Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к проекту "Знакомьтесь, Фасоль!"»
Программное содержание:
Познакомить с овощным растением фасолью, с внешним видом, строением растения, разнообразием сортов, плодами, семенами.
Познакомить с историей появления фасоли у нас в России.
Рассмотреть и обследовать семена: какой они формы, цвета, размера, структура поверхности.
Дать знания о строении семени: оболочка (кожура), ядрышко, зародыш.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас такими словами, как оболочка, кожура, ядрышко, зародыш, закрепить значение этих слов.
Показать экспериментально зависимость семян от присутствия влаги, воды. Семена «просыпаются», благодаря воде.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Развивающий материал: коробка-посылка, игрушки – куклы Фасольки, картинка с изображением растения, показывающая строение фасоли: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; два блюдца, вата, семена разных сортов фасоли.
Ход занятия.
- Ребята, нам в детский сад пришла необычная посылка. Кто-то в ней шепчется, чихает, смеется. Кто здесь может быть? Давайте откроем посылку.
Из посылки появляется игрушка – кукла Фасолька. Она загадывает детям загадку:
Мы похожи друг на дружку,
Живем в маленькой избушке,
Все зовут ее стручок. (Можно бобок).
Как зовут меня, дружок?
- Вы узнали меня? Кто я такая?
Показать детям настоящий стручок фасоли с семенами. Раскрыть его, рассмотреть, как расположены семена внутри домика-стручка.
Проблема: Что такое фасоль? Зачем нужна фасоль? Что надо сделать, чтобы разбудить семена фасоли?
Фасоль:
- Ребята, хотите, я немного расскажу о себе?
- Как вы думаете, зачем нужна фасоль?
- Хочу сразу предупредить, что мои стручки и семена зелеными кушать нельзя – можно отравиться. А вот, если меня немного поварить – я становлюсь очень даже вкусной.
- Родилась я в Южной Америке (Мексике). В Европу меня завезли моряки Колумба. В Россию попала из Франции. Сначала меня называли «турецкие бобы» и выращивали только для красоты, так как у меня красивые мелкие цветы, похожие на мотыльков, белой, розовой, ярко-красной или фиолетовой окраски. А мои плоды-стручки похожи на лодочки. Никто сначала не употреблял меня в пищу, мной украшали веранды, балконы, мансарды, так как у меня длинные вьющиеся стебли. Потом научились меня варить, готовить из меня всякие блюда: супы, салаты, пюре, стряпают пироги с фасолью и т.д. Я очень сытный овощ. Горсточку скушаешь, и долго не будешь чувствовать голод.
- Хотите посмотреть мои фотографии? Я привезла их с собой.
(Рассматривание цветных иллюстраций с изображением растущей фасоли, где четко прослеживается строение растения).
Кукла Фасолька задает вопросы детям:
- Для чего нужны мне корни, как вы думаете?
- Кто знает, для чего нужен мне стебель? Какой он?
- А вы обратили внимание, сколько листочков на каждой моей веточке? А для чего мне нужны листочки? Как я дышу?
- Кто запомнил, на что похожи мои цветки? Какого они размера? А какого цвета?
- Как называются мои плоды? На что они похожи?
- А где живут мои детки? Для чего они мне нужны?
Физкультминутка:
Дедушка Толя сеял фасольку,
Землю копал, тяжко вздыхал.
Урожай собирал, пот утирал.
Когда молотил, палец прибил.
Зато, когда ел, чуть язык не проглотил –
До чего вкусно было!
Воспитатель:
- А теперь рассмотрите вот эти фотографии: на них семена фасоли разного цвета. Почему они разные, как вы думаете? Потому, что существует около 20 видов пищевой фасоли, и у каждого вида свой цвет. А вот строение семени у всех одинаковое: кожура-оболочка, ядрышко из двух долек, зародыш – будущее растение.
Экспериментирование с фасолью.
- Ребята, возьмите в руки по фасольке, рассмотрите и скажите, какого цвета оболочка (кожура)?
- Какой формы семена фасоли?
- Какой величины?
- Какова структура семени (гладкая или шероховатая)?
- Можно ли семя разломить, раздавить? Давайте попробуем. Почему нет? Правильно, семена сухие, твердые, крепкие.
Рассмотреть строение заранеезамоченногосеменифасоли, разделив его пополам: пустую оболочку, две дольки ядрышка, зародыш. Объяснить детям, что семена, когда сухие, спят.
- Как вы думаете, можно вырастить фасоль зимой? Как это сделать?
- Хотите, чтобы семена фасоли проснулись? Давайте замочим их в воде.
Раздается чихание из посылки – появляется еще одна куклаФасолька:
- А я не хочу, чтобы меня мочили в воде, я и без воды проснусь.
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы с вами станем настоящими учеными и проведем эксперимент с фасольками, понаблюдаем, какая из них проснется быстрее.
Эксперимент 1.
Несколько семян фасоли поместить на блюдце между несколькими слоями марли, замочить в воде, поставить на окошко.
Другую часть семян фасоли также поместить на блюдце между несколькими слоями марли, но водой не замачивать, поставить рядом с первым блюдцем.
Предложить детям наблюдать каждый день, какие изменения произойдут с семенами, поливать фасоль в первом блюдце, изменения записывать, зарисовывать в «Дневник наблюдений».
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на то, что у Фасольки на спинке есть небольшое пятнышко, похожее на шов. Хотите послушать сказку о том, как появился этот шов?
Чтение сказки братьев Гримм «Фасолька, Соломинка и Уголек».
Беседа по содержанию сказки:
Как встретились Соломинка, Уголек и Фасолька?
О чем они договорились между собой?
Что случилось с друзьями?
Почему хохотала Фасолька?
Как бы вы поступили на ее месте?
Что случилось дальше с Фасолькой?
Кто ей помог?
Кто понравился в сказке больше всего? Почему?
Итог занятия. Фасоль – это овощное растение. Стручки и семена фасоли употребляют в пищу в вареном виде. Семенами фасоль размножается. Чтобы разбудить семена фасоли, ее надо предварительно замочить в воде.