Методическое сопровождение педагогов по организации изобразительной деятельности в МБДОУ
Методическое сопровождение педагогов по организации изобразительной деятельности в МБДОУ
Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающих граждан лежит на педагоге дошкольного образования. Бурное развитие системы дошкольного образования и современного общества, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки педагога дошкольного образования, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение педагогов по организации изобразительной деятельности в МБДОУ»
Методическое сопровождение педагогов по организации изобразительной деятельности в МБДОУ
Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающих граждан лежит на педагоге дошкольного образования. Бурное развитие системы дошкольного образования и современного общества, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки педагога дошкольного образования, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном творческом педагогическом труде. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых умений и навыков.
Модель развития творческого потенциала педагога (слайд 2)включает в себя следующие составляющие: самообразование и методическое сопровождение. Промежуточными составляющими, являются следующие: открытые просмотры занятий по изодеятельности, работа в творческих группах, методическое обеспечение, обмен опытом по использованию традиционных и инновационных методов в работе с дошкольниками по развитию способностей в изодеятельности. Все составляющие неразрывно взаимосвязаны между собой и ориентированы на общий результат: повышение профессионального мастерства педагога.
Методическое сопровождение (слайд 3) – это организованный процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности (актуализация и диагностика, информационный поиск) через консультации на этапе выбора пути решения проблем, конструирование и реализация плана деятельности.
Методическое сопровождение (слайд 4) – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на:
- Повышение профессионального мастерства каждого педагога;
- Развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива;
- Повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Задачи методического сопровождения (слайд 5) :
- Углубление знаний педагогов в вопросах организации и обучения детей изобразительной деятельности;
- Активизация творческой деятельности педагогов;
- Мотивация педагогов к созданию эстетической образовательной среды в ДОУ, которая способствует воспитанию у детей интереса к различным видам искусства и стремления к созданию художественных образов.
Немаловажным моментом в методическом сопровождении педагогов ДОУ является выбор формы проведения мероприятия. Организационные формы проведения методической работы классифицируются по степени активности участников на пассивные, активные, интерактивные.
Пассивные формы (слайд 6) сориентированы в большой степени на репродуктивную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы (слайд 6) стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Интерактивные формы (слайд 7) основываются на взаимодействии, к ним относятся:
Технология кооперативного обучения
Технология обучения в дискуссии
Технология ситуационного моделирования
Интерактивные формы - это специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
На слайдах 8-16 представлены различные формы методического сопровождения из опыта работы. Семинар-практикум (слайд 8) является одной из эффективных форм методического сопровождения, которая позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Мастер-классы (слайды 9-10) по изодеятельности дают возможность педагогам обменяться опытом, практическими умениями и знаниями.
В ходе педагогических игр (слайд 11, педагоги выполняют различные задания на практическое применение профессиональных знаний, умений и навыков, учатся работать в коллективе, что также способствует сплочению педагогического коллектива.
Главное преимущество квеста (слайд 12,13) в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест - приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных и творческих задач для продвижения по сюжету.
Фестивали педагогических идей (слайд 14) проводятся с целью обмена опытом, представления какого-либо творческого продукта, созданного своими руками. Данная форма работы отлично мотивирует творческую деятельность педагога, каждый стремится представить коллегам интересное, самостоятельно изготовленное пособие, рассказать о нем, поделиться опытом изготовления и использования.
Одной из распространенных форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность и повышением творческого компонента в ДОУ является проведение смотров – конкурсов (слайд 15,16). Конкурс – это возможность, по иному, взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других. Творчество, проявленное при организации смотров-конкурсов - это созидание чего-то нового, появление нового результата в деятельности ДОУ.
Остановимся подробнее на таких формах методической работы с кадрами как творческая мастерская и творческая гостиная.
Творческая мастерская (слайд 17) - это форма взаимодействия, которая создает условия для получения каждым участником нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Каждый участник мастерской, используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности.
Творческая мастерская (слайд 18) как интерактивная форма методической работы с педагогами позволяет :
• создать условия для самостоятельной и творческой деятельности ее участников,
• повысить педагогическую компетентность,
• развить творческую инициативу, креативное мышление, умение работать коллективно,
• плодотворно сотрудничать друг с другом,
• находить нестандартный выход из проблемной ситуации.
Алгоритм проведения творческой мастерской (слайд 19)
Работу творческой мастерской можно разделить на четыре этапа:
1. Индуктор
Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников через создание эмоционального настроя, включение чувств участников мастерской, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации.
2. Создание творческого продукта (практическая работа)
3. Социализация — предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
4. Рефлексия и выход на новый уровень проблем.
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление процесса творчества, получения новых знаний, осознание своих внутренних перемен, обозначаются новые проблемы, требующие своего разрешения.
Рассмотрим теоретические аспекты сущности организации и проведения творческой гостиной (слайд 20).
Творческая гостиная – форма работы, которая требует тщательной подготовки к мероприятию всеми будущими участниками. Подготовка к проведению творческой гостиной начинается с предварительного этапа, в котором определяется направление в работе, фиксируются вопросы для рассмотрения, намечается итоговый продукт мероприятия. Исходя из этого, каждый педагог получает индивидуальное задание, которое он изучает, прорабатывает, выполняет практически, а в ходе творческой гостиной проводит презентацию творческого готового продукта. Творческая гостиная по своему определению очень схожа с творческой мастерской. Но есть отличительные особенности, рассмотрим их (слайд 21) : в творческой мастерской практическое обучение проходит непосредственно в ходе мероприятия, а в гостиной – в подготовительном этапе, исходя из задания; в мастерской презентуются однотипные творческие продукты, изготовленные на основе опыта мастера, а в гостиной – презентуется индивидуальный творческий продукт; в мастерской проходит общее обсуждение творческих продуктов, а в гостиной – индивидуального творческого продукта.
Творческая мастерская «Новогодняя ретро-игрушка из ваты»
(слайд 22, 23)
Цель: повышение профессиональных знаний педагогов ДОУ в области народной культуры и традиций, активизация творческой активности педагогов, практическое овладение техникой изготовления игрушек из ваты.
Рассмотрим алгоритм проведения:
1-й этап – Индуктор - теоретический блок информации по конспекту исходя из цели и задач (просмотр видеофильма о мануфактуре «Душистые радости», краткий экскурс в историю появления традиции наряжать ёлку на Руси, иллюстрации ватных игрушек).
2-й этап – Создание творческого продукта с помощью педагога-мастера.
3-й этап – Социализация (предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, выставка творческих работ).
4-й этап – Рефлексивный (анализ деятельности, результата, приобретенных знаний, эмоциональной сферы, возможность их использования в работе с детьми и т. д.)
На следующем слайде (слайд 24) представлена творческая мастерская «Оберег из соленого теста своими руками».
Рассмотрим на примере алгоритм проведения творческой гостиной (слайд 25).
Творческая гостиная «Гжельские мотивы».
Цель: развитие наглядно-методической базы дошкольного учреждения в работе с детьми; углубление знаний истории, активизация творческой активности, ознакомление с алгоритмом выполнения работ по изготовлению изделий.
На примере творческой гостиной «Гжельские мотивы» рассмотрим алгоритм проведения. Данная форма работы осуществлялась в рамках подготовке к педсовету по годовой задаче. В предварительном этапе каждый педагог получил задание : исходя из своих личных возможностей, увлечений изготовить изделие с гжельской росписью для развития наглядной методической базы учреждения. Далее, непосредственно проведение мероприятия (по конспекту). Второй этап – индуктор (в данном случае презентация по гжели). Третий этап – презентация творческого продукта каждым участником (педагог описывает свою работу: из чего она, последовательность, секреты выполнения и т. д.); Четвертый этап – социализация (соединение индивидуальных творческих продуктов в выставку изделий с гжельской росписью). Пятый этап – рефлексивный, в итоге педагоги анализируют проведенное мероприятие: эмоциональную сферу (что понравилось, что запомнилось и т. д., обмен мнениями, обсуждение возможностей использования представленных изделий в качестве наглядности в работе с детьми т. д. В итоге появляется конкретный творческий продукт, который можно использовать как наглядный материал в работе с детьми.
Творческая гостиная (слайд 26)«Нетрадиционные техники рисования и аппликации в ДОУ». Творческий продукт: картотеки образцов нетрадиционных техник рисования и аппликации.
В результате методической работы (слайд 27) в рассмотренных направлениях педагоги повышают свой уровень профессионального развития, приобретая новые знания и новый опыт; появляются новые образцы наглядности - продукты деятельности творческих мастерских, которые можно использовать как наглядный образовательный компонент в работе с детьми.
Для многих педагогов проведение подобных форм работы служит толчком к активизации творческой деятельности, в результате которой педагог творчески раскрывается и развивается, ставя перед собой новые цели и задачи.
На следующих сладах (28-32) представлены фотоматериалы творческих продуктов и их использование в работе с детьми.
Итак, методическое сопровождение педагогов всегда востребовано, важно и эффективно!
Закончить свое выступление хочу словами российского и советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Мейерхольда: «Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно».