Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Парциальная программа
«Потешечки»
Возраст обучающихся: 2-3 года
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка …………………………………………..…
2
1.2.
Цели и задачи реализации Программы …………………………
4
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы ………..……
4
1.4.
Педагогическая диагностика и планируемые результаты освоения Программы ……………………………………………..
6
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Особенности и структура Программы ………………………….
9
2.2.
Содержание Программы ……………………………………...…….
13
2.3.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы …..
19
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Календарное планирование образовательной деятельности ….
25
3.2.
Учебно-методическое обеспечение Программы ………………
28
3.3.
Список использованной и рекомендуемой литературы.…………
29
IV.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
30
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Потешки — малый жанр устного народного творчества.В развитии детей младшего дошкольного возраста потешкииграютособую роль.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас.
Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.Они необходимы для полноценного и всестороннего развития малыша, именно поэтому потешки причисляются к элементам педагогической науки.
Регулярное использование потешек в детском саду и дома позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Использование потешек в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям(адаптация), позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей. Соблюдение режима в детском саду будет происходить легче, веселее и интереснее под веселые народные потешки.
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях может помочь ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Хорошо также этому способствуют фольклорно-игровые занятия. Привлекая детей через поисковую деятельность, самостоятельность, развития фантазии. Взрослые создают специальную среду, а ребенок попадает в мир, где может почувствовать себя в русской народной сказке. Для развития внимания к звучащей речи лучше совместно произносить слова, договаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения. Потешки развивают чувство доверия к окружающему
миру. Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Цели и задачи реализации Программы
Основной цельюПрограммы является :
развитие речевого общения с детьми,
Достижение цели планируется через решение следующихзадач:
обучающие:
формирование грамматического строя речи,положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с малыми формами фольклора.
развивающие:
развитие речи у детей интонационной выразительности, самостоятельной речевой активности, посредством использования ценностного речевого содержания потешек.
воспитательные:
воспитание первых гуманных чувств: доброта, заботливость, внимательность, доброжелательность.
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Поддержка разнообразия детства предполагает выбор разнообразных форм обучения детей, соответствующих их интересу.
Позитивная социализация ребенка направлена на создание психологически и эмоционально комфортных условий для взаимодействия воспитанников в среде сверстников и со взрослыми, создание комфортных социальных условий для детей с ОВЗ.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых направлено на активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы.
Сотрудничество МБДОУ с семьей и социумом – открытость, разнообразные формы сотрудничества как с семьей, так и с социальными партнерами, заинтересованными в реализации программы.
предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности..
Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням речевого развития ребенка (возрастам) и практической применимости: содержание Программы реализуется как на специально организованных занятиях, так и в рамках практической деятельности со взрослыми и сверстниками.
Принцип индивидуально - личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные речевые способности ребенка. и возрастная адекватность образования: педагогвыбирает содержание и методыреализации программы в соответствии с возрастными особенностями детей и их личностными возможностями и их активного включения в практическую деятельность.
Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей, конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородности состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
Педагогическая диагностика и планируемые результаты
освоения Программы
Реализация Программы не предполагает проведение педагогической диагностики.Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе наблюдения за его деятельностью и участию в различных мероприятиях, проводимых в рамках реализации Программы, а также оценки продуктов деятельности – видеороликов с участием детей. Результаты наблюдений используются для решения следующихобразовательных задач:
индивидуализации образования;
оптимизации работы с группой.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения обучения. В предлагаемой Программе они разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ДО к освоению образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» с учетом тематики и содержания Программы.
На этапе завершения освоения Программы ребёнок:
Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения.
Пополнен словарный запас.
Умеет договаривать, слова, фразы при чтении воспитателем знакомых потешек.
Воспроизводит движение персонажей при проговаривании потешки.
Умеет по памяти самостоятельно или при помощи взрослого читать знакомые потешки.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности:игровой,коммуникативной,познавательно-исследовательской, восприятиехудожественнойлитературы,самообслуживание,конструирование,
мягкая адаптация к условиям детского сада, речевая активность детей.
Уровни и критерии речевого развития ребенка
с 2-х до 3-х лет
н
и
з
к
и
й
Стойкие ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, речь невнятна, смазана; часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых: «до-до», «ту-ту»;
Понимает речь на наглядной основе, требует повторения обращенной к нему речи;
Отвечает в общении преимущественно жестами;
Использует упрощённые слова и слова-заменители;
В речевой контакт вступает с трудом.
с
р
е
д
н
и
й
Стойкие ошибки звукопроизношения 1-2 групп согласных звуков, и звукопроизношение неустойчиво: часто опускается начальный звук в слове или последний согласный, большинство стечений согласных замещаются одним звуком, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов;
Легко понимает речь на наглядной основе;
■ Затрудняется в понимании речи без наглядности;
■ Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители;
■ Вступает в речевой контакт с воспитателем.
в
ы
с
о
к
и
й
■ Заканчивается усвоение всех групп согласных звуков, слоговая структура слов нарушается главным образом в малознакомых, сложных по структуре словах;
■ Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;
■ Легко понимает речь на наглядной основе и без наглядности;
■ Пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет их;
■ Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.
Итак, к двум годам ребёнок:
- Обладает запасом в 200 – 300 слов;
- Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;
- Прислушивается к словам и понимает их значение;
- Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;
- Называет предметы, изображённые на картинках;
- Хорошо знает своё имя, произносит его;
- Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
- Выражает просьбу словами, а не только жестами;
- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями);
- Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).
К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
К трём годам ребёнок:
- Часто задаёт вопросы взрослым;
- Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
- Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
- Знает время суток;
- Называет два цвета.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности и структура Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения;
Основное содержание программы:
Программа «Потешечка» младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Ручеек».
Программа обеспечивает познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества (народными песенками, потешками, приговорками, прибаутками).
Программой предусмотрены различные формы работы с детьми, такие как, чтение потешки, разучивание, инсценировка потешек, рассматривание книг и иллюстраций, развлечения и досуги по литературным материалам.
Программа предполагает календарный учебный график на 10 месяцев и является частью занятия по речевому развитию, а также используется в различных режимных моментах
Программой предусмотрена работа с родителями, которая раскрывает значимость потешек в жизни детей. Способствует тесному контакту, взаимодействию детей, родителей, воспитателей.
Программа предназначена для детей от 2 до 3 лет. Объем программы составляет не менее 94 академических часов. Нормативный срок освоения программы: 1 год.
Направленность программы – социально-гуманитарная
Форма обучения очная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
В ходе деятельности с детьми будут использовать наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создавать развернутую картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.
Структура занятия
Вводная часть
– сюрпризный момент
Цель: создание доброжелательной атмосферы, вызвать интерес детей к занятию
Основная часть
- Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
- Инсценировка, обыгрывание сюжета
- подвижная игра
- пальчиковая гимнастика
Заключительная часть
- логоритмика
Знакомство дошкольников с русским народным творчеством строится с учетом принципа поэтапности, когда более простое предшествует более сложному. Поэтапное формирование речевого развития посредством чтения потешек обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения.
В ходе изучения программы обеспечиваетсяпошаговое обучение.
Программа предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 80 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по август включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой.
Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.
Длительность каждого занятия 10 минут.Часовая нагрузка составляет 13,2 часов.
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей воспитанников и порядка проведения занятий.
Организация обучения по программе осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»
В учебном плане Программы расписано рекомендуемое общее количество часов:общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Потешечки» составляет 13,2 часов в год: из них теоретических занятий - 6,4 часа, практических занятий 6,4 часа.
Программа предполагает активное участие родителей:
- проведение родительского собрания «Развитие детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора»- размещение на сайте ДОУ картотеки потешек, сценария развлечения, доклада с презентацией «Развитие детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора».
- Мастер-класс по заучиванию потешек, используя нетрадиционныеприемы.
- Изготовление атрибутов для инсценировки потешек, песенки.
- Консультации по заучиванию потешек.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Дата проведения
Мероприятия
Ответственные
сентябрь
Сбор банка данных о семьях воспитанников
Родительское собрание «Задачи обучения и воспитания детей 2-3 лет»
Воспитатели
Родители
октябрь
Выставка рисунков «Осень, осень в гости просим»
Консультация для родителей «Фольклор – источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек»
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Родители
ноябрь
Папка-передвижка «Спрашивали? Отвечаем!»
Анкетирование «Фольклор в развитии детей 2-3 лет»
Воспитатели
Воспитатели
Родители
декабрь
Консультация «Использование фольклора в работе с детьми»
«Мастерская Деда Мороза»
Утренник «Новый Год»
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Родители
Муз. работник
Воспитатели
Дети
Родители
январь
Консультация «Почитай мне сказку ,мама, или с какими книгами лучше знакомить дошкольников»
Воспитатели
Родители
февраль
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».
Родители
Воспитатели
март
Утренник «8 Марта»
Консультация «Баю-баюшки баю» - роль колыбельных песен в жизни ребёнка
Воспитатели
Дети
Муз. работник
Воспитатели
Родители
апрель
Беседа «Фольклор в семье»
Фольклорное развлечение
«В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу....»
Воспитатели
Родители
Родители
Воспитатели
май
Консультация «Безопасность детей в летний период»
Развлечение «Ура! Вот и лето пришло!»
Воспитатели
Родители
Муз.руководитель
Воспитатели
2.2. Содержание Программы
Одевание на прогулку
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам надевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
Раз,два,три,четыре,пять
Собираемся гулять.
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
Хороши сапожки
Не замерзнут ножки.
Чтоб не мерзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят.
Обед
Час обеда подошел, Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа.
На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна.
Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери.
Глубоко и мелко, Корабли в тарелке, Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот.
Посадим на ложку Капустку, картошку — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке Капустки, картошки. И нет на тарелке — гляди!
Спасибо солнышку за свет, Спасибо няне за обед, Спасибо всем моим друзьям, Спасибо вам и вам и вам! Спасибо тетям поварам! Спасибо тем, кто варит нам Ну давай, Алешка! Поработай ложкой! Скушай все до крошки И еще немножко
Куклу? Кормили! Зайку? Кормили! Мишку? Кормили! А Машу? Забыли!
Ест собачка: ам-ам-ам Я собачке каши дам Ест собачка с плошки, А дочурка с ложки
Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой Ждет лошадка у ворот - Открывай скорее рот (ложка)
Вот девочка Маша. А вот каша. Вкусная каша, ешь, Маша. Ложку - за брата Антошку! Ложку - за Лушку-подружку! Ложку - за рыжую кошку, ложку - за мышку-крошку, ложку - за пса Тимошку, ложку - за уточку-хромоножку! За Машу - последнюю ложку! Вот и вся каша. Молодец, Маша!
Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели по немножку
Умывание
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. Будет мыло пениться , Грязь куда-то денется
Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся.
Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу.
Хоть с тобой я ссорюсь часто, Гребешок зубастый, Здравствуй! Без тебя нельзя сестричке Заплести свои косички. Без тебя пришлось бы брагу Целый день ходить лохматым
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся - Маму, дочка, слушайся.
Люли- люли, люленьки Прилетели гуленьки . Сели гули на кровать , Стали гули ворковать , Стали гули ворковать . Детку тихо усыплять Спи малютка почивай , Спи тихонько отдыхай
Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши.
Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все давно уж спать должны, Наши дети тоже
Горшок
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!
Прыг-скок, прыг-скок, Мы присядем на горшок. Мы поели, мы попили, Про него чуть не забыли! Послушные детишки Сделают делишки: А-а-а и пись-пись-пись. Только ты не торопись!
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Игровая деятельность
Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати». Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».
Рисование
«Спрячем божью коровку в траве»г «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).
Лепка
«Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик».
Конструирование
«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Ознакомление с худ.литературой
Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».
Театрализованная деятельность
Драматизация потешек. Занятия в кружке «Театр одного актера». Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Котик простудился», «Волшебная дудочка», «Водичка, умой мое личико».
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с огурцом.Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.
Физическое развитие
Занятия: «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси».Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает
Музыкальное развитие
Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два вееелых гуся».
ФОРМЫ:
занятия, досуги, музыкальные занятия, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность
( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
Методы: наблюдение, рассказ, музыкальные игры, показ.
Организация образовательной деятельности – одно из важных условий реализации Программы. Главными образовательными ориентирами являются:
Обеспечение эмоционального благополучия детей.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:
общается с детьми доброжелательно;
внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями;
помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения и решения игровых познавательных задач;
обеспечивает в течении образовательной деятельности чередование ситуаций, в которых дети играют или выполняют какие-то задания вместе, в небольшой группе детей и, при желании, индивидуально.
Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям.
Для формирования доброжелательных, внимательных отношений, воспитатели в группе:
устанавливают понятные для детей правила взаимодействия;
создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
поддерживают инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
3. Формирование самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами;
изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
быть по возможности автономными в своих действиях и в принятии доступных им решений.
С целью поддержки детской инициативы педагог регулярно создает ситуации, в которых дошкольники учатся:
при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
- оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагог выбирает самостоятельно в соответствии с задачами конкретной образовательной ситуации или занятия. Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только от возрастных, но и от индивидуальных особенностей и образовательных потребностей воспитанников, от их личных интересов, мотивов, ожиданий и желания детей.
Реализация Программыпредусматривает разные формы организации детей в различных видах деятельности:
совместная деятельность взрослого с детьми, где взрослый выполняет функции педагога - обучает детей чему-то новому;
совместная деятельность детейс педагогом, при которой дети и педагог равноправные партнёры;
совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
совместная деятельность группы детей без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этом случае не является участником деятельности, а выступает в роли ее организатора, ставит задачу группе детей, оценивает результат деятельности;
самостоятельная, спонтанно возникшая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога;
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов.
Виды детской деятельности:
Образовательная деятельность во время занятий.
Основным видом реализации Программы является совместная деятельность взрослых и детей во время занятий разных типов:
комплексные: в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на содержании и видах деятельности по разным модулям Программы;
интегрированные занятия: представляют собой объединение нескольких видов деятельности по одному модулю Программы;
комбинированные: сочетание разных видов деятельности или нескольких задач, не имеющих логических связей между собой;
итоговые (обобщающие): закрепляются знания и раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких модулей Программы;
практико-ориентированные: основной вид занятия, во время которых дошкольники реализуют на практике приобретенные знания.
Во всех видах занятия преимущественно используются игровые формы обучения. Количество участников по подгруппам (малые группы) или всей группой зависит от темы занятия.
Игровая свободная деятельность детей.
С целью закрепления материала, полученного на занятиях и практической реализации умений, организуется игровая свободная деятельность детей, связанная с тематической направленностью программы. Используются разные виды игр: дидактические, настольно-печатные, словесные. Для организации игровой деятельности педагоги:
создают в течение дня условия для свободной игры детей;
определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
наблюдают за играющими детьми, отмечают, какие именно события и знаний отражаются в игре;
- косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (предлагают новые идеи или способы реализации детских идей).
Познавательная деятельность в режимных моментах.
Стимулировать детскую познавательную активность по тематики Программы в течении дня педагог может:
регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
помогая организовать обсуждение;
предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Методы проведения занятий педагог подбирает самостоятельно в зависимости от цели и содержания образовательной деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
наглядный (демонстрация педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение практических заданий, игры и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитанников:
объяснительно-иллюстративный – дошкольники воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Календарное планирование образовательной деятельности
таблица № 1
Перспективный план по программе « От рождения до школы »
под ред.Н.Е.Вераксы
№ п/п
тема
Цель или краткое содержание работы
Сентябрь
1 неделя
Путешествие в чудесную страну русских потешек.«Катя, Катямаленька…».
Познакомить детей с новой потешкой, обыграть потешечку, повторить с помощью взрослого .
2 неделя
«Киска, киска, брысь».
Познакомить детей с новой потешкой, обыграть потешечку, повторить с помощью взрослого .
3 неделя
Наша Маша маленька…».
Познакомить детей с новой потешкой, обыграть потешечку, повторить с помощью взрослого.
4 неделя
«Киска, киска, брысь».
Помочь детям понять содержание потешки, инсценировать, повторить с помощью взрослого, самостоятельное.
Октябрь
1 неделя
Петушок, петушок…».
(Познакомить детей с новой потешкой, обыграть потешечку, повторить с помощью взрослого).
2 неделя
«Катя, Катя маленька…».
Помочь детям понять содержание потешки, обыграть потешечку, повторить с помощью взрослого).
3 неделя
«Петушок, петушок…».
Прививать интерес к потешкам.Помочь детям понять содержание потешки, обыграть потешечку,
4 неделя
«Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай».
Познакомить детей с новой потешкой.Помочь детям понять содержание потешки, обыграть потешечку,
Ноябрь
1 неделя
«Солнышко-ведрышко».
Познакомить с новой потешкой.Помочь детям понять содержание потешки, обыграть потешечку,
2 неделя
«Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай».
Помочь детям понять содержание потешки, обыграть потешечку,
3 неделя
«Солнышко-ведрышко».
». Вызвать у детей желание слушать потешкунеоднократно .Самостоятельно обыгрывать, повторять за взрослым.
4 неделя
Водичка, водичка…».
Познакомить детей с новой потешкой. Вызвать у детей желание слушать потешку неоднократно.
Декабрь
1 неделя
«Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки».
Познакомить детей с русской народной песенкой.Вызвать у детей желание слушать песенку неоднократно.
2 неделя
«Киска, киска, брысь».
Вызвать у детей желание проговаривать слова потешки. Повторять за взрослым.
3 неделя
«Сорока – белобока».
Имитировать действия пальчиками, согласно текста.
4 неделя
«Огуречик, огуречик…»
Познакомить с новой потешкой. Вызывать желание слушать.
Январь
1 неделя
«Водичка, водичка…».
Продолжать знакомить с потешкой. Помочь понять содержание и обыграть слова действиями
2 неделя
«Сорока – белобока».
Имитировать движения, согласно текста.
3 неделя
«Огуречик, огуречик…».
Помочь запомнить новую потешку. Повторять за взрослым.
4 неделя
«Пошел котик на торжок».
Познакомить детей с новой потешкой.Вызывать желание слушать.
Февраль
1 неделя
«Ай, дуду, дуду, дуду…».
Познакомить с народной песней – присказкой.
2 неделя
«Пошел котик на торжок».
Повторить с детьми потешку.
3 неделя
«Ай, дуду, дуду, дуду…»
Упражнять детей в проговаривании слов из потешки.
4 неделя
«Вышла курочка гулять…».
Познакомить детей с народной песенкой.
Март
1 неделя
«Наша Маша маленька…».
Вызвать у детей желание слушать потешку неоднократно.
2 неделя
«Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки».
Познакомить детей с новой песенкой. Имитировать движения по содержанию текста.
3 неделя
«Наши уточки с утра…».
…». Вызвать у детей желание слушать потешку неоднократно.
4 неделя
«Пошел котик на торжок».
Повторить с детьми народную песенку.
Апрель
1 неделя
«Наши уточки с утра…».
…». Повторить с детьми потешку. Вызвать у детей желание проговаривать слова.
2 неделя
«Мальчик – пальчик».
Познакомить с новой потешкой. Имитировать движения по содержанию текста.
3 неделя
«Катя, Катя маленька…».
Вызвать желание слушать потешку неоднократно. Повторять за взрослым
4 неделя
«Мальчик – пальчик».
Имитировать движения по тексту потешки.
Май
1 неделя
«Курочка – рябушечка».
Познакомить детей с новой потешкой.
2 неделя
«Вышла курочка гулять…».
Проговаривать слова, имитировать движения по тексту.
3 неделя
«Огуречик, огуречик…».
Помочь детям проговаривать потешку.
4 неделя
«Курочка – рябушечка».
Учить детей различать домашних птиц и детенышей.
3.2. Учебно-методическое обеспечение Программы
По данной программе используется следующий учебно-методическийматериал:
- ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
- подготовить консультации для родителей:
«Игры с потешками дома», «Мастер класс «Пальчиковые игры с мамой»».
Опрос родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
Работа с детьми
Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».
П/и «Мышеловка»
Хороводные игры «Колпачок», «Пузырь»
Рисование «Зернышки для птички»
Чтение и обыгрывание потешек «Киска, киска брысь».
Рисование «Петушок»(ладошкой)
П/и «Вышла курочка гулять»
Хороводная игра «Шла коза по лесу…»
Чтение и обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»
Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
Лепка «Испечем прянички»
Хороводная игра «Ходит Ваня»
Конструирование «Домик для кошечки»
Чтение и драматизация сказки «Теремок»
Чтение потешек, закличек о солнышке.
Рисование «Лучики для солнышка»
Совместная деятельность
с родителями
Чтение потешек детям дома.
Заучивание потешек вместе с детьми.
Участие в оформлении стенда «Наши любимые потешки».
Изготовление картотек – иллюстраций “Потешки наши друзья ”
Сбор методической литературы и размещение ее на сайте ДОУ.
3.3. Список использованной литературы
1. , Яшина Развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
2. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание.-1985.
3. Мельников Детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
4. Карпинская Слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972.
5.Образовательный процесс, планирование на каждый день группа раннего возраста 2-3 г., под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Ресурс Интернет (сайта):
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/129122-ispolzovanie-poteshek-v-rabote-s-detmi-doshko
IV.КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Приоритетным направлением парциальной программы «Потешечки» я считаю:
развитие познавательно-речевого интереса детей методом введения элементов русского фольклора, а именно потешек.
Эти произведения народного творчества, которые первыми слышит ребенок, я решила применить в своей работе.
При целенаправленном и систематическом использовании потешеку детей развивается связная речь, формируется грамматический строй речи, развиваются эмоции, произвольное внимание, фонематический слух, речевая память, чувство ритма, быстрота реакций, ребенок учится не только говорить, но и думать. Благодаря большому многообразию потешек, я могу использовать их не только в режимных моментах, но и погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить.
Потешки в период адаптации помогают установить первоначальный контакт. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешкапомогает вызвать у ребенка положительные эмоции, симпатию к пока еще незнакомому человеку – воспитателю.
Потешки играют огромную роль в развитии речи детей, они богаты повторами, фразеологизмами, эпитетами. Способствуют развитию фантазии и образному мышлению.
С помощью потешек у детей воспитываю положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, и так далее .
Таким образом, я пришла к выводу, что целенаправленное и систематическоеиспользование потешек в работе с детьми помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Потешки имеют большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.