kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы определена тем, что на протяжении последних десятилетий необходимость национально-патриотического воспитания и образования подрастающих поколений становится все более острой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

АОУ РС (Я) дополнительного профессионального образования

Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II

Кафедра дошкольного образования















Аттестационная работа


Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста,

обучающихся по программе «Мой Край!».









«К защите допускается»

__________________

Н.Н. Лебедева к.п.н.,

Зав.кафедрой ДО


«___»_____________2014



Осипова Марина Федоровна

слушатель курса профессиональной переподготовки по специальности: 050100 «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Научный руководитель:

Прокопьева Людмила Николаевна

зав. кафедрой начального

и инклюзивного образования





Айхал, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА I. Психолого-педагогический аспект национально-патриотического воспитания дошкольников …………………………………………………….7

1.1. Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедагогике…………………………..7

1.2. Якутская народная традиция как средство национально-патриотического воспитания дошкольников……………………………………………..……11

Выводы по I главе …………………………………………………………………………………18

ГЛАВА II. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»……………………………...19

    1. Определение уровня развития национального самосознания у детей дошкольного возраста……………………………………………………….19

2.2. Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»…………………………….….21

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………..33

Выводы по II главе ……………………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….......................37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………….…………….…….…39















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность: Национально-патриотическое воспитание - это процесс формирования национального самосознания. Национальное самосознание - это понимание своего места и своей значимости, прежде всего наше уважительное отношение к самим себе, наше понимание того, откуда мы, какие мы, почему мы именно такие и в чем наше предназначение. Каждый человек - часть того народа, той нации, к которому он относится. Человек должен знать историю, культуру, традиции своего народа, гордиться своим народом и уважать другие народы.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать национальное самосознание.

Одна из ключевых идей любой традиционной культуры - это идея изначальной сопричастности, в ряде случаев - человека к природе, от которой он себя не отделяет и в которой находит силы не только для физического поддержания жизни, но и духовного, личностного роста. Интернациональные заповеди «Человек - дитя природы», «Природа - дом человека» издревле известны якутам. Сознанию человека традиционной культуры была чужда альтернатива: «Природа - храм или мастерская?». Родовым понятием по отношению к понятиям «храм» и «мастерская» является понятие «дом». Как, известно, термины «экология», «экологический» происходят от греческого слова oikos, что означает дом, родина. Поэтому обращение к этнокультурным традициям при построении содержания и форм национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края современных детей будет обеспечивать реализацию национально-регионального компонента государственных стандартов образования как это в целом предусмотрено Законом РФ «Об образовании».

Актуальность темы определена тем, что на протяжении последних десятилетий необходимость национально-патриотического воспитания и образования подрастающих поколений становится все более острой. Сегодня эта необходимость не нуждается в специальном обосновании, приоритетное значение приобретает вопрос о разработке новых подходов к его построению. Указанная область, являясь сравнительно молодым направлением в педагогической теории и образовательной практике, уже испытывает очевидную инерцию традиционных представлений, имеет целый ряд исследований, посвященных национально-патриотическому воспитанию дошкольников через экологию, но они затрагивают лишь отдельные аспекты, мало учитывают современные реалии и до настоящего времени недостаточно изучены инновационные направления национального самосознания и патриотического воспитания.

Объект исследования: педагогический процесс развития национального самосознания у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»

Цель исследования: Разработать программу для дошкольников «Мой Край!», в целях развития национального самосознания.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогический аспект национально-патриотического воспитания;

2. Пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;

3. Привить любовь к природе, развить экологические знания, умения;

4.Разработать и апробировать основные направления, сочетая инновационные формы психолого-педагогической работы в организации национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края;

5. Создать условия для формирования национального самосознания у детей дошкольного возраста через программу «Мой Край!»;

Гипотеза исследования: Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы предполагаем, что эффективное развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста даст положительные результаты только при условии:

  1. Целенаправленного изучения научно-теоретических аспектов проблемы национально-патриотического воспитания дошкольников через программу «Мой Край!».

  2. Организации соответствующих условий в детском саду для развития национального самосознания у детей дошкольного возраста с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

  3. Систематических факультативов по изучению родного края.

  4. Использовании результатов работы детей в игровой, повседневной деятельности.

Методы исследования:

В процессе работы над аттестационной работой были использованы следующие методы исследования:

  • Аналитические-теоретический анализ психолого-педагогической и
    методической литературы, изучение и обобщение
    опыта отечественных педагогов.

  • Диагностико - контролирующий метод – анкетирование.

  • Формирующие методы – психолого-педагогический эксперимент, система занятий и т.д.;

Методологической основой работы явились труды В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчикова, Л.В. Школяр, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Новизна и теоретическая значимость исследования: В ходе проведенного научно-практического исследования сделана попытка определения эффективности использования факультативов по изучении родного края для эффективного развития национального самосознания.

Практическая значимость исследования: По результатам исследования, разработанная программа может быть использована в работе воспитателями старших групп детского сада, как эффективная форма работы по развитию национального самосознания у детей дошкольного возраста.

База исследования: детский сад №43 «Чебурашка» АН ДОО «Алмазик» п.Айхал, Мирнинского района.

Структура аттестационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, приложения, списка использованной литературы.





















ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект национально-патриотического воспитания дошкольников

1.1. Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедагогике


Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедагогике заключается в раскрытии методологического контекста и в современном подходе к разработке проблематики экологического воспитания дошкольников, уточняется содержание понятия «национально-патриотическое сознание», анализируется система воспитания коренных народов Якутии.

В рамках содержания образования, как и в рамках предмета самого экологического знания, экологическая проблематика оказалась сведенной к природно-экологической. Во-вторых, утвердилась «парадигма ЗУН» в форме преобладающей установки на «ознакомление с природой» и вооружение детей умениями и навыками взаимодействия с конкретными природными объектами (при установлении ближайших связей между ними на основе полученных знаний). В-третьих, сами эти знания, умения и навыки носили преимущественно специализированный, утилитарно-эмпирический характер (по В.В.Давыдову). В-четвертых, формируемые у детей представления о природных фактах и явлениях выступали как конгломерат «упрощенных» до уровня детского восприятия разрозненных сведений из области естественнонаучных дисциплин.[2,24c.]

С другой стороны, это соответствовало узкому и в то же время доминирующему пониманию принципа природосообразности воспитания. Традиционно он отождествлялся и поныне отождествляется с требованиями:

а) учитывать в педагогическом процессе наличные психофизиологические особенности (возрастные возможности) отдельного ребенка;

б) поддерживать систематический контакт ребенка с ближайшей - близкой и доступной ему природной средой, в которой он чувствует себя и развивается наиболее естественно.

В педагогике Нового времени принцип природосообразности формулировался как оппозиционный и вместе с тем как дополняющий по отношению к принципу культуросообразности. В русле этой традиции, впитавшей дух европейского рационалистической философии, например, немецкого спирутализма - у Ф. Фребеля, принцип природосообразности требовал не только ориентации на «естественные» темпы психофизического роста ребенка и наличные условия его природного окружения, сколько - на универсальные метафизические законы и принципы существования Мироздания в целом и Мира живой природы в частности. Поэтому проблема «природосообразного-культуросообразного» не может интерпретироваться в современных терминах «биологического» и «социального», «наследственности» и «среды» и т п.

В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков и Л.В. Школяр отмечают особую значимость этого момента, т.к. «Природа (понимаемая философски, а не с точки зрения специальных естественнонаучных представлений о разного рода физических, химических, биологических и пр. данностях) и Культура образуют ветви единой всеобщей формы, в которой совершается процесс миростановления».[4, 238c.]

Национально-патриотическое сознание является не специализированной функцией, а всеобщим выражением «человеческого в человеке», основы которого закладываются именно в детстве. Его предпосылки возникают в раннем онтогенезе. Прежде всего, это самобытная детская - образно-смысловая картина мира как проблемного целого. Такая картина мира традиционно считалась стихийно складывающимся образованием. Еще в 1920-х гг. Ж. Пиаже писал о своеобразной «детской концепции мира», которая возникает спонтанно и радикально отличается от «взрослой». Однако, как показывают исследования научного коллектива В.Т. Кудрявцева в данном вопросе развивающего линию Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина, сколь бы спонтанными и необычными ни были представления ребенка о действительности, они всегда отражают специфический способ его интеграции в человеческую культуру. Этим определена возможность и необходимость культивирования детской картины мира внутри образовательного процесса, ее преимуществ, сильных сторон.[11, 71c.]

С нашей точки зрения, ее «сильные» стороны совпадают с основными характеристиками экологического сознания как достаточно универсального смыслового, у ребенка - преимущественно чувственно-эмоционального обобщения своих взаимоотношений с природной и социальной действительностью, с самим собой, а также мировоззренческих позиций и установок других людей, обусловливающих эти взаимоотношения.

Образ смыслового целого возникает в сознании ребенка раньше детализированного образа частей этого целого, в то время как способность «видеть целое раньше частей» принадлежит к составляющим продуктивного воображения. Это придает сознательному образу творческий характер смысловое отношение к действительности ярко проявляется в феноменах детского анимизма – наделения неживых вещей свойствами живого, артифициализма - стремления рассматривать окружающий мир как продукт чьих-то творческих усилий, одушевления неодушевленного, эмоционального сопереживания предметам и др.

Все это привносит в отношение ребенка к миру необходимый элемент осмысленности, задает специфическую позицию деятеля, в которой ребенок становится субъектом - «соавтором» единого процесса многообразных изменений действительности, чувствует себя совладельцем универсального магического жезла, по мановению которого происходят эти изменения, сами по себе таинственные и необъяснимые. Наконец, это подпитывает присущее детству чувство «базисного доверия к миру» раз действительность кем-то сотворена, значит, этот «некто» «совершенный субъект», по Б.Д. Эльконину) несет ответственность за свое творение, которое не может таить для ребенка опасности и угрозы.

В итоге смысл начинает превалировать над утилитарной целесообразностью, что и является одной из специфических черт национально-патриотического сознания.

Детская картина мира, подчас объединяя и инвертируя в себе необходимое и случайное, общее и частное, идеальное и реальное, существующее и вымышленное, возможное и невозможное, призвана не столько упорядочивать действительность, сколько глобализировать локальные проблемы и «культурные темы». Именно с такой глобализации начинается экологическое сознание.[7,11c.]

«Глобализм» детского мировидения является не только следствием его психологической «незрелости». По справедливому мнению В.Т. Кудрявцева, поныне не изжит педагогический предрассудок, заставляющий видеть в дошкольнике, затем и в младшем школьнике, что показал В.В. Давыдов существо, которое живет лишь в плену своего индивидуального повседневного опыта, а все новое, необычное, неизведанное пытается преломить сквозь его узкую призму. Возвыситься над горизонтом этого опыта ему якобы не по силам. Отсюда и призывы знакомить детей только с «доступным», традиционных дошкольных программ, перенасыщенных «взрослыми» обыденными, житейскими знаниями, которые ребенок может почерпнуть и обычно черпает вне стен дошкольного учреждения.

Дошкольникам, например, свойственны «наивные» вопросы и размышления относительно природы таких универсальных явлений, как Жизнь, Космос, Истина, Добро, Дула, Мысль и т. д. Эти вопросы и размышление, хотя и носят косвенный характер, они формулируются не на понятийном научно-философском языке, а на языке образов, эмоциональной интуиции, «неясных знаний», по терминологии Н.Н. Поддьякова, все же затрагивают вечные темы, которые столетиями занимают коллективный разум человечества: «Какая часть меня - действительно я?», «Может ли корабль, в котором заменены все его части, считаться тем же кораблем?», « Животных есть стыдно? Почему люди едят животных? Я не буду больше есть мясо» Эти предкатегориальные способы постижения действительности направлены на проблематизацию ее повседневно складывающегося образа, включая сюда тот, который в педагогической форме задают ребенку взрослые. Рассматривая обыденные факты с точки зрения таких «предкатегорий», ребенок не столько обобщает эти факты в формальном плане, сколько дает им метафорическое, иносказательное толкование. Такая метафоризация позволяет выявить ребенку общий смысл тех многообразных явлений, с которыми он сталкивается повседневно. Она придает содержательную форму категориям обыденного детского опыта. Но при этом ребенок не просто преодолевает границы индивидуального наличного и социального опыта. Он реализует свое спонтанное стремление поддерживать изначальное чувство внутреннего родства с миром как целым, включая его «человеческое измерение», принимая на себя универсальные, глобальные, «вечные» проблемы этого мира и пытаясь их по-своему осмысливать. Это и побуждает ребенка к творческой интерпретации окружающей действительности (природной и социокультурной) и своего места в ней. Именно инстанция сознания «Я - в мире» концентрированно выражает для него смысловое и целостное восприятие мира, становится своеобразной моделью действительности. Самопознание начинает выполнять функцию средства познания окружающего.[10,17c.]

Исходя из этого, можно сформулировать цель национально-патриотического воспитания - развитие творческих способностей, обеспечивающих построение смысловой картины мира как целого, полноправным представителем которого выступает действующий, познающий и переживающий человек, и тем самым - формирование основ этико-экологического сознания. Достижение этой цели, составляет, в частности, важнейшую предпосылку для последующего освоения детьми того образа действительности, который задан через содержание дошкольного образования.


1.2. Якутская народная традиция как средство национально-патриотического воспитания дошкольников


Республика Саха (Якутии) - это территория проживания народов саха, эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей и др. В суровых климатических условиях проживания каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес их через века. Этот уникальный коллективный опыт на протяжении многих веков был накоплен и сформирован в естественной природной среде обитания народов и передавался из поколения в поколение.[13, 12c.]

Общеизвестно, что на протяжении советского и постсоветского периода истории России традиционные уклады жизни народов Севера и Сибири, в том числе - якутов подверглись разрушению: утраты культуры, языка, традиций и т.д. Конечно, сопутствующая этому социально-экономическая и культурная модернизация имела и свои позитивные следствия, т.е. развитие производства и его инфраструктуры, повышение образовательного уровня населения, расширение возможностей для освоения достижений индустриальной цивилизации и т.д.

Однако при этом были деформированы исконные, несущие конструкции этнокультурной системы, включая архетипы этнического сознания. Например, интенсивная эксплуатация природных недр (добыча нефти, газа), особенно, если она принимает форму хищнического истребления, вела не просто к обострению экологической ситуации, не говоря уже о том, что северные регионы уже по естественным причинам представляют зону «экстремальной экологии». Скважины и трубы в северных недрах, нефтяные озера в тундре (нефть, потерянная при форсированном и неэффективном способе добычи) и т.д. для представителя традиционной культуры - охотника, рыбака, оленевода - является посягательством на его собственную священную плоть, которая согласно мифологическому миропониманию, является продолжением телесного и духовного мира человека. Поэтому природно-экологический кризис северных территорий с неизбежностью оборачивается культурно-антропологическим кризисом северных народов.

Проблема сохранения северных культур давно вышла за рамки риторических утверждений. Для их представителей обращение к своим историческим традициям становится гарантом выживания в современном мире, что предполагает определение своего места в нем самосознания своей природы как источника не только физических, но и духовных сил, личностного роста способствует нахождению ими своего исторически неповторимого вектора в общем, процессе преемственно-поступательного развития культур в начале третьего тысячелетия.

Идеалом существования северного человека традиционно считалась жизнь в согласии с природой и обществом. Состояние хрупкости природы всегда воспринималось и осознавалось народами Севера как предмет особой заботы. Они стремились сохранить этот баланс устойчивости самоограничением в охоте, рыбалке, во всех видах их присваивающей экономики. Считалось недопустимым ранить землю. Человек имел право пользоваться ее дарами, но не больше, чем ему нужно для сохранения жизни. Главный принцип: «не навреди природе и пусть после тебя все останется, как было, ничего в ней не меняй и не перестраивай»,- оставался экологическим императивом циркумполярной цивилизации.

Человек чувствовал себя органичной частью природы, и в то же время природа воспринималась как живое существо, подобное ему. Вследствие этого установились отношения партнерства, уважения, соблюдение принципа разумной достаточности во всем. Обо всем этом свидетельствуют, сохранившиеся по сей день многие охотничьи законы и обычаи. Они регулировали не только взаимоотношения людей с природой, но и распространялись на их социальную жизнь. Единство «экологического» и «этического» было всегда присуще культуре северных народов, всячески акцентирующей «кровную родственность» человека и природы. Примечательно, что это характеризует и те северные (сибирские) народы, которые проживают за пределами Якутии. Так, в традиционной этике хантов были заложены своеобразные «природоохранные функции». Например, одним социальных группам запрещалось убивать гагару, лебедя, а другим - употреблять в пищу щуку, что стихийно оберегало от исчезновения разные виды животных. Священные места у северных народов напоминали современные заказники. Для таких мест провозглашалась «неприкосновенность» земли, воды, рыбы и т.д. Даже дрова для разведения священного костра приносились с собой.[9, 13c.]

Человек с детства понимал, что любой ущерб природе с его стороны немедленно вызовет ответную реакцию, чреватую негативными последствиями для него и его близких. Находящаяся в хрупком равновесии природа Севера действительно чутко реагирует на любые попытки подорвать его. Аналогичным образом и северная цивилизация развивалась благодаря ее устойчивости к природным факторам.

Эти установки были восприняты и народной педагогикой. В ее основе - идея «образования ума и сердца», что особенно ярко проявлялось у народов, живущих в экстремальных климатических условиях. Суровые природные условия выработали у народов отличительные черты национального характера, среди которых на первом месте стоит взаимопомощь, крайне необходимая всякому, живущему в условиях тайги, тундры, где расстояния между селениями подчас измеряются сотнями километров. Становление личности ребенка осуществляется на основе исторически сложившихся принципов самовоспитания в соответствии с естественными условиями Якутии.

Народная педагогика - своего рода общественное самосознание народа, рефлексия этнокультуры. Она возникла и развивалась на основе размышления, осмысления и обобщения поступков отдельных людей, осведомленности об эффектах реализации тех или иных моделей социальной деятельности и социального поведения в целом и, главное, - способов введения растущего человека в человеческую общность. При этом взрослые люди входят в контакт с детьми чаще всего не потому, что всегда непременно исполняют роль старших и сознательно преследуют педагогическую цель, а выражают тем самым свое бескорыстное отношение к миру детства, свое стремление к общению с ним и приобщению к нему.

Традиционная педагогика якутов имеет специфические инварианты - условия, содержание, формы и методы воспитания. Они получают обоснование в таких приоритетных идеях воспитания, как идеи игры, труда, общения, сочетания слова и дела, взаимосвязи физического и духовного роста, примера-идеала, «воспитания всем миром». Помимо традиционного искусства и быта, народное воспитание якутов черпает свой материал из эпоса олонхо, опыта школы «Кут-сюр», учения «Айыы» и другие.[13, 31c.]

Якутская народная традиция воспитания передает нормы, составляющие ценностную основу жизни людей в их отношениях друг к другу и к родной природе, которая рассматривается человеком как особая персонификация себе подобного. Это обнаруживается в стремлении прививать молодежи такие нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство, проявлении взрослыми безграничной любви и уважения к личности ребенка и, как правило, отсутствии жесткости в методах, широком использовании возможностей трудового воспитания как способа передачи детям не только производственных навыков родителей, но и развития в них общечеловеческих деловых, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных качеств, привитие с младенчества любви, привязанности к родным местам и на этой основе - бережного, мудрого отношение к животному и растительному миру, людям.[5,201c.]

Воспитательные цели достигались не только в играх и упражнениях, где дети воспроизводили действия охотников, рыболовов, что было необходимо для выживания в природно-климатических условиях Севера и, в целом, характерно для традиционных культур. Сказания, предания, загадки также были неотъемлемой частью воспитательного процесса. Так, загадки выступали не только в качестве одного из видов развлечения или даже передачи народной мудрости, но и имели сакральное значение и магический смысл. Сравнивая загадки народов Севера о природе, можно найти много общего. В древности у многих из этих народов загадка являлась составной частью трудного задания в целях испытания героя Народам Севера вообще была свойственна вера в «магию слова». Например, долганы во время охоты на диких оленей отгоняли от себя мысль, что они будут убивать оленей, так как по их представлениям, мысль могла выйти из головы и предупредить об опасности. Поэтому, сакрализируя слово, в частности - смысл загадок, некоторые народы придерживались обычая во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их мнению, положительно влияло на результаты промысла. Это же относится и к народным приметам, которые к тому же иногда сбываются, например, вспомним «что в народе, то и в погоде», что усиливает веру в них.

Особо следует отметить почитание родных мест, привязанность к родным просторам у народов Севера. Они прививали детям любовь к родному краю, учили, что нельзя ломать деревья, кричать в тундре, пугать птиц и животных. В каждом предмете и объекте своего окружения они видели живую душу. Поэтому многие традиции связаны с обращением к духам природы Севера и имеют глубокий философско-педагогический смысл и по сей день, сохраняют свое значение в плане приобщения детей к традиционному мировоззрению этноса.

В июле якуты празднуют свой большой национальный праздник Ысыах. Для праздника выбирают просторную поляну, чтобы смогла вместить широкий круг танцующих, причем все одеты в национальные костюмы. Завершается праздник общим пиром: традиционные национальные блюда запивают традиционным кумысом. Чаша с кумысом со временем превратилась на якутском празднике в ритуальный символ, знаменующий приход лета. Неповторим по своему звучанию хомус – национальный инструмент.[3, 163c.]

Говоря о культуре, нельзя не сказать о художественном наследии народов Саха. Это изделия из мамонтовой кости, бересты и оленьего меха.

Обычаи якутов ведут свое начало с древних времен. В фольклоре Саха отразились культовые мифы, героические сказания, волшебные сказки, древние заклинания шаманов. "Нюргун Боотур Стремительный" - крупнейший памятник героического эпоса якутского народа, свидетельство его огромной духовной культуры. В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле.[13, 532c.]

Сегодня наша республика является суверенной, имеет свои государственные символы.

Эмблемой государственного герба является древний всадник со знаменем. Это изображение восходит от предков Саха – скотоводов. Декоративное оформление с текстом и орнаментом обогащает смысловое содержание герба.

Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой, означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый – любимые цвета Саха также соответствуют общепринятым представлениям о чистоте чувств и помыслов людей. А темно-красный цвет, заимствованный с наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз.

Цвета флага соответствуют общепринятым в международной практике символическим значением цветов. А подсказаны они географическими и климатическими особенностями и историко-культурными традициями края.

По мифологии Саха считают себя «детьми белого солнца». На флаге сразу обращает внимание белое солнце в зените на фоне огромного голубого неба. Под ним узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов, породненных с Севером. Зеленый цвет – символ плодородия, возрождения, дружбы и богатства. Это короткое яркое лето, цвет таежных просторов. Красный цвет – не только символ жизненных сил, но и символ красоты и верности родной земле. Включение красного цвета в сочетании с белым и зеленым является характерным и для народного прикладного искусства Якутии.[2, 24c.]

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) большое внимание уделяется возрождению традиций в рамках природоохранной деятельности и экологическою образования населения. Были созданы 2 заповедника - это «Усть-Ленский» на севере и «Олекминский» на юге Якутии. Совершенствуется природоохранное законодательство, разработана Концепция всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания, разработан «Закон о ООПТ (особо охраняемых природных территориях)», в котором были утверждены несколько иные формы хозяйствования, чем в России. Создан фонд поколений (резервные территории), так называемая система «ЫтыкКэрэСирдэр», - за основу которой были приняты интересы коренных народностей, проживающих в данной местности и использующих землю, как традиционный источник существования. Были учтены их народные верования, обычаи, традиции. Возросла и активность населения создаются детские природные парки, летние экологические лагеря. Основу в них составляет детское самоуправление, что, конечно же, положительно влияет на формирование экологического сознания, воспитание детей в духе любви ко всему живому.

Таким образом, экологическая культура народов Якутии, зафиксированная в мифологии, народном искусстве, промыслах и педагогике в своих этноспецифических формах воспроизводит общечеловеческую аксиологию отношений в системе «природа - общество». Именно близость этих форм к природе позволяет приблизить детей к постижению гармонии природного целого.


Вывод по I главе


Республика Саха (Якутии) - это территория проживания народов саха, эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей и др. В суровых климатических условиях проживания каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес их через века. Этот уникальный коллективный опыт на протяжении многих веков был накоплен и сформирован в естественной природной среде обитания народов и передавался из поколения в поколение.

Детская картина мира, подчас объединяя и инвертируя в себе необходимое и случайное, общее и частное, идеальное и реальное, существующее и вымышленное, возможное и невозможное, призвана не столько упорядочивать действительность, сколько глобализировать локальные проблемы и «культурные темы». Именно с такой глобализации начинается экологическое сознание.




ГЛАВА 2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»

    1. Определение уровня развития национального самосознания у детей дошкольного возраста



Данная глава посвящена описанию экспериментальной работы по определению уровня развития национального самосознания. Работа проводилась в несколько этапов (Констатирующий, формирующий и контрольный).

На первом этапе, проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выделили принципы развития национального самосознания. На втором этапе в результате констатирующего эксперимента определили процент развития национального самосознания у дошкольников. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо введение в непосредственно-образовательную деятельность факультатив по краеведению для подготовительной группы детского сада. На третьем этапе разработали программу для подготовительной группы, направленных на формирование базисной культуры личности ребенка в социокультурном контексте.

Для изучения уровня национального самосознания в нашем исследовании мы использовали анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада №43 «Чебурашка» АН ДОО «Алмазик», п.Айхал, Мирнинского района. Первый этап эксперимента проводился в октябре. В нём приняли участие 27 дошкольников подготовительной группы «Дошколята». Второй этап проводился в декабре в той же группе, количество дошкольников – 27.

На констатирующем этапе было проведено анкетирование из 7 вопросов, в подготовительной к школе группы «Дошколята» детского сада №43 «Чебурашка» АН ДОО «Алмазик» п.Айхал, Мирнинского района.

Таким образом, по результатам анкетирования видно, что 49,2% детей не знают о родном крае и 50,8 % знают о родном крае.


    1. Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, обучающихся по программе «Мой Край!»


Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать мини-программу по краеведению для дошкольников «Мой Край!» для формирования базисной культуры личности ребенка в социокультурном контексте

В качестве средства, развивающей национальное самосознание, была выбрана такая форма работы, как экскурсии, изобразительные упражнения и задания.

Формирующий эксперимент проводился с подготовительной группой «Дошколята». Мы сочли целесообразным проведение факультатива 1 раз в неделю, с учетом возрастных особенностей дошкольников, продолжительность составляла 30 минут.

Программа «Мой Край!»

В наше сложное время, когда трудно во что-то верить, трудно осмысливать положение слоев населения, воспитателям детских садов необходимо просто заниматься патриотическим воспитанием детей. Вера в любовь к своей малой родине перерастет в любовь ко всему, что тебя окружает. Ты будешь чувствовать себя частичкой того, большого, что может свернуть горы, если затронули твое самое дорогое. Патриотизм- это любовь к окружающему тебя пространству, миру, воспитание любви к ближнему, детскому саду, городу, родной улице, родному дворику, а также любви к труду, уважение к старшему поколению. Воспитание патриотических чувств ведет к улучшению нравственности в обществе.

Начинать работу с детского сада очень ответственно. Ведь в детском саду формируется личность. Закладывая в ребенка каноны нравственности желательно не ошибиться. Что плохо, что хорошо – понять не сложно. Сложно вырасти и не знать, что или кого любить.

Работу по патриотическому воспитанию следует строить в тесном контакте с семьей.

Семья и детский сад- союзники и помощники друг друга. Союзничество достигается открытостью педагогического процесса.

Социально-личностное развитие

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

• систематичность проведения консультаций по темам, представленным самими родителями в ходе анкетирования;

• опрос родителей по индивидуальной схеме, для выяснения процента изученности темы, положительной тенденции в той или иной теме, принятие родителями той или иной темы, организация помощи воспитателю и установление делового сотрудничества;

• проведение совместных досугов, вечеров, родительских собраний, конкурсов и викторин, творческих гостиных;

• использование наглядно-информационных форм работы (создание проектов, оформление альбомов, коллажей);

• посещение родителями вместе с детьми выставок о городе, культурных центров, достопримечательностей города, краеведческого музея;

• привлечение родителей к сбору материала о городе, улице, дворе.

Как результат такого подхода - повышается уровень ответственности родителей перед детьми за духовно-нравственное воспитание.

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

• учитывать психологические особенности возраста, эмоциональность восприятия, образность и конкретность мышления;

• работу начинать от простого к сложному со старшего дошкольного возраста (знание своего рода, семьи, названия поселка, в котором ты родился, рассматривание иллюстраций о поселке)

• работу строить на опыте детей, интереса их к данной теме;

• увеличивать интерес у детей используя изученный материал в играх, прослушивании и заучивании песен и стихов, сочинения рассказов;

• организация поисковой деятельности о своем поселке;

• организация целевых прогулок и экскурсий, что дает возможность детям все увидеть самим. Задать вопросы и ответить на них или получить ответ сразу, обменяться впечатлениями друг с другом.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Иллюстративный материал, фото материал, художественная литература, средства издания мастных газет и журналов, музыкальные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, диафильмы, слайды. Главным условие всех отобранных материалов является – доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Методы и формы подачи материала нужно интегрировать во все виды деятельности ребенка.

ВИДЫ РАБОТЫ

• знакомство семьей

Знание своих родителей и ближайших родственников. Корни твоей семьи, сколько поколений живет в этом поселке, откуда приехали в этот поселок и по какой нужде. Связь поколений, домашние увлечения и традиции, гербы своих семей и их защита.

• знакомство с детским садом

• Знакомство с историей д/с, с внутренним распорядком д/с, с теми, кто трудиться в д/с. Участвовать во всех мероприятиях, проводимы в д/с.

• Знакомство с двором, микрорайоном, в котором проживаешь.

Работа в этом направлении дает расширение знаний о родном поселке, его устройстве, истории, достопримечательностях, культурным наследием поселка и его известных людей.

• Знакомство со столицей нашей республики Якутск.

Историческое наследие Айхала, ее достопримечательности, ее культурное наследие, исторические личности;

• Знакомство со страной РОССИЕЙ

Важным моментом является изучение наследия , знание уклада жизни, быта, обрядов, историю предков их культуру и традиции. Изучение символики России развивает чувство гордости и ответственности. Многонациональность- это одна из тем для изучения. Каждый народ имеет право жить, иметь свою культуру, свои традиции, Но все должны друг друга уважать и уметь жить вместе.

ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

• познание материала через расширение и углубление знаний, эмоционально-положительного отношения к материалу;

• стимулирование детей к отражению своих знаний в творческой деятельности;

• взаимодействие д/с и семьи в организации работы по передаче всех культурных и бытовых ценностей, природных достопримечательностей;

Цель: Формирование базисной культуры личности ребенка в социокультурном контексте.

Задачи:

• комплексное сочетание форм и методов работы для планомерного воздействия на личность ребенка;

• формирование системы знаний, основой которой являются сведения в области краеведения, показ общего через частное;

• Включение ребенка в разные виды деятельности, поддерживающие его интерес и активную позицию в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления;

• дифференцированный подход педагога к детям, с учетом их индивидуальных особенностей, уровня развития, интересов и способностей;

• профессионализм воспитателя и постоянное его повышение;

• Обогащение предметно – развивающей среды по направлению краеведение;

• Системное планирование работы, от простого к сложному;

• Вовлечение родителей в педагогический процесс;

• создание системы посещения музея, выставок, организация экскурсий по поселку.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

• принцип историзма- сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего. Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;

• принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Все что ребенок получает на НОД должно быть пропущено через сердце, руки и голову. Ребенок это должен запомнить на всю жизнь;

• принцип ориентирования на общечеловеческие понятия- ребенок как полноправный партнер, гражданин;

• принцип самореализации- учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;

• принцип интегрирования- организация различных видав деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.

Блоки построения работы по патриотическому воспитанию

Знакомство с семьей, д/садом, улицей, микрорайоном. Знакомство с поселком, его достопримечательностями и культурным наследием. Знакомство с Россией, ее историческим прошлым, значимостью страны в мире, национальным наследием и многонациональностью в будущем

ПЛАН РАБОТЫ

1. Я пока еще расту, нужным поселку стать хочу

2. Айхал мой, мамин, бабушкин

3. Наш поселок

4. Всякому мила родная сторона

5. Я люблю свои места родные

6. Славная река Лена

7. Символика республики

8. У Айхала свое лицо…

9. Те, кто прославил свой поселок

10. У Айхала счастливое будущее

11. Исторические памятники города

12. Многонациональный Айхал

13. Культура и спорт Айхала

14. Природа родного Айхала

Название темы Цель Материал Творческие задания для детей

  1. Я пока еще расту, нужным поселку стать хочу

Утвердить в детях понятие «нужности» своему поселку, знать что ты в нем живешь и обязательно стараться его беречь, пофантазировать с детьми о нужности поселку в данном возрасте и отразить это в своих рисунках. Песня «Дадим шар земной детям» фотографии, где наравне со взрослыми участвуют дети (посадка огорода, уборка города от мусора, шествия на всевозможных городских праздниках и др.) Нарисовать «Моя мечта на сегодня», Кем я хочу стать», раскрасить цветными карандашами нашу землю(заготовка)

  1. Айхал мой, мамин, бабушкин

Воспитать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий как род, родители, родина; познакомить детей с такими понятиями, как «члены семьи» и ближайшие родственники; помочь детям понять свое место в семье и семейных отношениях, развить понимание заботы о близких. Предварительно разучить стихи Л. Квитко «Бабушкины руки», Н. Саконской «Разговор о маме», «Папа может»-песня,», «Песенка о бабушкиных ладонях, Г Григорьев, «Моя бабушка» С.Капутикян. Большие листы с изображением дерева на каждого ребенка, семейные фотографии, фланелеграф, набор фигурок «Семья»

Предварительно обговорить с родителями, чтобы они приготовили для детей семейные фотографии, посвятили ребенка в то, какой был Айхал для мамы , бабушки и других родственников в их детстве. Принести в сад эти воспоминания в виде записей, мы их будем угадывать и делиться своими впечатлениями. Чтение семейных стихов, книг из детства родителей.

  1. Наш поселок

Познакомить детей с историей образования Айхала, условиями жизни и бытом в древние времена, развивать их любознательность, расширять кругозор, воспитывать интерес к истории. Иллюстрации и фотографии старого Айхала, диск с песнями об Айхале, публикации о старом Айхале, фотографии старой одежды, картины с изображением старинной одежды Каждый ребенок готовит небольшой рассказ о народных инструментах вместе с родителями, придумать свой танец под народную музыку, рисунки.

  1. Всякому мила родная сторона

Дать детям представление о поселке и Республике Саха (Якутия) и его достопримечательностях, развивать патриотические чувства на том, что малая родина милее всех, любовь с своему двору пронесешь через всю жизнь. Карта поселка, республики, флажки, карточки с названиями улиц поселка. Совместно с родителями написать проект «Двор моей мечты» где учитываются пожелания всех членов семьи от мала до велика, детям предлагаю вылепить свой дом, раскрасить его и из домиков создать улочку, рассказать стихи о поселке, коллажи «Мои любимые уголки поселка»

  1. А я люблю свои места родные…

Познакомить детей с главными объектами города (больница, аптека, школа, почта, полиция, библиотека, администрация, дом культуры, фабрики, карьеры; дать представление о предназначении каждого объекта, где расположен определенный объект, кто работает в данном учреждении, какую пользу приносят различные службы для поселка, республике.

Фоторепортаж о каждом объекте (привлечь родителей), карта поселка, песня Антонова «Родные места» Организовать с детьми экскурсии на ближайшие объекты, совместно с родителями подготовить альбомы с фотографиями об объекте, стихи разучить о профессиях, организовать сюжетно –ролевую игру(закупка атрибутов или изготовление своими руками)

  1. Славная река Лена

Познакомить детей с историей каждой реки, какую пользу несут реки для республики, для экологии; побуждать детей к тому, чтобы они задумывались о назначении воды на планете, познакомить с историей развития мануфактур на реках (бумажная и промышленная) Фотографии с рек (пляж, мосты, заросшие уголки, водозаборы, слияние рек (пойма). Нарисовать будущее рек, что с ними будет через 10 лет

  1. Символика республики

Познакомить детей с символикой Саха (Якутия), со значением цвета и предметов, изображенных на гербе, флаге, разучить гимн республики, воспитывать чувство привязанности и гордости за свою республику, значимости его в истории страны. Символы республики (герб, флаг, гимн), фотовыставка с праздников, где выносят флаг Якутии и другие флаги, гербы и флаги Мирного и Айхала (нумизматику городов спросить у родителей и организовать в группе уголок), открытки с изображением гербов, фотографии или открытки с животными, предметами(то, что может быть на гербе). Организовать экскурсию в административное здание Айхала, где хранятся герб и флаг республики, фотографии зданий, где может быть изображен герб города (вокзал, аэропорт), фотографии старинных зданий с фамильными гербами. В домашней обстановке нарисовать фамильный герб и написать к нему сочинение эссе. Организовать выставку фамильных гербов с защитой и презентацией

8 УАйхала свое лицо…

Уточнить представления о родном поселке, о его главных улицах и площадях, его визитных карточках (то, чего нет у других), формировать чувство любви к родным местам, дать детям представление о том, что Айхал- северный край. Песни об Айхале, фотографии экспонатов из питомника(деревьев, саженцев, цветов, клумб города), фотографии улиц Айхала, площадей, почетных досок, памятников. Совместно с родителями подготовить рассказы об улице, на которой ты живешь, происхождение названия, человеческие истории, чье имя носит та или иная улица. Рассказы родителей и бабушек и дедушек, о том, что их связывает с той или иной улицей « МОЯ УЛИЦА»- конкурс рассказов.

9 Те, кто прославил наш поселок…

Познакомить детей с выдающимися людьми, которые проживали в Айхале, воспитывать чувство гордости за их подвиги и желание быть на них похожими и стремится что-то творить и изобретать Фотографии выдающихся людей Айхала и их произведения или достижения, памятные места, где отмечены эти люди, фотографии или открытки с памятниками и бюстами. экскурсия в библиотеку п.Айхал

10 У Айхала счастливое будущее

Познакомить детей со всеми садами и школами поселка, детскими площадками и местами отдыха детей вместе со взрослыми, спортивными и развлекательными центрами. Создать у детей представление о своем счастливом детстве и о том, что когда они вырастут, то им есть чем заняться в поселке. Счастье города – когда в нем много детей. Фотографии детских праздников, шествий с детьми. Организация встречи с детьми, у которых уже есть достижения в учебе, спорте, дружбе и др. Организовать шефство над малышами(изготовление игрушек своими руками, показ сказок и разучивание игр с детьми из младших групп.

11 Исторические памятники Айхала

Познакомить детей с историческими памятниками

(почетные доски, здания, памятники погибшими воинам и др.), развивать патриотические чувства, связывать давность событий с сегодняшними днем.. Фотографии памятников, открытки и значки с историческими моментами в Айхале Экскурсии к историческим местам и памятникам, разучивание стихов и участие в праздниках, посвященных Дню победы, Дню поселка и др.

12 Многонациональный Айхал

Воспитывать в детях толерантность, учить уважать людей любой национальности, познакомить с некоторыми культурами и традициямиФотографии людей разных национальностей, проживающих в Айхале, атрибуты костюмов разных народов, игры разных народов и песни. Разучивать игры других национальностей и сравнивать с нашими играми, родителям подготовить рассказ о своей национальности.

13 Культура и спорт Айхала

Познакомить детей с культурными и спортивными учреждениями поселка, уметь о них рассказать. Фотографии и открытки со спортивными и культурными мероприятиями Посещение секций, подготовить рассказ детей о том, какие секции они посещают и чем там занимаются. Альбомы «детских достижений». Ими гордится наша группа или поселок.

14 Природа родногоАйхала

Познакомить детей с зелеными насаждениями поселка, где они выращиваются. Воспитывать у детей потребность в сохранении красоты поселка, бережливом отношении ко всему живому Фотографии скверов и парков Айхала, иллюстрации деревьев средней полосы, животных нашего края, растительности. Экскурсия. Посадка растений и цветов для высадки на клумбы у сада и для украшения группы.

«Вырасти свое деревце», Знак зодиака и цветок, «Мой друг- цветок, животное». Изготовление кормушек и заготовка корма для птиц зимующих.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

1.Поговорить о своей семье. Выполнить генеалогические древа каждой семьи. Оформить титульный лист для портфолио своего ребенка. Нарисовать портреты своих мам и пап. Оформить лист имени своего ребенка и своих близких родственников.

Оформить герб своей семьи.

2. Рассказывать ребенку о своем поселке, своей улице. Посещать музеи и выставки поселка. Посещать представления для детей в библиотеке поселка. Знакомить с историей поселка. Подготовить проект «Дворик моей мечты», «Друг моего ребенка».

3.Учавствовать во всех мероприятиях города – 9 мая, День поселка, День труда и др. Познакомить детей со своими родственниками, которые были на войне. Поздравлять героев войны с Днем победы. Помочь в организации встречи с нынешними героями (те, кто служил в армии, участвовал в военных действиях и проявил себя как герой)

4. Объяснять ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, герой, героический поступок, ветеран, победа.

5. Помогать в организации выставок с фотографиями о поселке, о его истории, нынешними изменениями, памятниками, выставками, флоры и фауны.

6. Совершать экскурсии в ближайшие к саду места.(школа, д\сад, парикмахерская, кафе, администрация и др). Беседовать с детьми обо всем увиденном, делать с детьми зарисовки и писать рассказы.

7. Изучать символику города и других городов. Названия улиц и площадей города.

8. Изготовить кормушки и сделать запасы для птиц.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. В каких памятных местах поселка ты побывал?

2. Что изображено на открытке, фотографии которые ты принес в детский сад?

3. Кто из твоих родных был на войне? Какие есть награды? Кто служил в армии? Какие есть награды?

4. Знаешь ли ты награды, которыми награждают героев войны, России, труда?

5. Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Айхале? Что ты знаешь об этих людях?

6. Знаешь ли ты народные песни, частушки, пляски? Покажи и расскажи

7. Нарисуй красивое здание Айхала.

8. Вырастить растение и подарить младшим дошкольникам или украсить детский сад.

9. Разучить песни о родном поселке.

10. Разгадывать кроссворды о поселке.

11. Раскрась национальный костюм по шаблону.

ИГРЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

«ГОСТИ ПОСЕЛКА» - позволяет уточнить и закрепить знания детей о своем поселке, больше знать о его достопримечательностях, воспитывает любовь к своему поселку.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПОСЕЛКУ» - закрепляют знание детей о родном поселке, кто в нем живет и трудится, какой транспорт, как украшен, единая архитектура, неповторимые единичеые объекты.

«УЗНАЙ, ГДЕ НАХОДИШСЯ» - воспитатель раздает открытки с видами поселка. Дети рассказывают, где они находятся и что с этим местом связано в поселке.

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ПОСЕЛОК» - раздается по 3 фотографии. У воспитателя фишки или карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность. Если ребенок узнал ее у себя на фотографии, то он закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто больше фотографий закроет.

ПОГОВОРКИ

Кто где родился, там и пригодился.

Тот герой, кто за Родину горой

Родная земля и в горсти мила

Родная сторона мать, чужая – мачеха

Родная сторона – колыбель, чужая – дырявое корыто

На родной стороне и камушек знаком

Жить – Родине служить

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей


2.3.Анализ результатов опытно-экспериментального исследования


После апробирования на практике программы для дошкольников по формированию базисной культуры личности ребенка в социокультурном контексте, нами было проведено анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), связанный с проверкой достоверности выдвинутой нами гипотезы.

Для выявления результатов, полученных в ходе проведения формирующего эксперимента, мы использовали методику анкетирования. Были получены следующие результаты:



Таким образом, по результатам анкетирования видно, что 96,8% детей знают о родном крае и только 3,2% не знают о родном крае.

Вывод по II главе



Сравнительный анализ анкетирования


Таким образом, по результатам контрольного этапа, процент знаний у дошкольников о родном крае увеличился на 46%.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Национально-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с экологией якутского края необходимо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, т.к. в основе  отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Моя задача, как воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Формируя гуманное отношение к природе, я исхожу из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей национального сознания ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты.



















































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1 .Абсалемова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ. / А.Г. Абсалямова // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно - практический журнал. - 2004 - №5 - 50-55 с.

2.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. / А.Г. Абсалямовы, Н.Ш. Сыртланова - Уфа:БГПУ, 2006 - 34 с.

3.Бабунова Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования / Е.С. Бабунова - Магнитогорск: МаПУ, 2006 - 263 с.

4.Гершунский Б.С. Философия образования. / Б.С. Гершунский - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 - 432 с.

5.Гильманов С.А. Этносоциальные аспекты региональных систем образования. / С.А. Гильманова// Сибирский педагогический журнал. НГПУ - 2004 - №1 - 198-207 с.

6.Гладкий Ю.Н. Регионоведение Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев - М.: Гардарики, 2003 - 348 с.

7.Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детского старшего дошкольного возраста). А.Г. Гогоберидзе// Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно - практический журанл - 2006 - №1 - 10-19 с.

8.Закон РФ « Об образовании» 273-ФЗ РФ - 2013

9.Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: автореф. дис… канд. пед. наук: Екатеринбург, 1999. - 22 с.

10.Коломийченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко// Детский сад от А до Я. - 2006 - №6 - 4-11 с.

11.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. / М.Ю. Новицкая - М.: Лика-Пресс, 2003 - 200 с.

12.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова/ Российская академия наук. Институт русского языка им В.В. Виноградова. - 4-е издание, доп. - М.: Азбуковник. 1999 - 944 с.

13.Серошевский В.Л. Якуты/М.: 1993- 751с.

14.Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно - ориентированном образовании школа 2100. : приоритетные направления развития образованной программы// под ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 - М.: Баласс, 2000 - 35-41 с.































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкетирование дошкольников подготовительной к школе группы

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

1

Знаешь ли ты где живем?




2

Знаешь ли ты свою улицу и квартиру?




3

Слышал ли ты гимн Якутии?




4

Знаешь ли ты герб Якутии?




5

Знаешь ли ты что такое Родина?




6

Знаешь ли ты кем работают твои родители?




7

Знаешь ли ты что такое Олонхо?






















22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осипова Марина Федоровна

Дата: 12.12.2022

Номер свидетельства: 619918


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства