г. НОЯБРЬСК
Формировать представления детей о природно-климатических особенностях ямальского севера, традициях и культуре коренных народов ЯНАО. Развивать интеллектуальные способности детей. Воспитывать любовь к родному краю.
Возрастная группа. Месяц. | 2-я младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная к школе |
Сентябрь | Д/и: «Найди лис-ток, какой покажу», «Такой листок, лети ко мне». Цель: Формировать представление детей о деревьях ближайшего окружения. | Целевая прогулка: «Здравствуй, осень!». Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени (ближайшее окружение) | Экскурсия: «Уж небо осенью дышало…». Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени в районах Крайнего Севера. | Экскурсия: «Уж небо осенью дышало…». Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени в районах Крайнего Севера. Труд: сбор растений для гербария. |
Октябрь | НОД: «В лес за грибами, за ягодами». Цель: Формировать представления детей о грибах и ягодах, произрастающих в лесах Севера. | НОД : «Что нам лес подарил?». Цель: Формировать представления детей о грибах и ягодах, орехах, произрастающих в лесах Севера | НОД: «Живите в дружбе с природой». Цель: Познакомить с видами древесной растительности лесотундровой зоны, их особенностями и лечебными свойствами. «Как люди речку обидели». Цель: Ознакомление с особенностями водоемов северного региона, правила поведения в близи водоемов. Д/и: «Отгадай, что за растение» (составление описательных рассказов о деревьях лесотундровой зоны). | Выездная творческая музейная экскурсия: «Мы родом из тундры» (знакомство детей с традицион-но-бытовой культурой коренных жителей ЯНАО). Цель: Расширять и обогащать представления детей о традиционно-бытовой культуре коренных жителей ЯНАО. Д/и: «Соседи» (природное сообщество – болото). Опыт: «Могут ли растения жить без корней?». Цель: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды). |
Ноябрь | НОД: «Как звери в лесу готовятся к зиме» Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, обитающих в северных лесах. (медведь, заяц). | НОД: «Как дикие животные готовятся к зиме» Цель: Формировать представления о приспособляемости диких животных к сезонным изменениям в природе (белка, ёж). Опыт: «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. М/ф: «Белоносый» | Выездная творческая музейная экскурсия: «Страна Оления» (об особом месте оленя в быту, культуре и мироощущении северных народов). Видео-просмотр: «Зимовка зверей» (животные северных лесов). | НОД: «Растительный мир сибирских болот» Цель: Познакомить детей с понятием «болото». Расширять знания о растениях данной экологической системы. Формировать элементарные представления о причинной обусловенности произрастания данных растений в болотистой местности. Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе. «Маленькие жильцы большого Севера». Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, Земноводных, птицах ямальского севера, их характерных признаках. Воспитывать любовь к родной природе. Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Рыбья война»). |
Декабрь | НОД: «Рассматривание березы», «Ёлочка-красавица» Цель: Формировать представления детей о деревьях (береза, елка), их основных частях. | НОД: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» Цель: Расширять знания детей о жизни птиц ближайшего окружения в зимний период: об их внешнем виде, питании. «Как живут растения зимой», «Прогулка в зимний лес» Цель: Обобщить представления детей о приспособлении растений участка к сезонным явлениям. М/ф: «Верное средство». (приспособление животных к зиме). | НОД: «Лесной санитар – волк», «Ель – кормилица и защитница» Цель: Расширять представления детей об особенностях жизни растений и животных (ель, волк), взаимосвязи и взаимозависимости в живой природе. Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Путешествие на льдине»). | Выездная творческая музейная экскурсия: «По следам прошлого» (экскурс в историю жизни коренных народов Севера). НОД: «Клуб знатоков леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: Формировать умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений северного региона к условиям жизни. Воспитывать желание помогать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Беседы: «Ёлкины иголки» (лекарственные свойства хвойных растений), «С кем ель дружит?» (взаимосвязи и взаимозависимости мира растений и мира животных). Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» (Лекарство от простуды). Видео-сюжет о коренных народах ЯНАО. |
Январь | Д/и: «Кто где живет», «Кто во что одет» Цель: Формировать представления детей о том, чем покрыто тело зверей, птиц, рыб (на примерах животных северного региона). | НОД: «Есть у ёлочки друзья» Цель: Обобщить представления детей о деревьях ближайшего окружения: лиственных и хвойных (признаки сходства и отличия). формировать любовь к родной природе. Д/и: «Угадай по описанию», «Кто что любит», «Кто кого боится» (дикие животные Севера). | Чтение: Т.Д. Нуждина «Чудо – всюду». Д/и: «Найдите и покормите зимующих птиц» (птицы северного края). | НОД: Север – царство льда и снега» Цель: Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата. Эк. игры: «Северные олени», «Звери заблудились» (жив. и раст. мир тундры и Арктики), «Похожи – непохожи» (раст. и жив. мир песчаных и ледяных пустынь). Беседы: «Как зимуют животные Севера?». Цель: Систематизировать представления детей о способах зимовки животных Крайнего Севера. Видео-сюжет: «Животные ямальского севера». М/ф: «Сармико». Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Маленький медведь»). Опыт: «Когда в Арктике лето?» Цель: Выявить особенности проявления сезонов в Арктике. |
Февраль | НОД: «Рассматривание снегиря», «Сравнение снегиря с вороной». Цель: Знакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, учить сравнивать двух птиц ближайшего окружения, выделяя признаки сходства и различия. Игры: «Узнай по голосу, какая это птичка», «В зимней столовой». Беседа: «Холодно ли птицам зимой?». (Птицы ближайшего окружения, их пищевые пристрастия). | Д/и: «Кому что по вкусу», «Кто где живет» (птицы северного региона, места их обитания: у воды, в лесу). | НОД: «Животные жарких и холодных стран». Цель: Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить по внешнему виду животного определять место его обитания; признаки сходства и отличия. Д/и: «На поиски животных», «Похожи – непохожи» (животные жарких и ледяных пустынь). Беседа: «Что такое полезные ископаемые?». Цель: Формировать представления детей о полезных ископаемых Тюменского севера. М/ф: «Умка». | НОД: «Пищевые цепочки в лесу». Цель: Закрепить представления детей о взаимодействии в экосистеме «Лес». Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Как лось друзей искал»). |
Март | Беседа: «О птицах» (сравнение внешне-го вида воробья и синицы). Цель: Знакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, учить сравнивать двух птиц ближайшего окружения, выделяя признаки сходства и различия. | НОД: «Пернатые друзья». Цель: Расширять представления детей о характерных признаках весны (особенности северной весны), об образе жизни птиц в это время года. Беседа: «Дикие животные Севера» (живущие в лесу) | Выездная творческая экскурсия: «Древняя земля» Цель: Ознакомление дошкольников с особенностями культуры, быта первобытных людей, населявших территорию Ямала тысячи лет назад. Д/и: «Кто где живет» (места обитания животных, приспособляемость к условиям среды). Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Про лису-воровку»); «Арктика» (животные арктических широт); рассматривание иллюстраций. | Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Ледяное чудище»). Эк. игра: «Сложи и расскажи» (схемы-модели). Опыт: «Почему в тундре всегда сыро?» Цель: Уточнить представления о некоторых особенностях природно-климатических зон земли. |
Апрель | Д/и: «Кто быстрее найдет березу, сосну?». Цель: Закрепить представления детей о деревьях ближайшего окружения, их особенностях, основных частях. | НОД: «Шестиногие малыши» Цель: Расширять представления детей о жизни насекомых (в том числе живущих рядом). Воспитывать бережное отношение ко всему живому. «Путешествие в весенний лес» Цель: Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края. Опыт: «Как звери меняют шубку» Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе (особенности линьки животных Крайнего Севера). | Д/и: «Кто где живет» (места обитания животных, приспособляемость к условиям среды). Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Бег из волчьей стаи»). | НОД: «Весенние заботы птиц» (возвращение птиц на родину – в северные края), «Строим экологический город» Цель: Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманные отношения к природе родного края, желание сберечь и сохранить красоту родной природы. Эк. игра: «Что растет в родном краю?» Беседа: «Зеленая аптека» (лекарственные растения Ямала). Рассматривание проспектов, открыток, буклетов «Мой любимый город – Ноябрьск». |