крутом берегу», «Муренка», «Хоровод», «Я танцую», «Чебурашка».

5. ИГРОПЛАСТИКА.

Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из пальцев.

7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ.

Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«Отгадай, чей голосок», «Найди свое место», «Нитка – иголка», «Попрыгунчики –воробышки», «Мы веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушки», «У медведя во бору», «Водяной».Музыкально-подвижные игры по ритмике. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений.

9. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.

«На лесной опушке», «Путешествие по станциям», «Путешествие в морское царство – подводное государство», «В гости к Чебурашке», «Поход в зоопарк», «Конкурс танца».

10. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.

Музыкально-творческие игры «Кто я?», «Море волнуется». Специальные задания. «Создай свой образ», «Импровизация под песню».


Средняя группа, 4-5 лет

1. ИГРОРИТМИКА.

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет, только на первый счет. Выполнение простейших движений руками в различном темпе.

2. ИГРОГИМНАСТИКА.

2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному счету и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.

2.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предметов. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками. Стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения головой. Сочетание упоров с движениями ногами.

Упражнения с предметами. Упражнения с платочками, шарфиками, косынками.

2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Потряхивание кистями и предплечьями. Раскачивание руками из различных исходных положений. Контрастное движение руками на напряжение и расслабление. Расслабление рук в положении лежа на спине. Посегментное свободное расслабление рук в положении лежа на спине, потряхивание ногами из положения лежа на спине. Лежа на спине при напряжении мышц – выдох, при расслаблении мышц – вдох. Упражнения на осанку в стойке. Имитационные, образные упражнения.

2.4. Акробатические упражнения. Группировка в положениях лежа и сидя, перекаты в ней вперед – назад. Из упора присев переход в положение лежа на спине. Сед ноги врозь широко. Равновесие на одной ноге с опорой и без опоры. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

3. ИГРОТАНЦЫ.

3.1. Хореографические упражнения. Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо-налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.

3.2. Танцевальные шаги. Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, то же с поворотом на 360°. Поворот на 360° на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

3.3. Ритмические и бальные танцы «Автостоп», «Большая прогулка», «Вару-вару», полька «Старый жук», «Большая стирка», «Полька-хлопушка».

3.3. Танцевально-музыкальные двигательные занятия, основанные на движениях казахского народного танца «Қара жорға».

Дети под музыку совершают танцевальные движения, которые способствуют развитию мышц рук, ног, шеи, головы, туловища.

Движения плеч

В ритме музыки поднимают поочередно плечи вверх-вниз, одновременно вверх, одновременно вниз.

Движения ног

Взмахи поочередно правой, левой ногой вперед, переступание на месте, шаги в такт музыке вправо, влево, вперед, назад.

По мере освоения танца к шагам добавляются прыжки.

Движения рук

В ритме музыки взмахи руками вместе вверх-вниз, поочередно вверх-вниз, взмахи как крылами беркута.

Взмахи одновременно двумя или поочередно по одной руками вправо-влево.

Руками плавно описываем полукруг, круг перед собой.

Движения головой

Взмахи головой вверх-вниз;

повороты влево-вправо;

наклоны головой влево-вправо;

плавно описываем головой полукруг, круг.

Движения туловищем

Повороты вправо-влево;

Наклоны вперед-назад, вправо-влево.

Передвижения под музыку

4 шага вправо, влево, вперед, назад.

Движения с поворотами в левую, правую стороны на 90 º, 180 º, 360 º.

Движения с поворотами

вправо, влево, вперед, назад с соединением с движениями рук, плеч.

4. ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Специальные композиции и комплексы упражнений: «Часики», «Карусельные лошадки», «Песня короля», «Воробьиная дискотека», «Ну, погоди!», «Сосулька», «Упражнение с платочками».

5. ИГРОПЛАСТИКА.

Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцем, круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т. Д. пальцев, «сцепление», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой («здороваются»), движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола. Упражнение пальчиками с речитативом.

7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ.

Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.

8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два Мороза», «Птица без гнезда», «Автомобили», «Воробушек», «Космонавты», «Усни-трава», «Поезд», «Музыкальные стулья»; музыкально-подвижные игры по ритмике и с использованием строевых и общеразвивающих упражнений.

9. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ

«Лесные приключения», «Времена года», «На выручку карусельных лошадок», «Путешествие в Кукляндию», «Космическое путешествие на Марс», «В мире музыки и танца».

10. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.

Музыкально-творческие игры «Ай да я», «Творческая импровизация». Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин».


Старшая группа, 5-6 лет

1. ИГРОРИТМИКА. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый счет и через счет. Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта. Сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками через счет и наоборот. Гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер 2/4. Выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.

2.ИГРОГИМНАСТИКА.

2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по сигналу. Повороты направо, налево, по распоряжению. Строевые приемы «Становись!», «Разойдись!» в образно-двигательных действиях. Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге и беге по ориентирам. Перестроение из одной шеренги в несколько уступами по образному расчету и ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две, три колонны по набранным водящим.

2.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предметов. Комбинированные упражнения в стойках. Присед. Различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев. Комбинированные упражнения в седах и положении лежа. Сед «по-турецки». Прыжки на двух ногах.

Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с лентой (элементы классификационных групп).

2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Посегментное расслабление рук на различное количество счетов. Свободное раскачивание руками при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя. Потряхивание ногами в положении стоя. Свободный вис на гимнастической стенке. Дыхательные упражнения в имитационных и образных движениях. Упражнения на осанку сидя с поджатыми ногами - «по-турецки».

2.4. Акробатические упражнения. Группировки в приседе и седе на пятках. Перекаты вправо и влево из группировки в седее на пятках с опорой на предплечья. Переход из седа в упор стоя на коленях. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.

3. ИГРОТАНЦЫ. 3.1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью. Полуприседы и подъемы на носки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги, стоя боком к опоре. Выставление ноги назад на носок и поднимание ноги, стоя лицом к опоре. Прыжки выпрямившись, опираясь на опору. Перевод рук из одной позиции в другую. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры.

3.2. Танцевальные шаги. Шаг галопа вперед и в сторону. Шаг польки. Пружинные движения ногами на полуприседах, кик-движение. Шаг с подскоком. Русский попеременный шаг. Шаг с притопом. Русский шаг-припадание. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

3.3. Ритмические и бальные танцы «Современник», «Макарена», «Полька», «В ритме польки», «Падеграс», «Конькобежцы», «Травушка-муравушка», «Модный рок», «Артековская полька», «Давай танцуй».

3.4. Танцевально-музыкальные двигательные занятия, основанные на движениях казахского народного танца «Қара жорға».

Дети под музыку совершают танцевальные движения, которые способствуют развитию мышц рук, ног, шеи, головы, туловища.

Движения плеч

В ритме музыки поднимают поочередно плечи вверх-вниз, одновременно вверх, одновременно вниз.

Движения ног

Взмахи поочередно правой, левой ногой вперед, переступание на месте, шаги в такт музыке вправо, влево, вперед, назад.

По мере освоения танца к шагам добавляются прыжки.

Движения рук

В ритме музыки взмахи руками вместе вверх-вниз, поочередно вверх-вниз, взмахи как крылами беркута.

Взмахи одновременно двумя или поочередно по одной руками вправо-влево.

Руками плавно описываем полукруг, круг перед собой.

Движения головой

Взмахи головой вверх-вниз;

повороты влево-вправо;

наклоны головой влево-вправо;

плавно описываем головой полукруг, круг.

Движения туловищем

Повороты вправо-влево;

Наклоны вперед-назад, вправо-влево.

Передвижения под музыку

4 шага вправо, влево, вперед, назад.

Движения с поворотами в левую, правую стороны на 90 º, 180 º, 360 º.

Движения с поворотами

вправо, влево, вперед, назад с соединением с движениями рук, плеч, головы, туловища.

4. ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Специальные композиции и комплексы упражнений: «Зарядка», «Всадник», «Ванечка-пастух», «Четыре таракана и сверчок», «Облака» (упражнения с ленточками), «Приходи, сказка», «Бег по кругу», «Черный кот».

5. ИГРОПЛАСТИКА.

Специальные упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях, со стихами и речитативами.

7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ.

Поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно-игровой форме.

8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«К своим флажкам», «Гулливер и лилипуты», «Волк во рву», «Группа, смирно!», «Музыкальные змейки», «Пятнашки». Игры на определение динамики и характера музыкального произведения, типа заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.

9. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.

«Искатели клада», «Путешествие на северный полюс», «Приходи, сказка», «Путешествие в Спортландию», «Пограничники», «Цветик-семицветик», «Клуб веселых человечков», «Маугли».

10.КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.

Музыкально-творческие игры «Бег по кругу». Специальные задания «Танцевальный вечер».

