Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы работы по приобщению дошкольников средней группы к культуре родного края.»
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры родного края.
Каждый человек должен знать свою Родину, где он родился и вырос.
В обществе тема по ознакомлению с родным городом и краем недостаточно разработана.
Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения задачи приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры родного края. Мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами, экспозицией в музеях для дошкольников, да и самих краеведческих музеев. И часто задача, поставленная в «ООП ДОУ», воспитывать в ребенке с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине решается формально.
Я изучила природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где мы живем.
На сегодняшний день мною собран богатый материал по ознакомлению детей с родным краем.
Для работы с детьми имеются альбомы, картинки, репродукции, фото, видео материалы о Ревде.
Разработан цикл занятий.
Создана предметно-развивающая среда: оборудован уголок по ознакомлению с городом Ревдой (помещен герб муниципального образования городского округа Ревда, карта Ревды, материал о растительном и животном мире Урала, об уральских писателях, о заводах Ревды) и т.д.
Разработан проект «Город Ревда и область, в которой я живу».
Знакомлю с его историей, достопримечательностями и культурным наследием через организацию различных видов деятельности:
Экскурсии;
Беседы;
Рассказы воспитателя о городе Ревде и Урале;
Чтение художественной литературы (П.П. Бажова, Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», слушание произведений П.П. Чайковского «Времена года»;
Заучивание стихов М.Львов «Урал», Жеребцов «На отрогах седого Урала», Симаранова Н. «Ревда»;
Рассматривание картин, иллюстраций;
Просмотр диафильмов, слайдов о Ревде;
Составление рассказов о родном городе;
Рисунки, зарисовки, пейзажи о родном крае.
Я вместе с детьми познаю историю Урала, его ценности, культуру. Дети с большим интересом всегда слушают мои рассказы о городе Ревде и Урале. Они сами заинтересовались в познании своей Родины, стали более грамотно разбираться в этой проблеме. У них появился интерес к краю, где они живут. Этот интерес проявляется в детских рассказах, рисунках, творческих играх, от детей он передается и их родителям.
Первая школа воспитания растущего человека – семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
В целях взаимодействия с родителями проводились следующие:
Родительские собрания на социально-нравственные темы: «Как способствовать социальному развитию дошкольника?», «Нравственное воспитание дошкольников»;
Консультации: «Куда пойти с ребенком в выходной день», «Познакомьте ребенка с родным городом»;
Открытые просмотры: развлечение «Об Урале», КВН «Мой родной город Ревда»;
Экскурсии: по своему микрорайону (ул. М.Горького, О.Кошевого, Мира, на почту, в школу). Совместное посещение учреждений дополнительного образования: клуб «Ровесник», краеведческий, геологический музей, библиотеки;
Наглядные формы работы: информационный стенд для родителей, папки передвижки, выставки детских работ, литература о Ревде и Урале.
Тесное сотрудничество с родителями позволяет добиться высоких результатов в работе с детьми по приобщению к культуре родного края.
Таким образом, о системе эффективности сотрудничества говорят следующие показатели:
Положительная установка взаимодействующих сторон, осознание ее целей и личной заинтересованности;
Совместное планирование организации и контроль за жизнедеятельностью детей; позиция педагога, способствующая самореализации и самовыражению детей, родителей;
И, главное, доверие, которое само по себе не приходит.
Использование разнообразных форм работы с родителями, педагогами, краеведами дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали моими верными помощниками в ознакомлении и приобщении детей к родному краю.
Вывод: Применение в воспитательно-образовательном процессе всех вышеперечисленных педагогических методик и технологий и созданная мною «Система работы по ознакомлению и приобщению детей дошкольного возраста к истокам родного края» позитивно отразилась на сформированности у дошкольников социально-нравственных качеств личности.