1 | Организационный момент Цель для обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Активизация внимания, настрой на рабочую атмосферу. Цель для преподавателя: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой, - вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности. Методы организации работы обучающихся на начальном этапе работы: объяснение, вопросы | Приветствую обучающихся. Подвожу к формулировке и осмыслению цели урока: - Изучение какой темы мы заканчиваем сегодня? (Дидактические игры) - Подумайте и сформулируйте: с какой целью вы пришли сегодня на урок? Запишите свою цель урока в тетради. Студенты пишут цели своей учебной деятельности, затем 2-3 человека читают вслух. Обсуждаем цель обобщающего урока: обобщить знания по теме «Дидактические игры», проверить уровень приобретенных умений. Мотивация: - Как вы считаете, для чего необходимо изучение данной темы? (Ответы обучающихся). Знания, умения и опыт деятельности, приобретенные процессе изучения данной темы, потребуются на практике в детском саду, где будет нужно руководить дидактическими играми, и далее в процессе профессиональной деятельности. - Знания и умения будут выясняться и обобщаться в процессе выполнения следующих практико-ориентированных заданий: 1. Анализ и решение педагогических ситуаций; 2. Учебные игры «Незаконченные предложения», «Работа с карточками» 3. Ролевая игра «Педагогическое руководство дидактическими играми» |
2 | Основной этап Обобщение материала по теме «Дидактические игры» Цель для обучающихся: продемонстрировать понимание сущности и особенностей руководства дидактическими играми. Цель для преподавателя: побудить обучающихся к активности при обобщении материала по теме «Дидактические игры» Задачи: - помочь обучающимся осознать особенности дидактических игр, их значение и своеобразие руководства ими в разных возрастных группах, - помочь проявить ОК 1, ОК 2, ОК 7, ПК 2.2. ПК 2.7 при выполнении заданий Основные положения учебного материала: - понятия «дидактическая игра», «виды игр», «структура игры», «методика руководства», - виды игр: настольно-печатные, с предметами, словесные, - структура дидактической игры: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, - методика руководства с учетом возраста. Формы и методы обобщения учебного материала: - фронтальная и групповая формы обучения; - активная форма обучения, - методы обучения: ролевая игра, обучающие игр, анализ педагогической ситуации, словесные методы (объяснение, беседа), - методы стимулирования учебной активности студентов: одобрение, похвала. | 1. Как вы думаете, в чем значение дидактических игр? Обучающиеся 2 мин. читают текст и анализируют педагогическую ситуацию: (Приложение №1) После этого текст задачи выводится на экран и студенты отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения 2. А теперь предлагаю вспомнить особенности дидактических игр. Обучающая игра «Незаконченные предложения» Преподаватель читает незаконченные предложения, предлагая обучающимся закончить фразу. Обучающиеся по очереди подбирают нужные слова и заканчивают предложения. Правильный текст полного предложения появляется на экране. - Дидактические игры – это игры…… (обучающие) - Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера или …. (обучающей задачи) - Отличительная особенность дидактических игр – это возможность обучать маленьких детей посредством ……(активной интересной для них деятельности) - Создателем первых дидактических игр был…. (народ) - Основной компонент дидактической игры, которому подчинены все остальные – это…… (обучающая задача) - Для детей обучающая задача формулируется как …..(игровая) - Способы проявления активности ребенка в игровых целях называются…. (игровыми действиями) - Компонент игры, благодаря которому педагог в ходе игры управляет поведением детей – это……. (правила) - Дидактическая игра является средством всестороннего…..(развития личности ребенка). 3. Давайте с вами уточним виды дидактических игр, их структуру и методику руководства. Обучающая игра «Работа по карточкам» (Приложение №2) Преподаватель делит обучающихся на четыре группы, раздает каждой группе по одной карточке с вопросами по теме урока и просит после пятиминутного обсуждения дать ответ на вопросы карточки. Другие группы должны внимательно слушать ответы товарищей и по возможности дополнять их. Обучающиеся коллективно по группам обсуждают свои вопросы, а потом каждая группа определяет тех, кто будет представлять команду при ответе. Команды выступают по порядку, в соответствии с номером карточки. При этом текст соответствующей карточки появляется на экране, чтобы студенты из других групп могли подумать и при необходимости дополнить ответ. Выигрывает та команда, которая представила наиболее правильные и полные ответы и заработала дополнительные баллы за дополнения. 4. Как мы с вами определили - методика руководства дидактическими играми зависит от возраста детей. Предлагаю посредством ролевой игры проверить умения руководить играми детей разных возрастных групп. Ролевая игра «Педагогическое руководство дидактическими играми» Преподаватель предлагает студентам поиграть в ролевую игру «Педагогическое руководство дидактическими играми в младших и старших группах». Выбирается один студент на роль воспитателя младшей группы и 3-4 человека на роль детей. Задача перед «воспитателем»: научить детей младшей группы играть в новую игру. «Воспитатель» в соответствии с выбранной игрой (Лото, Домино, Лабиринт, Пазлы…) и в соответствии с возрастными особенностями детей младшей группы показывает - каким образом можно научить малышей играть в новую игру. Этапы в проведении дидактической игры выведены на экран участниками 4-й группы при работе с карточками: - воспитатель знакомит детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, - объясняет ход и правила игры, - показывает игровые действия, - определяет свою роль в игре, - подводит итоги игры. Затем выбирается один обучаемый на роль воспитателя старшей группы и 3-4 человека на роль детей. Моделируется процесс ознакомления с новой дидактической игрой детей старшей группы. После проведения двух игр преподаватель предлагает студентам проанализировать деятельность воспитателей по вопросам (Приложение №3) |
3 | Подведение итога и выставление оценок по результатам проведения урока | 1. Преподаватель подводит итоги учетно-обобщающего урока: - Предлагает посмотреть, какая цель урока была записана ими в тетрадях, которую они планировали достигнуть в начале занятия. - Просит ответить на вопрос: «Достигнута ли цель урока в результате проведения занятия?» - Делает вывод, что данный урок помог обучающимся осознать особенности дидактических игр, их значение и своеобразие руководства ими в разных возрастных группах, помог проявить ОК 1, ОК 2, ОК 7, ПК 2.2. ПК 2.7 при выполнении заданий (Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. Анализировать процесс и результаты организации игровой деятельности детей. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.) 2. На основании выставления оценок уточняет уровень сформированности знаний и умений студентов. 3. Домашнее задание. Учебник «Дошкольная педагогика» С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, гл. 19: выполнить задание №3 в конце главы. |