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗАНИМАЮЩИМСЯ ПО РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММОЙ «ТАНЦУЙ-ИГРАЙ!» ЗНАНИЙ

Индикаторы эффективности первого года обучения (младшая группа):

- Знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем.

- Умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу.

- Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку.

- Овладевают навыками ритмической ходьбы.

- Умеют топать и хлопать в такт музыки.

- Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).

Индикаторы эффективности второго года обучения (средняя группа): - После второго года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики.

- Умеют выполнять простейшие построения и перестроения.

- Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку.

- Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок.

- Знают основные танцевальные позиции рук и ног.

- Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.

Индикаторы эффективности третьего года обучения (старшая группа):

- По окончании обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.

- Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях.

- Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.).

- Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.

- Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.


ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ.

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ. Содержание программы «Играй и танцуй» представлено поурочным планированием учебного материала. В большинстве своем каждое занятие рассчитано на два занятия, например: 1-2; 3-4; 5-6 и т. д. Однако педагог планирует занятие по своему усмотрению, в зависимости от подготовленности группы или условий работы. Учебный материал можно распределить на два урока или в последующем повторить уже знакомые упражнения, или даже что-то убрать из программы на будущий год обучения. Основа учебной программы – в ее вариативности, единстве обучения, воспитания и решения оздоровительных задач.

Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям и физическим возможностям детей.

Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому и музыкально-ритмическому воспитанию ребенка, занятия с первого по третий год обучения в целом составляет единую систему обучения и отвечают современным требованиям к технологии построения и проведения учебных занятий.

Структура занятий по танцевально-игровой гимнастике – общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление занятия на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Для решения задач подготовительной части занятия в поурочном планировании представлены следующие средства танцевально-игровой гимнастики: игрогимнастика(строевые общеразвивающие упражнения); игроритмика, музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, игротанцы(танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы – несложные по координации или хорошо изученные), а также упражнения танцевально-ритмической гимнастики, отвечающие задачам подготовительной части занятия.

Начинать занятие рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики и подключением игры. Но возможны и другие варианты конструирования занятия, по усмотрению педагога и с учетом условий работы. Однако при этом необходимо помнить об основных педагогических принципах систематичности, постепенности и пр. Систему упражнений и игр надо строить от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Основная часть занятия длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.

На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия могут входить все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др.

Заключительная часть занятия длится от 3% до 7% общего времени. В этом случае если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если занятие направлено преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально-подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с песней, побившиеся детям ритмические танцы и другие задания).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ. Любое занятие следует начинать с организованного входа в зал, желательно под музыку. Затем осуществляется построение и детям сообщается задача занятия – чем они будут заниматься, что узнают нового, чему научатся на данном занятии. Если в конце занятия дети ответят на вопросы педагога, то поставленные задачи занятия можно считать почти выполненными.

Каждое занятие в поурочном планировании программы «Играй и танцуй» представляет собой единство содержательных, методических и организационных элементов. Нарушение этого единства приведет к снижению эффективности занятия и поставит под сомнение возможность решения педагогических задач.

Цель и общие задачи в программе «Танцуй и играй» реализуются путем постановки частных задач на каждом занятии, в формулировке которых педагог должен отразить конечный результат данного занятия. Частные задачи занятия должны быть взаимосвязаны между собой и отвечать на вопросы: с чем знакомится ребенок? Что развивается или в дальнейшем совершенствуется в нем?

Для проведения занятия педагогу необходимо владеть различными методами организации деятельности учащихся и способами проведения упражнений. Это построения, перестроения и передвижения, использование гимнастических снарядов, предметов и другого вспомогательного инвентаря.

Рекомендуется проводить занятия в сопровождении рассказов, речитативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ребенку образов, воображаемая игровая и ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с предметами и без них. В сюжетных занятиях предварительная подготовка создает благоприятные условия для их проведения и освоения программного материала. Для этого можно заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятий и награждения – грамоты, значки, медали. Желательно на таких занятиях использовать маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, обеспечить соответствующее теме оформление зала, подготовить костюмы.

Особое значение в проведении занятий имеет статус педагога, его речь, эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к окружающим, активное участие в выполнении своей задачи. Все это создает атмосферу праздника и вызывает положительные эмоции участников.

При правильной, четкой организации занятие имеет хорошую общую и моторную плотность.



13






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
методическая разработка "Танцуй-йграй "

Автор: Аллаярова Калима Ахметкалиевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства