kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Применение дидактических игр в воспитании детей социально-реабилитационного центра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка   «Применение дидактических игр в воспитании детей социально-реабилитационного центра» направлена на  следующие цели:

обучающая – проверить, систематизировать и обобщить знания студентов по теме «Дидактические игры»;

Методическая разработка   «Применение дидактических игр в воспитании детей социально-реабилитационного центра»- развивающая – развивать умение анализировать педагогические ситуации, связанные и руководством дидактическими играми, развивать педагогическое мышление;

- воспитывающая – формировать профессиональные убеждения, умение работать в коллективе, по подгруппам, оказывая друг другу взаимопомощь и проявляя самостоятельность и активность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Применение дидактических игр в воспитании детей социально-реабилитационного центра»»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Воспитание воспитанников, через организацию

игровой деятельности, с применением дидактических игр»




Воспитатель:

Боярова О.В.





Партизанск


Группа 3 (9)

Время: 90 мин.

Раздел программы: Раздел 1. Теоретические основы организации различных видов деятельности и общения детей

Вид учебного занятия: урок

Тип урока: учетно-обобщающий урок

Тема урока: Дидактические игры.

Цель урока:

- обучающая – проверить, систематизировать и обобщить знания студентов по теме «Дидактические игры»;

- развивающая – развивать умение анализировать педагогические ситуации, связанные и руководством дидактическими играми, развивать педагогическое мышление;

- воспитывающая – формировать профессиональные убеждения, умение работать в коллективе, по подгруппам, оказывая друг другу взаимопомощь и проявляя самостоятельность и активность.

Технология: контекстного обучения.

Обучающиеся должны знать: сущность и своеобразие дидактических игр, их виды, структуру, теоретические основы руководства дидактическими играми.

Уметь: определять цели, задачи, методы и средства руководства игрой, использовать косвенные и прямые приемы руководства игрой.

Межпредметные связи: психология, методика математического развития, методика развития речи, методика экологического образования.

Материально- техническое обеспечение урока:

  1. Тексты педагогических ситуаций, незаконченных предложений, карточки с вопросами

  2. Настольно-печатные игры для детей младшей и старшей групп.

  3. ПК и мультимедийный проектор

Методы и приемы обучения:

- словесные – вопросы, обсуждение педагогических ситуаций, объяснение, словесная оценка деятельности обучаемых;

- игровые – ролевая игра, обучающие игры;

- практические – моделирование (показ способов руководства дидактическими играми).

Литература:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011

  2. Корепанова, М.В. Дошкольная педагогика. [Текст] Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 144 с.

  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.

  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008






Этапы урока

Содержание этапов

1

Организационный момент

Цель для обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Активизация внимания, настрой на рабочую атмосферу.

Цель для преподавателя: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой,

- вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности.

Методы организации работы обучающихся на начальном этапе работы: объяснение, вопросы

Приветствую обучающихся.

Подвожу к формулировке и осмыслению цели урока:

- Изучение какой темы мы заканчиваем сегодня? (Дидактические игры)

- Подумайте и сформулируйте: с какой целью вы пришли сегодня на урок? Запишите свою цель урока в тетради.

Студенты пишут цели своей учебной деятельности, затем 2-3 человека читают вслух.

Обсуждаем цель обобщающего урока: обобщить знания по теме «Дидактические игры», проверить уровень приобретенных умений.

Мотивация:

- Как вы считаете, для чего необходимо изучение данной темы? (Ответы обучающихся). Знания, умения и опыт деятельности, приобретенные процессе изучения данной темы, потребуются на практике в детском саду, где будет нужно руководить дидактическими играми, и далее в процессе профессиональной деятельности.

- Знания и умения будут выясняться и обобщаться в процессе выполнения следующих практико-ориентированных заданий:

1. Анализ и решение педагогических ситуаций;

2. Учебные игры «Незаконченные предложения», «Работа с карточками»

3. Ролевая игра «Педагогическое руководство дидактическими играми»

2

Основной этап

Обобщение материала по теме «Дидактические игры»

Цель для обучающихся: продемонстрировать понимание сущности и особенностей руководства дидактическими играми.

Цель для преподавателя: побудить обучающихся к активности при обобщении материала по теме «Дидактические игры»

Задачи:

- помочь обучающимся осознать особенности дидактических игр, их значение и своеобразие руководства ими в разных возрастных группах,

- помочь проявить ОК 1, ОК 2, ОК 7, ПК 2.2. ПК 2.7 при выполнении заданий

Основные положения учебного материала:

- понятия «дидактическая игра», «виды игр», «структура игры», «методика руководства»,

- виды игр: настольно-печатные, с предметами, словесные,

- структура дидактической игры: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия,

- методика руководства с учетом возраста.


Формы и методы обобщения учебного материала:

- фронтальная и групповая формы обучения;

- активная форма обучения,

- методы обучения: ролевая игра, обучающие игр, анализ педагогической ситуации, словесные методы (объяснение, беседа),

- методы стимулирования учебной активности студентов: одобрение, похвала.


1. Как вы думаете, в чем значение дидактических игр?

Обучающиеся 2 мин. читают текст и анализируют педагогическую ситуацию: (Приложение №1)

После этого текст задачи выводится на экран и студенты отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения

2. А теперь предлагаю вспомнить особенности дидактических игр.

Обучающая игра «Незаконченные предложения»

Преподаватель читает незаконченные предложения, предлагая обучающимся закончить фразу. Обучающиеся по очереди подбирают нужные слова и заканчивают предложения. Правильный текст полного предложения появляется на экране.

- Дидактические игры – это игры…… (обучающие)

- Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера или …. (обучающей задачи)

- Отличительная особенность дидактических игр – это возможность обучать маленьких детей посредством ……(активной интересной для них деятельности)

- Создателем первых дидактических игр был…. (народ)

- Основной компонент дидактической игры, которому подчинены все остальные – это…… (обучающая задача)

- Для детей обучающая задача формулируется как …..(игровая)

- Способы проявления активности ребенка в игровых целях называются…. (игровыми действиями)

- Компонент игры, благодаря которому педагог в ходе игры управляет поведением детей – это……. (правила)

- Дидактическая игра является средством всестороннего…..(развития личности ребенка).

3. Давайте с вами уточним виды дидактических игр, их структуру и методику руководства.

Обучающая игра «Работа по карточкам» (Приложение №2)

Преподаватель делит обучающихся на четыре группы, раздает каждой группе по одной карточке с вопросами по теме урока и просит после пятиминутного обсуждения дать ответ на вопросы карточки. Другие группы должны внимательно слушать ответы товарищей и по возможности дополнять их.

Обучающиеся коллективно по группам обсуждают свои вопросы, а потом каждая группа определяет тех, кто будет представлять команду при ответе.

Команды выступают по порядку, в соответствии с номером карточки. При этом текст соответствующей карточки появляется на экране, чтобы студенты из других групп могли подумать и при необходимости дополнить ответ.

Выигрывает та команда, которая представила наиболее правильные и полные ответы и заработала дополнительные баллы за дополнения.

4. Как мы с вами определили - методика руководства дидактическими играми зависит от возраста детей. Предлагаю посредством ролевой игры проверить умения руководить играми детей разных возрастных групп.

Ролевая игра «Педагогическое руководство дидактическими играми»

Преподаватель предлагает студентам поиграть в ролевую игру «Педагогическое руководство дидактическими играми в младших и старших группах».

Выбирается один студент на роль воспитателя младшей группы и 3-4 человека на роль детей. Задача перед «воспитателем»: научить детей младшей группы играть в новую игру.

«Воспитатель» в соответствии с выбранной игрой (Лото, Домино, Лабиринт, Пазлы…) и в соответствии с возрастными особенностями детей младшей группы показывает - каким образом можно научить малышей играть в новую игру.

Этапы в проведении дидактической игры выведены на экран участниками 4-й группы при работе с карточками:

- воспитатель знакомит детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

- объясняет ход и правила игры,

- показывает игровые действия,

- определяет свою роль в игре,

- подводит итоги игры.

Затем выбирается один обучаемый на роль воспитателя старшей группы и 3-4 человека на роль детей. Моделируется процесс ознакомления с новой дидактической игрой детей старшей группы.

После проведения двух игр преподаватель предлагает студентам проанализировать деятельность воспитателей по вопросам (Приложение №3)

3

Подведение итога и выставление оценок по результатам проведения урока

1. Преподаватель подводит итоги учетно-обобщающего урока:

- Предлагает посмотреть, какая цель урока была записана ими в тетрадях, которую они планировали достигнуть в начале занятия.

- Просит ответить на вопрос: «Достигнута ли цель урока в результате проведения занятия?»

- Делает вывод, что данный урок помог обучающимся осознать особенности дидактических игр, их значение и своеобразие руководства ими в разных возрастных группах, помог проявить ОК 1, ОК 2, ОК 7, ПК 2.2. ПК 2.7 при выполнении заданий (Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. Анализировать процесс и результаты организации игровой деятельности детей. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.)

2. На основании выставления оценок уточняет уровень сформированности знаний и умений студентов.

3. Домашнее задание.

Учебник «Дошкольная педагогика» С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, гл. 19: выполнить задание №3 в конце главы.









Приложение №1

Педагогическая ситуация

К Кириллу (7 лет) пришел в гости Андрюша (6 лет). Мальчики увлеченно играют уже целый час в новую настольно-печатную игру «Золотой ключик» (типа «Лабиринт»), которую принес Андрей.

Мама раздраженно кричит на сына: «Кирилл, тебе уже скоро в школу, а ты все как маленький, играешь целыми днями. Лучше бы считать научился!»

«Я умею!» - обиженно отвечает Кирилл и продолжает играть.

  1. Как вы думаете, права ли мама, которая не придает особого значения дидактической игре? Обоснуйте свой ответ. (В чем обучающая задача этой игры?)

  2. Прав ли Кирилл, когда сказал, что умеет считать? Смог бы он без навыка счетной деятельности осуществлять игровые действия?


Приложение №2

Карточка №1

  1. Чем руководствуется педагог, когда выбирает для проведения ту или иную дидактическую игру?

  2. Назовите несколько дидактических игр и определите их дидактические задачи.

  3. Расскажите о значении дидактической игры для всестороннего развития ребенка.

Карточка №2

  1. Раскройте структуру дидактической игры.

  2. В чем разница между обучающей и игровой задачей?

  3. Приведите примеры, опираясь на игры для детей разных возрастных групп.

Карточка №3

  1. Назовите основные виды дидактических игр.

  2. Дайте характеристику каждого вида. Чем они отличаются?

  3. Приведите примеры дидактических игр каждого вида.

Карточка №4

  1. Назовите основные направления в руководстве дидактическими играми.

  2. Запишите на доске, какие моменты включает в себя проведение дидактических игр.

  3. Чем отличается педагогическое руководство дидактическими играми в разных возрастных группах?


Приложение №3

Вопросы для анализа педагогического руководства дидактическими играми:

  1. Какие приемы ознакомления с новой игрой использовали студенты?

  2. Были ли ошибки и как их исправить?

  3. Чем отличаются приемы ознакомления с новой игрой в младшей и старшей группах?

  4. Что общего в приемах руководства?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боярова Ольга Владимировна

Дата: 20.10.2021

Номер свидетельства: 589005


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства